МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕСТИРОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ
(РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА)
Итоговая аттестация выпускников школ
Астана, 2018
ВВЕДЕНИЕ
Итоговая аттестация выпускников – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования. В рамках обновления содержания образования меняется и формат итоговой аттестации.
Согласно приказу Министра образования и науки РК от 16 ноября 2016 года № 660 «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки РК от 18.03.2008 № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся» итоговая аттестация выпускников школ будет проводиться по 5 предметам в следующих формах:
–письменный экзамен по родному языку и литературе (язык обучения) в форме эссе;
–письменный экзамен по алгебре и началам анализа;
–устный экзамен по истории Казахстана;
–тестирование по казахскому языку в школах с русским, узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения; русскому языку в школах с казахским языком обучения;
– предмет по выбору – тестирование.
Разнообразие форм контроля по конкретным предметам выбрано с учетом их специфики. Проведение итоговых экзаменов позволит проверить умения и навыки выпускников, указанные в государственном общеобязательном стандарте образования и сформированные в рамках школьных предметов в течение всех учебных лет.
Цель данного пособия–дать методические рекомендации по написаниюэссе и представить критерии оценивания письменного экзамена по русскому языку и литературе. В пособии также указана специфика эссе и его отличие от сочинения, приведены примеры эссе с анализом.
ЭССЕ. СТРУКТУРА ЭССЕ
Жанр эссе находится в постоянном развитии и становится особенно востребованным в настоящее время, когда обществу требуется конкурентоспособная личность.
Эссе – это прозаическое сочинение, имеющее композиционную цельность и логическую последовательность. Эссе должно выражать личное мнение по данной проблеме, дополненное примерами из художественных текстов, средств массовой информации и личного жизненного опыта.
Целью написания эссе является развитие умения учащихся творчески осмысливать выбранную тему, выражать свое мнение и суждение по поставленной проблеме, аргументируя свою позицию.
Задачи:
1. Уметь последовательно и логически верно передавать собственное суждение.
2. Уметь аргументировать, приводя примеры соответствующей теме.
3. Показать навыки ассоциативного и критического мышления.
4. Показать грамотное орфографическое, пунктуационное, стилистическое написание текста.
5. Показать разнообразие словарного запаса.
Отличительные признаки эссе:
- прозаическое произведение;
- небольшой объем;
- субъективные впечатления и размышления автора;
- композиционная цельность;
- образность и цитирование.
В отличие от сочинения эссе трактует одну частную тему и передает «индивидуальные впечатления, суждения, соображения автора о той или иной проблеме, о том или ином событии или явлении».Эссе свойственнопреобладание впечатлений, а не фактов, непринужденность, эмоциональность изложения, смешение речевых, стилистических пластов. Оно ориентируется на разговорную речь, которая обеспечивает легкость, доверительность обращения к читателю(таблица 1).
Таблица 1 – Отличие эссе от сочинения
Эссе | Сочинение | |
Определение | разновидность очеркового жанра или вид творческой работы, представленной в форме аргументированного рассуждения и отражающей субъективную авторскую позицию по отношению к общественно значимой проблеме социального, морально-этического, научного, культурно-исторического плана | творческая работа по заданной теме, которая может быть выполнена как описание, повествование, рассуждение или анализ художественного текста, литературных образов, эстетических концепций |
Цель | побудить читателей к размышлению, вызвать у них эмоциональный отклик на прочитанноеблагодаря убедительности и яркости изложения | развить навыки устной и письменной речи, связанные с умением формулировать собственные суждения по проблемным вопросам, анализировать отдельные явления, факты или фрагменты текста, излагать мысли в логической последовательности, производить обобщения и делать выводы |
Способ раскрытия темы | субъективная авторская позиция | объективный анализ |
Композиция | свободная | структурированная |
Существует несколько видов эссе.
По содержанию: философские, литературно-критические, исторические, художественные, публицистические.
Обязательные компоненты эссе:
· осмысление предложенной темы
· выделение проблемы
· формулирование идеи эссе в виде тезиса (тезисов)
· аргументация авторской позиции
· авторская оценка темы и выбранной проблемы
Свободная форма эссе позволяет располагать обязательные компоненты в произвольном порядке.
Ø Осмысление темы
Ученик, опираясь на личный опыт, собственное видение, объясняет свое понимание темы, используя в качестве доказательства примеры из художественных произведений.
Ø Выделение проблемы
Тема текста позволяет выделить ту или иную проблему, подлежащую обсуждению. При этом необязательно, чтобы ученик принял позицию, обозначенную в теме.
Ø Формулирование идеи эссе
Рекомендуется идею эссе представить в виде тезиса (тезисов). Тезисом может быть авторская мысль, цитата,фразеологизм, пословица, поговорка, риторическое восклицание.
Ø Аргументация
Тезис (тезисы) требует аргументации. Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнения ученых, на литературные произведения и др. Фактический материал может быть отправной точкой в размышлениях автора.В эссе используется не менее двух аргументовиз любых вышеперечисленных источников.
Аргументы должны быть вескими и убедительными.
Ø Авторская оценка темы и выбранной проблемы
Для эссе характерно кольцевое обрамление, поэтому важно в конце работы вернуться к заявленному тезису (тезисам), чтобы дать оценку проблеме.
Примечание: оригинальным считается то эссе, в котором автор сумел заинтересовать читателя свободной организацией композиции, неожиданным сцеплением фактов, ассоциаций, афористичностью языка, новизной выводов.
Рекомендации для учащихся по работе над эссе:
Для написания интересного эссе необходимо помнить, что оно предполагает понимание цели написания, ярко выраженную авторскую позицию по предложенной теме, искренность, эмоциональность, умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, приводить широкий спектр аргументированных доводов и суждений, показывая высокий интеллектуальный уровень знаний.
Несмотря на свободную форму организации композиции, структура эссе предполагает такие части, как введение, основная часть и заключение.
Вводная часть
· В вводной части автору достаточно включить 1-2 абзаца, состоящих из 2 и более предложений, которые позволят привлечь внимание читателя, подвести его к проблеме, которой посвящено эссе.
· Можно начать с цитаты или яркой фразы. Для привлечения внимания можно использовать риторические вопросы, сравнительную аллегорию, когда неожиданный факт или событие связывается с темой эссе.
Основная часть
· Основная часть состоит из тезиса (тезисов) и нескольких аргументов.
· Тезис необходимо оформить в виде короткой законченной мысли, которую хочет донести автор до читателя эссе.
· Рекомендуется включать слова и словосочетания, позволяющие дополнить высказывания необходимой информацией, характерные для данного типа текста.
·
Заключение
· В заключительной части автору необходимо сделать выводы и подвести итоги.
· Заключение и вступление должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении резюмируется мнение автора).
· В заключении можно использовать слова и словосочетания, позволяющие подвести итог и сделать резюме.
Успешность написания эссе зависит от четко составленного плана для организации своих мыслей (написание планав окончательной редакции работы не требуется), установления связей между ними, от систематической практики и от умения интегрировать знания и навыки, полученные из различных предметных областей, а также знание художественных текстов.
Форма проведения эссе. На написание эссе по родному языку и литературе отводится 3 астрономических часа. На выбор будет предложено 10 тем эссе: 5 литературных тем, 5 свободных тем.
Рекомендуемое количество слов – 250-300 слов. Участникамэкзамена разрешаетсяпользоваться хрестоматиями, текстами произведений,орфографическими, толковыми словарями, энциклопедическими словарями крылатых слов и выражений.
IIКРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭССЕ
Эссе учащихсяоценивается по критериям, представленным в Таблицах 2-5.
Таблица 2 –Критерии оцениваниясодержания эссе
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
Глубина раскрытия темы и убедительность суждений 2 балла | убедительное осмысление предложенной темы | |
эссе не соответствует основной теме | ||
выделение проблемы | ||
неверно выделена проблема или проблема не обозначена | ||
Аргументация 3 балла | наличие аргумента(-ов) из художественного произведения, соответствующего теме эссе | |
отсутствие аргумента(-ов) из художественного произведения | ||
наличие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора | ||
отсутствие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора | ||
наличие индивидуальной позиции автора | ||
отсутствие индивидуальной позиции автора | ||
Композиционная цельность и логичность 3 балла | наличие композиционной цельности, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается | |
нарушена композиционная цельность | ||
наличие внутренней логики, умение идти от частного к общему, от общего к частному | ||
нарушена последовательность изложения мысли во всех частях работы, нет внутренней логики | ||
оригинальность (интересные сцепления, неожиданные повороты), новизна выводов | ||
не продемонстрирован индивидуальный итворческий подход | ||
Речевая культура 2 балла | использование художественно-изобразительных средств и стилистических фигур | |
однообразие грамматического строя речи, бедный словарь | ||
эмоциональность, живость речи | ||
низкое качество речи | ||
Максимальный балл |
Таблица – 3 Шкала перевода баллов в отметку
Баллы | Отметка |
9-10 | |
7-8 | |
4-6 | |
0-3 |
Таблица 4 – Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи эссе
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
Орфография 3 балла | орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка | |
допущено 1-2ошибки | ||
допущено 3-5 ошибок | ||
допущено более 5 ошибок | ||
Пунктуация 3 балла | пунктуационных ошибок нет или допущена 1 ошибка | |
допущено 2-3 ошибки | ||
допущено 4-5 ошибок | ||
допущено более 5 ошибок | ||
Соблюдение грамматических норм 2 балла | грамматических ошибок нет или допущена 1 ошибка | |
допущено 2-3 ошибки | ||
допущено более 4 ошибок | ||
Соблюдение речевых и стилистических норм 2 балла | стилистических и речевых ошибок нет или допущена 1 ошибка | |
допущено 2 - 3 ошибки | ||
допущено более 3 ошибок | ||
Максимальный балл |
Таблица 5 – Шкала перевода баллов в отметку
Баллы | Оценка |
9-10 | |
7-8 | |
4-6 | |
0-3 |