ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Автор (фамилия, имя, отчество полностью) загружаемого материла | Халиуллина Гюзель Фоатовна |
2. Место работы (полное наименование ОУ, город, область), должность | МОУ Новосалмановская СОШ Алькеевского муниципального района, учитель начальных классов |
3. Предмет | ИЗО |
4. Класс | 4 класс |
5. Название материала | Рабочая программа учителя. |
6. Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.) | Рабочая программа |
7. Название темы или раздела учебного курса | |
8. УМК, авторы образовательной программы | Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Учебник. 4 класс. – М.: Дрофа, 2008; Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Дрофа, 2009, автор В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина. |
9. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного мероприятия и т.п.) | Цельюявляется художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение уч-ся к миру изо как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития личности. Задачи: 1.Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка. 2.Формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации 3.Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного 4.Воспитание интереса и любви к искусству. |
10. Среда, редактор, в котором выполнен продукт | Microsoft Word |
11. Необходимое оборудование и материалы для занятия | Ноутбук, раздаточный материал, дидактический материал, музыкальный центр, репродукции картин известных художников. |
12. Как реализуется на уроке (время и место, форма использования) | Урочная. Форма использования: индивидуально. |
13. Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке) | |
14. Краткое описание, методические рекомендации по использованию | Рабочая программа по «ИЗО» составлена в соответствии с требованиями: к структуре, к результатам, к условиям реализации основной образовательной программы общего образования, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на ступени начального образования. |
15. Список используемых источников | Список литературы: 1. Примерные программы начального общего образования. Москва, 2007г. 2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование. (Минобразования России и Президиума Российской академии образования. Москва, 2004г). 3. В.В.Асеева. ИЗО. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 4. Кузин, В. С., Кубышкина, Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе. – М.: Дрофа, 2006. 5.Электронные учебные пособия: Музыкальная фонохрестоматия. «Слушаем музыку, поём». Приложение к журналу «Начальная школа», 2010 г |
16. Если авторский материал был ранее где-то опубликован или размещен, то укажите его местонахождение или адрес сайта (ссылку). Либо сделайте пометку: данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался | Данный материал ранее нигде не публиковался и не размещался |
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/ Крашенинникова С.А./ Протокол № ____ от «____»____________2010 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Новосалмановской СОШ» _______/Л.В. Грунина/ «____»____________2010 г. | «Утверждено» Руководитель МОУ «Новосалмановской СОШ» ________/А.Ф. Махмутов/ Приказ № _____ от «____»___________2010 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя начальных классов
Халиуллиной Гюзель Фоатовны, I квалификационной категории
МОУ «Новосалмановская СОШ»
по изобразительному искусству, 4 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол №_______ от
«_____»______________2010 г.
2010-2011 учебный год
УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 4Б
Учитель Халиуллина Г.Ф.
Количество часов
Всего 34 час; в неделю 1 ч ас.
Планирование составлено на основе Примерные программы начального общего образования, 2007 г
Учебник « Изобразительное искусство». В.С.Кузина, Э.И.Кубышкина. – изд. – М.: Дрофа, 2008
Дополнительная литература
1.Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал.
2.Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
3. ИЗО. В.В.Асеева. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
4. Ребёнок и творчество. Приложение к журналу «Начальная школа», 2010 г
5. Репродукции картин известных художников
Электронные учебные пособия:
Музыкальная фонохрестоматия. «Слушаем музыку, поём». Приложение к журналу «Начальная школа», 2010 г
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы начального общего образования по ИЗО и программы по математике для 4 класса (автор В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина)
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи обучения ИЗО на ступени начального общего образования изложенные в пояснительной записке к примерной программе по ИЗО.
Рабочая программа и тематический план ориентированы на использование учебника «Изобразительное искусство» (автор В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина -изд.- Москва «Просвещение», 2008г) включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2010/2011 учебный год.
Согласно действующему учебному плану школы рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение ИЗО в объеме 1 часа в неделю.
Целью является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение уч-ся к миру изо как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития личности.
Задачи:
1.овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка
2.формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки и аппликации
3.развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного
1. воспитание интереса и любви к искусству
В результате изучения изобразительного искусстваученик должен знать:
Знать
- о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения
- о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре
- о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фафару (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова
- об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя)
- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками
- правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)
Уметь
- выражать отношение к произведению
- чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом
- изображать форму, строение, цвет предметов
- соблюдать последовательное выполнение рисунка
- определять холодные и тёплые цвета
- выполнять эскизы декоративных узоров
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге
- применять приёмы народной росписи
- расписывать готовые изделия по эскизу
- применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек
Рабочая программа ориентирована на использование пособий для учителя:
1.Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал.
2.Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».
3. В.В.Асеева. ИЗО. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
4.Приложение к журналу «Начальная школа». Ребёнок и творчество.. 2010 г
5. Репродукции картин известных художников
6.Электронные учебные пособия:
Музыкальная фонохрестоматия. «Слушаем музыку, поём». Приложение к журналу «Начальная школа», 2010 г
и дополнительной литературы для учащихся:
1. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2009 г
№ п/п | Дидактическая единица (раздел темы) | Кол-во часов | Тип урока | Контроль | Вид учебной деятельности | Планируемый результат | Дата проведения | Примечание | |
планируемый | фактический | ||||||||
1 четверть. | |||||||||
Красота в умелых руках | |||||||||
Летние впечатления. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование по памяти и представлению | Формирование графических умений и навыков в изображении предметов симметричной формы карандашом, акварельными красками | |||||
Рисование листьев | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Передача пропорций, характерных особенностей формы, цвета осенних листьев; совершенствование графических умений в рисовании от общего к деталям | |||||
Натюрморт из фруктов и овощей. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Уметь выполнять наброски фруктов и овощей с натуры Чувство композиции при размещении двух предметов на листе бумаги Формирование графических и навыков работы сразу акварельными красками в изображении объёмных предметов простой формы | |||||
Искусство натюрморта - предметы в группе. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Знать жанр натюрморта Уметь рисовать с натуры предметы в группе, видеть красоту | |||||
Искусство натюрморта - предметы в группе, продолжение | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Знать жанр натюрморта Уметь рисовать с натуры предметы в группе, видеть красоту | |||||
Узор в круге из растительных, природных форм. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с образца | Знать цветочные росписи Жостова, Городца, Гжели, Хохломы, последовательность работы над цветочной росписью Уметь рисовать растительный узор в круге | |||||
Осень во дворе. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Тематическое рисование | Знать виды пейзажного жанра Уметь передавать свои наблюдения | |||||
Дерево. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры по памяти реальных объектов | Чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков в действительности и в изображении Уметь рисовать с натуры, по памяти деревьев | |||||
Праздничный город (аппликация) | Комбинированный | Самостоятельная работа | Декоративно- прикладное творчество | Освоить особенности архитектуры Формирование навыков конструирования из бумаги, картона | |||||
2 четверть. | |||||||||
Рисование с натуры фигуры человека. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы Уметь выполнять различными способами набросков с натуры фигуры человека | |||||
Рисование с натуры фигуры человека, продолжение | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Знать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, последовательность ведения работы Уметь выполнять различными способами набросков с натуры фигуры человека | |||||
Люди труда в изо. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Тематическое рисование, рисование по памяти | Совершенствовать навыки изображения человека в движении, в трудовой деятельности Уметь изображать фигуру человека в движении | |||||
Профессия человека (лепка) | Комбинированный | Самостоятельная работа | Лепка по памяти и с натуры | Уметь работать с пластилином, уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объёме | |||||
Иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке». | Урок- путешествие | Самостоятельная работа | Тематическое рисование | Эстетическое восприятие произведений изо на сказочные мотивы Формирование умения выделять главное в рисунке | |||||
Народные игрушки (лепка) | Комбинированный | Самостоятельная работа | Лепка по образцу, декоративная роспись | Знать виды декоративно-прикладного искусства(дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки) Уметь работать с пластилином, передавать в лепных изделиях объёмную форму, её пропорции, соотношения | |||||
Русский фигурный пряник (лепка) | Комбинированный | Самостоятельная работа | Лепка, декоративно- прикладное творчество | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи | |||||
3 четверть. | |||||||||
Зима | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование по памяти и представлению | Уметь передавать свои наблюдения, впечатления, цветовую гамму зимней природы | |||||
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане». | Комбинированный | Самостоятельная работа | Тематическое рисование | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета | |||||
Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане», продолжение | Комбинированный | Самостоятельная работа | Тематическое рисование | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета | |||||
Сюжетная аппликация по сказке «По щучьему велению». | Комбинированный | Самостоятельная работа | Тематическое рисование, аппликация | Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации | |||||
Сюжетная аппликация по сказке «По щучьему велению», продолжение | Комбинированный | Самостоятельная работа | Тематическое рисование, аппликация | Уметь различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации | |||||
Кухонная разделочная доска. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Декоративное рисование | Знать этапы росписи изделия Уметь сравнивать различные виды и жанры изо | |||||
Современные машины. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры, по памяти реальных объектов | Выполнение линейного рисунка, пропорции, проработка деталей, цветовая разработка Уметь рисовать машин по памяти | |||||
В мирное время. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры и по памяти | Знать историю российской армии | |||||
Эскиз открытки к празднику 8 Марта (конструирование) | Комбинированный | Самостоятельная работа | Декоративное конструирование | Уч-ся должны учиться самовыражению средствами изобразительного искусства, работать с бумагой и ножницами | |||||
Рисование птицы. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры и по памяти | Знать жанр анималистики в изо Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение животных; рисование с натуры | |||||
4 четверть. | |||||||||
Рисование животного. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с таблицы | Уметь рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти | |||||
Иллюстрирование басни И.А.Крылова. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование по теме | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы, передавать формы, цвета, изображаемых объектов | |||||
Рисование аквариума. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры, декоративное рисование | Знать особенности строения призматических форм Уметь рисовать коробку, ящик | |||||
Круг в перспективе. | Комбинированный | Самостоятельная работа | Знать этапы рисования с натуры геометрических тел Уметь рисовать стакан(кружки, вёдра, бидон) | ||||||
Рисование гипсового шара | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Знать приём штриховки, передачи светотени «по форме» Уметь рисовать предметы несложной формы, использовать различную штриховку для выявления объёма | |||||
Рисование натюрморта из 2 гипсовых тел | Комбинированный | Самостоятельная работа | Рисование с натуры | Знать особенности строения призматической, цилиндрической, шаровой формы в натюрморте Уметь рисовать натюрморт из двух тел | |||||
Антивоенный плакат | Комбинированный | Самостоятельная работа | Лепка, декоративно- прикладное творчество | Знать термины «эмблема», «символ» Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение человека, различать основные и составные, тёплые и холодные цвета | |||||
Искусствоведческая викторина. | Обобщающий | Самостоятельная работа | Игровые формы, конкурсы, творческие задания | Знать известные центры народных художественных ремёсел России Уметь узнавать выдающихся художников, называть их авторов; определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства |
Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по искусству (ИЗО) составлена с использованием нормативно-правовой базы:
· Закон РФ «Об образовании»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования 2004 г.;
· Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ 2004 г.;
· Примерные программы начального общего образования, опубликованные в сборнике нормативных документов. Москва. Издательство «Дрофа». 2007 г.;
· Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений/ В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов. – М.: Дрофа, 2008 г.;
· Базисный учебный план образовательных учреждений Воронежской области 2004 г.;
· Школьное положение о рабочей программе.
Рабочая программа по искусству (ИЗО) определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса искусства (ИЗО) в 4 классе в МОУ «Тресвятская СОШ».
Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по искусству (ИЗО).
Функции документа.
- нормативная, т. е. является документом, обязательным для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, т. е. определяет ценности и цели;
- определения содержания образования, т. е. фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, т. е. определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, т. е. выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
Структура документа.
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план (содержание программы).
4. Календарно-тематическое (поурочное) планирование.
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
6. Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.
7. Критерии и нормы оценки знаний, умения и навыков учащихся.
8. Перечень учебно-методического обеспечения.
9. Список литературы (для учителя).
Общая характеристика учебного предмета.
Программа «Изобразительного искусства» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» образовательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительного искусства.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Задачи уроков изобразительного искусства:
· овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации, элементарного дизайна;
· развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Путешествие по городам и странам», «Разнообразие растений», «Опора тела и движение», «Наша безопасность»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Рабочая программа по искусству (ИЗО) для 4 класса составлена на основе Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов. – М.: Дрофа, 2008 г.; федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по математике 2004 г.
При реализации рабочей программы используется УМК В. С. Кузина, входящий в Федеральный перечень учебников, утверждённый Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для реализации рабочей программы на уроках искусства (ИЗО) используются различные формы обучения: игровые, коллективные способы обучения, фронтальный и всесторонний опрос знаний, умений учащихся. Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках искусства (ИЗО) внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, осуществляется дифференцированный подход.
Согласно базисному учебному плану на изучение искусства (ИЗО) в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 1 ч в неделю (34 ч в год).
Формы и средства контроля.
Для реализации рабочей программы на уроках искусства (ИЗО) используются: фронтальная беседа, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, проблемные, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: справочники, демонстрационный материал, таблицы.
3. Учебно-тематический план (Содержание программы)
№ п/п | Раздел/ Кол-во часов | Содержание раздела |
Рисование с натуры (рисунок, живопись) (12 ч) | Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объёма. Проведении доступных учащимися объяснений к заданиям по изображению: 1) круга в перспективе; 2) фронтальной перспективы; 3) угловой перспективы. Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии. Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира. | |
Тематическое рисование (7 ч) | Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Обобщение знаний, полученных 1-3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др. Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию. | |
Декоративная работа (7 ч) | Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву; русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта. Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции. | |
Лепка (2 ч) | Лепка домашних животных с натуры или по памяти. Лепка фигурок по мотивам народных игрушек. Лепка тематических произведений на темы труда. Лепка героев русских народных сказок. | |
Аппликация (2 ч) | Составление индивидуальных и коллективных мозаичных панно из кусочков цветной бумаги, засушенных листьев. Составление сюжетных аппликаций по мотивам русских народных сказок, сказок Ш. Перро, братьев Гримм, А. С. Пушкина. | |
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч) | Основные темы бесед:
|
4. Календарно-тематическое (поурочное) планирование.
(Приложение)
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса искусства (ИЗО) 4 класса учащиеся должны ознакомиться с основными видами и жанрами изобразительного искусства
и усвоить:
· начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка;
· начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и украшении домов и предметов быта;
· начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
· основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
· начальные сведения о светотени, о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения;
· деление цветового круша на группу тёплых цветов и группу холодных;
· изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве;
должны уметь:
· рассматривать и проводить анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
· чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
· выполнять изображения отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы;
· предавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
· использовать различную штриховку для выявления объёма, формы изображаемых объектов;
· анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности светотени на поверхности предмета;
· использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, применять простейшие приёмы народной кистевой росписи;
· применять знания о линейной и воздушной перспективе, светотени, цветоведении как выразительных средствах в аппликациях и коллективных мозаичных панно;
· передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека.