Из простого отдела сбыта отдел маркетинга превратился в важнейшую функциональную сферу деятельности компании.
В развитии внутрифирменной системы маркетинга обычно выделяют 6-ть этапов развития:
Этап 1. Простой отдел сбыта. Если необходимо маркетинговое исследование или рекламную компанию, прибегали к услугам специалистов из других компаний.
Президент
руководитель отдела сбыта
– торговый персонал
прочие маркетинговые функции (наемные работники).
Этап 2. отдел сбыта, выполняющий вспомогательные маркетинговые функции. Например, расширение ассортимента – необходимы исследования и реклама, поэтому нужны специалисты: менеджер по маркетинговым исследованиям и менеджер по рекламе.
Президент –
руководитель отдела сбыта
– торговый персонал;
Директор по маркетингу
прочие маркетинговые функции (наемные работники).
Этап 3. Самостоятельный отдел маркетинга. На данном этапе сбыт и маркетинг – это две различные функции, которые должны быть тесно связаны между собой.
Президент –
руководитель отдела сбыта
– торговый персонал;
руководитель по маркетингу и прочие маркетинговые функции (наемные работники).
Самостоятельный отдел маркетинга на турпредприятии
Отдел маркетинга: Отдел сбыта:
- Разработка стратегии производства и сбыта - Продажа
- Подготовка информации для руководства - Обеспечение качественного сервисного обслуживания
- Координация действия основных структур - Административная поддержка сбытовой деятельности
- Продвижение - Подготовка информации
Этап 4. Современный отдел маркетинга. Выделяют должность исполнительного директора, который руководит отделами маркетинга и сбыта.
Президент
Исполнительный директор
по маркетингу и сбыту
руководитель отдела сбыта
руководитель по маркетингу
торговый персонал;
прочие маркетинговые функции (наемные работники
Этап 5. Эффективная маркетинговая компания
Президент
Исполнительный директор
по маркетингу и сбыту
руководитель отдела сбыта
руководитель по маркетингу
торговый персонал;
прочие маркетинговые функции (наемные работники
Эффективность функционирования маркетинговой организационной структуры будет определяться кадрами предприятия – профессиональная подготовка, мера ответственности и т.д.
Этап 6. Компания основанная на процессах и результатах. Организацию, разделенную на отделы, чаще считают предприятием для выполнения основных функций бизнеса – создание новых продуктов, привлечение покупателей и т.д. Для достижения этих целей в компании создаются смешанные команды специалистов, в которых принимают участие маркетологи и сотрудники службы сбыта. Отдел маркетинга отвечают за обучение работников, назначение их в новые команды, общую оценку их работы.
Смешанная команда с руководителем процесса
Отдел маркетинга
Маркетологи
Сегодня отделы маркетинга существуют практически в каждой крупной туроператорской компании.