Пояснительная записка
К рабочей программе по Истории России.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы курса «История России» авторского для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) М.: Просвещение, 2006 г.), допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, рассчитанной на 41 час (2 урока в неделю).В соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Данилов, А. А. История России ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2008.
В тематическом планировании выделены часы на проведение повторительно-обобщающих уроков, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания).
Планирование по истории в 8 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программе основного общего образования по истории. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено
на достижение следующих целей:
· Дать представления об основных этапах и содержании истории России XIX века.
· Показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.
· Показать – по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии.
· Показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.
· Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.
· Проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие.
· Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории); выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин); анализ целей и результатов; объяснение преимуществ и недостатков; выявление общего и различного; объяснение фактов; сопоставление различных суждений; умение использовать внешкольные источники информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.
· В процессе изучения новой истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
· Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.
Основная функция курса.
Формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.
Программа курса позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии российского общества в изучаемую эпоху, ознакомиться с активным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.
В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.
Гуманизация при изучении данного курса.
Она прослеживается:
· в отборе учебного материала (внимание к историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографическим сведениям, традициям культурного наследия, социальному поведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);
· в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний и ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемым историческим явлениям и событиям);
· в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания);
· обращение к диалоговому обучению;
· создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности;
· в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;
· в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, развитие, исторические условия и теории - то, что развивает способность понимания исторических эпох;
· в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников;
· в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным условием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).
Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами:
· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
· Приказ Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2010/11 учебный год.
Для работы по данному тематическому планированию используются
следующие учебные пособия:
· Данилов, А. А. История России ХIX век / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. -М.: Просвещение, 2008.
· Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России для 8 класса к данному учебнику.
· Авторские презентации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
(41 урок)
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Название тем уроков | Кол-во часов | Сроки |
Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (21ч) | |||
1-2. | Россия на рубеже ХVШ-ХIХ вв. | Сентябрь | |
3. | Внутренняя политика Александра I в 1801 -1806 гг. | ||
4. | Реформаторская деятельность М.М. Сперанского. | ||
5. | Внешняя политика Александра 1801-1812 гг. | ||
6. | Отечественная война 1812 г. | ||
7. | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг. | ||
8. | Внутренняя политика Александра I в 1813-1825 гг. | ||
9. | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. | Октябрь | |
10. | Общественное движение первой четверти XIX в. | ||
11. | Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. I | ||
12. | Повторительно-обобщающий урок по теме: Внутренняя и внешняя политика Александра I. | ||
13. | Внутренняя политика Николая I. | ||
14. | Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в. | ||
15. | Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. | ||
16. | Общественное движение 30-50-х гг. | ||
17. | Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя. | Ноябрь | |
18. | «Золотой век» российской культуры. Наука и образование. | ||
19. | Русские первооткрыватели и путешественники. | ||
20. | Перемены в быту основных сословий населения. | ||
21. | Повторительно-обобщающий урок по теме: Россия при Николае I. | ||
Тема 2. Россия во второй половине XIX в. (20 ч) | |||
22. | Накануне отмены крепостного права. | ||
23. | Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г. | Декабрь | |
24. | Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в. | ||
25. | Социально-экономическое развитие России в 60-70-х гг XIX в. | ||
26. | Общественное движение: либералы и консерваторы | ||
27. | Зарождение революционного народничества и его идеология. | ||
28. | Революционное народничество второй половины 60-х –начала 80-х гг. XIX в. | ||
29. | Внешняя политика Александра II. | ||
30. | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | ||
31. | Внутренняя политика Александра III. | Январь | |
32. | Экономическое развитие в годы правления Александра III | ||
33. | Положение основных слоев общества. | ||
34. | Общественное движение в 80-90-е гг. | ||
35. | Внешняя политика Александра III. | ||
36. | Просвещение и наука. | ||
37. | Литература и изобразительное искусство. | Февраль | |
38. | Архитектура, музыка, театр, народное творчество. | ||
39. | Быт: новые черты в жизни города и деревни. | ||
40. | Повторительно-обобщающий урок по теме:Россия во второй половине XIX в. | ||
41. | Итоговое повторение. |