Антропогенные воздействия на биосферу




ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

Контрольные задания для студентов заочной формы обучения

 

 

 

 

Омск – 2004

 

 

Составитель Скрипко Тамара Васильевна, канд.хим.наук, доцент

 

 

Представлены контрольные задания по общей экологии.

Цель выполнения контрольных работ – определение степени усвоения изученного материала, углубление и закрепление полученных знаний и умений по дисцип­лине.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета.
ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.

Б.Шоу

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А.Дистервег

 

 

Методические рекомендации

Экология как сфера познания переживает сейчас бурное развитие, отражая прежде всего интересы человека в окружающем его мире. Особое внимание при этом уделяется главному кошмару современности – грозящим экологическим катастрофам глобального масштаба.

Одна из главных задач в обеспечении выживания человечества – это смена методологии во взаимоотношениях с живой природой. Новая стратегия должна включать поиск людьми оптимальной модели нормальной человеческой жизни, основанной на принципе гуманизма, путем формирования человека с новым уровнем развития планетарного мышления, экологической культуры и чувством высокой степени ответственности перед обществом и природой.

Дисциплина «Экология » ставит своей целью охватить основные аспекты проблемы обеспечения экологически безопасного существования и развития человеческого общества. Для этого курс «Экология » отталкивается от элементов общей экологии и пытается осмыслить принципы охраны окружающей среды при различных видах техногенного воздействия.

Основной вид учебных занятий студентов-заочников – самостоятельная работа над материалом. В курсе «Экология» она слагается из следующих элементов: изучение дисциплины по учебникам и учебным пособиям; выполнение контрольных заданий и лабораторного практикума; индивидуальные консультации (очные и письменные); посещение лекций; сдача зачета по лабораторному практикуму; сдача экзамена по всему курсу. Итак, изучение курса предусматривает выполнение текущей контрольной работы. Цель выполнения контрольных работ – определение степени усвоения изученного материала, углубление и закрепление полученных знаний и умений. Но прежде всего необходимо правильно понять поставленный вопрос, а потом искать безошибочный ответ. Работа выполняется в рукописном варианте хорошо читаемым почерком с соблюдением правил орфографии и синтаксиса или в напечатанном варианте с использованием любой технике на стандартных листах форматом А4 (210х297 мм). Работа должна быть аккуратно оформлена и сброшюрована.

Вне зависимости от способа выполнения работы текст, иллюстрации, таблицы должны быть хорошо и четко читаемы. Текст располагается с полями: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм.

Сокращение русских слов и словосочетаний в работе допускается в соответствии с правилами русского языка.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами (1,2,3 …), соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Оформление работы

Первый лист – титульный. Содержит реквизиты учебного заведения, кафедры, дисциплины, контрольной работы №, фамилию, имя, отчество автора работы с указанием факультета, курса, группы и домашнего адреса, графы для даты, оценки и подписи преподавателя.

Пример оформления титульного листа приведен в приложении 1. На втором листе с заголовком «Содержание » перечисляются задания контрольной работы в той последовательности, в которой они представлены в таблице. На третьем и последующих листах излагается основной текст работы. В конце основного текста ставится дата и подпись студента.

В задание включено пять вопросов из пятнадцати тем, охватывающих программу дисциплины. Для правильного ответа на поставленный вопрос к каждой теме приведен список литературы, который является отправным при подготовке к написанию работы. В указанной литературе в свою очередь имеются ссылки на другие источники, касающиеся рассматриваемой темы.

Номер задания выбирается по последней цифре шифра (номера личного дела) студента в соответствии с приведенной таблицей.

Как расшифровать задание:

Ваш номер варианта 10.

Номера вопросов, относящихся к данному заданию:

1.10. Тема 1. Основные понятия экологии.

Вопрос 10. Что понимается под экологической сукцессией?

5.8. Тема 5. Проблемы атмосферы.

Вопрос 8. Каковы тенденции изменения качества атмосферного воздуха в России, проявившиеся за последние десятилетия?

9.4. Тема 9. Влияние экологических факторов на здоровье населения.

Вопрос 4. Какая служба осуществляет в РФ оценку влияния состояния окружающей среды на здоровье населения?

11.6. Тема 11. Нормирование качества окружающей природной среды.

Вопрос 6. Сформулируйте принципы нормирования вредных веществ в почве. В чем их особенность?

14.7. Тема 14. Защита литосферы.

Вопрос 7. Опишите стратегическую линию защиты и рационального использования оползневых, селевых и других массивов горных пород?

Выполнение задания необходимо немногословно аргументировать, особенно в тех случаях, когда студент имеет свой взгляд на поставленный вопрос или рассматриваемую ситуацию.

Контрольная работа выполняется одновременно с изучением материала по дисциплине. Выполняя работу, необходимо помнить, что сама работа – это не самоцель, а средство закрепления и обобщения полученных знаний, приобретения умения и навыков, поэтому нужно анализировать конкретные ситуации, делать обобщения и выводы на основе полученных знаний, а не переписывать бездумно учебный материал. Формальное усвоение не способствует умственному развитию, не приучает к творчеству. «Знание только тогда знание, - писал Л.Толстой, - когда оно приобретается усилиями своей мысли, а не памятью». Эти слова как нельзя лучше раскрывают сущность обучения.

При выполнении контрольной работы необходимо использовать и дополнительную учебную и научную литературу и другие доступные средства информации. При оформлении списка использованных источников информации обычно используются стандартные заглавия «Литература», «Список литературы» или их модификации «Список используемой литературы», «Список использованных источников».

Алфавитное построение является наиболее простой и распространенной формой организации библиографических описаний. Каждый использованный источник должен быть соответствующим образом описан. В это описание должны входить: фамилия и инициалы авторов, полное название книги; после косой черты – данные о редакторе, данные о числе томов; после тире – название города, в котором книга издана; после двоеточия – название издательства, которое ее выпустило; после запятой – год издания.

Пример оформления:

Степановских А.С. Общая экология. – Курган: ГИПП «Зауралье», 1999. -512 с.

Экология: Учеб. пособие / Под ред. В.В.Денисова. Сер. «Учеб. курс». –Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. -640 с.

Приложения. Приложения – этот элемент структуры формируется при необходимости, т.е. он не является обязательным для всех работ. В него включаются вспомогательные материалы, не вошедшие непосредственно в основной текст, но использованные в работе (промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных, методики, иллюстрации вспомогательного характера и т.д.). Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них. Если приложений в работе более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией. Слово «Приложение» должно быть напечатано в верхнем углу над заголовком.

Контрольная работа должна быть сдана на проверку не позднее, чем за месяц до окончания текущего семестра. В случае получения студентом любой оценки, кроме оценки «отлично», ему направляется письменная рецензия преподавателя с указанием допущенных ошибок. Работа, оцененная на «неудовлетворительно», возвращается студенту на доработку с учетом замечаний преподавателя. После доработки она должна быть вновь отправлена на проверку и оценена.

Выполнение контрольной работы является условием допуска студента к сдаче экзамена или зачета по предмету. Объем работы – не более 10 страниц с текстом на одной стороне листа.

 

Варианты контрольных заданий

 

Номер варианта Номера вопросов, относящихся к данному заданию
  1.1 4.1 5.2 11.1 14.10
  1.2 3.3 5.5 7.6 12.1
  1.3 2.5 4.7 9.8 12.10
  1.4 3.1 5.4 7.8 10.10
  1.5 4.3 8.1 9.7 11.8
  1.6 3.2 4.10 7.1 8.8
  1.7 3.6 6.8 8.3 10.4
  1.8 3.4 6.2 7.4. 9.5
  1.9 4.4 6.1 8.6 13.9
  1.10 5.8 9.4 11.6 14.7
  2.1 4.2 6.5 10.2 15.9
  2.2 8.9. 12.3 14.5 15.1
  2.3 4.8 7.2 9.9 11.4
  2.4 5.6 6.10 9.1 12.2
  2.6 4.5 7.3 10.9 12.5
  2.7 4.9 5.3 8.10 11.5
  2.8 4.6 7.5 13.6 14.1
  2.9 5.1 7.7 13.2 14.8
  2.10 6.3 9.6 11.3 12.9
  3.5 5.7 8.2 10.8 13.3
  3.7 5.9 12.4 13.8 14.9
  3.8. 5.10 6.4 9.2 13.7
  3.9 6.6 8.4 11.2 14.3
  3.10 6.7 8.5 12.6 15.10
  6.9 8.7 11.7 13.4 15.2
  7.9 9.3 10.5 13.10 14.2
  7.10 10.1 11.9 12.8 15.5
  9.10 10.3 11.10 13.1 15.4
  10.6 12.7 13.5 14.1 15.2
  1.1 6.4 10.2 14.6 15.6
  1.2 7.1 12.4 14.8 15.7
  1.3 7.4 10.8 13.5 15.3
  1.4 4.6 9.5 12.7 15.8
  1.5 5.4 7.6 9.7 15.9
  1.6 6.1 9.8 12.5 14.10
  1.7 5.5 8.6 11.3 15.3
Номер варианта Номера вопросов, относящихся к данному заданию
  1.8 8.2 10.5 12.9 14.9
  1.9 5.7 9.6 13.8 15.10
  1.10 5.1 7.8 9.9 13.6
  2.1 6.3 7.5 10.4 15.6
  2.2 5.2 8.4 10.7 13.10
  2.3 6.2 7.7 9.10 15.7
  2.4 7.2 10.9 11.5 15.5
  2.5 8.8 10.7 13.9 15.8
  2.6 5.9 11.8 12.8 14.7
  2.7 5.3 8.3 11.6 15.4
  2.8 6.7 9.4 13.7 14.5
  2.9 6.5 8.5 11.7 15.2
  2.10 5.10 8.1 10.6 14.4
  3.1 5.6 8.7 9.3 14.1
  3.2 6.6 9.1 11.9 15.1
  3.3 5.8 6.8 10.10 13.4
  3.4 6.9 9.2 12.6 14.3
  3.5 6.10 10.1 13.3 14.2
  3.6 7.3 8.9 11.1 15.2
  3.7 7.9 8.10 10.3 14.1
  3.8 10.3 12.1 14.4 15.1
  3.9 4.3 8.2 10.5 14.9
  3.10 4.9 6.7 9.5 13.10
  4.1 7.4 10.7 13.9 15.8
  4.2 8.6 11.8 14.7 15.6
  4.3 6.5 10.6 12.7 14.8
  4.4 5.7 8.5 11.6 14.10
  4.5 6.4 9.8 12.9 15.10
  4.6 5.8 8.7 11.9 15.5
  4.7 6.9 8.1 10.8 13.6
  4.8 5.9 7.6 10.9 14.5
  4.9 6.10 8.3 11.7 12.10
  4.10 5.6 9.9 10.4 12.8
  5.1 2.4 6.8 7.10 15.4
  5.2 7.5 9.6 13.3 15.7
  1.1 3.3 7.7 13.7 15.3
  1.2 4.5 7.8 11.5 13.4
  1.3 3.6 5.10 11.4 14.6
  1.4 5.5 8.8 10.3 12.6
  1.5 3.10 8.4 11.10 13.5
  1.6 4.8 6.3 10.10 13.8
  1.7 7.9 8.10 9.4 14.4
Номер варианта Номера вопросов, относящихся к данному заданию
  1.8 4.10 7.3 9.1 12.5
  1.9 6.2 8.9 9.3 12.4
  1.10 3.9 4.4 9.2 15.2
  2.1 3.5 6.1 10.2 14.3
  2.2 3.8 7.1 11.3 14.2
  2.3 5.3 6.5 11.1 15.1
  2.4 4.3 7.2 10.1 14.1
  2.5 3.4 5.4 9.7 13.2
  2.6 3.2 9.10 11.2 15.9
  2.7 3.1 6.5 9.6 12.3
  2.8 4.2 5.9 12.2 15.4
  2.9 4.1 7.4 12.1 14.10
  2.10 3.5 5.2 8.7 13.6
  3.1 4.5 10.6 12.8 15.7
  3.2 4.9 8.5 10.3 15.5
  3.3 5.7 8.3 10.7 12.10
  3.4 7.5 11.6 13.5 15.9
  3.7 4.4 7.7 10.9 13.10
  3.9 5.4 9.8 12.4 14.8
  3.10 4.3 6.6 8.9 10.10
  4.1 8.5 11.8 13.3 15.3
  6.2 7.8 8.6 11.2 14.6

 

Внимание! Категорически не разрешается использование готовых интернетных вариантов по вопросам контрольного задания. Всегда думайте, преодолевайте трудности в овладении знаниями, ставьте себе сами проблемы и решайте их. Это даст Вам уверенность в своих силах, благоприятно повлияет на психику, даст собственные навыки труда в приобретении знаний и приучит к самостоятельности и творчеству.

Успехов!!!


I. Основные понятия экологии

 

1. Что такое экология? Какие вопросы она изучает? Назовите автора термина.

2. Почему возрос общественный интерес к экологии в конце ХХ века?

3. Что такое популяция? Какова структура популяции?

4. Сформулируйте понятие сообщества.

5. Что такое экосистема? Назовите основные типы природных экосистем.

6. Что такое экологический фактор? Классификация экологических факторов.

7. Биогеоценоз. Границы биогеоценоза и ее основные характеристики.

8. Сформулируйте понятия «Лимитирующий фактор среды», «Ограничивающий фактор среды», «Экологическая ниша».

9. Изобразите и проанализируйте график иллюстрирующий зависимость выживания организма от интенсивности воздействия фактора среды.

10. Что понимается под экологической сукцессией?

 

Список рекомендуемой литературы

1. Шилов И.А. Экология: Учеб. -2-е изд., испр. -М.: Высш. шк., 2000, -512 с.

2. Пехов А. Биология с основами экологии. Сер. «Учеб. для вузов» СПб.: Лань, 2000. -672 с.

3. Коробкин В.И. Передельский Л.В. Экология. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. -576 с.

4. Маврищев В.В. Основы общей экологии: Учеб. пособие. –М.: Высш. шк., 2000. -317 с.

5. Скрипко Т.В. Основные закономерности функционирования природных систем различного ранга: Курс лекций. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. -26 с.

6. Скрипко Т.В. Свойства экологических систем и закономерности их функционирования: Тексты лекций. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. -27 с.

7. Скрипко Т.В. Основные понятия определения «экология». Ее системность: Учеб. пособие. –Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. -116 с.

 

Учение о биосфере

 

1. Биосфера как одна из оболочек Земли. Состав и границы биосферы.

2. Круговорот веществ в природе (геологический).

3. Круговорот воды.

4. Разнородные части биосферы.

5. Живое вещество. Функции живого вещества.

6. Важная особенность биотического круговорота - фотосинтез. Представьте химическую реакцию фотосинтеза.

7. Рассмотрите схему биотического круговорота веществ. Что такое цепи питания?

8. Дайте понятие экологической пирамиды. Правило экологической пирамиды.

9. Опишите биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ (углерода, азота, кислорода).

10. Представьте схемы биогеохимических циклов фосфора и серы.

 

Список рекомендуемой литературы

1. В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. Экология. -Ростов н/Д: Феникс, 2001. -576 с.

2. Степановских А.С. Общая экология. -Курган: ГИПП «Зауралье», 1999. -512 с.

3. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1998. -455 с.

4. Безуглова О.С., Орлов Д.С. Биогеохимия: Учебник для студентов высших учебных заведений. –Ростов н/Д: Феникс, 2000. -320 с.

5. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. -480 с.

6. Скрипко Т.В. Свойства экологических систем и закономерности их функционирования: Тексты лекций. -Омск: Изд-во ОмГТУ, 2002. -27 с.

7. Скрипко Т.В. Основные понятия определения «экология». Ее системность: Учеб. пособие. –Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. -116 с.

 

 

Антропогенные воздействия на биосферу

 

1. Что понимается под антропогенным воздействием на биосферу?

2. Назовите основные виды вмешательства человека в экологические процессы.

3. Дайте определение загрязнению окружающей среды. Укажите его виды, объекты и масштабы.

4. Какие загрязняющие вещества представляют наибольшую опасность для человеческой популяции и природных биотических сообществ?

5. Дайте описание опасного загрязняющего вещества – диоксина.

6. Опишите химическое загрязнение, представляющее собой совокупность веществ, чуждых естественным биогеоценозам.

7. Детализируйте физическое загрязнение, связанное с изменением качественных параметров окружающей среды.

8. Что вызывает биологическое загрязнение? Как биологическое загрязнение воздействует на состав и структуру популяции.

9. Опишите загрязнение околоземного космического пространства.

10. Перечислите положительные воздействия человека на биосферу.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология: Учеб. пособие. -М.: Приор, 2001.

2. Гарин В.М., Кленова И.А., Колесников В.И. Экология для технических вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001. -384 с.

3. В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. Экология. -Ростов н/Д: Феникс, 2001.-576 с.

4. Экология: Учеб. пособие / Под ред. В.В.Денисова. Сер.«Учебный курс». –Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. -640 с.

5. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования: Учеб. /Рук.авт.кол. Э.А.Арустамов. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. -280 с.

6. Куртеев В.В. Авиация и охрана природы // Экология и жизнь. 1999. № 3.

7. Куклев Ю.И. Физическая экология: Учеб. пособие. -М.: Высш. шк., 2001. -357 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: