ГЛАВА 1. Франкоканадский национализм в конце XIX – начале XX в.: основные тенденции развития




ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. Французская Канада в годы Первой мировой войны.. 15

ГЛАВА 2. Франкоканадский национализм в конце XIX – начале XX в.: основные тенденции развития. 32

ГЛАВА 3. Анри Бурасса как главный идеолог франкоканадского национализма в годы Первой мировой войны.. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 67

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.. 71

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 74

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Национальные и этнические проблемы на современном этапе развития человечества являются одними из наиболее острых и болезненных, и в связи с этим изучение феномена национализма в истории приобретает особую актуальность.

Государственный национализм обретает особый размах и крайние формы в периоды межгосударственных воин и внутренних кризисов. Первая мировая война является одним из ключевых событий мировой истории. Она придала современную форму национальному вопросу и вывела на арену общественной жизни массы народа, фактически не участвовавшие прежде в мировой истории.

Для Канады война имела огромные внутриполитические последствия. Она стала временем национального самоопределения. На фоне войны усилилось расщепление страны по этническому, языковому и культурному принципам. Чужеродность франкоговорящей общественности основному массиву британского населения, обострившаяся во время войны, стала фактором усиления процессов национализма.

Тематика войны всегда волновала исследователей. Однако, главным образом в этих рассуждениях акцентировался «военный» аспект проблемы. Отсюда – преобладающее внимание к аналитике военно-политической стороны рассматриваемых событий и процессов.

Историография.

Вопросу участия Канады в Первой Мировой войне посвящено множество исследований.

Из отечественной историографии советского периода к данному исследованию были привлечены следующие труды: учебное пособие Сороко-Цюпа О. С., работа Тишкова В. А. и Кошелева Л. В., исторический очерк «Канада 1918-1945 гг.» под редакцией Поздеевой Л.В.[1] Данные труды дают понятие о Канаде как доминионе Великобритании во время Первой Мировой войны, однако они в полной мере не раскрывают проблему влияния войны на франкоговорящую общественность Канады.

Вступление Канады в Первую Мировую войну советскими историками объяснялось тем, что Канада не обладала полным суверенитетом, а значит автоматически выступала на стороне метрополии[2]. Однако, авторы подчеркивают, что доминион имел свои «империалистические» интересы[3].

К началу Первой мировой войны в Канаде существовал целый комплекс проблем, которые канадское правительство намерено было разрешить за счет участия в войне: экономика Канады оказалась перед угрозой кризиса, массовый поток переселенцев начал сокращаться, освоение новых земель замедлилось, упали капиталовложения в строительство железных дорог и строительство в целом, а также очевидным было сокращение зернового экспорта. В советской литературе было распространено мнение, что Канада, приняла участие в войне в целях наладить экономику за счет военных поставок, а также добиться большей экономической независимости от Британской империи[4].

Проблема национального вопроса в исследованиях освещается крайне ограниченно. Сороко-Цюпа О.С. говоря о последствиях войны, отмечает, что в центре национальных конфликтов стоял вопрос о месте франкоговорящей общественности в конфедерации. По Акту о Британской Северной Америке Квебек рассматривался как одна из провинций государства. Таким образом, канадская конституция закрепляла господствующие позиции англоговорящего населения[5]. Однако, данная проблема в исследованиях не являлась ключевой, и, следовательно, не получила должного рассмотрения.

С точки зрения ожидавшейся советскими историками, революции вовлечение народных масс в войну также служило отвлекающим от нарастающего революционного движения фактором[6].

Таким образом, историки приходят к выводу, что война ускорила развитие государственно – монополистических тенденций и привела к разрастанию бюрократического аппарата[7].

В итоге, в трудах советских историков главным образом рассматриваются экономические интересы Канады и ее роль в войне в качестве доминиона Великобритании, а вопросы внутриполитического положения и национального единства остаются за периферией исследований.

Смена научных парадигм в 1990-е гг. привела к формированию нового представления об историческом процессе. На место господствующего взгляда на развитие Канады через призму классовых противоречий пришло понимание многогранности исторического опыта этой страны.

Среди работ постсоветской России для исследования были изучены материалы из сборника статей «Актуальные проблемы истории Канады: современные подходы отечественной новистики», работа Грудзинского В.В. «На повороте судьбы: Великая Британская Империя и имперский федерализм», которая дает представление об имперской приверженности Канады как доминиона Великобритании, а также книги Данилова С.Ю. и Коленеко В.А.[8]. Данные труды дают всесторонний анализ становления и развития канадского государства. Авторы внесли свой вклад как в более глубокое изучение ранее поднимавшихся тем, касающихся истории Квебека, социальных и международных отношений, так и поставили на повестку дня совершенно новые проблемы, связанные с политической, интеллектуальной и культурной историей страны.

Литература по вопросам франкоканадского национализма среди русскоязычных работ представлена трудами Нохрина И. М. «Зарождение франкоканадского национализма в начале XIXв.», «Межэтнические отношения и национальная идеология в Канаде в новое время», «Национальная политика в Канаде в XX веке». «Общественно-политическая мысль Канады и становление национального самосознания (последняя треть XIX - начало XX вв.)»[9]. Данные работы дают представление о проблеме развития франкоканадского национализма и межэтнических отношениях в Канаде в XIX – XX вв.

Среди зарубежной историографии также можно выделить несколько групп исторических трудов. Общее представление о Британской империи и роли доминионов в Первой мировой войне дают труды Хайэма Р., Маршалла П., Уэйта П. В., Парсонса Т. и Портера Э[10]. Данные работы освещают историю метрополии и дают понимание колониальной политики Англии.

Из историографии, повествующей об истории французской Канады были изучены работы Скотта Си, Риндей Р и Дж. Провенчера[11]. Данная литература позволяет выявить общую картину истории Канады военного времени, однако она не дает полного представления об общественно – политической мысли франкоканадцев.

Истории канадских народов и взаимоотношениям англо- и франкоканадцев посвящены труды Бамстеда Дж, Бехиелса М., Роббинс-Лариве Ир., Лакомб С[12]. Исследователи полагают, что серьезной политической проблемой Канады являются отношения между двумя крупнейшими национальными группами: англоканадской и франкоканадской. Раскол по национальной и религиозному признакам внес серьезный диссонанс в общественно-политическую жизнь страны.

Среди работ по вопросам национализма и деятельности А. Бурасса были изучены и проанализированы труды Оже М., Килана Г., Брауна Р[13]. Авторы придерживаются следующих тезисов: Первая мировая война имела важнейшее значение для Канады. Доминион окончательно получил статус независимой страны и место на Парижской мирной конференции. Находясь в лагере победителей, Канада получила значительные выгоды. Были созданы новые рабочие места, возросли экспорт и инвестиции в страну. Часть канадского общества сплотилась ради победы, и, несмотря на политический кризис 1917 г., война способствовала росту национального самосознания. В то же время раскол между франкоязычными и англоязычными канадцами усилился.

В исследовании были полезны биографии известных деятелей Канады, которые активно участвовали в общественно-политической жизни страны в годы Первой мировой войны: националист Анри Бурасса, либерал Уилфред Лорье и консерватор Роберт Борден. Такие труды принадлежат Брауну Р., Килану Дж., Риэлу Б[14].

Имеющаяся историография создает базу для выявления влияния войны на общественно – политическую мысль отдельно взятой культурно – языковой группы – франкоканадцев.

Объект работы франкоканадский национализм.

Предметом исследования являются общественно-политические взгляды франкоязычных националистов Квебека.

Цель работы: определить идейное содержание взглядов франкоканадских националистов в годы Первой мировой войны.

Задачи:

1) Выявить предпосылки возникновения франкоканадского национализма.

2) Раскрыть содержание и эволюцию политических взглядов националистов в конце XIX – начале XX вв.

3) Изучить точку зрения франкоговорящей общественности по вопросу о роли и месте Квебека в Канадской федерации.

4) Определить взгляды квебекских националистов на Первую мировую войну и участие в ней Канады.

5) Изучить становление взглядов и общественно-политическую деятельность идеолога франкоканадского национализма А. Бурасса.

Хронологические рамки работы – конец XIX в. – 1918 г. Нижняя граница обусловлена началом нового этапа развития франкоканадского национализма и деятельности А. Бурасса, верхняя – конец Первой мировой войны.

Источниковая база. Для решения данных исследовательских задач были использованы несколько групп источников: законодательные, делопроизводственные, публицистические и источники личного происхождения.

Законодательные источники. Для исследования был изучен Лондонский договор 1839 г., также известный как Первый Лондонский договор или Конвенция 1839 г. – соглашение, подписанное в Лондоне 19 апреля 1839 г. представителями Великобритании, Австрии, Франции, Пруссии, России и королевства Объединенные Нидерланды. В соответствии с этим договором европейские державы признавали и гарантировали независимость и нейтральный статус Бельгии. По обязательствам данного договора Великобритания вступила в войну против Германии, после вторжения последней на территорию Бельгии[15].

Регламент №17, запрещавший в школах Онтарио обучение французском языке, что вызвало негодование франкоговорящего населения[16]. Франкофоны восприняли данную меру как англофиканцию франкоговорящего населения.

Закон о военной службе 1917 г., дававший премьер-министру Роберту Бордену возможность осуществить призыв. Англоканадцы поддерживали призыв, однако отношение к нему франкоканадцев колебалось от сдержанного до крайне неодобрительного. В Квебеке были организованы манифестации протеста против Р. Бордена и кампании призыва[17].

Сборник документов под названием «Записи правительства Бордена 1911 – 1917», с критикой франкоканадцами действующих законов. Он был выпущен в Монреале в преддверии выборов 1917 г. в агитационных целях[18]. В сборнике содержатся выдержки из законов, принятых правительством Р.Бордена. в период с 1911 по 1917 гг.

Делопроизводственные материалы. Был изучен программный документ Национальной Лиги («Ligue Nationaliste»), дающий понимание целей франкоканадских националистов[19]. Национальная лига была основана Анри Бурасса совместно с Оливаром Асселеном в 1903 г. в целях «борьбы с империализмом» и популяризации канадского национализма в основном среди франкофонов. Лига выступала против политической зависимости как от Великобритании, так и от США, отстаивая автономную позицию Канады внутри Британской империи.

Публицистика и периодическая печать. Оливар Асселен также пропагандировал идеи Канадской Лиги в редакционных статьях для газеты «Le Nationaliste» и брошюрах[20].

Особый интерес для работы вызывали непосредственно труды, написанные лично А. Бурасса. Одним из главных источников для определения точки зрения националистического лидера являются его редакционные статьи для «Le Devoir»[21]. Газета была основана А. Бурасса незадолго до войны для защиты прав франкоговорящего населения страны и имела ярко выраженную националистическую окраску. Вскоре она стала одной из самых престижных и влиятельных газет в провинции. «Le Devoir» поддерживала оппозицию франкофонов в отношении введения обязательной воинской повинности[22]. Также, в данном источнике можно обнаружить речи А. Бурасса с различных заседаний и мероприятий[23]. Кроме того, в работе использовались газеты «La Patrie» и «La Presse», отражавшие общественное мнение франкоканадцев[24]. В послевоенные годы в газетах печатались отрывки из дневников франкоканадских добровольцев, отправившихся на фронт[25]. Данная информация позволяет узнать отношение франкофонов к военной действительности и проследить их общественно – политическую мысль.

Еще одно важное место в списке источников занимает памфлет Анри Бурасса «Что мы должны Англии?», написанный в 1915 г. во время Первой Мировой войны, в которой автор опровергал аргументы в пользу участия Канады в европейской войне[26].

Источники личного происхождения. Не менее значимое место в работе занимают переписки А. Бурасса с другими политическими деятелями Канады. Благодаря данной информации можно не только установить позицию А. Бурасса по некоторым вопросам, но и определить, как его оценивали политические сторонники и противники[27].

Для выявления степени лояльности населения были использованы дневники и личные письма военнослужащих, а также к агитационные плакаты времен войны, оригиналы которых хранятся в библиотеке архива Канады, а копии представлены на сайте официальном сайте [28].

Имеющиеся источники позволили осуществить задуманный проект.

Теоретико-методологическая база. В качестве теоретической базы для изучения национализма были использованы труды Б. Андерсона, Э. Хобсбаума, Э. Геллнера, объединенные общим конструктивистским подходом[29]. Рассматривая проблему франкоканадского национализма в годы Первой мировой войны необходимо обратиться к определению и истокам этого явления. Определенные трудности возникают с понятием «нация», так как в современной науке нет четкого определения.

Английский историк Эрик Хобсбаум предложил в практических целях называть нацией любую группу людей, претендующую на это звание. Он полагал, что «национализм — это политическая программа и с точки зрения истории относительно новое явление. В соответствии с этой концепцией группы, понимающие себя как нации, имеют права создавать территориальные государства того типа, которые сформировались после Французской революции»[30].

Б. Андерсон предлагает выстраивать концепцию нации как «воображенного сообщества». Воображенными Б. Андерсон называет все сообщества, члены которых не знают и заведомо не могут знать лично или даже «понаслышке» большинство других его членов, однако имеют представление о таком сообществе, его образе[31].

По мнению Э. Геллнера «два человека принадлежат к одной нации только в том случае, если… они признают принадлежность друг друга к этой нации. Иными словами, нации делает человек, нации — это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей»[32].

В статье Новой философской энциклопедии под редакцией академика В.А. Тишкова понятием «нация» принято обозначать граждан одного государства как политического сообщества[33]. Члены нации отличаются общегражданским самосознанием, чувством общей исторической судьбы и единого культурного наследия, а во многих случаях – общностью языка и религии. Однако, с момента появления данного понятия возникли тысячи определений, некоторые из которых противоречат друг другу. Следовательно, не представляется возможным дать одно единственное определение понятию «нация». Таким образом, в современном научном сообществе под понятием «нация» понимается любая общность, которую её же члены называют таковой. Понятие «национализм» имеет двойственное значение. В обывательском смысле «национализм» - это экстремистское понятие, обозначающее превосходство одной нации над другой. Научное определение гласит, что это идеология, в центре которой стоит понятие «нации» как главной политической и духовной ценности. По определению В.А. Тишкова «национализм» - это доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности – нации[34]. Гражданский (или государственный) национализм направлен на обоснование легитимности государства, на консолидацию гражданской нации. Как политическое движение национализм стремится к отстаиванию интересов определенной национальной общности в отношениях с государственной властью.

Методология исследования основана на междисциплинарном подходе. Исследование осуществлялось на основе хронологического, социально-психологического, ретроспективного и сравнительно-исторического принципов.

Хронологический метод был использован для изучения последовательности исторических событий и явлений в Канаде во времени.

Ретроспективный метод позволил выявить причинно-следственные связи и закономерности исторического процесса.

Благодаря сравнительно-историческому методу удалось установить общее и различное в оценках и мнениях исследователей относительно роли франкоговорящей общественности в Канаде и места доминиона в Британской империи.

Историко-типологический метод позволил упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе. Этот метод использовался в работе для выделения различных групп источников и исследовательской литературы.

Социально-психологический метод предполагает исследование психологических мотиваций как отдельных личностей, так и обществ. Данный метод использовался в работе в контексте рассмотрения психологических особенностей франкоканадского населения в общем, а также особенностей личности лидера франкоканадского национализма – Анри Бурасса.

Использование методологических подходов, теорий, принципов и методов исследования, упомянутых выше, позволило глубоко и всесторонне изучить процессы развития национализма в Квебеке.

Апробация исследования. Основные аспекты исследования были представлены на научно-практических конференциях: Международная научная конференция в СПбГУ «VI Канадские чтения. 150 лет Канадской Федерации: от Британского доминиона к глобальному игроку» (г. Санкт-Петербург); Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2017» в МГУ (г. Москва); региональная конференция студентов, магистрантов и аспирантов "Гуманитарные исследования молодых учёных Южного Урала" в ЧелГУ (г. Челябинск).

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников и литературы.

В первой главе раскрываются общие сведения о французской Канаде в годы Первой мировой войны и о роли доминиона в Британской империи.

Во второй главе исследуется становление и развитие концепции канадского национализма накануне войны.

В третей главе рассматривается эволюция франкоканадского национализма в условиях Великой войны.


 

ГЛАВА 1. Франкоканадский национализм в конце XIX – начале XX в.: основные тенденции развития

Британская империя – самое крупное из когда-либо существовавших государств за всю историю человечества с колониями на всех обитаемых континентах. Она включала в себя доминионы, колонии, протектораты, мандаты и другие территории, управляемые Соединенным Королевством. После поражения Франции в Наполеоновских воинах Британия стала главной военно-морской и имперской силой XIX в. Британское морское господство получило название «Pax Britannica» («Британский мир»)[35].

Период между 1815 и 1914 гг. вошел в историю как «имперский век» Великобритании[36]. Территория Британской империи насчитывала около 10 000 000 квадратных миль (26 000 000 км2) и около 400 миллионов человек[37]. Поэтому Британская империя была известна как «империя, над котрой никогда не заходит солнце». В это время у англичан сложилось чувство собственного предназначения и моральной ответственности в мире. На их взгляд, все колониальные субъекты нуждались в руководстве, и только британское правление способно было бы не допустить анархии и хаоса. Многие англичане считали, что их влияние является провиденциальным, частью божественного плана.

Политика и идеология европейской колониальной экспансии между 1870-ми гг. и началом Первой мировой войны в 1914 часто характеризуется как «новый империализм»[38]. Этот период отличается беспрецедентным стремлением к тому, что было названо «империей ради империи» - агрессивной конкуренцией за зарубежные территориальные приобретения и появлением доктрин расового превосходства, которые отрицали пригодность покоренных народов к самоопределению[39].

Кроме того, во второй половине XX в. Были изобретены такие технологии, как пароход и телеграф, которые позволили эффективнее контролировать и защищать империю. К 1902 г. Британская империя была связана между собой сетью телеграфных кабелей.

В начале XX в. Промышленная революция начала трансформировать Великобританию – страна превратилась в «мастерскую мира». Британская империя расширялась за счет включения Индии, больших частей Африки и других территорий по всему миру. Наряду с контролем над своими колониями, доминирующее положение Великобритании в мировой торговле означало, что она эффективно контролировала экономики многих стран, таких как Китай, Аргентина и Сиам[40]. Но эта ситуация постепенно ухудшалась в течение XX в., так как другие державы начали индустриализацию и стремились гарантировать себе рынки сбыта. К 1870-х годов, британское производство начало испытывать реальную конкуренцию за рубежом.

Индустриализация быстро развивалась в Германии и Соединенных Штатах, позволяя им обогнать «старые» английские и французские экономики и позиционировать себя как нового мирового лидера в некоторых областях. К 1870 г. немецкая текстильная и металлургическая промышленности превзошли британскую в организациях и технической эффективности и узурпировали британское производство на внутреннем рынке.

Для обозначения общего курса внешней политики Великобритании во второй половине XX в. применим термин «Splendid isolation» («Блестящая изоляция»), обозначающий отказ от заключения долговременных международных союзов. Данная политика позволяла Британии сохранять свободу действий на международной арене[41]. Однако в конце XX в. такой курс стал неэффективен.

Так как Германия быстро развивалась как военная и промышленная держава, она уже рассматривалась как потенциальный противник в любой будущей войне. Стало очевидно, что политика «великолепной изоляции» больше не сможет сохранить целостность империи. В связи с чем, Великобритания сформировала союз с Японией в 1902 г., а позже с Францией (1904 г.) и Россией (1907 г.). Остро встал вопрос морской обороны империи.

Отправной точкой франкоканадского национализма как феномена можно считать подписание Парижского мира в 1763г., когда франкоканадцы попали под влияние Великобритании.

Католицизм сыграл важную роль в истории французской Канады. После неудавшихся восстаний 1837-1838 гг., которые проходили под лозунгом усиления республиканизма и секуляризма, католическая церковь стала еще более мощной силой в обществе и политике Квебека. Угасание влияние республиканских патриотов и союз Нижней и Верхней Канады в 1841 г. ознаменовали собой поражение либеральной политической элиты Квебека. Вместо либерального национализма, возник консервативный: «католическая церковь взяла на себя моральное и политическое руководство, необходимое для определения нации»[42]. Квебекская идентичность, связанная с «выживанием» католицизма, французского языка и культуры Квебека вскоре распространилась среди канадского меньшинства. Эта связь языка и религии с культурными и национальными целями стала центральным элементом франкоканадской самобытности. К концу XIX в. Католическая церковь стала доминирующим социальным и культурным институтом франкоговорящего канадского общества[43].

Современные канадцы отмечают 1 июля 1867 г. как день, когда Канада «Стала страной», но соглашение о конфедерации на момент подписания понималось не однозначно. В то время, как новое правительство доминиона приобрело множество новых обязанностей от Британии, Канада оставалась колониальным владением империи, хотя и всё более самостоятельным. Лондон сохранял за собой ряд важных полномочий, так что новая конфедерация должна была доказать, что ей можно доверить те полномочия, которые еще не были предоставлены.

«Отцы Конфедерации» не собирались создавать культурно однородную нацию. Джон Макдональд, который стал первым премьер-министром Канады, считал, что стабильная нация может быть достигнута только в том случае, если французская и английская культуры будут гармонично сосуществовать. Макдональд хотел, чтобы французская Канада считалась нацией внутри канадской нации и чтобы права франкоязычного меньшинства были защищены. Джордж-Этьен Картье – представитель Квебека заверил, что новая нация будет основана на принципах толерантности[44].

Вопреки замыслам создателей, в новообразованной федерации франкоканадцы снова оказались в роли «второстепенных» граждан, а сама провинция Квебек – экономическим придатком англоязычных провинций. Национальное и экономическое неравенство франко- и англоговорящего населения доминиона привело к дальнейшему распространению и усилению националистических идей[45].

Одним из главных идеологов франкоканадского национализма являлся Анри Бурасса. Он известен нам как политик, журналист, владелец газет, главный редактор и автор[46].

А. Бурасса получил юридическое образование в Массачусетсе. В своей учебе он не останавливался на одной профессии. Вместо этого он приобрел широкие знания по многим предметам и увлеченную страсть к дискуссиям и критическому мышлению. В конце концов, он нашел свое призвание в политике[47]. Уже в возрасте 22 лет в 1890г. он был избран мэром г. Монтебелло, и занимал эту должность до 1894г. Затем он участвовал в политических кампаниях, где ему удалось раскрыть свои ораторские способности. Репутация Анри Бурасса росла довольно быстро. Шесть лет спустя, в 1896 году, он отошел от провинциальной политики и был избран в Палату общин Канады как последователь политики Уилфреда Лорье – первого франкоканадского премьер-министра[48].

Для того, чтобы начать влиять на общественное мнение в 1886г. он стал редактором и владельцем еженедельной газеты «l'Interprète» (Монтабелло), а затем в 1895г. газеты «le Ralliement» (Кларенс-Крик, Онтарио). Свою журналистскую деятельность А. Бурасса посвятил защите прав французских канадцев «гарантированно, в соответствии с договорами и конституциями»[49]. Таким образом, пресса стала одним из источников пропаганды идей А. Бурасса и распространения его популярности.

Вопрос участия Канады в южноафриканской англо-бурской войне, которая произошла между 1899 и 1902 гг., несомненно был одной из самых спорных проблем этого периода. На фоне идеи национального и имперского единства в Канаде нашлось немало сторонников участию в конфликте[50]. 13 октября 1899, без консультаций с парламентом, сэр Уилфрид Лорье согласился направить канадских добровольцев в Южную Африку, чтобы поддержать Великобританию в войне против Буров. Данный факт взбудоражил общественность. Наибольшее противодействие планы военного участия встретили в Квебеке, где идеи англо-саксонского шовинизма не имели поддержки[51]. Франкоканадцы испытывали негодование по поводу попыток втянуть Канаду в конфликт, в котором она не имела никаких собственных интересов[52]. Во главе квебекской оппозиции встал А. Бурасса. Он поднял несколько проблем, сопутствующих вступлению Канады в войну. По его мнению, мало того, что агрессия Британии была аморальна и несправедлива, но и Канада не имела юридического обязательства перед метрополий безоговорочно вступать в конфликт на стороне последней[53].

По инициативе А. Бурасса свыше пяти тысяч человек подписали петицию против участия доминиона в военных действиях. В Квебеке постепенно развернулась кампания против оказания помощи метрополии в войне, где Канада не имела никаких интересов[54]. Данная акция не достигла желаемого результата. А. Бурасса отказался от депутатского кресла и покинул либеральную партию в знак протеста участию канадских войск в англо-бурской войне, так как не считал, что Канада, будучи доминионом Великобритании должна беспрекословно вступать в войну вслед за метрополией[55].

В эпоху канадского политического империализма, сомнения А. Бурасса в оправданности и законности имперской ответственности вызвали значительный общественный резонанс[56]. Выступив против идей имперского единства А. Бурасса заработал широкую известность и поддержку в антивоенно настроенных кругах[57].

В «английской» Канаде такую реакцию политика восприняли весьма враждебно, обвинив франкоговорящее население страны во главе с А. Бурасса в нелояльности к метрополии и нагнетании национальной розни[58]. Разногласия в военном вопросе активизировали общественно-политическую жизнь французской Канады. Защита прав и интересов франкоговорящего населения на общефедеральном уровне поставила вопрос о необходимости определить место французской Канады в составе канадской нации и Британской империи.

Проблема англо-бурской войны оказала огромное влияние на взгляды А. Бурасса. Он был уверен, что британский империализм стал крайне опасен для всего населения Канады, так как вызывал противоречия между англо- и франкоканадцами и даже враждебные настроения по отношению к последним[59].

Антиимпериалистический настрой нежелающего участвовать в воинах франкоговорящего населения интерпретировался как предательство к Британской империи[60]. Такие настроения грозили обернуться еще более острыми национальными конфликтами и поляризацией общества. А. Бурасса же был уверен, что для народов французской и английской Канады нет реальной почвы для вражды, а Квебек должен развивать отношения с другими провинциями ради сохранения единства страны[61]. Тем самым политик пытался включить самоидентификацию квебекцев в общенациональную[62]. Таким образом, А. Бурасса отмежевался от либералов.

Расхождение взглядов А. Бурасса с У. Лорье вызвало ответные претензии со стороны премьер-министра. Он заявлял, что А. Бурасса борется со своими друзьями (либералами) столь же ожесточенно, как со врагами; а также обвинял в заносчивости и резкости. Кроме того, У. Лорье интерпретировал деятельность А. Бурасса по защите прав и ценностей франкоговорящего меньшинства в качестве желания последнего изолировать французское население от остального общества[63].

В 1900 г. Анри Бурасса ввел предложение признать парламент единственным органом, компетентным объявлять войну от имени Канады. Однако, резолюция была отклонена, а вопрос остался спорным для канадской политики на ближайшие 40 лет. Вскоре после этого на всеобщих выборах 7 ноября 1900г. он был переизбран[64]. Номинально либерал, А. Бурасса, стал сторониться У. Лорье, утверждая, что премьер-министр занял сторону британских империалистов и их сторонников в Канаде. Целью А. Бурасса стало создание просвещенного общественного мнения, путем формирования ясного понимания отношений Канады с Британской империей и характера отношений между протестантским англоговорящим большинством и франкоканадским католическим меньшинством в стране.

Для достижения своей цели прагматичный А. Бурасса разработал стратегию, направленную на создание сети единомышленников для продвижения политической кампании.

В начале XX века Анри Бурасса совместно с Оливаром Асселином создал канадскую Националистическую лигу (La Ligue nationaliste canadienne)[65], поддерживающую независимую роль Канады в международных делах. В основе националистической позиции лежали принципы бикультуризма и автономии – канадцы должны находиться в равноправном партнерстве, свободном от имперских обязанностей. Партия была направлена против политической зависимости от Великобритании и Соединенных Штатов; в поддержку канадской автономии в составе Британской империи; на следование во внутренней политике принципам федерализма, строгое соблюдение конституционных прав и свобод и содействие развитию канадского национального единства[66]. Таким образом силы должны били сконцентрироваться на решении внутренних проблем страны, ее материальном и духовном прогрессе[67].

В целях популяризации идей Националистической лиги была основана газета «Le Nationaliste». Хотя А. Бурасса имел долю акций в газете, он не принимал активного участия в управлении. Обязанности президента взял на себя О. Асселин.

В эти годы А. Бурасса посетил Лондон, затем Ирландию и Шотландию, где познакомился с антиимпериалистическими деятелями. По возвращению в Канаду он выступил в Монреале с речью, в которой критиковал британский империализм. Тем не менее, он не призывал к полной независимости Канады, в виду отсутствия внутреннего единства в стране. Идея А. Бурасса заключалась в необходимости автономного существования Канады как доминиона метрополии до тех пор, пока в стране не воцарится внутреннее единство[68].

Оливар Асселин в своих многочисленных статьях, вслед за А. Бурасса, прямо обвинял англоязычных «империалистов» в разжигании конфликтов внутри Канады и попытках вернуть чувство имперской солидарности ценой канадского национального единства[69]. «Империалисты устроили войну в Южной Африке, – писал он в печатном органе Национальной Лиги газете «Le Nationaliste», – которая на самом деле обернулась войной англоязычных канадцев против их франкоговорящих соседей»[70].

В перспективе А. Бурасса надеялся распространить влияние Националистической Лиги по всем провинциям Канады. Сам он обосновывал эту позицию таким образом: «Наш национализм является канадским национализмом, основанным на разности языков и отличных традициях, которые подразумевают двойственность»[71]. Он провозглашал: «Канада не должны быть ни английской, ни французской – это англо-французская федерация. Она должна оставаться под эгидой английской короны, но быть достоянием канадского народа»[72]. Он считал, что франкоговорящие католические общины, размещенные на всей территории Канады помогут объединить два народа, преобразовывая общую культуру канадцев, что придаст стране однородность. Из чего следует, что политическая целостность должна быть достигнута путем равноправного сосуществования англо- и франкоговорящего населения.

А. Бурасса своими призывами удалось сыскать популярность среди франкоговорящего населения и укрепиться у власти. В своей провинции в 1905г. он занял пост министра. В 1907г. А. Бурасса принял решение оставить парламент и баллотироваться в законодательные органы Квебека. В сфере экономики А. Бурасса предлагал предпринять следующие меры: противодействие монополиям, принятие свободного предпринимательства, государственный контроль жилищно-коммунальных услуг, поддержка кредитных союзов. Консерваторы предложили А. Бурасса поддержку на следующих провинциальных выборах. Вскоре он стал лидером националистического движения в провинции. Он был избран в Квебек Ассамблеей в 1908 году и служил до 1912 года[73].

С 1908 г. одной из главных задач А. Бурасса являлось создание ежедневной газеты для защиты инте



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: