ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ




ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

Оценка физического развития

Возраст определяют с точностью до 1 года (менее 6 месяцев среди числа полных лет отбрасываются, более 6 месяцев - прибавляются).

В качестве основных признаков физического развития берут длину и массу тела, обхват грудной клетки. Существенное значение для определения физического развития имеют также ЖЕЛ, мышечная сила, обхватные поперечные и продольные размеры конечностей туловища.

Измерение массы тела следует проводить по возможности в одинаковых условиях, в одно и то же время суток, в одной и той же легкой одежде.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)

Характеризует легочную вентиляцию, т.е. количество вдыхаемого воздуха. Для увеличения точности измерения рекомендуется повторить 2-3 раза с интервалом 20-30 секунд. Полученные значения сравниваются с важным показателем – должной жизненной емкостью легких (ДЖЕЛ).

ДЖЕЛ вычисляют по формулам:

 

ДЖЕЛмужч. = (27,6 - 0,11 * возраст) * длину тела;

 

ДЖЕЛженщ. = (21,8 - 0,1 * возраст) * длину тела.

 

В этих формулах возраст – полное число лет, длина тела в см. Рекомендуемое нормальное отношение ЖЕЛ к ДЖЕЛ составляет для мужчин 0,9 – 1,1, а для женщин – 0,8 – 1,1. Очень низким следует считать отношение менее 0,8 – для мужчин и менее 0,7 – для женщин.

Кистевая динамометрия

Измерение силы правой и левой кисти производится ручным динамометром в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. Во время теста ни динамометр, ни кисть не должны касаться тела. Не разрешается делать резких движений, сходить с места, сгибать и опускать руку. Выполняется по две попытки каждой рукой. Регистрируется лучший результат как левой, так правой кисти. Перед проведением теста динамометры необходимо калибровать (тарировать).

Становая динамометрия

Измерение проводится плоскопружинным стандартным динамометром из положения стоя, ноги на платформе. Ручки динамометра, которые держит испытуемый, должны находиться на уровне его колен. С полной силой (без рывка) испытуемый разгибает туловище и тянет за ручку. Фиксируется лучший результат из двух попыток.

Кистевая динамометрия связана не только с величиной мышечного усилия верхних конечностей. Она регулируется уровнем возбудимости нервной системы. Поэтому показатели динамометрии могут меняться под влиянием утомления, а значительные колебания показателей динамометрии в ответственные моменты жизнедеятельности могут служить достоверным симптомом перевозбуждения или степени готовности к действию.

Оценка физической подготовленности

Учебный процесс по физическому воспитанию направлен на разностороннюю физическую подготовленность студентов.

Самая совершенная методика занятий физическими упражнениями может дать положительные результаты только при строгом педагогическом и врачебном контроле.

Важно найти оптимальные нагрузки, определить обоснованную динамику их возрастания, эффективные методы врачебно-педагогического контроля как при проведении самих занятий, так и по результатам итоговых наблюдений за занятиями в семестре и в течении учебного года.

Для определения физических качеств и функционального состояния занимающихся необходимо использовать различные упражнения, определяющие степень развития этих качеств. Однако, при этом не следует забывать, что физические возможности организма у студентов специальных медицинских групп ограничены.

Используемые контрольные упражнения и тесты легко осуществимы в любых условиях, просты и доступны. Несмотря на то, что каждый тест и метод в отдельности недостаточно информативен, однако в динамике контроля и в комплексе друг с другом они обеспечивают надежный врачебно-педагогический контроль.

Перед контрольным тестированием студентов необходимо инструктировать, после этого проводить разминку, пробную попытку и объяснение с акцентом на наиболее ответственные элементы техники.

Все измерения должны проводиться по единой методике два раза в год – в начале и конце учебного года.

Результаты тестирования необходимо заносить в протокол, затем в журнал.

Систематичная оценка уровня физической подготовленности занимающихся позволит проводить планомерное распределение студентов для занятий физическим воспитанием, а по мере накопления данных составить межгрупповые оценочные таблицы.

Тесты для оценки быстроты

1. Бег 30м, сек. (мужчины и женщины)

Место испытаний – беговая дорожка стадиона, проводится с высокого старта.

Результаты каждого ученика регистрируются с точностью до десятой доли секунды по ручному секундомеру. Разрешается только одна попытка.

2. 10 приседаний на время.

Исходное положение – руки на пояс, ноги вместе, пятки от пола не отрывать.

Тесты для оценки выносливости

1. Тест Купера – пробегаемая дистанция за 6 минут. Место испытания – дорожка стадиона. Бег с высокого старта.

2. Ходьба на лыжах – 3 км. (мужчины), 2км (женщины) без учета времени.

Тесты для оценки силы

1. Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены.

2. Подтягивание на высокой перекладине (мужчины). Из положения виса хватом сверху, не касаясь ногами пола. Для женщин – упражнение на низкой перекладине (высота не более 110см.) выполняется хватом сверху из положения виса лежа, туловище и ноги прямые, руки перпендикулярно полу. Подтягивание осуществляется до пересечения подбородком линии перекладины.

Засчитывается общее число подтягиваний, выполненных в соответствии с указанными условиями.

3. Динамометрия кистевая.

4. Динамометрия становая.

Тесты для оценки скоростно-силовых качеств

1. Прыжки в длину с места. Проводятся на резиновом коврике, куда прикрепляется мерная лента. Из стойки ноши врозь по ширине плеч, носками к черте, от которой начинается измерение, ступни параллельно, испытуемый делает пружинное приседание со взмахом рук и совершает прыжок толчком двух ног. Приземление происходит одновременно на обе ноги. Отсчет ведется по отметке, расположенной ближе к стартовой линии. Записывается лучший результат из двух попыток в см.

Если испытуемый коснулся пола какой–нибудь частью тела, попытка не засчитывается, и ему предлагается совершить повторный прыжок. Отрывать ноги от пола до прыжка не разрешается.

2. Броски набивного мяча из-за головы в положении сидя ноги врозь – на дальность. Вес мяча – 3кг(мужчины), 1кг (женщины). Во время броска не отваливаются назад, туловище должно быть перпендикулярно полу.

Тесты для оценки ловкости

1. Челночный бег 10м х 3. Бег проводится на ровной дорожке. За каждой чертой, находящейся в 10м друг от друга, наносятся 2 полукруга радиусом 50см с центром на черте. Из положения высокого старта по команде «марш» испытуемый пробегает 10м, берет кубик (5см3), лежащий в полукруге, быстро направляется к стартовой черте и кладет кубик. Затем возвращается назад. Учитывается время от команды «марш» до момента прихода на финиш. Бросать кубик не разрешается, при нарушении этого правила назначается повторная попытка.

2. Метание теннисного мяча в цель.

Мишень с диаметром центрального круга 50см., радиус следующего круга на 20см. больше, всего 5 кругов. Попадание в центр круга оценивается в 5 очков, в следующей – на 1 очко меньше. Мишень устанавливается на высоте 2м 20см, испытуемый встает на расстояние 10м от стены и производит 5 бросков. Упражнение выполняется 1 раз. Сумма 5 бросков делится на 5 и записывается средний результат.

Тест для оценки гибкости

Для измерения степени наклона туловища вперед испытуемый становится на скамейку и принимает основную стойку. Не сгибая ног в коленных суставах плавно наклоняется до предела и сохранят положение максимального наклона в течение 2 сек. Тест проводится дважды, лучший результат фиксируется с точностью до сантиметра с указанием знака.

Измерение гибкости можно проводить при помощи размеченной планки с фиксатором. На уровне опорной площадки на измерительной линейке ставится нулевая отметка «0». Все цифровые отметки от «0» вверх будут со знаком «-» (минус), а вниз – со знаком «+» (плюс).

Функциональная подготовленность

Оценка функционального состояния на современном уровне невозможна без широкого применения нагрузочных тестов, т.к. недостаточные резервные возможности организма могут проявляться лишь в работе, превышающей по интенсивности привычные нагрузки.

У контингента студентов, имеющих неодинаковые изменения в состоянии здоровья различно и функционирование систем, в частности сердечно - сосудистой, которая лимитирует общую работоспособность и жизнедеятельность организма в целом (Янсоне Р.А., 1985).

Для определения функциональных возможностей и адаптации организма к мышечной деятельности необходимо регулярно, особенно на начальных этапах занятий физической культурой, когда идет знакомство с каждым студентом, направленным в специальное учебное отделение, применять функциональные пробы.

1. Функциональная проба с 20 приседаниями за 30 секунд.

У обследуемого, находящегося в положении сидя, подсчитывают пульс 10 сек.до получения подряд трех одинаковых цифр. Затем обследуемый встает и проделывает 20 глубоких приседаний в течение 30 секунд, поднимая при каждом приседании обе руки вперед до уровня плеч, после приседаний быстро садится на место и считает пульс за 10 секунд. К концу первой минуты снова подсчитать пульс 10сек. В последующие минуты подсчет продолжают до тез пор, пока пульс не придет к исходным данным.

Если выполнение приседаний по каким – либо причинам затрудненно, рекомендуется за 30сек. проделать 60 подскоков на высоту 3-5см. от пола.

В практике врачебного контроля функциональные пробы проводятся с изменением артериального давления (АД). При отсутствии возможности измерения АД допустимо и по одной ЧСС определять функциональную подготовленность сердечно – сосудистой системы.

Оценку одномоментной функциональной пробы производят по реакции пульса, артериального давления, по продолжительности периода восстановления, а также по внешним признакам и поведению студентов определяют степень учащения пульса в абсолютных цифрах и в процентах. Процент учащения пульса после нагрузки (так называемая «возбудимость») вычисляют по разности между величиной пульса после нагрузки и до нагрузки, полученное значение выражают в процентах по отношению к исходной величине, например: 27-16=11; 11*100/16=69%. Если частота пульса после пробы увеличивается не более чем на 70-75% от исходной, то функциональные возможности следует считать хорошими, при увеличении на 76-100% от исходной – удовлетворительными, а увеличение ЧСС свыше 100% говорит о неудовлетворительном функциональном состоянии сердечно – сосудистой системы.

Учитывают время восстановления пульса до исходных величин; чем меньше этот период, тем благоприятней оценка реакции организма на физическую нагрузку.

В зависимости от характера сдвигов в деятельности сердечно – сосудистой системы после дозированных нагрузок различают хорошую (нормотоническую), удовлетворительную и неудовлетворительную реакции.

Хорошая реакция – умеренное учащение пульса и небольшое повышение систолического артериального давления (на 30-40 мм. рт. ст.), давления. Замедленное восстановление всех показателей к первоначальному уровню – до 5 минут.

Неудовлетворительная реакция – значительное увеличение пульса, понижение систолического и повышение диастолического давления, уменьшение пульсовой амплитуды, либо значительное повышение максимального артериального давления (на 50-60 мм. рт. ст.) на фоне значительного учащения пульса и падения минимального артериального давления до нуля, восстановление затягивает более 5 минут.

Для оценки состояния сердечно – сосудистой системы по реакции пульса на физическую нагрузку можно воспользоваться расчетом индекса Рюффье. Индекс Рюффье рассчитывается по результатам 30 приседаний за 30 сек. для мужчин и 24 приседаний за 30 сек. для женщин.

Р1 + Р2 + Р3 - 200

Индекс Рюффье = 10, где

 

Р1 – ЧСС в 1 мин. до нагрузки в положение сидя после 5 мин.отдыха;

Р2 – ЧСС в 1 мин. сразу после нагрузки (стоя);

Р3 – ЧСС в 1 мин. через 1 мин. после нагрузки (стоя).

Индекс, равный 5 и меньше, оценивается отлично; 5-10 – хорошо; 11-15 – удовлетворительно; свыше 15 – неудовлетворительно (Т.В.Волкова, А.Г.Волков,1978).

2. Контроль за динамикой таких легко доступных для изменения показателей, как частота дыхания и ЖЕЛ, позволяет судить об эффективности воздействия тренировок на выносливость, на систему дыхания.

Частота дыхания индивидуальна, у взрослого человека в покое не превышает 14-18 в 1мин. Чтобы подсчитать частоту дыхания, нужно положить ладонь так, чтобы она захватывала нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Дышать при этом равномерно, не изменяя частоты дыхания. Нагрузку надо регулировать так, чтобы частота дыхания после выполнения работы не превышала 30в 1 мин, а восстановление ее до исходной величины происходило не позднее 7 минут.

ЖЕЛ – показатель, отражающий функциональные возможности, системы дыхания. Ее желательно определять с помощью водяного спирометра, дающего наиболее точные результаты. ЖЕЛ измеряется в положении стоя. После максимального вдоха следует зажать нос, обхватить губами мундштук и делать равномерный максимально глубокий выдох в спирометр. После 2-3 вдохов и выдохов фиксируется наибольший результат.

У нетренированных молодых мужчин ЖЕЛ обычно находится в пределах 3,0 - 4,5 л., у женщин – 2,5 – 3,5 л.

Пробы с задержкой дыхания в практике физического воспитания чаще всего используются в двух вариантах: с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи).

Пробу с задержкой дыхания на вдохе выполняют следующим образом. Испытуемый делает пробный вдох, затем полностью выдыхает воздух и после полного (но не предельного) вдоха задерживается дыхание. В момент задержки дыхания включают секундомер.

У студентов специальных медицинских групп обнаруживают, как правило, более низкие показатели, причем степень снижения регистрируемых величин находится в связи как с характером перенесенного заболевания, так и с уровнем физической подготовленности студентов и адаптации организма к мышечной деятельности. Так же проводится проба после выдоха. Оценка результатов проб по данным А.В. Чаговадзе, В.Д. Прошлякова, М.Г. Мацук приводится в таблице 1.

Таблица 1.

Оценка проб с задержкой дыхания на вдохе и выдохе

 

Оценка Проба Штанге, сек. Проба Генчи, сек.
мужчины женщины мужчины женщины
Отлично 50 и выше 40 и выше 40 и выше 30 и выше
Хорошо 40-49 30-39 30-39 20-29
Удовлетворительно 30-39 20-29 20-29 15-19
Неудовлетворительно 29 и ниже 19 и ниже 19 и ниже 14 и ниже

 

Важно иметь в виду, что наиболее ценный показатель, имеющий функционально – диагностическое значение, - это динамика изменений функционального состояния организма студентов.

3. Определение физической работоспособности можно проводить с помощью эргометров различных конструкций или ступенек. Для проведения степ – эргометрии можно воспользоваться гимнастической скамейкой высотой 30 см. Кроме того необходимы метроном, секундомер, таблица для определения PWC170 по степ – тесту, весы. Для получения в гораздо большем объеме информации о функциональном состоянии организма целесообразно считать пульс в покое и восстановление пульса до 5 минуты.

Одновременно определять физическую работоспособность можно у 4-5 человек, пульс у обследуемых должен считать другие студенты.

Методика проведения степ – теста

Первая нагрузка выполняется со скоростью 20 подъемов в минуту. Для этого метроном устанавливается на 40 ударов. На один удар метронома совершается подъем на ступеньку двумя ногами, на другой – спуск двумя ногами.

Работа выполняется в течение 3 минут. По их истечении дается команда, по которой обследуемые останавливаются, другие студенты начинают считать пульс обследуемых за первые 10 секунд после работы.

Без паузы на отдых выполняется вторая нагрузка. Она выполняется со скоростью 30 подъемов в минуту, для чего метроном устанавливается на 60 ударов в минуту. Продолжительность второй нагрузки также 3 минуты. Сразу после остановки в течение 10 секунд считается пульс. Для определения уровня физической работоспособности пользуются таблицей, на горизонтальной линии которой – показатели частоты пульса за 10 сек.после первой нагрузки, а по вертикальной – после второй. В месте пересечения этих показателей – величина, характеризующая физическую работоспособность обследуемого на 1 кг массы его тела.

Абсолютная величина физической работоспособности по тесту PWC170 может быть найдена путем умножения данной величины на вес тела обследуемого:

 

PWC170 = А х Р (кг м/мин.), где

 

А – величина PWC170 на кг массы, найденная по таблице 2.

Р – масса тела обследуемого, в кг

Если полученные величины пульса отсутствуют в приведенной таблице, величину А можно найти рассчитав по формуле В.Л. Карпмана:

170 – f1

PWC170 = N1 + (N2 + N1) x f2-f1 кг м/мин, где

 

N1 – мощность первой нагрузки,

N2 – мощность второй нагрузки,

f 1– частота пульса в 1 мин. после первой нагрузки,

f2 - частота пульса в 1 мин. после второй нагрузки,

Мощность первой и второй нагрузок на 1 кг. веса рассчитывается по формуле:

 

N = 1,2 * h * n, где

 

1,2 – поправочный коэффициент,

h – высота ступеньки в м,

n – количество подъемов,

 

N1 = 1,2 * 0,3 * 20 = 7,2 на 1 кг веса,

 

N2 = 1,2 * 0,3 * 30 = 10,8 на 1 кг веса.

 

При определении физической работоспособности необходимости соблюдать следующие условия, чтобы погрешность определения была ничтожной: проба должна проводиться без предварительной разминки; принимающие участие в проведении степ – теста, должна хорошо владеть приемами подсчета пульса; частота сердечных сокращений в конце первой работы достигать 100 – 120 уд/мин, а в конце второй – 140 – 160 уд/мин. Разница ЧСС между 1-й и 2-й нагрузками должна быть не меньше 40 уд/мин.

Если после первой нагрузки ЧСС все же не достигла 100 уд/мин, то следует после 3-5 мин отдыха повторить первую нагрузку, увеличив при этом или высоту ступеньки, или частоту восхождения. В этом случае при расчете мощности первой и второй нагрузок необходимо в формуле подставлять измененные величины n или h.

На кафедре физвоспитания для проведения степ – теста надо иметь набор ступенек разной высоты.

Оценить полученные результаты следует по таблице 3 (Африканов Л.А., Африканова Л.П. 1977).

Таблица 3

Оценка показателей физической работоспособности студентов

 

Оценка PWC170, кг м/мин PWC170, кг м/мин
мужчины женщины мужчины женщины
Выше среднего     17,0 12,0
Среднее 1000-1200 650-750 15,0-17,0 10,0-12,0
Ниже среднего <1200 <650 <15,0 <10,0

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: