Изучение единиц измерения массы





Первое знакомство учащихся с массой, со сравнением предме­тов по тяжести (тяжелый — легкий, тяжелее — легче) происхо­дит в пропедевтический период (в 1-м классе).

На уроках математики, ручного труда, во внеклассное время учитель на разнообразных упражнениях практического характера и при решении арифметических задач закрепляет эти представле­ния учащихся, создавая разнообразные жизненные ситуации. В 256


_, период важно показать учащимся, что масса предмета не 1111-ит от его размеров, объема, занимаемого им пространства. И И-м классе учащиеся впервые знакомятся с мерой массы — л<>1 раммом. Наблюдения показывают, что учащиеся 3-го класса | им VIII вида слышали об этой мере, знают, масса каких •л мотов измеряется килограммами. Однако у них нет реального .он тавления, точнее ощущения, массы килограмма. Поэтому |;и их просят назвать продукты питания, расфасованные по Ному килограмму, то наряду с пачкой сахара, пакетами сахарно-песка или крупы они называют батон, булочку, арбуз, пакет ртофеля массой 3 кг и т. д. На вопрос «Какова масса буханки .еба?» дети отвечают: «1 кг, 2 кг, 500 г, 300 г, 700 г». Знакомство с мерой массы — килограммом — лучше всего |чать с создания такой ситуации, в которой бы учащиеся прочув-вовали необходимость в единой мере массы. • Хорошо провести аналогию с вводом мер длины (метра, санти-ггра), мер емкости и т. д. Например, участие в таком виде спор-|, как бокс, требует определенной массы от участника. Чтобы пределить массу (вес), надо выбрать единицу массы. Этой едини-^й является килограмм (1 кг). Учитель показывает детям гирю - кг). Каждый ученик держит ее то в левой, то в правой руке, с Тем чтобы мускульно ощутить массу гири. Опираясь на опыт учащихся, учитель просит назвать предметы, продукты, расфасо­ванные по 1 кг. Продукты по возможности надо принести в класс, чтобы сравнить их массу с массой гири в 1 кг. Показать надо также гири в 2 кг и 5 кг. Далее проводятся практические работы I по отвешиванию и взвешиванию фруктов, овощей, крупы, соли.

На данном и всех последующих этапах работы по изучению мер массы важным является развитие мускульных ощущений уча­щихся, умение определять хотя бы приблизительно массу предме­тов «на руку». Поэтому перед взвешиванием полезно ставить во­прос: «Как ты думаешь, какова масса этого предмета? Проверь себя с помощью взвешивания на весах. Определи, на сколько ты ошибся». При определении массы предметов в килограммах уча­щиеся знакомятся с приближенным взвешиванием.

В 3-м классе учащиеся учатся работать только с чашечными весами. На них четко видно, что масса груза сравнивается с единицей измерения массы — килограммом. Полученные при взвешивании числа записываются. Предварительно учитель знако­мит учащихся с записью единиц измерения массы при числах.

9 Перова М. Н.


В 5-м классе учащиеся знакомятся с новой единицей ния массы — граммом. Вновь надо создать такую жизнен» ситуацию, в которой бы учащиеся почувствовали необходимое! более мелкой единице массы. Учитель приводит такой приме[ буфете каждому из учеников кладут по 2 кусочка сахара или и» 2 чайные ложки сахарного песку в стакан с чаем. «Знаете ли им, какова масса этого сахара? Сколько сахара требуется всему клж су на один завтрак?» — спрашивает учитель. Учащиеся затрудмя ются ответить на эти вопросы, но они их заинтересовывают. Ст.1 новится ясно, что с помощью гири в 1 кг нельзя определить массу кусочка сахара, это слишком большая мера. Учитель знакомит учащихся с гирей в 1 г. Многие учащиеся 5-го класса знают, что существует единица измерения массы — грамм. Опыт и наблюде­ния показывают, что учащиеся плохо представляют себе эту массу. Например, карандаш, яблоко, конфету, крупинку пшена они приводят как пример предметов, имеющих массу 1 г.

Чтобы учащиеся ощутили массу в 1 г, им следует не только показать, но и дать возможность гирю в 1 г подержать в руке. Только после этого дети знакомятся с другими разновесами: 5 г, 10 г, 20 г, 50 г, 100 г, 200 г, 500 г.

В 5-м классе ученики впервые знакомятся с циферблатными весами. Учитель приносит в класс весы, показывает их основ­ные части: шкалу с делениями и числами, стрелку, чашки. Важно, чтобы учащиеся поняли, что стрелка точно показывает массу груза. Затем учитель знакомит учащихся с правилами взвешивания на циферблатных весах и проводит взвешивание. Прежде чем перейти к практическим работам с весами, выпол­няемым учениками самостоятельно, надо провести упражнения с моделью весов.

Соотношение между килограммом и граммом ученики устанав­ливают сами: гирю в 1 кг они уравновешивают на весах другими гирями и подсчитывают, сколько потребовалось граммов. Таким образом ученики устанавливают, что 1 кг=1000 г.

Массу некоторых предметов следует запомнить, это позволит легче ориентироваться в быту. Ученики должны знать, что сред­няя масса мешка картофеля 50 кг, ведра картофеля — 8 — 10 кг и т. д.

Наибольшие трудности представляет усвоение таких мер массы, как тонна и центнер. Ощутить массу таких единиц измере­ния массы практически невозможно. Учитель пытается конкрети-



Ировать эти меры, соотнося центнер с массой двух мешков кар-гОфеля или с массой одного мешка риса, тонну с массой 10 таких (цмиков риса. В этом случае полезно пойти на экскурсию на

сварную станцию (в зависимости от местных условий).

С соотношением мер массы и с обозначением их при числах ченики знакомятся сразу же после усвоения самих мер. Полезно давать ученикам такие задания:

Нужно измерить длину шнура. Какую единицу измерения для »того лучше выбрать? Какой единицей можно измерить длину

Шнура?

I Нужно определить массу (вес) двух мешков картофеля, бухан-I ку хлеба, пакетика семян. Какими мерами измеряют массу этих

предметов?

Нужно определить ширину и высоту окна. Какие меры для

этого нужно выбрать?

Нужно определить рост и массу ученика. И т. д.

Работа над усвоением мер, над овладением измерительными навыками в условиях школы VIII вида может быть лишь в том случае успешной, если осуществляются межпредметные связи, т. е. если на уроках ручного и профессионального труда, геогра­фии, природоведения и во внеурочное время (например, на при-школьно-опытном участке) учителя и воспитатели будут закреп­лять знания, умения и навыки, полученные по данной теме на уроках математики.

Вопросы и задания

1. Подготовьте сообщение на тему «Основные трудности формирования
представлений о единицах измерения величин у школьников с нарушением

интеллекта».

2. Каковы общие требования к изучению единиц измерения величин, их

соотношений?

3. Почему знакомство с единицами измерения стоимости, длины, массы в
программе по математике предусматривается сразу же после изучения нуме­
рации целых чисел?

4. Составьте фрагмент урока на одну из тем: «Монета — 1 к. (50 к.,
10 к.)», «Мера длины — метр (сантиметр, дециметр и др.). Измерение».

5. Подберите 10—12 упражнений на измерение величин. Продумайте
возможности этих упражнений в целях коррекции познавательной деятель­
ности учащихся и их социально-трудовой адаптации.


Глава 15





Читайте также:
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия...
Производственно-технический отдел: его назначение и функции: Начальник ПТО осуществляет непосредственное...
Общие формулы органических соединений основных классов: Алгоритм составления формул изомеров алканов...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.013 с.