Книги Ивана Федорова, хранящиесяв Исторической библиотеке в Москве




Значение книгопечатания в развитии восточнославянских литературных языков

 

Студентки ІІІ курса

Саковской Надежды

 

 

Киев – 2011

Содержание

1. Введение……………………………………………………………3

 

2. История книгопечатания………………………………………….4

 

3. Значение книгопечатания для развития языка…………………..12

 

4. Список использованной литературы…………………………….15

Введение

Книгопечатание – комплекс производственных процессов, целью которых является изготовление печатной продукции. Книгопечатание предполагает печатание текста с наборной формы, составленной из отдельных элементов – литер. Обычно термин «Книгопечатание» применяют, говоря об истории изготовления печатной книги. Для современного книгопечатного производства чаще используется термин «полиграфия».

 

Первые опыты книгопечатания были предприняты в 1041 – 48 китайцем Би Шэном. Возникновение книгопечатания в Европе относят к 40-м гг. 15 в. и связывают с именем И. Гуттенберга.

 

Книгопечатание быстро проникало в различные страны Европы. Первые славянские печатные книги глаголического шрифта были напечатаны в 1483, кирилловского шрифта – в 1491 в краковской типографии Ш. Фиоля. В 1517 белорусский просветитель Ф. Скорина напечатал книги кирилловского шрифта в Праге, а в 1522 основал типографию в Вильне (ныне Вильнюс). Начало книгопечатания в Москве относят к 50-м гг. 16 в. и связывают с деятельностью так называемой анонимной типографии, выпустившей не менее 7 книг.

 

Первая точно датированная русская печатная книга «Апостол» издана в 1564 И. Фёдоровым и П. Мстиславцем. Фёдоров напечатал в Москве также два издания «Часовника», затем в 1566 переехал в Заблудув (ныне на территории Польши), где в 1568 – 69 опубликовал «Учительное Евангелие» (на его страницах помещено «Слово Кирилла Туровского» - первый напечатанный памятник древнерусской литературы) и «Псалтырь с Часословцем» (1569 – 70). Затем в 1574 во Львове Фёдоров выпустил в свет первый известный нам славянский учебник грамоты – «Азбуку». Издание было повторено им в 1578 в Остроге с включением ряда дополнительных материалов – параллельных греко-славянских текстов и памятника старой болгарской литературы – «Сказания како состави святый Кирил Философ азбуку по языку словенску» (так называемое «Сказание черноризца Храбра»); здесь же в 1580 – 81 Фёдоров напечатал первое полное издание славянской Библии кирилловского шрифта (так называемая Острожская Библия).

 

 

История книгопечатания

 

Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания. Введение книгопечатания в России стало возможно и благодаря тому уровню знаний русских людей, техническим умениям, которые позволили быстро создать "неведомый до того" печатный стан.

 

В западноевропейских странах славянское кириллическое книгопечатание развивалось наравне с печатанием книг на других языках. В 1491 году в Кракове Швайпольд Фиоль напечатал четыре славянские богослужебные книги.

 

Самым знаменитым славянским просветителем того времени был Франциск Скорина. Он родился, вероятно, в Полоцке, а в 1517—1525 годах жил и работал в Праге. Потом из-за недоброжелательного отношения к нему властей Скорина был вынужден покинуть этот город и переселиться в Вильно, где продолжил издание книг. У его изданий очень красивый шрифт, изящные заставки и буквицы. Самой известной книгой, изданной Франциском Скориной, стала «Русская Библия». Она сохранилась, правда не в полном объеме, до наших дней. Текст ее титульного листа гласит: «Русская Библия, набранная доктором Франциском Скориной из славного города Полоцка».

 

По сравнению с Западной Европой книгопечатание пришло в Русское государство с запозданием на 100 лет. Вопрос о начале книгопечатания в Москве вызывает много споров. Факты свидетельствуют о том, что в Москве русские мастера самостоятельно вели опыты по организации типографии, изготовлению шрифтов, резанию досок заставок и инициалов, освоению способов печати. В летописях есть сведения о том, что в 1556 году Иван Грозный направил в Новгород «мастера печатных книг Марушу Нефедьева». Упоминается и новгородский мастер Васюк Никифоров, который «умеет всякую резь резать». Но о напечатанных ими книгах сведений не сохранилось.

 

Первая типография в России начала работать около 1553 г., но имена первых мастеров нам неизвестны. В 1563 г. в Москве по царскому повелению и на государственные средства сооружается типография.

 

Создателями и руководителями Печатного двора (размещался невдалеке от Кремля на Никольской улице) были дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и белорусский мастер Петр Мстиславец. В марте 1564 г. вышла первая книга "Апостол", хорошо исполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была также выполнена гравюра "апостол Лука" и т.д. В 1565 г. вышли два издания другой книги - "Часовник". Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг "Священного писания", приближал их язык к языку своего времени. Однако вскоре он и Мстиславец вынуждены были покинуть Москву. Причины этого до конца остаются невыясненными.

 

Обосновавшись на Украине (во Львове и Остроге), они в последующие годы снова выпускают ряд крупных изданий: вновь "Апостол", а также "Библию". Во Львове была напечатана и первая книга светского содержания: букварь с грамматикой (1574).

 

 

 

Книги Ивана Федорова, хранящиесяв Исторической библиотеке в Москве

Началом русского книгопечатания стал 1564 год. В этот год 1 марта в Москве Иван Федоров вместе со своим помощником Петром Мстиславцем выпустил первую печатную датированную книгу «Апостол». В послесловии к ней сообщалось: «И начали печатать впервые эту святую книгу Деяния апостольские и послания соборные и святого апостола Павла послания».

 

Несмотря на то, что о первопечатнике Иване Федорове и его изданиях официальные сведения стали записываться уже в начале XVII века, о нем известно очень мало.

 

Некоторые сведения дает историкам послесловие к «Апостолу» 1564 года, в котором говорится, что по велению царя Ивана Грозного и по благословлению митрополита Макария был устроен на средства царской казны дом, «где производить печатное дело». «Делателями» стали «диакон церкви Николы чудотворца Гостунского Иван Федоров да Петр Тимофеев Мстиславец». Почти целый год — с 19 апреля 1563 года до 1 марта 1564 года — в новой типографии шло изготовление этой первой русской датированной печатной книги.

 

Уже первое издание Ивана Федорова и его помощника доказывает, что они хорошо изучили как лучшие образцы искусства переписчиков и оформителей рукописных книг, так и технику европейского книгопечатания. Их типография была технически хорошо оснащенным предприятием.

 

Первая печатная датированная книга была напечатана двумя красками — красной и черной. Уже в этом издании Иван Федоров выступает как опытный искусный наборщик, автор послесловий, редактор, возможно и художник. В издании практически нет опечаток. Фронтиспис «Апостола» украшен миниатюрой с изображением апостола Луки. С 20 досок в книге воспроизведено 46 заставок, еще с 5 досок были изготовлены 22 инициала. Великолепный лиственный орнамент книги ранее не встречался ни в одной рукописной или печатной книге. «Апостол» напечатан красивым полууставом. Эта книга большого объема в 267 страниц.

 

В типографии, организованной Иваном Федоровым вместе с Петром Мстиславцем в Заблудове, в 1569 году было напечатано «Евангелие учительное». Эта книга имела титульный лист с подробным заглавием. А в следующем году из этой типографии вышла новая книга «Псалтирь с часословцем». Но и в Заблудове русские печатники не смогли обосноваться. Под влиянием католической церкви гетман Ходкевич вынужден был закрыть типографию.

 

Петр Мстиславец перебрался в Вильно, а Иван Федоров с семьей уехал во Львов, где с помощью «людей малых и не славных» организовал новую типографию. Здесь вышло новое издание «Апостола» (1574 год). На обороте последнего 264 листа был помещено изображение типографской маркой Ивана Федорова и герб города Львова. В послесловие к этому изданию первопечатник рассказал историю своих трудов и странствий. Оно начинается словами: «Это предисловие объясняет, где и как возникла эта типография».

 

Второй книгой, изданной Федоровым во Львове, стал «Букварь» — первый печатный учебник на русском языке. В него вошли «для скорого обучения детей» азбука, грамматика и упражнения для чтения. На первой странице книги помещены сорок пять букв кирилловского алфавита, затем «впятословие», как называли алфавит, написанный или напечатанный в обратном порядке, потом алфавит вразбивку, упражнения и грамматические правила.

(Единственный сохранившийся экземпляр «Букваря» Ивана Федорова в настоящее время хранится в США в библиотеке Гарвардского университета).

 

 

 

Специально для обучения детей 18 июня 1578 года Иваном Федоровым в Остроге была выпущена «Азбука», чтобы дать «начало учения детям, хотящим разумети писание». В этом издании использовано шесть различных шрифтов: четыре славянских и два греческих. В одной из тетрадей «Азбуки» был напечатан важнейший исторический источник — «Сказание Черноризца Храбра» о деяниях Кирилла и Мефодия. Экземпляры острожской «Азбуки» сохранились в библиотеках Германии и Дании, есть отдельные ее части и в библиотеках России.

 

В 1581 году Иван Федоров в Остроге печатал Библию — первое полное печатное издание Священного писания на славянском языке, замечательный памятник русской книжной культуры. Это стало самым крупным изданием Ивана Федорова.

 

Ее текст напечатан крупным шрифтом с использованием кириллических и греческих букв. Объем Библии составил 1256 страниц, напечатанных в две колонки по 50 строк в каждой. В художественном оформлении были использованы 16 досок для воспроизведения 81 заставки, 19 досок для 68 концовок и 113 досок для 1300 инициалов. Завершает книгу типографский знак Ивана Федорова.

 

Библия была она выпущена большим тиражом. В настоящее время сохранилось не менее 300 экземпляров в библиотеках разных стран. На одном экземпляре Острожской Библии есть запись, что книга печаталась «не единем заводом (т.е. несколько раз)» и привезена была в Россию в Москву и «рассеяшася во все грады (распространена по многим городам)».

 

 

 

Исследователями доказано символическое значение орнаментальных украшений в книгах Ивана Федорова, где текст и орнамент неразделимы и истолковывают друг друга.

 

Книгопечатание в Москве развивалось и после Ивана Федорова. В столице первопечатник оставил своих учеников Никифора Тарасиева и Андроника Тимофеева Невежу. В 1567-1568 гг. они возродили московскую типографию, из которой в 1568 г. вышло первое послефедоровское издание - Псалтырь.

 

В 1571 г. пожар уничтожил Печатный двор. В 1577 г. по поручению Ивана Грозного была организована типография в Александровской слободе, где также выпустили Псалтырь.

 

После долгого перерыва в 1589 г. в Москве вновь начинает работать Печатный двор, на котором Андроник Невежа издает Триодь постную.

 

Всего в XVI веке на территории Московского государства было выпущено 19 изданий, средний тираж которых составлял 1000-1200 экземпляров. Главный итог работы мастеров XVI столетия заключается в организации крупной типографии европейского типа на государственной основе Московского Печатного двора, которым до 1602 г, руководил мастер Андроник Невежа.

 

Одной из самых загадочных страниц в истории отечественного книгопечатания является вопрос об Анонимной типографии и безвыходных изданиях, получивших такое наименование в связи с отсутствием в них выходных сведений.

 

В настоящее время известны следующие издания, датируемые по бумаге, вкладным и владельческим записям, орнаментике, расположению шрифта, строк: Узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556), Триодь Цветная (1556-1557), Среднешрифтное Четвероевангелие (1558-1559), Среднешрифтная Псалтырь (1559-1560), Широкошрифтное Четвероевангелие (1563-1564), Широкошрифтная Псалтырь (1564-1565). Исследователями точно установлено их московское происхождение.

 

Таким образом, очевидна деятельность особой типографии в Москве в 1550 - начале 1560-х годов. Судя по тому, что в изданиях отсутствует указание на царское повеление их печатать, исследователи предполагают частный характер их производства. Тематика книг, например, выпуск Четвероевангелия, истолковывается некоторыми авторами как свидетельство принадлежности Анонимной типографии к кругам, близким к нестяжателям.

 

Некоторые исследования показывают связь Анонимной типографии с Избранной радой Ивана IV - Адашевым, попом Сильвестром (замечательным писателем, автором Домостроя, духовником царя).

 

Сложным является вопрос и о работниках Анонимной типографии. В письме Ивана Грозного в Новгород называется Маруша Нефедьев – "мастер печатных дел", и другой мастер Васюк Никифоров. Исследование типографской техники печати, а также косвенные свидетельства более поздних источников говорят о работе в Анонимной типографии Ивана Федорова и Петра Мстиславца.

 

Значение анонимных изданий различно оценивается учеными. Одни видят в них пробные издания перед выпуском "Апостола"1564 г., другие - продукцию частной типографии. Как бы то ни было, безвыходные издания подготовили появление "Апостола" - шедевра полиграфического искусства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: