Налоговая политика, как правило, гибкая, ориентированная как на решение социальных задач, так и на стимулирование производства.




Социальная сфера представляет собой нечто среднее между социальным обслуживанием в рамках скандинавской модели и тем, как эта система функционирует в либеральной экономике. С одной стороны, пакет социальных услуг предоставляется всем гражданам, с другой стороны, количество и качество этих услуг заметно уступает тому, что предлагают своим гражданам скандинавские страны. Поощряется принятие на себя крупными фирмами социальных задач - создание системы пенсионного и медицинского обеспечения своих работников, предоставление высоких пособий при увольнении, создание хороших условий труда и отдыха, благотворительность за пределами предприятия и т.д. В целом антимонопольное законодательство носит скорее прагматический, чем принципиальный, как в США, характер.

Поддерживается развитие третьего сектора, т.е. предприятий, не приносящих прибыли, но имеющих социальное значение для самих занятых и оказывающих коммерчески не выгодные, но социально значимые услуги. Большое внимание уделяется охране и восстановлению природной среды. Экономика в целом ориентируется на стабильный умеренно высокий рост.

Отдельная фирма оценивается как по уровню прибыльности, так и по социальным показателям. Развитию конкуренции не придается столь большого значения, как при либеральной модели. Во внешней политике сочетаются либеральные тенденции по отношению к развитым странам, благотворительность по отношению к экономически слабым государствам и протекционизм по отношению к молодым конкурентам

 

Вопрос 20 Основные особенности социально ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь

Особенности белорусской социально-экономической модели развития:

· мощная и эффективная государственная власть;

· развитие частного сектора наряду с государственным, но не в ущерб национальным интересам;

· приватизация государственной собственности, но не превращение ее в самоцель, а рассмотрение в качестве средства повышения эффективности развития как приватизируемого объекта, так и народного хозяйства в целом;

· ориентация на интеграционные процессы со странами СНГ, в первую очередь с Россией;

· приоритет — развитию социальной сферы.

Экономический рост в Беларуси начался в 1996 году, были достигнуты одни из самых высоких темпов прироста ВВП среди стран СНГ. По среднегодовым темпам роста ВВП (107%) Беларусь была 25-йиз 183 стран мира и вошла в группу наиболее динамично развивающихся государств. В 2005—2008 гг.экономика показала рекордный среднегодовой прирост — 9,6%.

Сегодня, при численности населения Беларуси 0,1% от населения мира, на долю республики приходится треть мирового рынка карьерных самосвалов, свыше 15% мирового экспорта калийных удобрений, почти 4% — сливочного масла, более 3% — молока, свыше 2% — тракторов, в пределах от 1 до 2% — нефтепродуктов, машин для уборки сельхозкультур, полуфабрикатов из железа и стали, мяса, сыра, сахара.

За последние 10 лет уровень малообеспеченности населения снижен более чем в восемь раз и доля населения с доходом ниже бюджета прожиточного минимума сократилась с 42 до 5% от общей численности населения.

В 2011 году, когда на внешние рынки отгружалось свыше 60% от производимого (в 2010 году — только 46%), наша экономика стала экспортно-ориентированной.

С учетом кризисных тенденций мировой экономики и их влияния на народнохозяйственный комплекс страны Беларусь в настоящее время решает задачу перехода к инновационной экономике на основе повышения востребованности научно-технического потенциала страны. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011- 2015 гг. определено, что «Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011- 2015 гг. является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики».

Задел уже подготовлен. За прошедшие годы создана инновационная инфраструктура, и в настоящее время действуют 11 научно-технологических парков, 40 научно-производственных центров, 9бизнес-инкубаторов. Сохранена и развивается прикладная наука. За последние годы отечественные ученые и конструкторы создали технологическую начинку для многих производств, успешно объединив собственные достижения с достижениями мировой науки. Национальная академия наук Беларуси пошла по пути создания научно-практических центров (по материаловедению, биоресурсам, продовольствию, земледелию, механизации сельского хозяйства и др.).

Продуктивно работает Парк высоких технологий, резидентами которого являются 106 компаний, сотрудничающих с технопарками более чем 50 стран мира. Проекты охватывают банковскую, телекоммуникационную, нефтяную, газовую сферы, создание электронного правительства в странах СНГ.

 

 

Вопрос 21 Спрос. Кривая спроса. Закон падающего спроса.

 

Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.

Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.

С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.

Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.

Закон спроса[править | править вики-текст]

Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.

Кривая спроса[править | править вики-текст]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: