Внешнеторговая политика: понятие и виды




Внешнеторговая политика государства – определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами. Цели внешнеторговой политики:

1) изменение способа и степени включения данной страны в систему МРТ;

2) изменение объемов экспорта и импорта;

3) изменение структуры внешней торговли;

4) обеспечение страны необходимыми ресурсами

5) изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Государственное регулирование внешней торговли может быть:

односторонним, когда правительство одной страны без согласования или консультаций с торговыми партнерами прибегает к государственному вмешательству во внешнюю торговлю. Эта мера связана с крайне тяжелым экономическим положением страны, дефицитом государственного бюджета, отрицательным сальдо торгового платежного баланса. Обычно в ответ на этот шаг правительства стран-партнеров применяют аналогичные акции, что может привести к осложнению их политических отношений со страной-инициатором индивидуального государственного регулирования внешней торговли.

двусторонним, когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают определенные требования к товарам (технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и других показателей товарного производства).

многосторонним (в рамках международных и региональных экономических организаций или интеграционных объединений) – ВТО, ЕС, НАФТА и проч.

Виды внешнеторговой политики в зависимости от масштабов государственного вмешательства в регулирование внешней торговли:

1) политика фритредерства (либеральная, политика свободной торговли);

2) политика протекционизма (защитная);

3) автаркия (политика самообеспечения, политика замкнутости).

Фритредерство – политика весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе спроса и предложения. Политика свободной торговли предполагает незначительный уровень таможенного обложения, и подразумевает всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на национальных рынок страны.

Положительные политические последствия связаны с усиливающейся взаимозависимостью государств. Политика свободной торговли дает больше преимуществ развитым странам, хотя в чистом виде не применялась.

Открытая экономика – национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в большинство отраслей и сфер. В мире почти нет полностью открытых экономик, за исключением нескольких небольших государств. Поэтому говорят о более открытых или менее открытых экономиках.

Протекционизм – государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных методов.

Задача протекционизма – создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и национального рынка. Ее решение достигается путем установления высокого уровня таможенного налога на импортируемые товары. С другой стороны, протекционизм предполагает поощрение экспорта отечественных товаров, повышение их конкурентоспособности на внешнем рынке с целью увеличения сбыта, а также завоевания новых рынков.

Крайняя форма протекционизма – экономическая автаркия – означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производиться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

Формы протекционизма:

Селективный – против отдельных стран или товаров

Коллективный – объединения стран против других государств, в них не входящих

Отраслевой – защита определенных отраслей, например, сельского хозяйства

Скрытый – осуществляется методами внутренней экономической политики государства.

Главная задача государства в области внешней торговли – поддержать экспортеров, сделать их более конкурентоспособными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.

Протекционизм и фритредерство никогда не достигали полного господства в ВЭД большинства стран мира. В отдельные исторические отрезки времени внешнеторговая политика склонялась то в одну, то в другую сторону. Например, в 50-60 гг. XX в. в мировой практике характерен отход от протекционизма к свободной торговле, в 70 гг. страны стали отгораживаться друг от друга разнообразными тарифными барьерами, а также нетарифными ограничительными мероприятиями, в 90 гг. вновь возобладала тенденция развития в сторону большей свободы международной торговли.

На сегодняшний день в соответствии с международными классификациями выделяют 8 групп среди методов регулирования внешней торговли:

тарифные;

2) паратарифные;

3) меры контроля за ценами;

4) финансовые меры;

5) методы количественного контроля;

6) автоматическое лицензирование;

7) монополистические меры;

8) технические барьеры.

тарифные методы являются наиболее распространенными и наиболее активно используются в форме импортных, реже экспортных пошлин.

паратарифные – виды платежей помимо таможенных пошлин, которые взимаются с иностранных товаров при ввозе их на территорию данной страны (таможенные сборы, внутренние налоги, целевые сборы – НДС, акцизы)

меры контроля за ценами – меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговые меры и меры, направленные против экспортных субсидий – компенсационные)

финансовые меры связаны с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена (обязательная продажа части экспортной валютной выручки)

методы количественного контроля связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений (квоты на экспорт и импорт – в натуральных и стоимостных показателях). Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт/экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Сходство в применении квот и тарифов: цена на импортные товары возрастает; доходы национальных производителей возрастают. Различие: в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т.е. мерилом для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

автоматическое лицензирование. Для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры

8) технические барьеры – ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (стандарты, аттестация, проверка качества товара и т.д.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: