Под сравнением в философии понимается познавательная операция, с помощью которой устанавливается тождество или различие объектов. В познавательном аспекте сравнение выступает как процесс отражения в сознании человека реальных отношений тождества, сходства различных государственно-правовых явлений.
Методика сравнительно-правовых исследований является совокупностью взаимосвязанных этапов (стадий) и правил наиболее подходящего применения сравнительно-правового и других научных методов и способов познания правовых явлений с целью выявления подобных и отличительных признаков, группировки, классификации этих явлений.
Сравнение может и должно стать научным и результативным, если за основу берутся не случайные факты, а типичные и достоверные факты. Поэтому установление фактов является важнейшим методологическим вопросом, определяющим и обеспечивающим успех и результат проведения сравнительно-правовых исследований.
Важнейшим условием проведения эффективного и результативного сравнения являются однородность, однопорядковость и односистемность сравниваемых объектов.
По мнению К. Осакве, сравнение права является многоступенчатым процессом, и грамотный сравнительный анализ правовых систем состоит из следующих восьми поэтапных и последовательных стадий:
1) выявления существующих правил или подходов в системах «А» и «Б»;
2) сопоставления установленных правил с целью познания их общих и (или) отличительных свойств;
3) определения исторических причин существования данного правила в каждой системе; 4) выяснения жизнеспособности, эффективности данного правила в соответствующем национальном законодательстве;
5) установления необходимости (целесообразности) внесения изменений в существующее правило или заполнение пробелов в законе системы «А» путем заимствования определенных идей из системы «Б»;
6) изучение совместимости идей, заимствованных из системы «Б», с природой правовой системы «А»;
7) адаптации заимствованного правила к национальным условиям правовой системы «А»;
8) разрешение завершающего кардинального вопроса законодательной политики, т.е. вопроса о том, созрело ли, с точки зрения своего правосознания и уровня правовой культуры, принимающее общество для принятия пересаживаемого института.
Как отмечает Ю.А. Тихомиров, для проведения сравнительно-правового анализа необходимо соблюдение шести методологических правил:
1) правовой выбор объектов сравнительного анализа и корректная постановка целей;
2) проведение правового сравнения на разных уровнях с использованием методов системно-исторического, логического анализа;
3) правильное определение признаков сравниваемых правовых явлений, норм, институтов и т.д.;
4) выявление степени сходства и различий юридических понятий и терминов, используемых в сопоставляемых правовых системах;
5) разработка и применение критериев оценки сходств, различий сравниваемых объектов;
6) определение результатов сравнительно-правового анализа и возможности их использования в нормотворческой и правовой деятельности государства.
(23) Международные центры сравнительного правоведения
1. Международная ассоциация юридических наук (МАЮН) - Международная ассоциация юридических наук – МАЮН – основана в 1955 г. в Париже под эгидой ЮНЕСКО, имеет консультативный статус «В» и назначает одного члена в Международный совет социальных наук.
Ассоциация расположена в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО. МАЮН ставит своей целью содействовать развитию юридических наук путем сравнительного изучения существующих национальных правовых систем, активизации научных контактов и обмена информацией между учеными разных стран, оказания помощи национальным научным организациям, изучающим иностранное право. Членами Ассоциации являются национальные комитеты, создаваемые в разных странах. В настоящее время в состав МАЮН входят национальные комитеты более 50 стран. Национальные комитеты – члены МАЮН имеются во многих странах мира. Национальный комитет является свободным в выборе названия. Он платит ежегодный членский взнос, сам устанавливая его сумму, которая не может быть менее 150 долл. США. В случае неуплаты членского взноса в течение предшествующих трех лет Международный комитет сравнительного права может принять решение об исключении национального комитета из членства в Ассоциации.
Ассоциированными членами МАЮН являются: Международный институт по унификации частного права; Институт европейского права; Международная ассоциация уголовного права; Международное общество трудового права и социального обеспечения; Международная ассоциация юридических библиотек.
Ассоциированные члены имеют доступ ко всей информации, касающейся деятельности Ассоциации. Они могут вносить предложения относительно этой деятельности.
Индивидуального членства в МАЮН нет.
Деятельность МАЮН координируется Советом Ассоциации, который состоит из представителей, персонально назначаемых каждым национальным комитетом. Совет в свою очередь избирает Исполком, носящий название Международного комитета сравнительного права. Страна не может быть представлена в МАЮН более чем одним ученым.
Кроме того, избранные лица должны по возможности представлять все основные правовые семьи современности. Если это не обеспечено в результате выборов, Международный комитет сравнительного права вправе кооптировать в свой состав квалифицированным большинством голосов еще двух ученых. Исполком избирает на срок в два года Президента и двух вице-президентов. МАЮН проведено более 50 международных симпозиумов и «круглых столов» по актуальным проблемам юридической пауки.
Большая часть научных мероприятий МАЮН была посвящена актуальным проблемам правоведения, обсуждение которых способствовало развитию международного научного сотрудничества. В связи с этим могут быть отмечены следующие коллоквиумы: «Концепция законности в странах Запада» (Чикаго, 1957 г.), «Концепция законности в социалистических странах» (Варшава, 1957 г.), «Сравнение юридических институтов и особенно договора и собственности в странах с различной экономической и социальной структурой» (Тревия, 1961 г.), «Возможный вклад сравнительно-правовых исследований в обеспечение лучшего взаимопонимания между народами» (Рим, 1963 г.), «Федерализм и правовые системы» (Москва, 1970 г.), «Человек, право и окружающая среда» (Брюссель, 1972 г.), «Правовые проблемы окружающей среды» (Лондон, 1975 г.). Предметом ряда коллоквиумов явились правовые вопросы международной торговли. Изучению права развивающихся стран были посвящены коллоквиумы 1966 г. «Юристы в развивающихся странах» (Понт-Муссон) и 1978 г. «Роль обычая в правовых системах развивающихся стран» (Дакар). Тема «Сравнительное правоведение и международное право» обсуждалась в Париже в 1983 г.
В сентябре 1969 г. в Будапеште состоялось заседание «круглого стола» по проблемам сравнительного правоведения, организованное Институтом государства и права АН ВНР в рамках деятельности МАЮН. На повестке дня стояли три вопроса: о различных концепциях в понимании сравнительного правоведения, о функциях сравнительного правоведения в современном обществе и о сравнительном правоведении в преподавании. В рамках проходившего в сентябре 1970 г. в Москве годичного собрания МАЮН была проведена конференция «круглого стола» по теме «Федерализм и развитие системы права». Участники «круглого стола» обсудили вопрос о понятии и целях федерализма, о соотношении компетенции федерации и ее членов, проблемы решения коллизии законов федерации и ее членов. Отказ МАЮН от организации международных конгрессов в значительной мере объясняется тем, что в роли инициатора всемирных научных форумов, охватывающих проблематику, определяемую научными интересами МАЮН, выступает Международная академия сравнительного права, тесно сотрудничающая с МАЮН.
Деятельность МАЮН состоит в следующем:
1. Подготовка и издание юридических библиографических спра вочников по отдельным странам, а также отдельных статей и моно графий.
2. Издание отдельных работ по иностранному праву по таким темам, как источники права, институты, а также переводы наиболее важных работ.
3. Издание информационных бюллетеней.
4. Подготовка и издание международной энциклопедии сравни тельного права. Официально цель издания энциклопедии – создать стимул для развития сравнительно-правовых исследований, а также дать источник информации для законодателей различных стран в про цессе выработки проектов национальных законодательных актов и унификации права.
В середине 90-х годов завершено издание 17-томной энциклопедии. В работе над ней приняли участие около 330 специалистов. МАЮН выпущен ряд библиографических изданий юридической литературы.
Большое количество исследований с последующими публикациями и представлением докладов готовится МАЮН по поручению ЮНЕСКО. К ним относятся исследования по таким вопросам, как:
1. преподавание права в разных странах мира;
2. конституции стран, недавно получивших независимость;
3. способы выполнения государствами международных обяза тельств;
4. основные аспекты аграрных реформ;
5. суверенитет и международное сотрудничество;
6. нормы национального права, регламентирующие мирное при менение атомной энергии;
7. правовые средства борьбы с расовой дискриминацией;
8. проблемы семейного права африканских стран и др. Официальные языки МАЮН – английский и французский.