Положение об Оглашении
В приходах Кинельской Епарции РПЦ МП
I. Понятие Оглашения
Оглашение — это совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения. Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божьего, в исповедании Символа Веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам. В таком случае рекомендуется отложить совершение Таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства. В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью.
II. Обоснование необходимости оглашения
Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2).
Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения —Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям.
Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).
Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2:42). Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения — «Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4-5).
III. Нормативно-правовое обоснование Оглашения
Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов:
· 46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру».
· 78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».
· 47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».
· 7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».
· п.1 Рекомендаций синодального отдела религиозного образования и катехизации от 24 июня 2010 года «Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви» свидетельствует, что «в настоящее время большинством духовенства сознается недопустимость практики совершения Таинства Крещения без предварительного оглашения» и предлагает принять во всех епархиях «правила подготовки к совершению Таинства Крещения».
· 27 декабря 2011 года на заседании Священного синода РПЦ было утверждено положение «О религиозном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», в котором однозначно говорится: «Недопустимо совершение Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».
IV. Содержание Оглашения
Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви. Огласительные беседы перед Таинством Крещения раскрывают содержание православного вероучения о Боге и Церкви в рамках Символа Веры, дают ответы на распространенные вопросы о Крещении.
При отсутствии возможностей или условий для оглашения должны соблюдаться следующие минимальные требования:
1. Необходимо провести не менее пяти огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни;
2. Для взрослых перед Крещением обязательна исповедально-доверительная беседа со священником;
Ориентировочное содержание огласительных бесед:
На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла Таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере.
На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере. Она должна быть посвящена Священной Библейской истории, охватить вопросы сотворения и предназначения человека, затронуть тему грехопадения и евангельской истории нашего спасения.
Третью беседу можно посвятить Церкви Христовой, содержанию Православного вероучения о Святой Троице и Личности Господа нашего Иисуса Христа.
В четвертой затронуть тему христианской нравственности и Заповедей Божиих, а так же обзорно затронуть тему церковных таинств.
В пятой беседе подробно рассказать о Таинстве Крещения, порядке и смысле его совершения; рассматривается содержание и смысле молитв Крещения и его священнодействий.
В период между беседами предполагается самостоятельный духовный труд: чтение Евангелия, обретение опыта личной молитвы и посильное участие в литургической и церковно-общинной жизни прихода.
Исповедально-доверительная беседа со взрослыми перед совершением Таинства Крещения проводится после огласительных бесед. Во время нее священник раскрывает смысл обетов Крещения и выявляет отношение к ним оглашаемого, выясняет, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения, как то, блудное сожительство, работа или иная деятельность не соответствующая нормам христианской нравственности. В случае выявления препятствий совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого.
По завершении оглашения выдаются свидетельства.
После Крещения требуется наставление новокрещеного к последующей церковной жизни с подчеркиванием особого значения Таинства Евхаристии для православного христианина. Такое наставление должно содержать конкретные предложения по его участию в жизни прихода.
V. Особые условия Оглашения
В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.
При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они уже научены основам веры и участвуют в церковной жизни.
Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в Таинствах Покаяния и Евхаристии.
Для мусульман, иудеев и прочих людей, содержащих нехристианские и неправославные взгляды, Церковь перед Крещением требует проведения особых чинов отречения от своей прежней веры.