В своих работах советские авторы постоянно ссылались на основоположников марксизма-ленинизма, труды и речи советских руководителей, программу и решения коммунистической партии. Такого рода документы, как партийная программа и решения, совершенно очевидно, не образуют право в собственном смысле этого слова. Однако их доктринальное влияние для советского права неоспоримо, ибо в этих документах содержится изложение марксистско-ленинской теории в ее современном звучании по современным вопросам.
Советский юрист, любое другое лицо, желавшее изучать советское право, должны были постоянно обращаться к ним. Советское право восприняло от старого русского права такую концепцию правовой нормы, которая близка к ее пониманию в романо-германской правовой системе.
Что же касается категорий и институтов, то здесь нельзя не признать оригинальности советского права. По внешнему виду в нем сохранены категории и институты романо-германской системы. Однако по своему существу они коренным образом обновлены. В обществе нового типа, основанном на иной экономической системе, и руководствующимся иными идеалами, возникают совершенно иные проблемы. Советская система права по внешнему виду остается такой же что и система романо-германского типа.
Существуют и существенные отличия: семейное право отделено от гражданского, исчезло торговое право, появилось колхозное и жилищное право. Советские авторы возражали, чтобы отличия в системах права сводились только к формальным моментам, без рассмотрения содержания отраслей права. В государстве социалистическом и не социалистическом встают различные проблемы, марксистско-ленинские учения требуют их рассмотрения под новым, неиндивидуалистическим углом зрения.
Конституционное право в высшей степени отличается от конституционного права западных стран. Особенно характерны две черты: ведущая роль, отведенная коммунистической партией, и осуществление властии управления советами всех уровней.
Оригинальность советского права не сводится лишь к характеристике конституционного права, тож еможно сказать и о других отраслях: административном праве, уголовном, трудовом, гражданском и т.д.
Юристам западных стран было не понятно административное право, которое не сконцентрировано на охране личности и судебном контроле над администрацией.
Для юристов же социалистических стран основным была государственная политика строительства коммунизма: идея судебного контроля они заменили новым видом контроля, осуществляемым представителями народа и общественными организациями. Еще одним важным аспектом социалистического права является отрицание советскими юристами частного права.
Права, по мнению теоретиков марксизма-ленинизма, - это не более чем аспект политики, инструмент в руках господствующего класса. В этой концепции не остается места для частного права, которое претендовало бы на независимость от каких бы то ни было предвзятых мнений и политических обстоятельств;"право - это политика, и, наоборот, то, что не является политикой, не является правом".
Для советской правовой системы остались чуждыми идея господства права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли созидателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права.
Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом в руках господствующего класса, обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы.
В настоящее время, в результате перемен произошедших в первую очередь в бывшем СССР, социалистическое право практически перестало существовать. Это в очередной раз доказывает, что когда государство ставит себя выше права, когда право является "инструментом в руках господствующего класса или партии" - такое государство заранее обрекает себя на развал и гибель.
(66) Классификация постсоветских правовых систем.
Проблема классификации постсоветс прав систем на сегодняш день является не только прав, но и полит вопросом, поскольку выбор того или иного направления развития прав системы естеств образом предопределяет полит, эконом и соц путь развития общества.Процесс трансформации постсоветс прав государств позволяет определить разные уровни и разные ориентиры в их развитии, что позволяет условно объединить их в несколько групп.
Прав системы государств Балтии, сделавшие серьезные шаги в направлении присоединения к романо-германскому праву. На основе совр критериев классификации прав систем существуют все основания, позволяющие причислить их к романо-германской прав семье. Подтверждением этого является их полноценное включение в общеевропейс интеграцион процесс. Этому способствовало их истор (досоветс) прошлое. Напр, прав система Латвии сформировалась на протяжении последних 150 лет под влиянием самых различ прав культур: главным образом, немецкой, дореволюционной русской, а также советской.
Немцы принесли с собой развитое право, создали законод-во, опиравшееся на принципы старогерманского права. Эти законы действовали в той или иной мере вплоть до XIX в.
Прав системы государств, ориентирующиеся на романо-германское право, включающие в себя прав системы России, Украины, Молдовы, Беларуси, Армении, Грузии, трансформируются в сторону присоединения к романо-герм праву.
Несмотря на то, что по своей внешней форме они мало чем отличаются от романо-герм права, существует много причин, не позволяющих однозначно отнести прав системы этих гос-в к вышеуказ прав системе, в частности, сфера прав идеологии и связанная с ней правоприменит дея-ть.
Географич положение государств, входящих в Евразию на стыке двух цивилизаций — восточной и западной, в контексте совр тенденций развития общества обуславливает взаимодействие и взаимопроникновение цивилизацион элементов, в т.ч. в прав сфере, как результат диалога прав культур.
Данные прав системы, обладая общими и специфич особенностями прав развития, заимствуют прав положения у романо-герман права. Однако, это заимствование затрагивает внешнюю сторону прав здания, а содержательная сторона все еще остается за рамками традиции романо-герман права.
Прав системы постсовет государств с преобладающим мусульманским населением, где исламское право носит декларатив характер, реально не влияющий на функционирование прав систем этих государств, ориентируются на романо-герм право.
Главным критерием для их объединения в отд группу служит то, что подавляющее большинство населения этих государств исповедует ислам, а исламское право, как право исламской общины, может регулировать различные стороны жизнедеятельности мусульман. Основ положения исламской религии оказывают опр влияние на полит и прав систему этих государств. Это проявляется, прежде всего, в сферах формирования прав менталитета, прав сознания и прав культуры.
Однако исламское право не играет значит роли в общественно-полит и государственно-прав жизни этих государств. Хотя необходимо оговориться, что в разных государствах, входящих в данную группу, ситуация неодинаковая. Это государства Средней Азии — Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Киргизстан и Туркменистан, а также Азербайджан.
Напр, на сегодняшний день Узбекистан имеет переходную прав систему, трансформирующуюся от социалистич к романо-герман типу. В то же время ей присущи отд черты, отражающие национ узбекские и общеисламские прав традиции. Правосознание граждан этой страны наполнено традициями, обычаями и моральными нормами, унаследованными из прошлого, включая влияние шариата.
Законод-во этих государств, носящее светский характер, гарантирует право граждан на определение и выражение своего отношения к религии на беспрепятственное исповедование религии и выполнение религ обрядов. Приоритет ислама в религ жизни не является фактом гос права. Это — культурологич фактор, вызванный ориентациями абсолютного большинства населения.
К моменту вхождения в состав Российской империи в Азербайджане, как и во всех исламских государствах, действовали традиц источники исламского права. Кроме того, местные правители издавали свои законы — фирманы. Сохранялось и обычное право. Судеб функции, в основном выполняли кади (исламские судьи). В дореволюц период изменениям подверглись, главным образом, отрасли публич права; в сфере част, особенно семейно-брачного права, продолжали действовать традиц исламские и обычно-прав нормы. Формирование и функционирование совр прав системы Азербайджана не может обойтись без этого обстоятельства.
(67) Российская правовая система на юридической карте мира.