Тема 1. Онтогенез развития личности
Задание № 1.1. На основе полученных на занятиях знаний, заполните таблицу:
Возрастной период | Ведущая деятельность | Социальная ситуация развития | Основные новообразования |
Новорожденность | Отсутствие деятельности | Беспомощность, полная зависимость от взрослого человека | Появляются первые условные рефлексы |
Младенчество | Включение в достаточно сложные действия - игры | Полная зависимость от взрослого человека | Совершенствуется восприятие, развитие тонких ручных движений |
Ранний возраст(1-3года) | Начинает ходить и отстаивать свою независимость | Зависимость от родителей | Самостоятельность, стыд, сомнение |
Дошкольный возраст(3-6 лет) | Активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых | Происходит половая идентификация, ребенок осваивает свою форму поведения | Появляется инициативность, совесть, моральная ответственность |
Предпубертатный возраст(6-12лет) | Овладение новыми знаниями и умениями | Сильное влияние школы на ребенка | Может образоваться либо чувство компетентности, неполноценности |
Юность(13-18лет) | Включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе | Задача самоопределения, выбора жизненного пути | Добавляются новые идентификации, завершается формирование личности |
Задание 2.1. Поясните, как понимается категория развития в психологии:
1.Развитие как рост. Под ростом понимается процесс количественного изменения внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе. Это значит, что: 1)рост есть всего лишь одна из сторон развития; 2) он является лишь внешним показателем развития, ничего не говорящий о его сути; 3) рост может быть только количественной характеристикой развития.
2.Развитие как созревание. Такое определение развития используется в повседневном мышлении. Под созреванием понимается развитие как морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата. Тем самым преувеличивается значение биологической наследственности и преуменьшается значение других сторон.
3.Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и в нем изначально предполагается наличие цели, в качестве которой вступает некая «совершенная», то есть лучшая, образцовая, идеальная форма развития.
4.Развитие как универсальное изменение. В данном определении выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. Такое требование практически не может быть выполнено, так как: 1) невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные; 2) большая часть частных изменений при таком подходе не могут считаться предметом возрастной психологии.
5.Развитие как качественное, структурное изменение. Это определение развития с пониманием объекта как системы.
Задание 2.3. Охарактеризуйте факторы психического развития:
1. Собственно возрастные факторы психического развития связаны с сензитивностью и с периодизацией психологического развития. Психическое развитие подчиняется закону сензитивности, то есть каждый период психического развития является сензитивным.
2. Внутренние факторы психического развития – биологические факторы и индивидуальные особенности личности. Биологические факторы включают в себя наследственность, особенности протекания внутреннего периода жизни ребенка и сам процесс рождения. Индивидуальные особенности – особенности свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности.
3. Внешние факторы психического развития – включают в себя все то биологическое и социальное, которое образует биокультурный контекст. Это природная и социальная среда, в которой развивается личность.
Задание 1.4. Выберите правильный вариант ответа:
1. Индивидуальное развитие человека называется:
А. онтогенезом
2. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:
Б. А.Н. Леонтьевым
Тема 2. Темперамент как базовая характеристика личности
Задание 2.1. Установите связь между типом телосложения и типом темперамента по Э. Кречмеру.
Физическая конституция (тип телосложения) | Тип темперамента | Проявления |
Лептосоматик | Замкнутость, упрямство, сложность в приспособлении к среде, склонность к абстракции. | Напоминает тип меланхолика |
Пикник | Общительный, добродушный, подвержен колебаниям эмоций от радости и веселья до печали | Склонен к маниакально-депрессивному психозу, напоминает тип сангвиника |
Атлетик | Спокойный, сдержанный в мимике и жестах, маловпечатлительный, трудно приспосабливается к перемене обстановки | Склонен к эпилепсии, напоминает тип холерика |
Дипластик | Обладает смешанным типом темперамента | Строение – бесформенное, неправильное |