Задание 2.1. Установите связь между типом телосложения и типом темперамента по Э. Кречмеру.




Тема 1. Онтогенез развития личности

 

Задание № 1.1. На основе полученных на занятиях знаний, заполните таблицу:

 

Возрастной период Ведущая деятельность Социальная ситуация развития Основные новообразования
    Новорожденность   Отсутствие деятельности   Беспомощность, полная зависимость от взрослого человека   Появляются первые условные рефлексы
  Младенчество     Включение в достаточно сложные действия - игры Полная зависимость от взрослого человека     Совершенствуется восприятие, развитие тонких ручных движений
  Ранний возраст(1-3года) Начинает ходить и отстаивать свою независимость Зависимость от родителей   Самостоятельность, стыд, сомнение
  Дошкольный возраст(3-6 лет)   Активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых Происходит половая идентификация, ребенок осваивает свою форму поведения   Появляется инициативность, совесть, моральная ответственность
  Предпубертатный возраст(6-12лет)     Овладение новыми знаниями и умениями Сильное влияние школы на ребенка Может образоваться либо чувство компетентности, неполноценности    
Юность(13-18лет)   Включается в новые социальные группы и приобретает другие представления о себе Задача самоопределения, выбора жизненного пути Добавляются новые идентификации, завершается формирование личности    

 

Задание 2.1. Поясните, как понимается категория развития в психологии:

1.Развитие как рост. Под ростом понимается процесс количественного изменения внешних признаков объекта, измеряемых в высоте, длине, ширине, толщине, весе. Это значит, что: 1)рост есть всего лишь одна из сторон развития; 2) он является лишь внешним показателем развития, ничего не говорящий о его сути; 3) рост может быть только количественной характеристикой развития.

2.Развитие как созревание. Такое определение развития используется в повседневном мышлении. Под созреванием понимается развитие как морфологические изменения, протекающие под непосредственным управлением генетического аппарата. Тем самым преувеличивается значение биологической наследственности и преуменьшается значение других сторон.

3.Развитие как совершенствование. Это определение часто используется в педагогике и в нем изначально предполагается наличие цели, в качестве которой вступает некая «совершенная», то есть лучшая, образцовая, идеальная форма развития.

4.Развитие как универсальное изменение. В данном определении выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений. Это значит, что одинаковые изменения должны иметь место у людей разных культур, вероисповеданий, языков, уровней развития. Такое требование практически не может быть выполнено, так как: 1) невозможно реально установить, какие изменения отнести к общим, универсальным, а какие рассматривать как частные; 2) большая часть частных изменений при таком подходе не могут считаться предметом возрастной психологии.

5.Развитие как качественное, структурное изменение. Это определение развития с пониманием объекта как системы.

 

Задание 2.3. Охарактеризуйте факторы психического развития:

1. Собственно возрастные факторы психического развития связаны с сензитивностью и с периодизацией психологического развития. Психическое развитие подчиняется закону сензитивности, то есть каждый период психического развития является сензитивным.

2. Внутренние факторы психического развития – биологические факторы и индивидуальные особенности личности. Биологические факторы включают в себя наследственность, особенности протекания внутреннего периода жизни ребенка и сам процесс рождения. Индивидуальные особенности – особенности свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности.

3. Внешние факторы психического развития – включают в себя все то биологическое и социальное, которое образует биокультурный контекст. Это природная и социальная среда, в которой развивается личность.

Задание 1.4. Выберите правильный вариант ответа:

 

1. Индивидуальное развитие человека называется:

А. онтогенезом

2. Понятие «ведущая деятельность» выдвинуто:

Б. А.Н. Леонтьевым

 

Тема 2. Темперамент как базовая характеристика личности

 

Задание 2.1. Установите связь между типом телосложения и типом темперамента по Э. Кречмеру.

Физическая конституция (тип телосложения) Тип темперамента Проявления
Лептосоматик Замкнутость, упрямство, сложность в приспособлении к среде, склонность к абстракции. Напоминает тип меланхолика
Пикник Общительный, добродушный, подвержен колебаниям эмоций от радости и веселья до печали Склонен к маниакально-депрессивному психозу, напоминает тип сангвиника
Атлетик Спокойный, сдержанный в мимике и жестах, маловпечатлительный, трудно приспосабливается к перемене обстановки Склонен к эпилепсии, напоминает тип холерика
Дипластик Обладает смешанным типом темперамента Строение – бесформенное, неправильное


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: