Этногенез восточных славян




Глава 2. Древняя Русь

 

 

Наши предки были индоевропейцами. Индоевропейцы – это древнейшее население огромных территорий Европы и Азии. Большинство ученых считают, что прародиной индоевропейцев был Балканский полуостров и предгорья Карпат. Во втором тысячелетии до н. э. из индоевропейцев выделились германцы, балты, славяне. В 6-4 веках до н. э. земли предков восточных славян подвергались нашествию скифов (иранские кочевники). Скифы появились в Южной России приблизительно в 7 в. до н. э. Северное побережье Черного моря в то время было занято греческими колониями – Ольвией в устье Буга, Херсонесом, вблизи сегодняшнего Севастополя, Пантикапеем, на территории Керчи. Скифы торговали с этими колониями. Греческие города получали от скифов половину необходимого хлеба. Греческие ремесленники делали домашние вещи для скифских властителей. Многие образцы греко-скифского искусства хранятся в Эрмитаже.

В скифское время зарождаются племенные образования восточного славянства, формируется население, говорившее уже по-славянски. Во 2 в. до н. э. славяне пережили натиск кочевников сарматов. Они пришли из-за Дона. Сарматы захватили земли скифов.

В 4 в. началось великое переселение народов. На степных просторах Евразии появились гунны – тюркские кочевники. Они огнем и мечом прошли по южнославянским поселениям. После падения державы гуннов вновь наполняются славянским населением дунайские и днепровские берега. Славянское население быстро росло. В 5 в. н. э. в бассейне Днепра и Днестра складывается союз восточно-славянских племен, который называли антами, что на иранском наречии означало (жители окраин). Одновременно на севере Балканского полуострова образовался племенной союз склавинов, или склавен, родственный союзу антов. С 5 в. анты начинают вторгаться в пределы Византийской империи.

В 6-7 вв. славяне подверглись натиску аваров (тюркская орда). В 8 в. аваров разгромили хазары. Хазары основали обширное государство от Кавказских гор до Волги и Среднего Днепра и Черного моря. Столицей Хазарского каганата был город Итиль, располагавшийся в низовьях Волги. Хазары активно торговали с Дальним Востоком и арабским югом. В 8 веке арабы нанесли сокрушительное поражение аварам.

По географическому положению славяне разделились на три больших ветви: восточную, западную и южную. 15 восточно-славянских племенных союзов заняли территорию от Южного Буга и Днепра до Волги, от Дуная до Волхова и положили начало древнерусской народности. Летописи сохранили их названия. Около озера Ильмень и реки Волхов жили словене, племенными центрами которых были Новгород и Ладога. Болотистые почвы севера стимулировали развитие ремесла и торговли. На плодородных землях долины реки Днепр расселялись поляне – (поле). Их городом был Киев. По реке Припяти жили древляне (обитатели леса). Их центром был город Искоростень. По Оке и Москве-реке жили вятичи (города Ростов и Суздаль). По Соже и Десне – радимичи, по Бугу – бужане и волыняне.

Города славян были племенными и религиозными центрами. В зависимости от местности, славяне занимались земледелием, скотоводством, звероловством, ремеслами, торговлей. Земледельческие племена, кроме деревянной сохи, использовали плуг с железным наконечником. Однако славянское земледелие длительное время оставалось подсечным. Посевы производились на месте лесных вырубок. Первые два-три года получали неплохой урожай, а затем переходили на новое место. Славяне выращивали: рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, бобы, горох, лен, коноплю; разводили домашних животных: коров, лошадей, овец, свиней, коз. Крестьянский труд составлял основу жизни народа. Славяне знали кузнечное, литейное, гончарное дело. Славяне были высоки, сильны, выносливы. Они отличались простотой быта. Питались грубой и даже сырой пищей, употребляя ячмень, просо, молоко, квас. На пирах пили хмельной напиток из меда. В теплое время года носили только белье, а в холодное – накидывали на плечи звериные шкуры. Обувью служили лыковые лапти. Оружие делали из дерева и железа. В условиях сурового климата им требовались теплые жилища, для строительства которых употреблялся лес. Это были срубы — дома из бревен, которые освещались масляными лампами. В случае опасности славяне уходили в леса и грады (города, защищенные земляным валом и деревянными стенами).

Объединение родов привело к формированию племен, но племенная организация никогда не была сильна на русской почве. В период переселения не только племена, но и сами роды подверглись ломке. В любом случае составные части Киевской Руси лишь частично совпадали с прежним племенным делением. С распадом родовых связей люди, в случае нужды, объединялись для общих дел уже не по родству, а по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи, и родные друг другу, и неродные одинаково. Соединенные общим интересом, они составляли общину (задругу, вервь) и избирали для ведения общих дел выборных старейшин. Так родовое устройство заменялось постепенно общинным. В состав общин входили семьи разных родов и даже разных племен. В сельской местности традиционная большая семья – община (задруга) постепенно сменялась более мелкими семьями. Расселение на огромной территории ускорило переход от родовых отношений к социуму.

Сход (собрание) общинников устраивал уравнительные переделы земельных участков и других сельскохозяйственных угодий по справедливости, столь ценимой славянами. Ценностями общинного поведения становились взаимопомощь, терпеливость, сплоченность, преданность наделенным божественной благодатью лидерам. Еще и сегодня не забыты пословицы о пользе общины: «Миром (так называлась община) гору сдвинем», «С миру по нитке — голому рубашка» и др. В догосударственный период важную роль в племенах играли старейшины и военные вожди, а также народные собрания — вече.

Наряду с общинной постепенно формировались надобщинные структуры. Вне общин возникали княжеские дружины. Князь – вождь боевой дружины, который искал удачи и славы. К удачливому князю примыкали все новые дружинники. Города стали приглашать князя с дружиной для охраны от набегов кочевников. Князю платили продуктами. Отсюда название «князь кормленный».

Славяне были язычниками. Они обожествляли силы природы. Мифология славян знает около 400 языческих персонажей. Особенно почитались солнечные божества – Хорс («Красное солнышко», Ярило (Зрелое Солнце), Дажбог (Дающий бог) и другие, а также Небо – Стрибог, Свет — Свентовит, Скот — Велес. Славянским Зевсом был бог грозы и молнии — Перун. Дом, баня, лес, водоемы населялись добрыми и злыми духами — домовыми, банниками, лесавками, русалками.

Особо почитались родо-племенные божества и духи. Соплеменники поклонялись мифическому родоначальнику – Деду. Люди верили, что с помощью церемоний, заговоров, молитв, жертвоприношений можно воздействовать на силы природы. Объектом особого почитания была земля, которую ласково называли «матерью». Предметы, принесшие когда-то удачу, хранились долгое время. Амулеты носили для того чтобы отогнать темные силы. Сокол был одним из тотемов славян. Он стал княжеским знаком, изображался на монетах рюриковичей. В X-XI веках образ сокола соответствует символике «Слова о полку Игореве». Сокол в эпическом творчестве находится в оппозиции к «черному ворону». Образы богов не получили у славян той ясности и определенности, как, например, в более развитой греческой мифологии. Внешний культ славян также не был развит: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов. Кое-где на открытых местах ставились грубые изображения богов, «идолы».

Религиозные верования не могли не влиять на образ жизни славян. Они не знали понятия «греха». Многоженство, «умыкание девиц» (воровство невест), сквернословие считалось обычной нормой и не осуждалось. Особой церемонией сопровождалось погребение. Трупы, как правило, сжигали, а урны с пеплом выставляли на дорогах. Считалось, что в течение 30 дней души покойников могут посещать дом, поэтому для них выставлялась жертвенная пища. По истечении этого срока урну хоронили. Эта церемония называлась тризной.

Ночь на Ивана Купалу считалась самой опасной из-за нападения ведьм. На окнах клали крапиву, вешали на дверях хлевов убитую сороку или лепили на двери стеариновые свечи. Баба-Яга. Под этим именем славяне почитали адскую богиню. Ей приносили кровавую жертву. В летописи Нестора сообщалось, что у радимичей, вятичей, северян были игры между селами. Мужчины выбирали себе невест. Отсюда и само выражение «играть свадьбу». Свадебные венки, обручальные кольца, покрывала (фата), соединение рук, свечи, – все эти обряды пришли к нам из Греции. От Великой степи заимствован другой обычай: жена разувает мужа, а он трижды ударяет ее плеткой.

 

Образование государства

Первым правителем Руси «Повесть временных лет» называет варяжского (скандинавского) конунга (князя) Рюрика, приглашенного вместе с братьями на новгородское княжение. Норманы или викинги уже имели репутацию неустрашимых моряков, пиратов и торговцев. Молодые конунги рвали традицию, искали опоры не только среди сородичей, сколько среди воинов-дружинников. Энергия пассионариев (людей огромной энергии, воли) выплескивалась в завоевательные походы. Викинги часто вторгались в европейские города и грабили их.

Славянские купцы нередко нанимали варягов для охраны своих торговых караванов, продвигавшихся по знаменитому в средние века торговому пути «из варяг в греки», маршрут которого начинался в Скандинавии, пересекал Финский залив, реки Неву, Волхов, озеро Ильмень, Днепр и завершался в Византии.

К концу 1 тыс. н. э. у восточных славян накопилось немало проблем, решение которых было не под силу отдельным племенам. Это, например, потребности в обороне и ликвидация даннических отношений, установление торговых контактов с развитыми государствами, преодоление братоубийственного соперничества, развитие межплеменных обменов. Однако, племенной сепаратизм, подогреваемый язычеством, оказался настолько велик, что не позволил создать единые, надобщинные властные структуры.

Норманы часто выступали посредниками в межплеменных усобицах славян и облагали последних данью. В середине IX века, например, они брали «по белке и по серебряной монете с дыма (т.е. дома) с чуди, и «со словен, и с мери, и со всех кривичей». Летопись зафиксировала событие 862 г., когда славяне прогнали варягов за море и «начали сами собой владеть». Однако вскоре с новой силой разыгрались страсти и «пошел род на род...». Так летопись объясняет причину «призвания» славянским старейшиной Гостомыслом[1] варяжского конунга Рюрика на княжение в Новгород в 862 году. «Вся земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами». Биография Рюрика непроста. По «профессии» он был варяг, то есть наемный воин. По своему происхождению – рус. Русью тогда называли скандинавскую дружину гребцов-воинов. Термин означал прежде всего социальную группу. Тау название дружины стало позднее обозначением государства. Вскоре в Новгороде вспыхнуло восстание против Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Но Рюрик убил Вадима и вновь подчинил себе Новгород и прилегающие области: Ладогу, Белоозеро и Изборск[2]. Летописный рассказ о призвании Рюрика дал повод к возникновению двух научных школ, дискуссия между которыми длится уже без малого три столетия. В начале XVIII в. возникает так называемая норманская теория, основоположником которой был немецкий историк, член Петербургской Академии наук Г. Байер и др. Немецкие историки стали основателями «норманской» концепции происхождения русского государства, которую в той или иной степени разделяли все выдающиеся российские историки XIX – начала XX веков. (Н. Карамзин, В. Соловьев, В. Ключевский и др.). Разногласия среди них по этому вопросу касались лишь деталей, например, этнической принадлежности варягов, степени готовности славян к государственной жизни и тому подобное. Байер писал: «Исстари руссами владели варяги: потом их прогнали, Гостомысл начал править государством. Но вследствие неурядиц он дал совет призвать тех же варягов, и был призван Рюрик с братьями». Миллер подготовил на латыни рукопись «О происхождении народа и имени российского». Он доказывал, что славяне пришли на Днепр с Дуная. Переселение совершилось уже в христианские времена. Славяне поселились в стране, занятой финами. Варяги — это скандинавы, которые дали Руси государей.

Выводы Миллера задели национальные чувства русских. Появилась альтернативная «норманской» — «славянская» концепция происхождения русской государственности. Ее выдвинул выдающийся русский ученый М. Ломоносов. Он доказывал, что переселение славян на Дон произошло намного раньше, в дохристианские времена. Ведь не зря православная церковь чтит апостола Андрея Первозванного, ходившего на Дон и в Новгород задолго до принятия христианства. Если согласиться с Миллером, то нужно упразднить орден Андрея Первозванного. М. Ломоносов не соглашался с тем, что шведы дали нам князей, а чухна (финны) – имя. В своем учебнике «Краткий российский летописец» М. Ломоносов писал, что славяне принимали участие в защите Трои. Вольтер и Миллер выступили против подобных утверждений М. Ломоносова.

Следует заметить, что спор между «норманистами» и «антинорманистами», даже если отбросить его идеологическую мотивацию, базируется на наивной исходной посылке, будто государство может быть «учреждено» по воле отдельной творческой личности или некоторой совокупности таковых. В действительности же оно возникает в результате закономерного, внутренне обусловленного процесса усложнения функций публичной власти и ее постепенного отделения от общества. Поэтому вопрос о том, кто первый был официально провозглашен правителем государства, с научной точки зрения, имеет второстепенное значение. Сравнительный историко-лингвистический анализ, археологические находки специфических норманских захоронений (в ладье) на территории России, предметов варяжского быта и тому подобное не позволяют игнорировать норманскую концепцию. Видимо варяги были тем катализатором, который ускорил процесс создания русского государства.

После смерти Рюрика правил Олег, оставленный регентом при его малолетнем сыне Игоре. Летописная биография этого героя несравненно богаче «деяниями», чем жизнеописание его предшественника. В 882 г. во главе многоплеменного войска подчиняет Смоленск – стратегически важный пункт на пересечении главных речных путей Восточной Европы. Следом его рать спускается в ладьях вниз по Днепру и захватывает Любеч. И, наконец, в том же году он утверждается в последнем и самом важном пункте пути «из варяг в греки» – Киеве, коварно выманив и убив княживших там Аскольда и Дира. Но при этом Олег предстает в летописном рассказе не завоевателем, а объединителем двух крупнейших восточнославянских княжений в одно политическое целое. И более того – основателем новой державы. Это подчеркивается таким символическим актом, как провозглашение Киева «матерью городов русских», и указанием на то, что именно с данного момента «варязи и словени и прочи прозвашася русью». Таким образом, если Рюрик выступает в летописи как основатель династии, то реальным творцом того государства, которое по традиции принято называть Киевской Русью, предстает в летописи именно Олег.

Впечатляет и внешнеполитическая деятельность киевского правителя. Он подчиняет древлян, присоединяет к своей державе земли северян и радимичей, освободив их от хазарской дани, воюет с уличами и дулебами, совершает победоносный поход на Царьград, повесив в знак своего триумфа щит на вратах византийской столицы. Если имя Рюрика может быть этимологически истолковано как «великий правитель», то Олег (Helgi) означает «святой», «священный». Соответственно этимологическое прозвище этого правителя «Вещий» – не что иное, как славянский дубликат его скандинавского имени. Летописное известие о гибели Олега от укуса змеи, таившейся в черепе коня, всем известно благодаря пушкинскому стихотворению. Олег умер в 912 г. после 30-ти лет правления в Киеве.

Со смертью Олега власть переходит к сыну и законному наследнику Рюрика Игорю (912-945). В 941 г., собрав огромный флот, Игорь двинулся на Константинополь. Однако поход завершился бесславно. Византийцы сожгли большинство судов «греческим огнем». Через три года Игорь повторил свою попытку. На сей раз в походе участвовала не только княжеская дружина, но и ополчение подвластных племен, но и конница его союзников печенегов. Дойдя до Дуная, русское войско встретило греческих послов, которые предложили ему щедрые дары. Игорь согласился и возвратился на Русь.

Итоги похода были закреплены в договоре 945 г. По этому договору русский князь должен был всех посланных от себя в Царьград снабжать специальными грамотами. Русским послам и купцам запрещалось творить какие-либо бесчинства по пути в столицу Византии. По прибытии в Царьград они обязаны были зарегистрироваться и жить на подворье монастыря Святого Мамы, в предместье города. В город русских людей пропускали с предосторожностями: они входили в одни ворота группами по 50 человек, без оружия, в сопровождении императорского чиновника. Покупки приезжающих подвергались контролю: каждый из них мог приобрести и вывезти за пределы страны ценных парчовых материй не более чем на 50 золотых. Прибывшим из Руси запрещалось задерживаться в столице Византии на зиму, т.е. и переговоры и торговые сделки они должны были завершать в течение одной навигации. Процедуре разрешения взаимных обид и исков между русскими и греками посвящалась большая часть статей в договорах 911 и 945 гг.

Игорь погиб в земле древлян. Вспомним, что повествуя о подчинении разных племен Олегом, летописец лишь однажды – в отношении древлян – употребил глагол «примучил», говорящий о прямом насилии. Если другие племена соглашались на выплату дани в обмен на защиту от внешней опасности, то древляне, имевшие собственных князей и надежно укрытые от врагов непроходимыми лесами, не испытывали нужды в таком размене. Они уступили силе оружия, и пока был жив Олег, магия этого грозного имени удерживала древлян в покорности. Но его смерть всколыхнула в них надежды на освобождение. Поэтому уже в первый год своего правления Игорь должен был предпринять карательный поход в землю древлян. Подавив сопротивление, он возложил на них, дань еще большую, чем та, что взималась Олегом. И в этом опрометчивом поступке, характеризующем прямолинейность политического мышления Игоря, – предзнаменование трагического финала его правления. Поддавшись домогательствам дружины, Игорь отправился в полюдье в Древлянскую землю. Собрав дань, он отсылает большую часть дружины, сам же возвращается и требует новой дани. Закономерным итогом этих действий стало восстание древлян и убийство Игоря. Древляне нагнули две березы, привязали князя за ноги и разорвали. При этом летописец дает понять, что вина за смерть князя лежит на самой жертве: Игорь преступил неписаные законы, регулировавшие отношения между князем и подвластными ему племенами. Летописец никоим образом не выказывает осуждения восставшим. Наоборот, это укор Игорю, и звучит он как предостережение его потомкам. История под пером летописца обретает статус наставницы жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: