Правление княгини Ольги (945-957).




После гибели Игоря государство оказалось на грани развала. Древляне отложились от Киева и перестали выплачивать дань. Ольга проявила себя как решительная правительница. Ольга (Helga)жестоко отомстила древлянам. В ходе организованного ею карательного похода была истреблена родовая знать древлян и уничтожен их племенной центр город Искоростень. Ольга осталась с малолетним сыном Святославом взяла на себя управление княжеством. Она объезжала владения, и повсюду устанавливала новые нормы дани – их называли уроками. Были установлены также места (погосты), куда население обязывалось свозить дань. Это означало конец полюдья и начало системы организованного налогообложения на Руси. Ольга остается одним из ключевых персонажей древнерусской истории, символизирующим завершение эпохи язычества и провозвестие эры христианства. Ольга совершила путешествие в Царьград (Константинополь) и приняла христианство.

Сын Ольги Святослав (957-972) – варяг по отцу, воспитанник варягов Асмуда и Свенельда, но он же первый из русских князей – славянин и по матери. Святослав не только носил славянское имя, но и был по своему физическому облику и одежде типичным южным славянином, прототипом запорожских казаков. Едва успел он возмужать, как составил себе большую и храбрую дружину и с ней стал искать себе славы и добычи. Он рано вышел из-под влияния матери и «гневался на мать», когда она убеждала его креститься: «Как мне одному переменить веру? Дружина начнет смеяться надо мною», – говорил он. С дружиною он сжился крепко, вел с нею суровую походную жизнь. Еще при жизни матери Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль).

Этот князь вошел в русскую историю как олицетворение воинского духа – отчаянной храбрости, суровой простоты и неукоснительного следования кодексу чести. «Иду на вы» и «Мертвые сраму не имут» – вот девизы, неразрывно слитые с образом Святослава и вошедшие в плоть и кровь русской воинской традиции.

Тем временем военные успехи молодого русского князя привлекли внимание византийских политиков. Посланник византийского императора ценою богатых даров склонил Святослава к войне против Болгарии. Святослав собрал войско 60 тыс. и обрушился на Болгарию. Он одержал ряд побед. Но такое усиление Святослава не входило в планы византийцев. Тем временем с юга появилась новая угроза в виде кочевников печенегов. Засуха X в. вынудила их откочевать из Средней Азии в низовья Днепра. Печенеги стали союзниками Византии. Они напали на Киев и осадили его. Святослав возвратился и нанес поражение печенегам. Лишь требование смертельно больной матери не покидать ее вынуждает Святослава задержаться в Киеве. Однако после ее кончины он возвращается в Болгарию с твердым намерением закрепиться там окончательно. В короткий срок он захватил Преслав и Филиппополь. К весне 970 г. он был на подступах к Константинополю. Святославу противостоял талантливый полководец Иоанн Цимихский. Святослав потерпел поражение и вынужден был покинуть Болгарию. Однако мало кому удалось вернуться на родину. На днепровских порогах их поджидали печенеги. Кочевники разбили дружину Святослава. Князь погиб. Из его черепа печенеги изготовили чашу для вина. В результате болгарского похода погибло около 50 тыс. славянских воинов.

В XI в. на историческую арену Восточной Европы вышли куманы. К середине века они захватили почти всю территорию современного Казахстана, пересекли нижнее течение Волги и появились в южно-русских степях. Голубоглазых, светловолосых куманов на Руси стали называть половцами. Половцы враждовали с печенегами. Кочевники препятствовали торговым караванам сплавлявшимся по Днепру из Киева в Царьград.

 

 

Принятие христианства

Святослав заблаговременно принял решение о разделе владений между сыновьями: на киевское княжение был посажен старший, Ярополк; среднему, Олегу, досталась древлянская земля; младший, Владимир был отправлен в Новгород. Вскоре Ярополк убил своего брата Олега. Владимир, опасавшийся, что он может стать следующим, бежал в Скандинавию. Через три года он вернулся. Явно ища ссоры со старшим братом, Владимир захватил его невесту Рогнеду, убил ее отца и братьев. Однако главной целью Владимира оставался Киев. Он подкупил киевского воеводу и взял город без боя и во время переговоров убил своего брата Ярополка.

Владимир правил с 980 по 1015 г., т.е. около 35 лет. Свой первый крупный поход Владимир предпринял в 981 г. против поляков, крестившихся за 15 лет до этого. На следующий год он дважды совершал рейды в землю вятичей. В 985 г. Владимир покорил волжских булгар. Через два года Владимир со своей дружиной появляется на Балканах в качестве союзника византийского императора Василия II. Эти события способствовали расширению его политического кругозора и резкому изменению его отношения к христианству. Киевские князья восхищались процветанием Византии, которое они связывали, прежде всего, с религией греков. Славянское же многобожие ослабляло и без того зыбкое единство государства Рюриковичей, не позволяло Киевской Руси стать частью цивилизованного мира, объединенного монотеистическими религиями — христианством, исламом, иудаизмом и др. Славянское язычество было так бедно, так бесцветно, что не могло успешно вести спора ни с одною из религий.

Придя к власти Владимир, первое время пытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна – покровителя князя и дружины, а также идолы Дажьбога, Стрибога, Хороса и Макоши. Соседние с Киевской Русью государства исповедывали религии, основу которых составлял монотеизм. В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии – ислам. Однако более тесные связи существовали у Руси с христианской Византией. Геополитическое положение Руси, ее культурные контакты определили выбор религии. «Повесть временных лет» рассказывает, что в 986 г. в Киеве появились представители всех трех перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут сразу, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина. Князь говорил: «На Руси есть веселье пить и не можем быть без того». Иудаизм был отвергнут из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами Папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое приятное впечатление.

Утверждение новой веры сопровождалось разрушением символов старой. Повергнутые идолы были сожжены или изрублены. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов. После этого князь Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Пришедшие из Царьграда и Корсуня священники крестили жителей Киева в Днепре в 988 г.

Православие привлекало правителей Руси тем, что несло понятие о верховной власти, поставленной от Бога. Византийские патриархи, в отличие от католических Пап, никогда не оспаривали пальму первенства у светских государей. Укрепление власти было особенно актуально для Владимира, который будучи сыном Великого князя Святослава от ключницы-рабыни Малуши, по представлениям того времени не мог быть законным наследником престола.

Крещение Руси было трудным и длительным процессом. В Новгороде, например, людей насильно вталкивали в реку Волхов. Из Византии на Русь прибыли священники, миссионеры, просветители. Получила распространение славянская письменность. Появилась русская литература. Продолжалось строительство православных храмов. Владимир вызвал из Византии мастеров, которые построили в Киеве Церковь Пресвятой Богородицы. Церковь назвали Десятинной, так как князь отдал ей десятую часть своих доходов. Владимир причислен православной церковью к лику святых, а в народных былинах он назван «красным солнышком».

Обращение в христианство – одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозным событием: христианство для Руси в то время означало более высокую цивилизацию. В глазах самих русских обращение делало их частью цивилизованного мира.

Православие принесло глубокий нравственный переворот в русскую жизнь. Началась общая гуманизация общественных отношений. Владимир Мономах, например, не осаждал городов по воскресеньям, не воевал в великий пост, что напоминало дни «Божьего мира» в Европе. Люди отказывались от мучительных наказаний (садить на кол и тому подобное). Укреплялись семейно-брачные отношения. Христианство рассматривало семью как священный союз мужчины и женщины. Многожёнство категорически запрещалось. Княжеские уставы, вслед за церковными, закрепляли положение, по которому законным считался только первый брак, второй разрешался лишь при немощи природной, а третий приравнивался к блуду и строго наказывался. Церковь опекала слабых: нищих, калек, убогих. Утверждалась традиция милосердия.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила, как они должны управлять. «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование»,– говорило духовенство князю Владимиру, указывая ему, что князь не может оставаться безучастным к насилию и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна творить Божью волю. Поэтому князь «есть Божий слуга», ему надлежит повиноваться. Церковь влияла на улучшение семейных отношений и вообще нравственности в обществе. Все проступки и преступления против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а церковному. Церковные суды карали за святотатство, еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные суды разбирали все семейные дела. Церковь старалась искоренить умыкание и покупку жен, многоженство, изгнание жены мужем, скотоложество и другие пороки. В особенности восставало духовенство против рабства.

Церковь ввела в русское общество обычай благотворительного освобождения рабов по завещанию. Этот обычай был принесен из византийского общества. Закон императора К. Багрянородного (X в.) постановил посвящать богу треть имущества, оставшегося без прямых наследников. В состав этой трети включались все рабы. В X-XI веках русская церковь добилась, что раба, родившая детей от своего господина, по смерти его получала свободу. Мужчина, изнасиловавший рабыню, должен был –выкупить ее у господина.

В XI веке на Руси появились монастыри. Одним из первых возник Киево-Печерский монастырь. Известно, что его основателем был Святой Антоний, принявший монашество на Афонской горе в Византии. Сначала Святой Антоний и его сподвижники оборудовали пещеры на одном из киевских холмов, затем построили деревянные кельи. Так возник монастырь (1062 г.). Правилом для иноков было ношение чёрной одежды, аскеза, обеды за общим столом, воздержание от собственности, трудовое подвижничество. На особом дворе был приют для нищих и калек. Иноками этого монастыря были первые русские летописцы, врачи и так далее. В монастырях писались летописные своды: XI век. – Повесть временных лет, Киевская летопись; XIII век – Волынская, Новгородская, Свод из летописей Владимирской, Ростовской и Переяславский. В домонгольский период возникло 58 монастырей.

Христианство создавало условия для формирования единой русской народности, её общих духовных и нравственных принципов. Однако православие не вытеснило язычества до конца. Сохранилось немало языческих праздников, ритуалов. Характерной чертой русского православного общества являлось так называемое «двоеверие», то есть сохранение в мировоззрении наряду с христианством элементов язычества. Некоторые историки церкви называют русское православие «обрядовым», имея в виду его поверхностное знакомство с догматикой вероучения, его крен в сторону внешней ритуальности: иконопочитания, молитв, соблюдения постов и так далее. Нельзя не отметить и негативных последствий вызванных принятием религии из клонившейся к упадку и порвавшей связи с Европой Византии, что привело Русь к длительной культурной и экономической изоляции от Запада.

Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до 15-ти). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же оказало могучее влияние на познавших его людей. В 1054 г. последовала схизма – то есть официальный разрыв церквей. Западная церковь стала называться римско-католической, а восточная – греко-кафолической, православной.

 

Расцвет Киевской Руси

После смерти Владимира-Крестителя осталось 12 сыновей. Киевский стол занял старший сын Святополк, убивший своих братьев Бориса и Глеба. Последний был еще мальчиком. Православная церковь нарекла его «Святополк окаянный». В 1019 г. Святополка победил младший брат Ярослав, который княжил в Новгороде. Он собирал 3 тыс. гривен, а 2 тыс. отправлял в Киев. При помощи новгородцев и варяжских наемников он подчинил себе Киев. После этого у Ярослава вспыхнул конфликт с Мстиславом. Братья поделили Древне-русское государство по линии Днепра. Через несколько лет Мстислав умер и в 1036 г. Ярослав стал главой всех русских земель. В этом же году Ярослав разгромил печенегов, которые опять напали на Киев.

В первой половине XI века раннее русское государство переживало расцвет. Достижения этого времени связаны с князем Ярославом Мудрым (1019-1054 гг.). Ярослав был сыном Владимира-Крестителя от его первой жены — литовской княжны Рогнеды. Возможно под влиянием матери Ярослав воспринял уважительное отношение к западной культурной традиции. В дружине князя было много варягов. Ярослав женился на дочери шведского короля Ингигерде (Анне), дочерей своих выдал замуж за европейских государей. Елизавета была супругой норвежского короля, Анна — французской королевой. Анастасия породнилась с венгерской королевской фамилией. Сыновья Ярослава женились на польской королевне и византийской принцессе. С помощью династических браков князь пытался укрепить престиж Руси.

В середине XI века (1051 г.) по волеизъявлению Ярослава впервые был созван Собор русских епископов, который избрал главой русской церкви митрополита Иллариона. Русь христианская начала свой путь к церковной самостоятельности. Ярослав известен как градостроитель. Некоторые города назывались именем князя. Это Ярославль на Волге, Юрьев (Юрий — христианское имя Ярослава) в Прибалтике и другие. Киев превращался в один из красивейших городов мира. Здесь были возведены Собор Святой Софии, Золотые Ворота и так далее. Церковь на Руси была организована так: во главе ее стоял митрополит киевский, назначенный патриархом Константинопольским, митрополит назначал епископов. Отличительной особенностью русской церкви того времени можно считать ее полное подчинение Византийской церкви вплоть до 1448 г. Епископы, а затем митрополиты, как правило, до XIII в. были греками, однако они полностью зависели от киевского князя. Русская митрополия делилась на епархии, которые соответствовали структуре светской власти. Ко времени Ярослава относится окончательное оформление церкви как организации. При нем был созван первый церковный собор в Киеве и сделана попытка установить церковную автокефалию путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства. Не случайно и то, что именно при Ярославе русская церковь получила своих первых святых в лице братьев самого князя, Бориса и Глеба.

С именем Ярослава Мудрого связано появление первого письменного общерусского свода законов — «Русской Правды» (11 век), который дополнялся в 11-12 веках. Судебник ограничивал варварские обычаи кровной мести, вводил штрафы (виру) за убийство, оскорбление чести и достоинства человека, защищал частное хозяйство, вводил наследственное право, ограничивал произвол судебных исполнителей. «Русская Правда», скорее всего под влиянием христианства, не знает позорящих и жестоких наказаний. Вместе с тем штрафы были достаточно велики. Они различались в зависимости от социального ранга пострадавшего. Княжеские мужи защищались двойным штрафом, в размере 80 гривен (так назывались серебряные слитки, выполнявшие функции денег). В связи с тем, что серебро не добывалось на Руси, а ввозилось из-за границы, деньги из него очень ценились. Кусочек серебра, равнявшийся ценностью меху куницы, получил название куны. В 10 в. гривна кун равнялась 1/3 фунта серебра. В 14 в. вследствие уменьшения гривны кун, появился новый меновой знак — рубль. Большая часть штрафов шла в казну князя.

Особо тяжёлым преступлением считалось умышленное убийство. Злоумышленник изгонялся из общины и лишался всего имущества, что в условиях того времени обрекало человека и его семью на гибель. Невыполнение имущественных обязательств наказывалось превращением свободного человека в холопа (раба). Сохранялись случаи внесудебной расправы. Ночного вора, например, можно было убить на месте преступления. Господин мог наказать своего слугу «за дело». От имени князя расследование проводили особые люди — вирники, которые кормились за счёт общины. С общины взимались мясо, хлеб, сыр, куры, пиво, корм для коней и так далее. Разбирательство дел проходило, как правило, на княжеском дворе. На суде рассматривались показания свидетелей, но сохраняла большое значение клятва. Особым доверием пользовались варяги.

Будучи грамотным, Ярослав заботился о народном просвещении, основал первое на Руси училище. В XI веке Русь простиралась от берегов Днестра и Вислы до Дона и Волги, от Северной Двины до Таманского полуострова (Тьмутаракань). Усилиями княжеской власти и под влиянием объективных обстоятельств (развитие городов, обменов, торговли) рушились родовые отношения. К 11 веку русское общество уже состояло из нескольких сословий, социальных групп, различавшихся по своим занятиям и привилегиям. К высшему сословию относились князь и его дружина —вооруженные отряды. Дружина, состоявшая изначально из варягов, постепенно пополнялась за счёт наиболее активных представителей славянских родов. Наиболее приближёнными к князю были старшие дружинники — бояре. С ними князь держал совет, из их числа назначались городские правители (посадники) и главы ополчений. Младшие дружинники (гридни-воины, отроки и т.п.) также выполняли важные общественные функции. Дружина была как бы постоянной армией князя. На период военных походов воинство пополнялось земскими полками. Покушение на жизнь княжеского дружинника строго наказывалось.

В связи с тем, что земля не представляла особой ценности дружинники не стремились стать землевладельцами. Вотчины очень редко создавались на землях общинников. Источниками княжеского и боярского землевладения являлись пустоши, земли должников, а также покупные участки. Наполнив холопами свои городские дворы, продав излишки в рабство, служилые люди X-XI веков начали селить своих холопов на приобретаемых земельных участках. Так возникло русское частное землевладение. В XII-XIV вв. боярин был старшим служилым человеком князя. Он свободно переходил от князя к князю, мог иметь и не иметь земельной собственности. По мнению В. Ключевского, боярин был не столько советником, сколько помощником, ответственным исполнителем, тем, с кого можно спросить.

Князь находился в определенной зависимости от своей дружины. Чем щедрее он делился военной добычей с дружинниками, тем выше был его авторитет и сильнее власть. Князь и его дружинники жили, в основном, в городах. Власть князя постепенно укреплялась. Еще при князе Владимире старцы градские, выборные военные управители торговых городов, заседали в думе киевского князя рядом с его дружинниками – боярами. При Ярославе они уже не появляются в боярском совете, даже исчезают из городской администрации. После смерти Ярослава вече появляется в летописях все чаще, шумит все громче. При преемниках Ярослава наблюдалась борьба двух прав: княжеского и городового. В XII в. не считалось возможным решить дело соглашением одних князей, без согласия их бояр. Бояре считали себя в праве отказать князю в своем содействии, если дело задумано без их ведома, а князя, действовавшего без бояр, общество встречало с недоверием. Князь часто советовался (думал) со своей дружиной. Князь мог пожаловать кого-либо в бояре. В княжеских дворах XII и XIII веков был уже довольно значительный штат сановников. То были: тысяцкий с сотскими, обыкновенно командовавший полком стольного города, дворецкий, печатник, стольник, меченоша, конюший и т.д. В XIII в. военный поход обыкновенно сопровождался рядом совещаний князя с боярами.

Основная масса русских людей жила в селах. Основой общественного устройства здесь была община, которая символически называлась «вервью» или «миром». Названия отразили коллективные формы жизни и зависимость общинников друг от друга. Община влияла на трудовую, бытовую, культурную деятельность человека. Все важнейшие решения принимались на собрании членов общины или так называемом «сходе». Каждая община владела своей территорией, которая включала личные крестьянские земли и общественные угодья (леса, луга, покосы и т.п.). Личные участки подлежали периодическому уравнительному переделу. В XI в. общинниками, в основном, были свободные крестьяне — смерды. Князья использовали общину в своих целях. Они сделали её ответственной за сбор дани, штрафов. О наличии в России в то время социальных классов можно говорить только с оговоркой. Бояре и другие собственники больших земельных имений вместе с богатыми купцами в городах могут быть названы высшими классами России этого периода. Средний класс в городах составляли купцы, ведшие меньшую по объему торговлю, и мастера-ремесленники; в сельской местности — владельцы средних и небольших имений. Низшие классы были представлены беднейшими ремесленниками и необученными работниками в городах, а в деревнях — работниками и крестьянами, заселявшими государственные земли, так называемыми смердами.

В Киевской Руси появились несвободные, зависимые сословия, которые пополнялись из не возвративших кредиты должников, пленников. Часть из них становилась холопами или рабами, не имевшими личных прав. Крестьяне, связанные долговыми и договорными обязательствами и потерявшие в силу этого часть своей свободы, назывались закупами и рядовичами. Эти термины происходят от слов «купа» — ссуда, кредит и «ряд» — договор. Среди других социальных групп следует назвать купцов, ростовщиков, ремесленников, служителей церкви. Православная церковь постепенно становится крупным землевладельцем. Князья дарили церкви «на помин своей души» большие участки земли и целые сёла.

В древнерусском обществе господствовала идея народоправства. Во многих городах — племенных центрах все общественные проблемы решались на вече — народных собраниях. На вече заключались договоры с князьями, обсуждались вопросы войны и мира, финансовые дела. Некоторые историки считают, что древнерусские города по своей структуре близки к античным городам-государствам (полисам) с их ранними формами демократии. В целом развитие Киевской Руси представляется сходным с европейскими раннесредневековыми аналогами. По своей структуре она напоминает империю Карла Великого. Из Киева на запад, в Богемию и Германию, шла сухопутная дорога. Восточная торговля осуществлялась посредством караванов, прибывавших в Киев из Каспийской и Азовской областей — через степи куманов. Безопасность купцов признавалась и куманами, и русскими. Волга была другой важной артерией восточной торговли. Город Булгар на Волге, ниже впадения в нее Камы, являлся главным местом встречи русских и восточных купцов. Среди основных предметов русского вывоза можно упомянуть меха, мед и воск. Льняная и шерстяная одежда также экспортировалась на восток, в определенный период серебро и серебряные изделия отправлялись на запад. Из Византии Россия ввозила вина, изделия из шелка, драгоценности и предметы из стекла. Восточная торговля давала пряности, драгоценные камни, шелк и оружие из дамасской стали. Импорт с запада включал шерстяную одежду более высокого качества, чем отечественное домашнее производство.

Свидетельством важности торговли в этот период являлась возросшая роль рынков в жизни каждого города России. Торговля имела не меньшее значение, чем политическая жизнь и управление, все официальные объявления делались в торговых местах. Там же продавались и покупались всевозможные товары, а раз в неделю созывалась ярмарка. Во внешней и внутренней торговле важную роль играли новгородские купцы. В Новгороде было два иноземных двора: готландский и немецкий. Большая колония немецких купцов процветала в Смоленске. В Киеве и некоторых других городах существовали влиятельные купеческие корпорации.

Политическая организация русских княжеств в домонгольский период представляла собой сочетание монархического, аристократического и демократического направления. Монархический элемент представлял собой князь, который, однако в древней России не был самодержавным правителем. Главной его функцией была военная, первой обязанностью — оборона города от внешних врагов. Среди других функций была судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья. Аристократический элемент был представлен советом, состоявшим из верхов княжеской дружины и бояр. Советники князя ежедневно собирались в его дворце и обсуждали наиболее важные дела управления, а также вносили новые предложения по законодательству. Бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор и поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем в одном княжестве, служил князю другого. Но тем не менее рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества имело влияние на вече менее крупных городов. Эти три элемента власти появились во всех русских княжествах киевского периода, но их относительное значение менялось от места к месту. Вече было особенно влиятельным в Новгороде. Новгород был скорее городом-государством, чем княжеством. С 1136 г. служба князя в Новгороде стала выборной, а город получил суверенитет — Господин Великий Новгород, как его называли. Чтобы предупредить возможность слишком честолюбивого князя утвердиться на новгородской земле, собрание горожан вынесло постановление, лишающее права князя и его наместников (не новгородцев) иметь земельные владения в пределах новгородского государства. Каждый вновь избранный князь обязан был подписать с городом Новгородом особое соглашение. Согласно обычным положениям такого трактата, князь принимал обязательство не вмешиваться в выборы официальных лиц и не смещать городских чиновников без решения веча или суда. Более того, собрание сохраняло за собой высшую судебную власть. Двумя главными официальными лицами в городе были глава города (посадник) и начальник городского ополчения (тысяцкий). Каждый переизбранный посадник сохранял уважение горожан и продолжал принимать участие в управлении Новгородом, являясь членом боярского совета, который в Новгороде был известен как «Господа». Формально этот совет не являлся высшим органом, а был как бы комитетом веча для предварительного обсуждения дел, подлежащих рассмотрению на общем собрании. На деле «Господа» во многих случаях были в состоянии направлять политику. Существование совета обеспечивало известную последовательность политики. О такой организации новгородского города-государства можно сказать, что это демократия, в определенной степени ограниченная в интересах высших классов.

 

Культурное развитие

После приобщения Руси к христианству церковь стала главным фактором византийской цивилизации славян не только в области религии, но и в литературе, искусстве и музыке. В городах язычество было отвергнуто без большого противодействия. Однако в сельской местности языческие представления сохранялись в народных верованиях и даже долгое время практиковались языческие обряды. Достаточно примечательно, что почти все мужские и женские монастыри киевского периода находились или в городах, или возле них. Наиболее знаменитым из них был Киево-Печерский монастырь — важнейший русский духовный центр того времени. Согласно учению Феодосия, игумена этого монастыря, основой монашества были молитва, смирение и благотворительность. Следуя этим правилам, игумен носил старое платье и не отказывался ни от какого физического труда. Может быть, наиболее важным результатом принятия христианства в старой России стал новый взгляд на человека — оценка с точки зрения морали его поступков и даже мыслей; этому способствовала идея о будущей жизни и Страшном Суде. Вначале только немногие могли понять символы церковных ритуалов. Но в службе было много элементов, которые привлекали большинство собравшихся, таких как чтение Ветхого и Нового заветов, пение гимнов и молитвы. Содержание библейских сюжетов помогали иллюстрировать иконы и фрески. Дополнительные разъяснения давались на проповедях.

Необходимо обратить внимание на то, что церковная служба велась не на латинском или греческом языках, а на языке церковнославянском. Славянский язык был введен в службу и Евангелие (Благая весть) переведено с греческого византийскими миссионерами — Кирилом и Мефодием. Они родились в Македонии и получили известность как славянские апостолы. В 863 г. они пришли в Моравию. Их работа была продолжена их учениками в Болгарии. Славянскую азбуку, именно глаголицу, изобрел (855 или 862 г.) святой Кирилл, апостол славянский, по образу греческого алфавита По замысловатости и вычурности букв глаголица оказалась очень трудною для чтения; тогда же ученик Кирилла, святой Климент, изобрел более упрощенные формы – кириллицу, которая в начале X века вытеснила из употребления глаголицу. Алфавит глаголицы и кириллицы один и тот же; разница лишь в форме (начертании) букв.

Церковнославянский язык стал основой русского литературного языка. Большое число славянских книг было доставлено в Россию из Моравии и Болгарии, перевод других был предпринят в Киеве. Постепенно в России появилась отечественная литература, основанная на византийских и болгарских образцах. Проповеди ведущих русских епископов и жития первых русских святых были частью этой литературы.

Русское искусство киевского периода также тесно связано с церковью. Музыкальных инструментов в Греции не было. Очень важную роль в службе православной церкви играло пение (особенно в унисон). Сначала греческие певцы и дирижеры нанимались для исполнительской деятельности и обучения русских хористов, но скоро русские овладели этими искусствами. Религиозная живопись в византийском стиле имела две главные формы: фрески на стенах церквей и иконы. В начале это также исполнялось греческими мастерами и только позже — русскими.

Строительство великолепных каменных соборов в Киеве, Новгороде и в некоторых других русских городах в конце X и XI веках производилось византийскими или прошедшими у них обучение мастерами. Первый каменный храм – Киевский храм Успения Богоматери (Десятинная церковь) возводилась с 990 по 996 гг. Владимир дал этой церкви десятую часть своих доходов. Храм Святой Софии в Киеве был построен греческими зодчими и украшен греческими художниками. Церкви Суздальского княжества 12 и начала 13 столетий, большинство из которых строили русские мастера, были меньше Святой Софии в Киеве, но в архитектурном отношении примечательны не менее ее. Такие прикладные виды искусства, как эмаль, филигрань и чернь по серебру, также достигли в киевский период высокого уровня.

Среди витязей княжеского двора были популярны героические баллады. Они отличались от народного эпоса более индивидуализированным и драматическим стилем. Только одна сохранилась полностью в копии XIV столетия. Это знаменитое «Слово о полку Игореве». Оно описывает в поэтической форме неудачный поход против куманов, предпринятый в 1185 г. одним из не очень значительных черниговских князей. Автор ее, вероятно, был членом дружины князя Игоря и участвовал в походе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: