Принципы воспитания
· Свобода творчества. Не нужно специальных занятий и тренировок, ребенок занимается столько, сколько хочет.
· Спортивная обстановка в доме + легкая одежда. Дома с самого раннего детства должен присутствовать спортивный инвентарь. Детей следует закалять с младенчества.
· Участие родителей в жизни ребенка. Следует создавать условия для развития ребенка с учетом пожеланий самого ребенка, а не ориентируясь на свои интересы. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
· Благоприятные условия. Создание опережающих условий развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
· Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.
Развивающие игры по методике Никитина
Принципы, которые нужно использовать во время развивающих игр:
· Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.
· Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.
· Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.
· Требовать решение задания нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.
· Решение задания – вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).
· Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.
· Двигаться от простого к сложному.
|
· Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.
Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.
Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).
Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным.
Развивающая игра «Сложи узор». Комплект состоит из 16 деревянных кубиков одинакового размера, уложенных в коробку. Грани кубиков окрашены по-разному в 4 цвета, что позволяет составлять из них множество вариантов цветных узоров. К игре прилагаются два блокнота с образцами - заданиями: из 4-х кубиков (серия А), из 9-ти кубиков (серия В) и из 16-ти кубиков (серии С, D). Задания даны с постепенным усложнением. Начинать игру можно индивидуально с детьми 3-хлетнего возраста, на основе подражания. На начальном этапе детям предлагают узоры в натуральную величину одного - двух цветов, чтобы малыш мог для проверки закрыть узор кубиками. При этом предлагают подумать, на что похож узор, вместе придумывают ему название: паровозик, елка, цветок и т. д. На втором этапе дети складывают более сложные узоры. Задания выполняют в парах, микрогруппах. Сколько узоров предлагается ребенку за одну игру - зависит от его настроения и возможностей. Игра строится на волне интереса на протяжении нескольких дней. Начинается с нескольких предыдущих узоров, чтобы ребенок побывал в ситуации успеха. Затем предлагаются новые узоры, ребенку дается возможность достичь своего потолка возможностей. Через некоторое время про игру «забывают», чтобы не было пресыщения. Следующий этап - творческий. Дети придумывают свои узоры, складывают и срисовывают их в индивидуальный альбом на листочках в крупную клетку.
|
Вариант -1. Складывание узора из кубиков по образцу. Вариант-2 Складывание узора из кубиков по образцу с последующим срисовыванием. Вариант -3 Пр идум ы ван ие своего узора из кубиков. Развивать внимание, способность к анализу и синтезу; мелкую моторику и начальные навыки счета, умение различать цвета и геометрически е фигуры; развивать ориентировку по клеточкам; навыки самопроверки; развивать воображение и способность к комбинировани ю Посмотрите внимательно на узор. На что или кого он похож? Какого цвета у него детали? Сложите из кубиков точно такой же узор. Сколько кубиков вам для этого понадобится? Посмотрите внимательно на узор. На что или кого он похож? Сложите из кубиков точно такой же узор. Нарисуйте этот узор по клеточкам у себя на листочке. Придумайте свой узор из 9 (16) кубиков. Сложите его. Как вы его назовете? Зарисуйте узор по клеточкам у себя в альбоме.
|
Развивающая игра «Уникуб». Комплект состоит из 27 деревянных кубиков. Грани кубиков окрашены в красный, синий и желтый цвета (всего 11 вариантов окраски). К игре прилагается блокнот с различными образцами - заданиями. Игра вводит ребенка в мир трехмерного пространства. На начальном этапе детей учат по образцу и словесной инструкции выкладывать из кубиков простые модели: разноцветные площадки, коробки, сцены и т.д. На втором этапе детям предлагают выкладывать более сложные модели с предварительной классификацией. Классифицируют кубики, раскладывая их по «сортам» в зависимости от окраски граней. Это заметно облегчает выполнение более сложных моделей по образцу на следующем этапе. Для более целостного восприятия модели при выполнении заданий можно использовать зеркало. Учитывая образность детского мышления, детям предлагают придумать моделям названия, по возможности га обыгрывают. Следующий этап - творческий. Дети придумывают свои модели с последующей зарисовкой в альбоме.
Вариант-1 Классификация кубиков. Вариант-2 Складывание моделей по образцам. Вариант-3 Пр идум ы ван ие своей модели. Развивать способность к классификации, анализу и синтезу; развивать пространствен ное мышление; развивать умение считать, навыки самопроверки; формировать первоначальны е навыки планирования; Развитие способности к комбинированию Рассмотрите кубики. Разложите их по «сортам». Распределите га по числу граней какого - либо из цветов. Например, если по красному цвету - то выделяются кубики с одной, 2-мя, 3-мя красными гранями по кучкам. P.S Аналогично дети классифицируют кубики по другим цветам. Посмотрите на картинку. На что или на кого она похожа эта модель (постройка)? Выложите такую же модель из кубикову себя на столе. Проверьте, правильно ли вы ее выложили (сначалау себя, затем другу друга). Придумайте и сложите из кубиков свою модель. Как вы ее назовете? Зарисуйте ее в альбоме.
Развивающая игра «Кубики для всех». Комплект содержит 7 нераздельных фигур (деталей) разных цветов, составленных из 27 одинаковых деревянных кубиков и блокнот с образцами - заданиями. Задания в блокноте разделены по уровню сложности. На начальном этапе ребенок учится соотносить объемную деталь и ее плоскостное изображение, складывает модели по цветному образцу из 2-х деталей. На втором этапе задания усложняются. Детям предлагаются образцы с неокрашенными деталями. Нужно сообразить, какие это детали и поставить их в правильное положение. Затем образцы с неокрашенными деталями дети разукрашивают цветными карандашами.
Вариант -1 Складывание модели из объемных деталей (кубиков) по цветному образцу. Вариант -2 Складывание моделей из деталей по черно-белому образцу. Способствова ть развитию: способности к пространствен ной ориентировке; пространствен ного мышления; воображения; навыков конструирован ия: аналитикосинтетической деятельности; Рассмотрите детали. Обратите внимание на рисунок. На что или кого похожа эта фигура? Найдите цветные детали, из которых она состоит. Подумайте, как нужно повернуть и расположить эти детали между собой. Сложите эту постройку. Посмотрите на модель. Сложите ее из деталей. Из скольких маленьких кубиков составлена ваша модель? Раскрасьте изображение модели образца цветными карандашами. Вариант-3 Создание собственной модели. понимания аксонометриче ской проекции (плоского изображения трехмерных объектов) Попробуйте создать из деталей собственную модель (постройку). Придумайте ей название и нарисуйте в альбоме.