Об утверждении Положения об инклюзивном образовании детей
С ограниченными возможностями здоровья
В МОБУ ООШ № 24 МО Кореновский район
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», на основании приказа МОН КК от 17.08.2015 №264 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Краснодарском крае», в целях организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ ООШ № 24 МО Кореновский район п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ ООШ № 24 МО Кореновский район (приложение № 1).
2. Ответственному за сайт Громыко Е.П. разместить данное Положение на сайте организации.
3. Заместителю директора по УВР Громыко Н.А. ознакомить педагогов с данным Положением.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Приложение № 1 к приказу
МОБУ ООШ № 24
МО Кореновский район
от 1.09.17 № 126
ПОЛОЖЕНИЕ
Об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
В МОБУ ООШ № 24 МО Кореновский район
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МОБУ ООШ № 24 МО Кореновский район.
1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761), Федеральным законом от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача от 15.05.2013 № 26.
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.4. Основной целью инклюзивного образования является реализация права обучающихся с ОВЗ на получение общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание условий для коррекции нарушений в их развитии и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
1.5. Задачи инклюзивного образования:
- создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ в МОБУ ООШ № 24 МО Кореновский район с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
II. Организация инклюзивного обучения
2.1. Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:
- посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми обучающимися);
- посредством открытия отдельного класса для детей с ОВЗ.
2.2. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны следующие модели инклюзии:
- полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента, либо тьютора) посещают школу наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития, обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным планом, могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации образовательной деятельности;
- частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях, развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-педагогической комиссии;
- точечная инклюзия – когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников лишь на праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
2.3. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
2.4. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в школе являются:
- создание адаптивной среды;
- повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
- создание психолого–медико-педагогического консилиума для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
2.5. Прием обучающихся с ОВЗ в школу для обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.6. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
2.7. Решение о создании в школе классов (групп) инклюзивного образования принимается управлением образования администрации МО Кореновский район на основании ходатайства руководителя образовательного учреждения.
2.8. Ходатайство МОБУ ООШ № 24 МО Кореновский район должно содержать:
- список обучающихся для зачисления в класс (группу) инклюзивного образования;
- копии заявлений родителей (законных представителей) обучающихся об организации обучения по адаптированной образовательной программе в условиях инклюзивного образования (в отдельном классе (группе), либо совместно с другими обучающимися без ограничений в здоровье);
- копии заключений психолого-медико-педагогической комиссии на каждого ребенка;
- подтверждение наличия в школе специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого ребенка.
2.9. Сведения об организации инклюзивного образования в школе ежегодно передаются в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию.
2.10. Этапы реализации инклюзивного образования в школе:
2.10.1. Предварительный этап:
- предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей (законных представителей);
- определение модели инклюзивного образования;
- определение учителя (воспитателя) и класса (группы), в который (ую) зачисляется обучающийся с ОВЗ;
- определение специалистов, для осуществления психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ (в случае отсутствия необходимых специалистов – привлечение дополнительных ресурсов);
- заключение договора с родителями (законными представителями) и зачисление обучающегося с ОВЗ в школу;
- разработка адаптированной образовательной программы.
2.10.2. Диагностический этап:
- устанавливается на первые три месяца с момента начала обучения в инклюзивной форме;
- организация диагностической работы учителя (воспитателя) и специалистов психолого-педагогического сопровождения в режиме взаимодействия, изучение возможностей и дефицитов обучающегося с ОВЗ;
- по истечении диагностического периода психолого-медико-педагогический консилиум выносит заключение о возможности обучения ребенка с ОВЗ в форме инклюзии. Данное заключение утверждается решением педагогического совета;
- в случае отрицательного заключения психолого-медико-педагогического консилиума руководитель школы информирует о принятом решении родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ;
- вопрос об определении дальнейшего образовательного маршрута и оптимальной формы получения общего образования для ребенка с ОВЗ на данном этапе обучения решается на заседании территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.
2.10.3. Основной этап:
- корректировка адаптированной образовательной программы в соответствии с выявленными возможностями и дефицитами обучающегося с ОВЗ по итогам диагностического периода;
- реализация адаптированной образовательной программы;
- мониторинг реализации адаптированной образовательной программы.