Ухо - у позвоночных - орган слуха и равновесия; периферическая часть слухового анализатора и вестибуляторного анализаторов, состоящая из наружного, среднего и внутреннего уха.
Наружное ухо - внешний отдел слуховой системы.
Барабанная перепонка - тонкая соединительнотканная мембрана в ухе. Барабанная перепонка ограничивает наружный слуховой проход от барабанной полости.
Среднее ухо - отдел слуховой системы, состоящий из барабанной перепонки, барабанной полости, заполненной воздухом, находящихся в ней слуховых косточек, и евстахиевой трубы
Барабанная полость - полость среднего уха, заполненная воздухом.
Внутреннее ухо - система сообщающихся, заполненных жидкостью каналов и полостей в хрящевом или костном лабиринте у позвоночных животных и человека.
Евстахиева труба - канал, соединяющий глотку с барабанной полостью у многих позвоночных.
8. Стремечко - косточка среднего уха, передающая звуковые колебания от наковальни во внутренне ухо.
9. Ушная раковина - наружная часть слухового анализатора.
10. Улитка - в анатомии - часть внутреннего уха; спирально извитый канал разделенный продольными перепонками и мембранами на несколько частей внутри которых циркулируют перилимфа и эндолимфа.
1. Звук – это адекватный раздражитель слухового анализатора.
2. Частота и амплитуда – это основные характеристики каждого звукового тона.
3. Сила звука выражается его громкостью, она пропорциональна амплитуде и измеряется в децибелах (дБ).
4. При длительном действии (Минимум, 2-3 минуты) на ухо сильных звуков острота слуха понижается, а после пребывания в тишине (Минимум, 10-15 секунд) – восстанавливается.
5. Слуховая адаптация – это время, за которое у того или иного индивида восстанавливается способность в полной мере различать все звуки спектра.
6. Слуховое утомление – это физиологическое явление, носящее защитный характер против патологического истощения нервных центров.
7. Теория Гельмгольца (1863 г.) – в улитке возникают явления механического резонанса, в результате которого сложные звуки разлагаются на простые.
8. Согласно новейшей гидродинамической теории Бекеши и Флетчера, которая в настоящее время считается основной, действующим началом слухового восприятия является не частота, а амплитуда звука.
9. Первая реакция на звук проявляется у ребёнка расширением зрачков, задержкой дыхания, некоторыми движениями.
10. У новорожденных восприятие высоты и громкости звука снижено, но уже к 6–7 мес. звуковое восприятие достигает нормы взрослого, хотя функциональное развитие слухового анализатора, связанное с выработкой тонких дифференцировок на слуховые раздражители, продолжается до 6–7 лет.
1. Нарушения слуха – это незаметное препятствие, которое может иметь далеко идущие психологические и социальные последствия.
2. Глухие – это дети с тотальным выпадением слуха, среди которых выделяются глухие без речи (рано оглохшие) и глухие, сохранившие речь.
3. Позднооглохшие – дети с потерей слуха, но с относительно сохранной речью.
4. Слабослышащие – эти дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей слуховое развитие, но сохранившие возможность самостоятельно накоплять речевой запас.
5. Легкая стадия нарушения слуха – восприятие шепота на расстоянии 3-6 м, разговорной речи 6-8 м.
6. Умеренная стадия нарушения слуха – восприятие шепота – 1-3 м, разговорной речи 4-6 м.
7. Значительная стадия нарушения слуха – восприятие шепота – 1 м, разговорной речи 2-4 м.
8. Тяжелая стадия нарушения слуха – восприятие шепота – не бол. 5-10 см от уха, разговорной речи – не более 2 метров.
9. Снижение остроты слуха в силу каких-либо патологических процессов в любом из отделов слухового анализатора (гипоакузия) или потеря слуха – это наиболее частое следствие патологии слухового анализатора.
10. Аллозия – врождённое полное отсутствие или недоразвитие (например, отсутствие кортиева органа) внутреннего уха.
Практическая часть:
Зарисовка слухового анализатора:
1. Наружное ухо
2. Среднее ухо
3. Внутреннее ухо
Зарисовка зрительного анализатора:
Зарисовка аппарата речи:
Зарисовка центральных отделов слухового анализатора, зрительного анализатора и речевого аппарата: