Мастер-класс: «Роспись под Гжель» (роспись бумажной тарелочки).
Дата проведения: 31.05.2017
Преподаватель мастер-класса: Педагог дополнительного образования Тарасова Наталия Сергеевна
Участники мастер-класса: учащающиеся Центра досуга «Ариэль», участники проекта «Россия Родина моя» (30 человек)
Возраст участников: 9-14 лет
Цель: познакомить детей с искусством гжельских мастеров, посредством формирования практических умений и навыков рисования с образца.
Задачи:
- дать представление о гжельской керамике, ее истории и особенностях промысла;
- научить изображать гжельский цветок и другие элементы путем применения тональных оттенков синего цвета и создавать декоративную композицию для конкретной формы предмета по мотивам гжельской росписи;
- развить навыки кистевого письма, особенности работы кончиком кисти при прорисовке деталей узора, цветоощущение, зрительную память;
- Воспитать интерес к искусству гжельских мастеров.
- способствовать развитию эстетического вкуса и стимулированию стремления своими руками создавать красоту.
- способствовать развитию умения детей составлять узор по мотивам гжельской росписи;
- совершенствование навыка работы с красками;
- способствовать Развитию таких качеств как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Возраст участников: 9 – 14лет. Участники в рамках программы – проектапатриотического воспитания детей школьного возраста на базе летнего оздоровительного лагеря Центра досуга «Ариэль» «РОССИЯ - РОДИНА МОЯ». Участники без опыта по ИЗО.
Используемые методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Использованные технологии:
- технология развивающего обучения,
- технология сотрудничества.
- Групповая технология
- Технология Индивидуализации
Материалы и оборудование:
· модель для раскрашивания (Бумажная тарелка)
· гуашь
· кисти
· баночка для воды
· лист бумаги
· салфетка
· простой карандаш
· наглядный материал: фотографии, рисунки, готовые изделия (посуда), мультимедийная презентация, медиа – ресурсы, схемы.
План Мастер Класса:
1. Организационный этап;
2. Объяснение нового материала и просмотр презентации;
3. Практическая работа;
4. Рефлексия.
5. Итоговый этап.
Показ мультимедийной презентации
Ход занятия. | |
1. Организационный этап. 5 мин | Проверка готовности к занятию. Сообщение темы, цели и задач занятия. Напоминание правил техники безопасности на занятиях. |
2. Объяснение нового материала. 10 мин | Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Керамический промысел в подмосковной Гжели известен по письменным источникам с 14 века. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком. Синий узор на белом фоне, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, подносы, разделочные доски, часы, чайные сервизы, различные сувениры, статуэтки и игрушки. Роспись изделий производится вручную. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки. |
3. Практическая работа. 20 мин | Для начала, нам надо научиться правильно набирать краску. Важно! Рисуем только одной стороной кисти, не переворачиваем ее. Для этого берем толстую кисть и смачиваем ее в воде, отжимаем о край стаканчика и движением «от себя» проводим рядом с краской, таким образом, на одну сторону кисти набирается краски больше, чем на другую. |
Упражнение 1. Полоски Набрав краску, проводим полоску от себя. | |
Упражнение 2. Листья вверх-вниз Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок вверх или вниз. | |
Упражнение 3. Лепесток вниз. Набрав краску, приставляем кисть перпендикулярно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок влево или вправо. | |
Упражнение 4. Лепестки вправо и влево. Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу, с легким нажимом проводим линию вниз, чуть в сторону и поднимаем кисть. | |
Упражнение 5. Розан Тонкой кистью и кистью для примакивания оформляем и дополняем рисунок собираем розан. | |
Упражнение 6 Элементы декора Гжель и орнаменты, которые использует роспись. | |
5 мин перерыв | |
Практическая работа. 30 мин | Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете самостоятельно расписывать свои блюдца. Представьте, что вы - мастера и находитесь в цехе гжельской росписи. Вы должны проявить всю свою фантазию и воображение. Чтобы правильно выполнить роспись, нужно концом кисти нанести жилки, штриховку, завитки и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Чёткие мазки лепестков и листьев тёмно – синего цвета и мазки с мягкими размытыми краями нанести всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная и декоративная. |
4. Рефлексия. 5 мин | анализ проведенной работы. |
5. Итоговый этап | Выставка творческих работ учащихся |