Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем




МОДУЛЬ 10-А

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

СИСТЕМ И ТЕХНОЛОГИЙ

Основные вопросы

 

1. Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем.

2. Сравнительный анализ развития систем образования в мире.

3. Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития

современного образования.

4. Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологии.

5. Соотношение понятий «педагогическая технология» и «методики обучения и воспитания».

 

Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем

Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Начиная с середины XX века ведутся разработки в области теории систем и системного подхода. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — «составленное из частей», «соединенное») — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство (Философский словарь / [под ред. И. Т. Фролова]. — М.: Политиздат, 1991. — С. 408). Исследователи подчеркивают, что система — совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интеграционных качеств, не свойственных образующим ее компонентам. Эти компоненты настолько тесно связаны, что изменение одних из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом. Для системы характерно также неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность.

Множественность, разнообразие объективного мира приводит к выделению разнообразных систем. В зависимости от основания классификации рассматривают следующие системы: технологические, биологические и социальные; естественные (системы природы, иерархически связанные между собой) и искусственные (созданные человеком); материальные (системы неорганической природы, живые, социальные) и абстрактные (идеальные, продукт человеческого мышления); открытые и закрытые; статические и динамические; централизованные и без ведущего органа управления; управляемые и управляющие и другие. Так, динамические системы — это системы, элементы которых связаны потоками энергии, вещества, информации, а следовательно, меняют свои свойства с течением времени. В противном случае говорят о статических системах. Для открытых систем характерен обмен веществом, энергией или информацией с окружающей средой. Закрытым системам это не свойственно. Системы, представляющие собой совокупность большого числа элементов, функциональных связей и отношений, являются сложными (сложноорганизованными) системами. Любая система обладает рядом общих для всех систем свойств (рис. 1, с. 6).

Применение системного подхода в педагогике привело к возникновению понятия «педагогическая система». Педагогическая система есть множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление (Н. В. Кузьмина и другие). Выделяют обычно следующие компоненты педагогической системы: педагоги (учителя, преподаватели и т. п.) и обучающиеся (учащиеся, студенты); цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; результаты образования.

При другом подходе (В. А. Сластенин и другие) педагогическая система исследуется в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют четыре взаимосвязанных компонента: педагоги, обучающиеся (субъекты педагогической системы), содержание образования, средства образования (материальная база). Взаимодействие этих компонентов порождает педагогический процесс, который, следовательно, является динамической педагогической системой.

 

 

Под педагогической системой понимают также концепцию образования личности, обоснованную тем или иным ученым-педагогом, например, известны педагогические системы Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского. Формирование этих концепций происходило в рамках определенных общественно-исторических формаций, поэтому говорят о педагогических системах первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального и других обществ. Таким образом, в педагогической науке понятие «система» употребляется в разных контекстах.

В целом, рассматривать педагогические объекты как системы — значит определить их состав, структуру, системообразующий компонент; установить ведущие взаимосвязи между компонентами; выявить внешние связи системы; определить функции системы и ее роль среди других систем; установить на этой основе закономерности и тенденции развития системы. Из вышесказанного следуют сущностные характеристики педагогической системы (рис. 2).

 

 

Педагогическая система, будучи открытой системой, изменяется (укрепление материально-технической базы, улучшение материального положения педагогов, совершенствование содержания образования и т. п.) под влиянием социальных изменений, прогресса общества в науке, культуре, технике. Наиболее общая педагогическая система — система образования как совокупность участников образовательного процесса, образовательных программ, учреждений образования, государственных организаций образования, обеспечивающих функционирование системы образования и других компонентов. Система образования создается обществом и выполняет его социальный заказ. Социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования, являются подсистемами системы образования.

Виды педагогических (образовательных) систем отличаются своим назначением, особенностями организации и функционирования. Примерами таких систем выступают учреждения основного (дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского), дополнительного, специального образования. Педагогическая система учреждения образования рассматривается как целенаправленная, самоорганизующаяся система, подсистемами которой являются практико-образовательная (дидактическая и воспитательная), научно-педагогическая (исследовательская), управленческая системы. Теоретическая концепция, включающая ведущие теоретические идеи, подходы, положения, цели, задачи, принципы и т. п., составляет аксиологическую основу педагогической системы учреждения образования.

Педагогическая система учреждения образования (школы), в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, принципы, концепции, технологии, проектируемые автором (ученым, директором учреждения, педагогическим коллективом) характеризуется как авторская педагогическая система (авторская школа). Например, педагогические системы Я. А. Коменского, Л. Н. Толстого, М. Монтессори, С. Френе, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, В. А. Караковского, А. Н. Тубельского можно отнести к авторским.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: