Учитель русского языка и литературы Кошкарбаева А.Р.




РЕФЛЕКТИВНЫЙ ОТЧЕТ ПО ОДНОМУ УРОКУ ЗАПЛАНИРОВАННОЙ

СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ

ПО СЛОВЕСНОСТИ В 6 КЛАССЕ. ТЕМА СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ:

«ИЗУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ТЕМЫ«Мировые религии и литература: Тенгрианство как представление древних о мире» в 6 классе, посвященное 550-летию Казахского ханства

(интегрированный урок с историей древнего Казахстана)

ГУ “РССМШИ для одаренных детей им. К. Байсеитовой”

Учитель русского языка и литературы Кошкарбаева А.Р.

 

2 УРОК СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ. ТЕМА: «Самостоятельное проектирование и моделирование на уроке литературы: Тема урока «Тенгрианство у древних казахов как представление о себе и о мире». Второй урок носит закрепительный характер, но нужно отметить, что эта тема из истории жизни древнейших казахов известна детям по предмету история древнего Казахстана, а также по мифологической литературе, изучаемой по курсу. Поэтому при планировании этого урока я опиралась на уже полученные по этой теме представления и знания учащихся. А также на уже отработанную практику ведения собственных методик уроков литературы по 7 Модулям в обучении, которые дают не только отличные результаты в плане усвоения и закрепления учебного материала, но это прежде всего самостоятельное осознанное и самомотивированное обучение детей через диалог, где успех каждого обуславливает успех всего коллектива детей на практике и где сами дети являются непосредственными активными участниками учебного процесса.

ПЛАН И ХОД УРОКА:

ОБЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА:

1. Научить учащихся самостоятельному изучению темы путем проектирования и моделирования на уроке литературы.

2. Развить навык работы с ИКТ, дополнительной литературой.

3. Развить навык анализа изучаемой темы (причины возникновения тенгранства, его распространения среди древних казахов и других древнейших народов, условия и особенности развития тенгрианства сегодня). Умение делать выводы, синтезировать знания.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

1. Знание: знает содержание темы, может его воспроизвести.

2. Понимание и применение: имеет представление об исторических условиях возникновения и распространения тенгрианства, может самостоятельно подготовить проект по теме урока.

3. Анализ и синтез: может работать с ИКТ, дополнительной литературой. Может анализировать и формулировать собственное видение на причину распространения и существования тенгрианства до сегодняшнего времени. Может подвести итог.

КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ:

1. Я прочитал дополнительную литературу по теме, понял содержание, могу его воспроизвести (на уровне знания).

2. Я узнал, что тенгрианство являлось наиболее адаптированной формой представления древних казахов о мире в условиях кочевого образа жизни, понял, почему тенгрианство связано с природой (на уровне понимания и применения).

3. Я могу высказать и обосновать свое мнение о представлении древних казахов о себе и об окружающем мире через тенгрианство. Могу написать небольшое эссе (на уровне анализа и синтеза).

Проверкой домашнего задания к этому уроку было составление проекта-презентации к теме всему классу с целью развития у детей навыка самостоятельного проектирования, умения работать с итернет-материалом, а также обобщения и закрепления пройденного материала путем составления собственных моделей заданий к теме урока. Также 4 группам учащимся было предложено подготовить проекты - презентации по темам:

1) Исторические и мифологические условия зарождения тенгрианства.

2) Основные представления тенгрианства (Тенгри, Умай, Ийер Су и т.д.).

3) Причины и условия существования и распространения тенгрианства.

4) Использование институтов тенгрианства в древнетюркской мифологии и литературе.

Во время выступлений использовался видеоматериал из интернета, а также видеосюжеты из исторических фильмов и другие дополнительные источники. При этом весь дополнительный материал дети готовили самостоятельно. Это было творческое задание, рассчитанное на более активных детей. Мои ожидания оправдались: выступить пожелали самые трудолюбивые и творческие дети (Ахметов Алькуат, Бабаев Дияр, Хен Арина, Базарбайулы Азамат, Баспакова Алсу). Отрадно отметить, что выступления-презентации самостоятельно подготовили и такие «ленивые» ученики, как Благодарный Богдан, который не отличается особенными способностями к литературе, но я с удовольствием предоставила ему эту возможность проявить себя, так как считаю, что это развивает в ребенке желание самостоятельно проявлять инициативу и подготовить самостоятельно презентацию, а главная цель - быть услышанным.

Во время 4 выступлений с проектами –презентациями учащимся в классе мною предлагалось ответить на проблемные открытые вопросы с целью развития у детей критического мышления на уровне анализа и синтеза, которые были розданы ученикам по 4 группам в соответствии с темами выступлений. Таким образом я сосредоточила внимание детей на выступлениях с целью привлечения их внимания к активному прослушиванию и просмотру видеоматериала, чтобы правильно ответить на заданные мною вопросы. Для этого я сразу же обозначила перед выступлениями учеников проблему всему классу. Так, при формативном оценивании в групповой работе были поставлены проблемные вопросы: Как вы думаете, почему именно тенгрианство было самым приемлемым способом познания мира и себя у древних казахов? Как вы считаете, почему Тенгри воплощает весь мир у древних казахов? (аргументируйте свой ответ примерами из тюркской мифологии). Как вы думаете, почему тенгрианские божества представлены природными явлениями? Как вы считаете, почему все древнейшие представления о мире так схожи между собой? Как вы считаете, кого из божеств тенгрианства можно назвать всемогущим? Как вы думаете, почему тенгрианство распространено и существует и сегодня? При ответе на такие вопросы дети обязаны опираться не только на дополнительные источники информации, на знания, полученные ранее или на других предметах, но и прежде всего на самостоятельность и индивидуальность когнитивных способностей у детей. Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы и доказывать свой ответ на конкретных примерах не только из литературы и истории, но и из жизни, из собственных источников знаний. При выполнении этого задания успевающие и активные дети проявили себя с самой лучшей стороны: ответы были развернутыми, с приведением конкретных примеров из текста, с собственной аргументацией своей точки зрения. Так, Хен Арина на вопрос: Почему тенгрианство самый адаптированный способ познания мира у древних казахов? Ответила: «Потому что каждый кочевник хочет доказать самому себе, что он – настоящий воин и мужчина, именно поэтому древние казахи смогли выжить и приспособиться к жестким условиям жизни. Для детей с менее выраженными когнитивными способностями при ответах на эти вопросы возникли трудности, связанные с небольшим словарным запасом, обусловленным тем, что дети мало читают, что связано и с неумением выражать и формулировать свои мысли. Особенно эти затруднения ярко обозначаются при написании сочинения, когда детям необходимо не только выразить свои мысли на бумаге, но и проанализировать, обобщить, синтезировать и смоделировать собственное видение(интерпретировать) произведения, особенности характеров его героев и проблем, поставленных в нем. Поэтому подобные задания с выполнением творческих работ при ответе на проблемные вопросы высокого порядка развивают у детей навык написания сочинений, творческих письменныъ раьот. Дети, менее успевающие, дали неполные ответы, в которых не были раскрыты проблемы, не расставлены акценты при ответе на вопрос. Так, на вопрос: Почему тенгрианство распространено и существует до сих пор? Ученик 6 «Б» класса Мерзликин Глеб ответил: «Потому, что, видимо, есть и сегодня такие «неграмотные» народы, которые не знают о существовании других верований ». Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы максимально мотивировать в ребенке желание читать художественную литературу, искать ответы на все интересующие ребенка вопросы в этом возрасте именно в произведениях, то есть – заинтересовать детей на уроке чтением художественной литературы, что в конечном счете кардинально улучшит знания и по литературе, и по грамматике русского языка.

Группы обсуждали ответы и каждый из участников в группе готовил презентацию собственного ответа в виде рассуждения и доказательства(с конкретными примерами), а также подготовили собственный проект с собственными заданиями к теме. Это задание содержало разноуровневые формы для выявления уровня знаний, на котором находятся ученики. При выполнении этого задания более успевающие дети выбирали открытые вопросы, требующие размышлений и доказательств собственной точки зрения. Так, ученица 6 класса «Б» Бахытжан Гузель очень активно проявляет себя на уроке как самостоятельно мыслящий ребенок, умеет анализировать и синтезировать знания, глубоко вникать в учебные проблемы, самостоятельно формулировать и конструировать учебные ситуации на уроке: постоянно работает с дополнительными источниками информации, очень много читает дополнительной литературы, активно и качественно выполняет все дополнительные задания (презентации, рефераты, доклады), постоянно помогает своим товарищам, объясняя непонятные вопросы, тем самым помогает и учителю. Может ответить на самые трудные проблемные вопросы высокого порядка, предложить нестандартные способы поиска ответа на подобные вопросы, четко и точно сформулировать собственные вопросы по проблеме. Так, при выполнении группового задания на 1 уроке Гузель выбрала для защиты самый сложный вопрос: Как вы думаете, какова настоящая причина принятия тенгрианства как единственно приемлемой для древнего кочевника? Хотя она была готова ответить на все вопросы задания. Если проанализировать работу ученицы 6 «Б» класса Магауя Алуа, то можно отметить, что этот ребенок не в полной мере работает на уроке, это видно и по ее нестабильной активности на уроках, рассеянности и невнимательности, которая проявляется в многочисленных повторных вопросах по выполнению заданий, когда класс уже приступил к выполнению работы по заданию. Хотя у Алуа имеется большой потенциал и хорошие способности в обучении, но из-за эмоциональных и психологических барьеров в обучении(неумения вовремя сконцентрироваться и сосредоточиться) у нее возникают трудности в обучении. Может это связано с музыкальной одаренностью, так как у нас в школе имеется очень большое количество детей, живущих в «своем мире», рассеянных и невнимательных на уроках общеобразовательного цикла, а на музыкальных уроках они сосредоточены и показывают хорошие результаты. Как правило, это талантливые и одаренные дети в области музыки. Поэтому учителям общеобразовательного отделения приходится находить собственные подходы обучения на уроках, учитывая индивидуальные особенности таких детей. Алуа выполняет все задания в целом правильно и достаточно качественно, но может и не успеть что-то доделать, ответить на открытый вопрос учителя, так как невнимательно слушает на уроке или «думает о своем». Наблюдая за учеником 6 «Б» класса Мерзликиным Глебом можно отметить, что этот мальчик обладает всеми возможностями хорошего уровня в обучении, но не может проявить себя полностью и работать на уроках с полной отдачей. Как правило, он часто не готов к уроку, забывает записывать домашнее задание, невнимателен и рассеян на уроке, часто отвлекается. Это все приводит к довольно низким результатам успеваемости как по русскому языку, так и по литературе. Хотя именно Глеб может отвечать на самые, казалось бы, нестандартные и необычные вопросы и удивлять своих одноклассников. Но это происходит лишь по настроению, не так часто, как хотелось бы мне. Именно он взялся первым на 1-ом же уроке (Тема: «Знакомство с историей древнетюркских представлений о мире и мифологией древних кочевников») подготовить презентацию по теме: «Исторические и мифологические предпосылки тенгрианства», но из-за неумения работать с дополнительной литературой самостоятельно, просто прочитал текст (хотя было видно, что Глеб выбрал текст из интернета и попытался выделить в нем самое главное), но на деле повторил практически все содержание предыдущих выступлений одноклассников, но именно Глеб постоянно вызывается на роль «технического редактора», который отвечает на уроке за использование ИКТ на уроке, так как он очень хорошо владеет компьютерной графикой. Чтобы корректировать эти барьеры в обучении, необходимо сосредоточить внимание именно на таких детях, продумывать организацию работы в классе так, чтобы эти дети смогли себя максимально проявить в том, что им удается больше всего, дать им понять, что от работы во время урока литературы можно получить удовольствие не меньше, чем от занятий музыкой.

Вторым заданием в группах было: по дефинициям участники 4 домашних групп менялись местами по методу «скользящих групп». Для выполнения 2 задания учащимся были розданы листы-правила ведения диалога, в которых были представлены разные разговорные диалоговые речевые конструкции. Учащиеся в парах задавали и отвечали на вопросы, при этом сами вопросы они формулировали самостоятельно, используя лишь форму ведения диалога перед глазами. При выполнении этого задания дети обучались правилам построения и ведения диалога в парах. При этом сами вопросы они продумывали таким образом, чтобы не повторяться и раскрыть тему с разных сторон. При выполнении этого задания многие успевающие дети формулировали и задавали очень интересные вопросы на уровне анализа, синтеза и оценки. Так, обе активные ученицы Хен Арина и Бахытжан Гузель сформулировали вопрос: Докажи на примере, что настоящими причинами существования тенгрианства сегодня являются близость к природе и духовность? Или: Как ты считаешь, можно ли назвать тенгрианских божеств воплощением мировых духовных представлений древних людей о мире? Они предложили и интересные версии ответов: да, все древние люди жили примерно в равных духовных условиях и их интересовали примерно равные проблемы, поэтому их представления о мире тоже похожи. Дети послабее формулировали односложные и неглубокие по смыслу вопросы, но отвечали с удовольствием, так как в этом задании присутствовал элемент соревновательности: кто больше задаст вопросов и быстрее на них ответит. По итогам выполнения этого задания были поощрены лучшие ученики в группе, которая была названа лучшей, которую выбрали и оценили сами дети, признав свои недочеты.

Третьим заданием было составление «синквейна» на уровне синтеза. Правила составления я раздала ученикам. По итогам выполнения составления синквейна были зачитаны лучшие из вариантов ответов и были поощрены аплодисментами лучшие образцы.

Четвертым заданием являлось обсуждение собственных критериев успешности, которые я раздала учащимся. Ответы на заданные мною вопросы помогли мне проследить уровень знаний, на котором находится каждый ученик, но и осуществить обратную связь на этом уроке и обозначить проблемы с учетом недочетов и пробелов в знаниях учащихся на следующем уроке. При объяснении причин неуспешности многие дети назвали причину нехватки времени на выполнение домашнего задания. Другой причиной они назвали трудность в понимании некоторых слов и выражений, которые они не нашли в словаре, исходя из этих ответов я сразу же наметила задание на следующий урок – составить глоссарий по трудным словам и выражениям. Таким образом дети сами оценили по итогам урока себя и свою работу в классе на уроке, при этом они самостоятельно обосновали свои недочеты и пробелы в знаниях и выставили себе и друг другу оценки.

При выполнении рефлексии в конце урока учащиеся заполнили составленные мною вопросы, где они обдумали и обосновали собственные впечатления и трудности, возникшие в ходе урока. Вопросы включали не только реакцию детей по итогам урока, их чувства и впечатления от урока, но и оценивание собственной работы в классе, степени понимания учебного материала и задач на будущее. Например, на вопрос: Что вызвало у меня затруднения? Что мне помешало и почему?

При проведении урока у детей возникли объективные затруднения в работе с дополнительными источниками информации (работа с интернет-материалом, дополнительная описательная литература). Поэтому при подготовке и презентации выступлений к уроку (1 задание) ушло больше времени, чем планировалось. Ученики недостаточно научены работать с дополнительной информацией, часто повторяются в описании иллюстрационного материала, затрудняются выделить главное в тексте.

Другой трудностью для учащихся оказалась непривычная для них информационная и содержательная насыщенность вопросов к заданиям. Если раньше на уроках я использовала лишь небольшое количество подобного рода вопросов как повод к размышлению, то теперь я повысила планку трудности и самостоятельности при обдумывании и принятии самостоятельного решения и выбора ответа на заданный открытый вопрос-доказательство. И в результате на обдумывание и обсуждение ответов ушло больше времени, хотя таймер был задан с самого начала урока. При планировании следующих уроков я учла свои недочеты и решила пересмотреть вопросы, перевести их в более доступную для детей этого возраста форму, чтобы рассчитывать на более мобильный характер ответов, продолжить практику групповой работы, а также самостоятельного оценивания и рефлексии согласно критериям.

Но, что меня порадовало, это заинтересованность и активность детей на уроке, качество ответов и продуктивность всей деятельности как учеников, так и учителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: