Учитель русского языка и литературы Кошкарбаева А.Р.




РЕФЛЕКТИВНЫЙ ОТЧЕТ ПО ОДНОМУ УРОКУ ЗАПЛАНИРОВАННОЙ

СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ

ПО СЛОВЕСНОСТИ В 6 КЛАССЕ. ТЕМА СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ:

«ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ОТРЫВКОВ ПОЭМ ГОМЕРА «ИЛИАДА» И «ОДИССЕЯ»

ГУ “РССМШИ для одаренных детей им. К. Байсеитовой”

Учитель русского языка и литературы Кошкарбаева А.Р.

 

1 УРОК СЕРИИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ. ТЕМА: «Знакомство с историей: Троянская война. Автор «Илиады» и «Одиссеи». Первый урок носит больше ознакомительный характер, но нужно отметить, что эта тема из истории событий Троянской войны, а также приключения славного героя мифов Древней Греции Одиссея известны детям по знаменитым кино-фильмам «Троя» и «Одиссей», а также по мифологической литературе. Поэтому при планировании этого урока я опиралась на уже полученные по этой теме представления и знания уча-щихся.

ПЛАН И ХОД УРОКА:

ОБЩИЕ ЦЕЛИ УРОКА:

1. Познакомить учащихся с историческими событиями Троянской войны, с творчеством Гомера.

2. Развить навык работы с первоисточником, дополнительной литературой.

3. Развить навык анализа произведения (идея, проблема, герои поэмы, план событий). Умение делать выводы, синтезировать знания.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

1. Знание: знает содержание поэмы, может его воспроизвести.

2. Понимание и применение: имеет представление об исторических событиях Троянской войны, может подготовить выступление об авторе, о событиях и героях поэмы.

3. Анализ и синтез: может работать с дополнительной литературой и первоисточником. Может анализировать и формулировать собственное видение на события и причину войны. Может подвести итог.

КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ:

1. Я прочитал поэму, понял содержание, могу его воспроизвести (на уровне знания).

2. Я узнал, что это произведение посвящено событиям Троянской войны, узнал ее причины и итог. Я узнал о личности Гомера и понял, почему Гомер посвятил поэму «Илиада» событиям Троянской войны (на уровне понимания и применения).

3. Я могу высказать и обосновать свое мнение о героях и событиях войны. Могу написать небольшое эссе (на уровне анализа и синтеза).

Проверкой домашнего задания к этому уроку было составление плана к отрывку из поэмы всему классу с целью развития у детей навыка комментированного чтения художественного произведения, умения выделить главные эпизодические, сюжетные и речевые символы текста. Также 4 учащимся было предложено подготовить выступления по темам: 1) Исторические события Троянской войны. 2) Главные герои Троянской войны. 3) Причины и итог войны. 4) Творчество Гомера. Во время выступлений использовался видеоматериал из фильма «Троя»: видеосюжет военных действий, битва Ахиллеса и Гектора (использование ИКТ на уроке). При этом весь дополнительный материал дети готовили самостоятельно. Это было творческое задание, рассчитанное на более активных детей. Мои ожидания оправдались: выступить пожелали самые трудолюбивые и творческие дети (Мубаракова Факизат, Брикова Алина, Чимирук Томирис). И, как часто у нас бывает на уроках, вызвался подготовить выступление Нигметов Канат, который не отличается особенными способностями по литературе, но я с удовольствием предоставила ему эту возможность проявить себя, так как считаю, что это развивает в ребенке желание самостоятельно проявлять инициативу и осуществлять свои внутренние психологические потребности – быть услышанным.

Во время 4 выступлений учащимся в классе мною предлагалось ответить на проблемные открытые вопросы с целью развития у детей критического мышления на уровне анализа и синтеза, которые были розданы ученикам по 4 группам в соответствии с темами выступлений. Таким образом я сосредоточила внимание детей на выступлениях с целью привлечения их внимания к активному прослушиванию и просмотру видеоматериала, чтобы правильно ответить на заданные мною вопросы. Для этого я сразу же обозначила перед выступлениями учеников проблему всему классу. Так, при формативном оценивании в групповой работе были поставлены проблемные вопросы: Как вы думаете, почему Гомер посвятил свои поэмы событиям Троянской войны? Как вы считаете, почему до сих пор люди не могут поверить в то, что слепой поэт мог написать такие великие произведения, не имеющий образования? (аргументируйте свой ответ примерами из жизни и творчества музыкантов, художников и т.д.) Как вы думаете, почему «Илиада» и «Одиссея» при схожести исторических событий, такие разные по трактовке образов героев? Как вы считаете, почему Троянская война была проиграна ахейцам? Как вы считаете, кого из героев войны можно назвать независимыми и смелыми по отношению к себе и окружающим? При ответе на такие вопросы дети обязаны опираться на дополнительные источники информации, на знания, полученные на других предметах. Эти вопросы заставляют детей думать, размышлять, анализировать, сравнивать, делать выводы и доказывать свой ответ на конкретных примерах не только из литературы и истории, но и из жизни, из собственных источников знаний, например, из жизни близких и знакомых детям людей. Так как в этом возрасте детям необходим положительный конкретный пример перед глазами, а исторические и сказочные герои не так близки и не так дороги детям. При выполнении этого задания успевающие и активные дети проявили себя с самой лучшей стороны: ответы были развернутыми, с приведением конкретных примеров из текста, с собственной аргументацией своей точки зрения. Так, Бердник Критстина на вопрос: Почему Ахиллес и Гектор являются главными героями Троянской войны? Ответила: «Потому что Ахиллес и Гектор защищают каждый свои интересы и преследуют свои цели: Ахиллес мстит за смерть друга, а Гектор защищает Родину». Для детей с менее выраженными когнитивными способностями при ответах на эти вопросы воз-никли трудности, связанные с небольшим словарным запасом, с неумением выражать и формулировать свои мысли в письменной форме. Особенно эти затруднения ярко обозначаются при написании сочинения, когда детям необходимо не только выразить свои мысли на бумаге, но и проанализировать, обобщить, синтезировать и смоделировать собственное видение(интерпретировать) произведения, особенности характеров его героев и проблем, поставленных в нем. Поэтому подобные задания с выполнением письменных ответов на проблемные вопросы высокого порядка развивают у детей навык написания сочинений. Дети, менее успевающие, дали неполные ответы, в которых не были раскрыты проблемы, не расставлены акценты при ответе на вопрос. Так, на вопрос: Почему люди не признают Гомера автором таких великих произведений? Ученик 6 «Б» класса Асан Динмухаммед ответил: «Потому, что он не видит, но умеет хорошо рассказывать истории». Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы максимально мотивировать в ребенке желание читать художественную литературу, искать ответы на все интересующие ребенка вопросы в этом возрасте именно в произведениях, то есть – заинтересовать детей на уроке чтением художественной литературы, что в конечном счете кардинально улучшит знания и по литературе, и по грамматике.

Группы обсуждали ответы и каждый из участников в группе готовил презентацию собственного ответа в виде рассуждения и доказательства(с конкретными примерами). Это задание содержало разно-уровневые формы для выявления уровня знаний, на котором находятся ученики. При выполнении этого задания более успевающие дети выбирали открытые вопросы, требующие размышлений и доказательств собственной точки зрения. Так, ученица 6 класса «Б» Бердник Кристина очень активно проявляет себя на уроке как самостоятельно мыслящий ребенок, умеет анализировать и синтезировать знания, глубоко вникать в учебные проблемы, самостоятельно формулировать и конструировать учебные ситуации на уроке: постоянно работает с дополнительными источниками информации, очень много читает дополнительной литературы, активно и качественно выполняет все дополнительные задания (презентации, рефераты, доклады), постоянно помогает своим товарищам, объясняя непонятные вопросы, тем самым помогает и учителю. Может ответить на самые трудные проблемные вопросы высокого порядка, предложить нестандартные способы поиска ответа на подобные вопросы, четко и точно сформулировать собственные вопросы по проблеме. Так, при выполнении группового задания на 1 уроке Бердник Кристина выбрала для защиты самый сложный вопрос: Как вы думаете, какова настоящая причина Троянской войны? Хотя она была готова ответить на все вопросы задания. Если проанализировать работу ученицы 6 «Б» класса Калназаровой Агили, то можно отметить, что этот ребенок не в полной мере работает на уроке, это видно и по ее нестабильной активности на уроках, рассеянности и невнимательности, которая проявляется в многочисленных повторных вопросах по выполнению заданий, когда класс уже приступил к выполнению работы по заданию. Хотя у Агили имеется большой потенциал и хорошие способности в обучении, но из-за эмоциональных и психологических барьеров в обучении(неумения вовремя сконцентрироваться и сосредоточиться) у нее возникают трудности в обучении. Может это связано с музыкальной одаренностью, так как у нас в школе имеется очень большое количество детей, живущих в «своем мире», рассеянных и невнимательных на уроках общеобразовательного цикла, а на музыкальных уроках они сосредоточены и показывают хорошие результаты. Как правило, это талантливые и одаренные дети в области музыки. Поэтому учителям общеобразовательного отделения приходится находить собственные подходы обучения на уроках, учитывая индивидуальные особенности таких детей. Калназарова Агиля выполняет все задания в целом правильно и достаточно качественно, но может и не успеть что-то доделать, ответить на от-крытый вопрос учителя, так как невнимательно слушает на уроке или «думает о своем». Наблюдая за учеником 6 «Б» класса Нигметовым Канатом можно отметить, что этот мальчик обладает всеми возможностями хорошего уровня в обучении, но не может проявить себя полностью и работать на уроках с полной отдачей. Как правило, он часто не готов к уроку, забывает записывать домашнее задание, невнимателен и рассеян на уроке, часто отвлекается. Это все приводит к довольно низким результатам успеваемости как по русскому языку, так и по литературе. Хотя именно Канат может отвечать на самые, казалось бы, нестандартные и необычные вопросы и удивлять своих одноклассников. Но это происходит лишь по настроению, не так часто, как хотелось бы мне (и маме). Он заинтересован в собственном процессе обучения, но из-за опять-таки эмоционально-психологических барьеров в обучении не может использовать весь свой природный потенциал. Именно он взялся первым на 1-ом же уроке (Тема: «Знакомство с историей: Троянская война. Автор «Илиады» и «Одиссеи») подготовить презентацию по теме: «Герои Троянской войны», но из-за неумения работать с дополнительной литературой самостоятельно, просто прочитал текст (хотя было видно, что Канат переписал текст из интернета и попытался выделить в нем самое главное), но на деле повторил практически все содержание предыдущих выступлений одноклассников. Чтобы корректировать эти барьеры в обучении, необходимо сосредоточить внимание именно на таких детях, продумывать организацию работы в классе так, чтобы эти дети смогли себя максимально проявить во время урока, дать им понять, что от работы во время урока литературы можно получить удовольствие не меньше, чем от занятий музыкой.

Вторым заданием в группах было: по дефинициям участники 4 домашних групп менялись местами по методу «скользящих групп». Для выполнения 2 задания учащимся были розданы листы-правила ведения диалога, в которых были представлены разные разговорные диалоговые речевые конструкции. Учащиеся в парах задавали и отвечали на вопросы, при этом сами вопросы они формулировали самостоятельно, используя лишь форму ведения диалога перед глазами. При выполнении этого задания дети обучались правилам построения и ведения диалога в парах. При этом сами вопросы они продумывали таким образом, чтобы не повторяться и раскрыть тему с разных сторон. При выполнении этого задания многие успевающие дети формулировали и задавали очень интересные вопросы на уровне анализа, синтеза и оценки. Так, обе активные ученицы Мубаракова Факизат и Чимирук Томирис сформулировали вопрос: Докажи на примере, что настоящими причинами Троянской войны были экономические-захват власти и денег, а не побег Елены? Или: Как ты считаешь, можно ли назвать Париса трусом? Они предложили и интересные версии ответов: да, Троянская война, как и все войны завоевательная по своему характеру и поэтому многие ахейцы не хотели вступать в войну с Троей, в том числе и Одиссей, хотя он был близким другом оскорбленного Мене-лая. Париса нельзя назвать трусом, так как он в тот момент был влюблен, но он потом отмстит за смерть брата – убьет Ахиллеса, попав в его слабое место(выражение «Ахиллесова пята»). Дети послабее формулировали односложные и неглубокие по смыслу вопросы, но отвечали с удовольствием, так как в этом задании присутствовал элемент соревновательности: кто больше задаст вопросов и быстрее на них ответит. По итогам выполнения этого задания были поощрены лучшие ученики в группе, которая была названа лучшей, которую выбрали и оценили сами дети, признав свои недочеты.

Третьим заданием было составление «синквейна» на уровне синтеза. Правила составления я раздала ученикам. По итогам выполнения составления синквейна были зачитаны лучшие из вариантов ответов и были поощрены аплодисментами лучшие образцы.

Четвертым заданием являлось обсуждение собственных критериев успешности, которые я раздала учащимся. Ответы на заданные мною вопросы помогли мне проследить уровень знаний, на котором находится каждый ученик, но и осуществить обратную связь на этом уроке и обозначить проблемы с учетом недочетов и пробелов в знаниях учащихся на следующем уроке. При объяснении причин неуспешности многие дети назвали причину нехватки времени на выполнение домашнего задания. Другой причиной они назвали трудность в понимании некоторых слов и выражений, которые они не нашли в словаре, исходя из этих ответов я сразу же наметила задание на следующий урок – составить глоссарий по трудным словам и выражениям. Таким образом дети сами оценили по итогам урока себя и свою работу в классе на уроке, при этом они самостоятельно обосновали свои недочеты и пробелы в знаниях и выставили себе и друг другу оценки.

При выполнении рефлексии в конце урока учащиеся заполнили составленные мною вопросы, где они обдумали и обосновали собственные впечатления и трудности, возникшие в ходе урока. Вопросы включали не только реакцию детей по итогам урока, их чувства и впечатления от урока, но и оценивание собственной работы в классе, степени понимания учебного материала и задач на будущее. Например, на вопрос: Что вызвало у меня затруднения? Что мне помешало и почему?

При проведении 1 урока у детей возникли объективные затруднения в работе с дополнительными источниками информации (работа с интернет-материалом, дополнительная описательная литера-тура). Поэтому при подготовке и презентации выступлений к уроку (1 задание) ушло больше времени, чем планировалось. Ученики недостаточно научены работать с дополнительной информацией, часто повторяются в описании иллюстрационного материала, затрудняются выделить главное в тексте.

Другой трудностью для учащихся оказалась непривычная для них информационная и содержательная насыщенность вопросов к заданиям. Если раньше на уроках я использовала лишь небольшое количество подобного рода вопросов как повод к размышлению, то теперь я повысила планку трудности и самостоятельности при обдумывании и принятии самостоятельного решения и выбора ответа на заданный открытый вопрос-доказательство. И в результате на обдумывание и обсуждение ответов ушло больше времени, хотя таймер был задан с самого начала урока. При планировании следующих уроков я учла свои недочеты и решила пересмотреть вопросы, перевести их в более доступную для детей этого возраста форму, чтобы рассчитывать на более мобильный характер ответов, продолжить практику групповой работы, а также самостоятельного оценивания и рефлексии согласно критериям.

Но, что меня порадовало, это заинтересованность и активность детей на уроке, качество ответов и продуктивность всей деятельности как учеников, так и учителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: