Управление в сфере образования. Понятие о педагогическом менеджменте




МОДУЛЬ 20

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1. Управление в сфере образования. Понятие о педагогическом менеджменте.

2. Учреждение общего среднего образования как объект педагогического менеджмента.

3. Управленческая культура руководителя и распределение функций управления в учреждении общего среднего образования.

4. Педагогический анализ в системе управления учреждением образования.

5. Целеполагание, планирование, организация как функции управления учреждением образования.

6. Педагогический контроль и регулирование в системе управления учреждением образования.

7. Развитие самоуправления в учреждении образования.

8. Имидж учебного заведения.

 

Управление в сфере образования. Понятие о педагогическом менеджменте

Будущему учителю важно иметь четкое представление как об управлении в сфере образования в целом, так и о принципах, функциях, содержании, методах управления учреждением общего среднего образования как педагогической системой. Это поможет ему войти в ритм работы этого учреждения, установить профессиональные, деловые отношения с администрацией, коллегами, учащимися, их родителями. Вместе с тем каждый учитель является педагогическим менеджером, так как в процессе обучения и воспитания он управляет учебно–познавательной и другими видами деятельности учащихся. Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, свойственную всем организованным системам, в том числе социальным. При этом управление само носит системный характер. Система управления характеризуется целями и функциями деятельности; конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности; режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т. д.); правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов; информационным обеспечением; процедурой принятия и исполнения решений (по А. Л. Свенцицкому).

Систему управления в самом общем виде составляют субъект и объект управления, рассматриваемые как управляющая и управляемая системы (подсистемы), и совокупность связей между ними. С учетом вышесказанного управление – целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта управления в целях поддержания системы в заданном режиме функционирования и развития; деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Соответственно управление в сфере образования — взаимодействие субъектов управления системой образования в целях обеспечения стабильного режима ее функционирования, перевода в новое качественное состояние и выхода в позицию развития (Г. Д. Дылян). Из определения следует, что процесс управления направлен на решение двух противоположных задач: функционирования с целью обеспечения и поддержания устойчивости системы (эффект стабильного состояния) и развития, обеспечивающего совершенствование системы и перевод ее в качественно иное состояние (эффект нестабильного состояния). Поэтому сущность процесса управления заключается в обеспечении сбалансированного соотношения между функционированием и развитием системы, так как превалирование каждой из названных сторон рано или поздно приводит к разрушению системы, в первом случае (преобладание функционирования) — к консервации, и как следствие – к ее деградации, во втором — к ее дестабилизации и как следствие — к разрушению.

В 80—90-е годы ХХ века в традиционные представления об управлении педагогическими системами были привнесены идеи педагогического менеджмента. На смену философии воздействия в управлении образованием пришла философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления, что привело к появлению теории педагогического менеджмента (Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, В. П. Симонов, П. И. Третьяков, Т. И. Шамова и другие). Педагогический менеджмент — комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (В. П. Симонов, Н. В. Кузьмина и другие). Понятие «педагогический менеджмент» имеет еще ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности: теория управления образовательным учреждением (М. М. Поташник и другие); управление образовательной деятельностью (A. M. Моисеев, В. П. Симонов); специфический вид управленческой деятельности педагога в группе, направленный на организацию учебного процесса, воспитательной работы, обеспечение коммуникации с целью развития личности учащегося (Л. В. Горюнова и другие). В широком значении менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных и материальных ресурсов в целях эффективного функционирования и развития учреждения образования.

Исследователи выделяют следующие основные тенденции развития педагогического менеджмента: личностная ориентация управления (ориентация сначала на человека, а потом на дело, которому он служит), что находит выражение, по словам Ю. А. Конаржевского, в «филигранной работе» с кадрами, позволяющей оптимальным образом организовать деятельность отдельных работников и всего трудового коллектива; целостный взгляд на подчиненного как на личность, гуманное отношение к нему; широкое делегирование полномочий сверху вниз, коллективное принятие решений; создание условий для коллективного целеполагания и непосредственного участия работников в выработке путей достижения поставленных целей. В целом педагогический менеджмент характеризует направленность на интересы, потребности, мотивы субъектов образовательного процесса. Целью педагогического менеджмента является оптимизация управления педагогической системой. Педагогический менеджмент «синтезирует компьютеризацию управления, его психологизацию и направленность на человека, наполняет новым содержанием управленческие функции. С практикой педагогического менеджмента в систему управления учреждением образования вошли такие феномены, как «кадровая политика», «миссия и культура учреждения образования», «ориентация на качество» [3].

Каждой педагогической системе отвечает соответствующий (по вертикали и по горизонтали) уровень педагогического менеджмента. Так, системе образования Республики Беларусь соответствует уровень государственного менеджмента; образовательным системам областного, районного, городского и т.п. уровня (подчинения) – областной, районный, городской и т.п. уровень менеджмента; педагогическим системам учреждений образования – соответствующий им уровень менеджмента (например, средней школе – внутришкольный менеджмент).

Государственное управление в сфере образования, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий.

Министерство образования Республики Беларусь обеспечивает реализацию государствен-ной политики в сфере образования; функционирование системы образования; осуществляет управление системой образования и через свои структурные подразделения контроль за обеспечением качества образования; участвует в разработке проектов нормативных правовых актов, программы развития системы образования, программ развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых и осуществляет иные полномочия в сфере образования. Местные исполнительные и распорядительные органы в сфере образования осуществляют управление в сфере образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

В Кодексе Республики Беларусь об образовании определены также общие подходы к управлению учреждением образования любого типа, в том числе учреждением общего среднего образования. В частности в данном нормативно-правовом акте (статья 157) указывается, что непосредственное руководство учреждением общего среднего образования осуществляет его руководитель (директор, начальник). Основным органом самоуправления учреждения общего среднего образования является совет, возглавляемый его руководителем. В учреждении общего среднего образования создается педагогический совет и могут создаваться попечительский совет, родительский комитет. В Кодексе Республики Беларусь об образовании сформулированы общие цели управления в сфере образования: проведение государственной политики в сфере образования; совершенствование и развитие системы образования; реализация образовательных программ и программ воспитания. В нем указывается также, что управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер и осуществляется на принципах законности, демократии, гласности, учета общественного мнения и системности управления образованием. В теории управления педагогическими системами дана характеристика общих принципов управления педагогическими системами (табл. 51).

Охарактеризованные в таблице 51 общие принципы управления педагогическими системами дополняются принципами педагогического менеджмента (В. П. Симонов, П. И. Третьяков и другие) (рис. 118).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: