Учреждение общего среднего образования как объект педагогического менеджмента




Рассмотрим содержание и функции педагогического менеджмента как подсистемы педагогической системы учреждения общего среднего образования, в том числе средней школы. В учреждениях такого вида функционирует множество систем разного порядка, управление которыми и составляет содержание управления (менеджмента). Управляющая система учреждения среднего образования есть сочетание административно-хозяйственных звеньев и различных органов функционального проявления педагогических и ученических коллективов. Управляемая система – это единство входящих в нее систем (подсистем): учебной, воспитательной, методической, внешкольной работы, финансово-хозяйственного обслуживания и других. Управление в учреждении общего среднего образования представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса, направленное на повышение его эффективности и развитие, на достижение оптимального результата. Субъектами управления в учреждении среднего образования выступают руководители (директор, его заместители), учителя, учащиеся, их родители. Объектами управления в образовательном учреждении являются знания, умения, навыки, отношения, свойства и качества, компетентность личности обучающихся и обучающих. Структура педагогического менеджмента в учреждении общего среднего образования включает следующие уровни: управление деятельностью педагогического коллектива; управление деятельностью отдельных педагогов; управление деятельностью учащихся.

Управление в учреждении образования можно рассматривать как информационный процесс. В этом случае технология управления учреждением образования состоит из трех основных этапов: сбор информации о состоянии управляемого объекта, ее переработка и выдача командной информации (управленческого решения) управляемой системе (рис. 119) (по Ю. А. Конаржевскому).

 

Согласно схеме (рис. 119), процесс управления учреждением образования происходит следующим образом. Управляющая система (1) в ходе своей деятельности получает определенную информацию (6) о состоянии управляемой системы (2) и о качестве процессов, происходящих в ней. Эта информация воспринимается, анализируется (перерабатывается) управляющей системой (1). Затем на основе результатов анализа информации (6), информации о состоянии внешней среды (3), а также с учетом инструкций (командной информации) (4), поступивших из вышестоящих органов управления образованием, управляющая система (1) вырабатывает и принимает управленческое решение (командную информацию) (5), направленное на упорядочение состояния управляемой системы (2) или на перевод ее в новое более качественное состояние. Управленческое решение (5) попадает в управляемую систему (2). Данный цикл управления завершился.

Таким образом, процесс управления учреждением образования осуществляется на основе переработки информации и носит циклический характер. По утверждению Ю. А. Конаржевского, любое нарушение вышеописанной схемы хотя бы в одном из звеньев приводит к тому, что процессы, протекающие в управляемой системе, становятся неуправляемыми и малоэффективными.

Управление в учреждении общего среднего образования реализуется как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, мотивации, организации, контроля, регулирования и корригирования (В. Г. Афанасьев, Ю. А. Конаржевский, Р. Х. Шакуров и другие). При этом применяется четыре группы методов: организационно-административные методы; методы экономического стимулирования; методы психолого-педагогического воздействия; методы общественного воздействия (Н. В. Кухарев, В. П. Симонов и другие).

Организационно-административные методы основываются на прямом воздействии на исполнителей путем применения управленческих команд. Они реализуются путем регламентирования и нормирования деятельности исполнителей, инструктирования исполнителей в форме указаний, распоряжений, приказов, требований и т. п., предъявляемых в письменной или устной форме, контроля их исполнения. С помощью этих методов осуществляется подбор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются должностные инструкции. Недостаток этот методов, как указывает отечественный ученый-педагог Н. В. Кухарев, заключается в том, что нередко при этом игнорируется мнение исполнителей. Методы экономического стимулирования зависят от экономических отношений и имеют в своей основе объективные потребности и интересы людей. Данная группа методов включает следующие элементы: оплату труда, в том числе за категории, звания, качество работы, различные системы премирования, льготы, выплаты и т. д.

Психолого-педагогические методы учитывают индивидуальные психологические особенности, педагогические возможности членов коллектива, опираются на использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения. Они реализуются в форме совета, просьбы, пожелания, поощрения, благодарности, убеждения, разъяснения, беседы, требовательного распоряжения, примера (в том числе личного примера руководителя). Н. В. Кухарев выделяет отдельную группу педагогических методов, к которым относит индивидуальную работу с кадрами, распределение обязанностей, инструктирование, регламентацию действий, координирование и регулирование деятельности коллектива, прогнозирование, моделирование процессов, действий, содержания воспитания, а также умения профессионального общения, в том числе умение разрешать конфликтные ситуации. С появлением в учреждениях общего среднего образования психологической службы также широко применяются различные методики диагностики. С помощью данной группы методов

осуществляется планирование социального развития коллектива, устанавливается здоровая атмосфера сотрудничества, благоприятный психологический климат в коллективе, повышается творческая активность и инициативность всех педагогических работников учебного заведения, воспитывается групповое самосознание и чувство ответственности, изучаются и формируются положительные, социально-значимые мотивы трудовой деятельности.

Методы общественного воздействия в значительной мере способствуют поддержке приоритета личности и ее интересов. Они реализуются путем широкого вовлечения педагогических работников и учащихся учреждения образования в управление, развитие в нем демократических начал путем широкого коллективного обсуждения основных проблем педагогического процесса и способов их преодоления, путем охвата членов педагогического коллектива методической работой, развития в коллективе здоровой творческой конкуренции.

Использование данных методов в значительной степени способствует формированию добросовестного отношения к труду, чувства долга и ответственности за порученное дело, воспитанию экономного и бережного отношения к различным видам собственности, развитию общественной активности педагогов и учащихся.

Главное назначение управления в учебном заведении состоит в создании и эффективном использовании условий для продуктивной, творческой и успешной деятельности педагогов, других работников, направленной на реализацию принципов, ценностей и достижение целей учебного заведения. К таким условиям относятся: достаточно полное понимание работниками ожидаемых от них результатов и сроков их достижения; заинтересованность работников в достижении намеченных результатов; наличие благоприятного морально-психологического климата в педагогическом коллективе и др.

В настоящее время во многих учреждениях общего среднего образования происходит модернизация или реорганизация организационных структур управления. Основными причинами этих процессов являются: разрушение традиционной структуры учреждения общего среднего образования как управляемого объекта; изменение содержания учебного и воспитательного процессов; поиск «золотой середины» между централизацией и децентрализа-цией принятия управленческих решений; проектирование перспективных педагогических систем с учетом новых потребностей общества и личности; выбор приоритетных направ–лений в образовании с учетом спроса потребителей – учащихся; установление и реализация внешних связей с широким кругом культурно-просветительных учреждений, учреждений дополнительного образования и иных учреждений региона; особенности педагогического процесса и режима деятельности и др.

Успешное достижение целей и задач педагогического менеджмента зависит в большой степени от управленческой культуры руководителя учреждения общего среднего образования и его заместителей, а также от распределения функций управления в учрежде-нии образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: