Педагогический контроль и регулирование в системе управления




Учреждением образования

Процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Эту обратную связь обеспечивает контрольно-диагностическая функция, являющаяся наиболее сложной и трудоемкой функцией управления учреждением образования. Инспекторские функции за деятельностью учителей возложены на директора учреждения общего среднего образования и его заместителей. Управленческая деятельность руководителя учреждения образования, результаты его деятельности – объект контроля инспекторских служб вышестоящих органов управления образованием.

Контроль в системе управления учреждением образования представляет собой проце–дуру получения информации о деятельности управляемой системы любого уровня, ее результатах; установления степени достижения целей и задач педагогического процесса. Основная цель контроля – глубокое изучение состояния учебно-воспитательного процесса, направленное на его совершенствование, оказание своевременной помощи учителям. В основе контроля лежит анализ труда всех субъектов педагогического процесса, прежде всего педагогов и учащихся. Реализация принципов гуманизации и демократизации в управлении образованием меняет подходы к функции контроля. Контроль в практике менеджмента рассматривается как инструмент признания результатов труда и ответственности работников, стимулирования повышения качества их труда, условие их уверенной профессиональной деятельности. Для придания контролю таких свойств педагогическим менеджерам необходимо изменить психологическую основу контроля. Этому способствует формирование общности профессио–нальных целей в педагогическом коллективе, осознанных мотивов качественного труда, развитие чувства коллективной ответственности за качество результатов труда, а также самостоятельности работников, применение самоконтроля и совместного с руководителем или его заместителями анализа результатов труда работника. В педагогической литературе (М. М. Поташник и другие) сформулированы общие требования к организации контроля в учреждении образования (рис. 125).

 

Содержание внутришкольного контроля составляют (М. Л. Портнов, Т. И. Шамова, Н. А. Шубин и другие):

 качество и ход выполнения образовательных программ и образовательных стандартов;

 качество знаний, умений и навыков учащихся;

 уровень воспитанности учащихся;

 состояние преподавания учебных дисциплин, реализация в процессе преподавания функций обучения;

 состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы;

 работа с педагогическими кадрами, методическая работа;

 научная и экспериментальная работа;

 условия учебно-воспитательного процесса;

 выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча;

 эффективность совместной деятельности учреждения образования, семьи, общественности по воспитанию учащихся;

 исполнение нормативных документов и принятых решений.

Выделяют различные виды контроля (рис. 126, 127).

 

 

Алгоритм реализации функции контроля может быть следующим:

 обоснование контроля и проверки;

 формулирование цели контроля;

 составление плана проверки;

 разработка процедуры контроля, определение методов контроля;

 определение критериев оценки;

 сбор и обработка информации о состоянии объекта контроля;

 оформление результатов контроля, формулирование выводов;

 обсуждение итогов проверки на соответствующем уровне управления.

В практике работы сложилась система методов проверки деятельности учителей (рис. 128).

Сроки и формы контроля указываются в плане-графике контроля в учреждении образования.

 

 

Методами контроля уровня знаний и умений учащихся являются: проведение устного опроса учащихся проверяющим или учителем по заранее предложенным вопросам; проведение письменных контрольных работ в отдельных классах или в параллельных классах по определенным предметам по текстам директора или его заместителей по учебной работе (работы проверяются учителем или комиссией, реже — директором учреждения образования или его заместителями); изучение результатов деятельности учащихся, например, ученических тетрадей; проверка умений и навыков учащихся в выполнении практических или лабораторных работ, проверка трудовых умений и навыков и другие методы. При изучении режима работы учреждения образования, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, для выявления причин перегрузки учащихся и учителей, определения объема домашних заданий, скорости чтения и т. п. используется метод хронометрирования.

Все вышеназванные методы применяются в процессе педагогического мониторинга, который является способом постоянного изучения (диагностики) результатов учебно-воспитательного процесса, их анализа и оценки на основе сравнения с базовыми и нормативными показателями. Логика педагогического мониторинга состоит в определении небольшого числа показателей, отражающих состояние педагогической системы. Методом повторных замеров накапливается, а затем анализируется информация в динамике. За сравнением реальных результатов с эталонами и нормами следует содержательная оценка и коррекция.

Цикл управленческой деятельности заканчивается регулированием и корригированием управляемого объекта. Если управление в целом упорядочивает педагогическую систему и переводит ее в новое качественное состояние, то регулирование как функция управления призвано стабилизировать состояние системы в условиях изменяющейся окружающей среды путем воспроизводства и укрепления ее структуры [3]. Иначе говоря, функция регулирования состоит в принятии управленческих решений оперативного характера по ликвидации случайных отклонений от запланированных показателей на основе информации, полученной в ходе контроля, и результатов ее анализа.

Таким образом, целью регулирования является установление постоянного заданного состояния управляемого объекта. Регулирование осуществляется, например, через корректировку планов, организационных структур, направлений работы, контроля и др., а также путем устранения фактора, под воздействием которого управляемая система выходит из запрограммированного состояния. Корригирование – это процесс внесения поправок, уточне–ний, изменений в принятые ранее и реализуемые решения. Строгих границ между регулирова–нием и корригированием нет. Функция регулирования требует от педагогического менеджера высокого уровня психологической подготовки, хорошего знания сотрудников, их взаимоотно–шений, положения каждого из них в коллективе.

В заключение подчеркнем, что ни одна функция управления не существует в «чистом» виде и каждая функция органически присутствует во всех других функциях управления, существование одной функции без остальных является невозможным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: