Имидж учебного заведения




В настоящее время об учреждении образования все чаще говорят как о сфере услуг. При этом употребляются такие понятия, как «конкурентоспособность», «образовательная услуга», «реклама», «имидж учебного заведения», «имидж руководителя». Имидж (от лат. imago — изображение, образ) учреждения образования – это эмоционально окрашенный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками образ учреждения образования, созданный в результате формирования и интегрирования представлений педагогов, учащихся, родителей, представителей окружающего социума об этом учреждении; данный образ призван оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума (М. С. Пискунов, А. В. Щербаков и другие).

В наиболее общем виде имидж (образ) учебного заведения складывается из образа выпускника учебного заведения; образа жизнедеятельности учебного заведения, общения и отношений между участниками учебновоспитательного процесса; представления о месте и роли отдельных индивидов и групп в жизни учебного заведения; представления о взаимодействии учебного заведения с окружающей социальной и природной средой (Е. Н. Степанов). С учетом результатов зарубежных исследований имиджа организации А. В. Щербаков разработал модель структуры имиджа учебного заведения (рис. 131).

 

В ходе педагогических исследований были установлены компоненты, составляющие основу имиджа современного учреждения образования (рис. 132).

 

 

Создание положительного имиджа учебного заведения является сложным и длительным процессом. Основными причинами, влияющими на готовность учреждения образования тратить человеческие, финансовые и временные ресурсы на формирование имиджа являются потребности в:

 выделении в массе подобных учреждений;

 завоевании определенной известности;

 приобретении репутации и высокого статуса;

 обеспечении привлекательности для потребителей;

 создании условий для привлечения финансовых средств для развития учреждения.

Конечной целью формирования имиджа учреждения образования является повышение его конкурентоспособности. В педагогической литературе предлагаются различные технологии формирования имиджа учреждения образования, реализующие два подхода: от потребностей учреждения образования или от запросов потребителей (на практике наблюдается сочетание этих подходов). Приведем пример алгоритма построения имиджа учреждения образования, исходя из запросов потребителей (рис. 133).

 

 

Третий из указанных на рисунке 133 этапов включает разработку конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа. Внутри учебного заведения эти мероприятия имеют целью повышение его организационной культуры: изменение качества взаимоотношений всех участников образовательного процесса, обучение этике деловых отношений, создание символики учебного заведения, разработку дресс-кода (стандартов одежды) и т. п. Мероприятия внешнего порядка проводятся для того, чтобы транслировать цели и особенности жизнедеятельности учебного заведения, представить его уникальность и отличие от других подобных учебных заведений внешним «потребителям» — родителям, социальным партнерам, СМИ и другим. К такого рода мероприятиям относятся: разработка и документальное оформление концепции, образовательных программ и программ развития учебного заведения; разработка оригинальных для каждого учреждения образования информационных документов; создание и регулярное обновление электронного сайта учебного заведения; письменные и устные контакты, включающие информирование через рекламные проспекты, бюллетени, буклеты, памятки, листовки, рассылку благодарственных писем и т. п. К подобным материалам относятся также атрибутивные имиджевые характеристики учебного заведения: логотипы, лозунги, девизы, полиграфические константы, печатная продукция, форма одежды и т. д.

Указанные документы и атрибуты могут достаточно полно и доступно раскрывать особенности деятельности учреждений образования, их сущность и специфику, преимущества внедряемых и используемых новаций, традиции и культуру. Немаловажное значение для формирования имиджа учебного заведения имеет популяризация достижений успешных педагогов в местном сообществе. С этой же целью планируется участие учебного заведения в крупномасштабных проектах, исследованиях, волонтерской деятельности и других мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс. Современными технологиями формирования имиджа учебного заведения являются PR–технологии, в основе которых лежит организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы учебного заведения и повышения его репутации.

Процесс формирования имиджа учебного заведения должен органично интегрироваться в учебно-воспитательный процесс. Ежегодно проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом (5 и 6-й этапы, рис. 133). При этом с итогами такого мониторинга знакомятся все участники деятельности по формированию имиджа учебного заведения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Раскройте содержание понятий «управление», «управление в сфере образования», «управление учреждением образования», «педагогический менеджмент».

2. Охарактеризуйте управление в сфере образования в Республике Беларусь.

3. Назовите общие принципы управления педагогическими системами и принципы педагогического менеджмента. Раскройте их содержание.

4. Что представляют собой управляющая и управляемая подсистемы учреждения общего среднего образования? Схематично представьте управление в учреждении образования как информационный процесс.

5. Охарактеризуйте группы методов управления учреждением образования.

6. Раскройте содержание понятия «управленческая культура руководителя учреждения образования». Какими качествами эффективного менеджера должен обладать современный руководитель учреждения образования?

7. Каковы направления и содержание работы должностных лиц и коллегиальных органов управления учреждением общего среднего образования? Опишите общую технологию (алгоритм) управления, который они реализуют в своей работе.

8. В чем заключается назначение педагогического анализа как одной из функций управления? Назовите его виды. Осуществите системный (или иной) анализ посещенного вами урока.

9. Опишите общий алгоритм целеполагания в менеджменте. Для чего и как осуществляется построение «дерева целей»? Осуществите декомпозицию общей дидактической цели урока (изучения темы, раздела) по специальности (класс, тема по выбору).

10. Охарактеризуйте планирование как функцию управления. Какие виды планов работы составляют должностные лица и органы коллегиального управления учреждением образования?

11. Раскройте содержание организаторской деятельности руководителя и других субъектов управления учреждением образования? Назовите основные организационные формы управленческой деятельности в учреждении общего среднего образования.

12. Докажите, что функция контроля является наиболее сложной и трудоемкой функцией в системе управления учреждением образования. Каковы цели и содержание контроля?

13. Какие виды и методы контроля сложились в практике работы учреждений общего среднего образования?

14. В чем заключается назначение регулирования и корригирования как одной из функций управления?

15. Раскройте сущность, принципы и правила организации деятельности органов самоуправления в учреждении образования. Опишите идеальную модель структуры самоуправления в учреждении образования.

16. Определите понятие «имидж учебного заведения». Охарактеризуйте технологии формирования имиджа учебного заведения, разработанные в педагогике.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании». Приложение к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 21.10. 2011 № 105 [Электронный ресурс]. — URL:

https://www.dogma.by/index.php?newsid=4807 (дата обращения: 06.10.2015).

 

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании 13 января 2011 г. № 243-З [Электронный ресурс]. — URL: https://www.pravo.by/webnpa/text.asp?RN=Hk1100243 (дата обращения: 29.11.2015).

3. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 224 с.

4. Пискунов М. С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. – 1999. – № 5. – С. 45–51.

5. Подласый И. П. Педагогика. – М.: Высшее образование, 2007. – Гл. 16.

6. Положение о педагогическом совете учреждения общего среднего образования: утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 47 от 28.06.2011 [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.by/sm.aspx?guid=61653 (дата обращения: 29.10.2015).

7. Положение о родительском комитете учреждения общего среднего образования: утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 47 от 28.06.2011 [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.by/sm.aspx?guid=61653 (дата обращения: 29.10.2015).

8. Положение о совете учреждения образования: утверждено Постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 84 от 18.07.2011 [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.by/sm.aspx?guid=69033 (дата обращения: 29.10.2015).

9. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 429 с.

10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 482–522.

11. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление педагогическими системами / [под ред. П. И. Третьякова]. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 91–108.

12. Управление в системе образования Республики Беларусь / [под ред. Г. Д. Дыляна]. – Минск: ООО «АСАР», 2004. – 176 с.

13. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / [под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева]. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.

14. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002. – 320 с.

15. Щербаков А. В. Имидж образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. – № 9. – С. 39–46.

 

Глоссарий

Управление в сфере образования – взаимодействие субъектов управления системой образования в целях обеспечения стабильного режима ее функционирования, перевода в новое качественное состояние и выхода в позицию развития.

Педагогический менеджмент – комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития.

Управление в учреждении общего среднего образования – целенаправленное взаимодействие участников целостного педагогического процесса (субъектов управления), направленное на повышение его эффективности и развитие, достижение оптимального результата. Реализуется как последовательность взаимосвязанных действий (функций): педагогического анализа, целеполагания, планирования, организации, контроля, регулирования.

Управленческая культура руководителя учреждения образования — мера и способ творческой самореализации личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении учреждением образования.

Педагогический анализ как функция управления учреждением образования — изучение состояния и тенденций развития, объективная оценка результатов педагогического процесса и выработка на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы, переводу ее в более высокое качественное состояние.

Целеполагание как функция управления учреждением образования — формирование и развертывание идеального представления о конечном результате деятельности учреждения образования.

Планирование как функция управления учреждением образования — принятие предварительных решений на основе соотнесения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью.

Организация как функция управления учреждением образования — деятельность управляющей системы по созданию, упорядочению определенной структуры организационных отношений в управляемой системе (связей между сотрудниками по поводу распределения и закрепления за ними функций их совместной деятельности), необходимых для эффективного выполнения принимаемых управленческих решений.

Контроль как функция управления учреждением образования — процедура получения информации о деятельности управляемой системы, о результатах этой деятельности, установления степени достижения целей и задач педагогического процесса.

Регулирование как функция управления учреждением образования — принятие управленческих решений оперативного характера по ликвидации случайных отклонений от запланированных показателей на основе информации, полученной в ходе контроля, и результатов ее анализа.

Педагогический мониторинг — постоянное изучение (диагностика) результатов учебно-воспитательного процесса, их анализ и оценка на основе сравнения с базовыми и нормативными показателями; прогнозирование, отслеживание хода, результатов, перспектив учебно-воспитательного процесса.

Самоуправление в учреждении образования — передача ряда функций управления общественным органам и организациям педагогов, учащихся, их родителей, иных лиц.

Имидж учреждения образования — эмоционально окрашенный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками образ учреждения образования, созданный в результате формирования и интегрирования представлений педагогов, учащихся, родителей, представителей окружающего социума об этом учреждении; данный образ призван оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: