Как построить диалог
С дементным человеком?
· Задайте положительный настрой в общении, говорите мягко и предупредительно;
· Помните, что инициатива в разговоре должна принадлежать вам;
· Чтобы завладеть вниманием собеседника, можно использовать физический контакт (прикосновение) или установить контакт глазами, чтобы оказаться с ним на одном уровне;
· Ограничьте воздействие факторов, отвлекающих внимание. Устраните посторонние шумы: выключите радио и телевизор, задерните шторы или прикройте дверь;
· Говорить нужно медленно и плавно. Избегайте резкого повышения тона;
· Ваши фразы, обращенные к клиенту, должны быть короткими и простыми;
· Чтобы ваши слова были понятными, чаще делайте паузы;
· Избегайте прямых вопросов. Попробуйте наводить справки через утверждения, косвенно;
· Формулируйте вопрос так, чтобы на него можно было ответить односложно: да, нет, не знаю;
· Если подопечный не понимает вас даже после повтора фразы, сформулируйте ту же мысль иначе;
· Воспоминания о прошлом даются проще, чем память на текущие события. Говорите об отдаленном прошлом. Это действует успокаивающе;
· Не забывайте относиться к происходящему с юмором, направляя его не на личность человека, а на ситуацию. Дементные люди будут рады посмеяться вместе с вами;
· Даже если подопечный перестал реагировать на ваши фразы, не стоит говорить в его присутствии о нем в третьем лице;
· Иногда достаточно просто выслушать человека, даже не до конца понимая смысла его слова. Просто терпеливо выслушайте, дав ему выговориться и показав, что вам небезразличны его слова.
Важно знать: истинные чувства важнее правильных слов.
Буклет подготовлен психологом
по материалам
«Методическое пособие по
уходу за престарелыми людьми.
Деменция»
ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района»
Объячево
Под деменцией понимают медленную утрату ранее приобретенных интеллектуальных способностей без нарушения сознания. Данное явление характеризуется постепенным снижением способности человека мыслить, запоминать, делать выводы и планировать. Вызывает у человека потерю способности говорить, контролировать эмоции и принимать решения.
СИМПТОМЫ:
· Расстройство кратковременной памяти, трудности в подборе слов, нарушение пространственной ориентации;
· Неадекватное поведение, возникновение ярости по отношению к близким людям, несоблюдение личной гигиены;
· Беспокойное поведение, особенно в вечернее время;
· Бесцельное блуждание на улице и дома в ночное время суток;
· Нарушение походки.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕМЕНЦИИ:
Ранняя
- забывчивость, потеря счета времени, нарушение ориентации в знакомой местности.
Средняя
- забывчивость в отношении недавних событий и имен людей, нарушение ориентации в доме, трудности в общении, потребность в помощи для ухода за собой, поведенческие трудности, включая бесцельное хождение и повторение одних и тех же вопросов.
Поздняя
(развивается почти полная зависимость и пассивность)
- потеря ориентации во времени и пространстве, трудности в узнавании родственников и друзей, потребность в помощи для ухода за собой, трудности в передвижении, поведенческие изменения, которые могут усугубляться и включать агрессивность.
МЕТОДЫ, направленные на улучшение состояния пожилого человека и сохранность оставшихся способностей и навыков.
►повторение пословиц и поговорок;
►чтение наизусть знакомых стихотворений;
►пересказ сказок;
►пение;
►решение математических примеров и задач;
►разгадывание ребусов, кроссвордов;
►объединение слов и понятий в группы, определение «лишнего»;
►имитация движений (езда на велосипеде);
►составление родословного древа;
►оформление альбома воспоминаний;
►беседы, построенные на воспоминаниях;
►забота и общение с домашними животными;
►настольные коллективные игры (карты, лото, домино, шашки, шахматы);
►чтение вслух;
►наблюдение за рыбками в аквариуме.