Практическое занятие 5,6 «Дидактика как теория обучения.»




Дисциплина «Педагогика»

Кол-во часов. 4 ч.

Вопросы:

1. Становление и развитие дидактических взглядов.

2. Виды обучения и их характеристика.

3. Преподавание и учение как деятельность педагога и обучающегося

4. Принципы обучения: научности, доступности, сознательности, систематичности, наглядности, прочности и др.

5. Основные этапы овладения знаниями.

Литература:

1. Мандель, Б. Р. Педагогика: учебное пособие / Б. Р. Мандель. — 3-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 287 с. — ISBN 978-5-9765-1685-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/125359 (дата обращения: 02.09.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Околелов, О. П. Педагогика: учебное пособие / О. П. Околелов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 222 с. — ISBN 978-5-222-26755-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. —

3. URL: https://e.lanbook.com/book/102296 (дата обращения: 02.09.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Денисова, О. П. Психология и педагогика: учебное пособие / О. П. Денисова. — 4-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2019. — 237 с. — ISBN 978-5-9765-0112-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115846 (дата обращения: 02.09.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

5. Андриенко, О. А. Общие основы педагогики: учебно-методическое пособие / О. А. Андриенко; под редакцией А. Ю. Швацкого.. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2020. — 89 с. — ISBN 978-5-9765-4416-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/142286 (дата обращения: 02.09.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

6. Педагогика: словарь / составители Р. Ф. Габбасов, И. В. Сергиенко. — Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2017. — 90 с. — ISBN 978-5-87978-987-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/96822 (дата обращения: 02.09.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

 

 


 

Дополнительный материал к вопросам 3 и 4:

Дальнейшая работа по стандартизации образования приводит к появлению образовательных стандартов нового поколения. В 2009 году были утверждены Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для учащихся 1-4 классов (ФГОС НОО) и Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО), предъявляющий требования к содержанию образования обучающихся 10-11 классов, а в 2010 году был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) для обучающихся 5-9 классов. В 2016 году в ФГОС ООО и ФГОС СОО были внесены изменения (можно ознакомиться с ними в прикрепленных документах).

Что же в большей мере изменилось в преподавании конкретных учебных предметов: предметное содержание, процесс его изучения, формы организации учебной деятельности школьников, методы обучения?

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в подходе к процессу обучения, где ученик становится не объектом, а субъектом образовательного процесса.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает, среди прочего, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования.

Урок остается главной, но не единственной формой организации учебной деятельности. Важное место занимает также внеурочная деятельность, организованная по разным направлениям. Реализация системно-деятельностного подхода невозможна без широкого использования современных педагогических технологий, которые способствуют повышению мотивации учащихся, вовлечению их в активную познавательную деятельность, формированию универсальных учебных действий, что является важнейшим условием достижения планируемых результатов. При организации образовательного процесса предпочтение отдается активным методам обучения, в том числе проектно-исследовательской деятельности. Обязательное использование информационно-коммуникационных технологий и современного компьютерного и лабораторного оборудования является также неотъемлемой составляющей образовательного процесса при работе по новым ФГОС ООО и ФГОС СОО, так как иначе невозможно формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Достаточно серьезно изменилась система требований стандарта. Ныне действующий Стандарт формулирует требования к предметному содержанию и предметным результатам обучения, которые заключаются в овладении привычными нам знаниями, умениями и навыками. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения включает совокупность трех систем требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями:

  • требования к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и т.д.);
  • требования к образовательному процессу (предметное содержание, организация образовательного процесса, современные педагогические технологии и т.д.);
  • требования к результатам образования, которые, в свою очередь, разделяются на три группы: предметные, метапредметные и личностные.

Заботой учителя, реализующего ФГОС второго поколения, становятся не только предметные результаты. При планировании урока или внеурочного занятия педагог должен помнить о достижении личностных результатов и о формировании универсальных учебных действий как необходимого условия дальнейшего самоопределения и саморазвития ребенка.

Универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности. Что же такое УУД по ФГОС? Это действия, помогающие «научить человека учиться».

Под универсальностью понимаются:

1) метапредметный, характер (понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету);

2) формируют психологические способности обучающихся

3) они находятся в основе любой деятельности обучающегося

 

Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:

· Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию;

· Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях;

· Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.

Универсальные учебные действия включают следующие виды:

· личностные,

· регулятивные

· познавательные

· коммуникативные

Личностные универсальные учебные действия. Личностные УУД – это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений. В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:

1. самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;

2. смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;

3. нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей.

Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:

· Групповые проекты. Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта.

· Ведение портфолио. Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности.

· Привлечение краеведческого материала на учебные и внеурочные занятия

· Творческие задания

Характеристика регулятивных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:

1. Целеполагание: определение цели и учебной задачи;

2. Планирование: установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата;

3. Прогнозирование: способность предположить результат и его характеристики;

4. Коррекция: умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном;

5. Оценка: определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного;

6. Саморегуляция: способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;

Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока может быть предложена такая таблица:

Я знаю Я могу узнать Какие темы для этого нужно повторить
     

 

Последнюю колонку можно заполнить и в конце урока, тогда следует изменить её название: «Что нового и интересного я узнал на уроке?» Возможны вариации и в соответствии с темой урока.

Чтобы сформировать УУД планирования, целесообразно использовать следующие приемы:

· Составление плана

· Обсуждение плана решения учебной задачи

· Работа с нарочно изменённым (деформированным учителем) планом, его корректировка

Характеристика познавательных универсальных учебных действий. Познавательные УУД – это общеучебные действия, которые включают в себя:

· Самостоятельную постановку познавательной цели

· Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств

· Смысловое чтение

· Моделирование

В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий. Это:

1. Создание гипотез и их проверка

2. Установление причинно-следственных связей

3. Определение логических рассуждений

4. Осуществление классификаций, сравнений

Развитию познавательных УУД способствуют такие приёмы и методы: задания на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с историческими документами.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Коммуникативными УУД называют действия, обеспечивающие социальную компетентность, способствующие получению навыков построения диалога; позволяющие интегрироваться в социальную среду.

К ним относят:

· Поиск благополучного выхода из конфликтов

· Умение правильно формулировать вопросы

· Способность полно и точно выражать свои мысли

· Контроль и коррекция поведения партнера в группе

Для развития коммуникативных УУД предлагается использовать такие приёмы:

Составление уточняющих вопросов или вопросов к выступающему

Высказывание суждений

Выступление с докладами или сообщениями перед аудиторией

Продолжение и развитие суждения одноклассника

Очень нравится детям приём, который называется «горячий стул». Он подходит для закрепления пройденного материала. К доске выходят два человека. Один из них садится на стул, называемый «горячим», лицом к классу. Он не должен видеть доску. Второй обучающийся пишет на доске какой-либо термин либо дату. Класс должен объяснить сидящему значение, а тот в свою очередь, назвать само понятие. Такой простой приём, как рассказ по иллюстрации, тоже помогает развить коммуникативные УУД. При его составлении обучающийся пользуется зрительной опорой, вызывая пассивный словарный запас. Кроме того, иллюстрации способны оживить сам рассказ, заинтересовать детей, побудить к изучению материала. Видное место среди средств, формирующих коммуникативные УУД, занимает учебная дискуссия. Так называют обмен мнениями об определённой проблеме. Дискуссия способствует приобретению новых знаний, развитию способности отстаивать своё мнение. Существует множество форм: форум, «суд», дебаты, симпозиум, «круглый стол», мозговой штурм, техника «аквариума», «заседание экспертной группы».

Критерии сформированности УУД Для определения степени сформированности УУД используются такие основные критерии:

· Соответствие нормативным требованиям

· Соответствие результатов освоения УУД требованиям, прописанным заранее

· Осознанность, полнота и разумность действий

· Критичность действий

Способствуя формированию и развитию УУД, учитель помогает обучающимся стать активными деятелями учебного процесса. Овладев универсальными учебными действиями, ученик не потеряется в непрекращающемся потоке информации, приобретёт очень важное умение – «умение учиться».

 

Знакомство с Фундаментальным ядром содержания общего образования и с Примерной основной образовательной программой позволяет сделать вывод, что в новом Стандарте меньше детализируется предметное содержание, однако, иначе изложены планируемые результаты обучения, которые подразделяются на два уровня.

Базовый уровень освоения программы учебного предмета изложен в блоке «Выпускник научится…». Здесь описаны обязательные для достижения результаты.

Повышенный уровень достижений, описанный в блоке «Выпускник получит возможность научиться…», может быть достигнут в зависимости от потребностей и способностей ученика.

Таким образом, станет возможным проектирование индивидуальной образовательной траектории для каждого конкретного ребенка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: