Выемочно-погрузочные работы




 

 

Технологические и физико-технические основы работ (типы забоев и заходок, экскавируемость горных пород в массиве и разрушенных взрывом).

Технологическая оценка основных видов выемочного оборудования.

Под выемкой и погрузкой горных пород понимают процессы отделения от массива мягкой или предварительно разрыхленной крепкой породы и последующую ее погрузку в средства транспорта или в отвал.

Поскольку в качестве основных средств механизации на карьерах используют экскаваторы, выемка и погрузка сливается в один процесс - выемочно-погрузочные работы.

Выемка сыпучих, мягких и плотных пород обычно производится непосредственно из массива, а разрушенных (взорванных) пород - из развала горной массы или разрыхленного слоя.

Поверхность горных пород в массиве или развале, являющаяся объектом выемки, называют забоем.

При выемке пород из массива забоями могут быть следующие поверхности уступа: торец, площадка, продольный откос.

При выемке разрушенных пород забоями могут быть торцовый, продольный откос развала, иногда его верхняя поверхность.

Соответственно забой называют:

- торцовым,

- продольным,

- забоем-площадкой.

Чаще всего продольный откос уступа совпадает с фронтом его работ и продольный забой называют фронтальным.

Разновидность торцового забоя - траншейный забой.

Продольный и торцовый откосы относятся к разрабатываемой части уступа или развала.

Забои всех типов по структуре могут быть:

- однородными (простыми), если породы имеют сравнительно одинаковые свойства,

- разнородными (сложными), если в их пределах перемежаются породы или руды с разными свойствами.

В простых забоях производится валовая (сплошная) выемка пород, в сложных - валовая или раздельная выемка.

Выемка пород любого типа осуществляется слоями выемки, толщина которых (десятки сантиметров) определяется глубиной внедрения в забой рабочих органов выемочных машин.

В пределах слоя выемка проводится стружками, ширина которых определяется шириной режущего рабочего органа выемочной машины (ковша экскаватора, лемеха бульдозера, скрепера).

При разработке слоя забой перемещается в нормальном к нему направлении:

- фронтальный и торцовый - в плане,

- забой-площадка - вниз.

Форма забоев экскаваторов типа мехлопата округлая в плане и вогнутая в профиле, что предопределяется характером движения ковша и поворотами экскаватора., а забой бульдозера или драглайна имеет клиновидную форму.

По взаимному расположению забоя и горизонта установки экскаватора различают способы выемки и погрузки:

- верхним черпанием (верхнюю погрузку) - забой выше горизонта машины,

- нижним черпанием (нижняя погрузка).

При перемещении забоев в пределах определенного участка массива уступа или развала последовательно отрабатываются породные полосы - заходки.

По расположению относительно фронта работ уступа заходки разделяют на:

- продольные (вдоль фронта),

- поперечные (вкрест фронта),

- диагональные.

Ширина заходки при торцовом и забое-площадке соответствует ширине этих забоев, а при продольном забое - толщине одного или нескольких слоев выемки.

По ширине заходки делят на:

- нормальные - положение оси движения выемочных машин по длине заходки постоянно при максимальном использовании рабочих параметров;

- узкие - неполное использование рабочих параметров машин,

- широкие - переменное положение оси движения машин в плане при выемке породы по длине заходки.

По характеру движения транспортных средств при выемке пород в пределах заходок последние делят на:

- тупиковые (движение транспорта только в пределах выработанного пространства отрабатываемой заходки),

- сквозные (движение транспорта в пределах всей длины заходки).

 

Выемка (копание) пород в массиве производится последовательным отделением стружек в слое выемки.

Процесс копания характеризуют величиной удельного сопротивления копанию КF (МПа)., которая зависит не только от прочности породы в куске, но и от трещиноватости массива - чем более трещиноват массив, тем меньше КF.

Снижение усилия копания достигается уменьшением толщины стружки, применением свободной схемы копания (с дополнительными поверхностями обнажения), использованием силы тяжести породы для самообрушения ее в верхней части забоя, уменьшением длины стружки.

В качестве физико-технической основы сопоставления пород по экскавируемости, зависящей только от свойств и состояния пород, используют относительный показатель трудности экскавации породы Пэ, который учитывает прочность пород на сжатеи, сдвиг, растяжение, удельный вес пород. По трудности экскавации породы делят на пять классов с величиной Пэ от 1 до 25.

Карьерные выемочные машины разделяют на:

1. По принципу действия

- оборудование цикличного и непрерывного действия,

2. По функциональному признаку - на выемочно-погрузочные (экскаваторы, одноковшовые погрузчики), выемочно-транспортирующие (скреперы, бульдозеры, одноковшовые погрузчики) машины.

Экскаватор - самоходная машина цикличного (одноковшовые) или непрерывного (многоковшовые) действия.

Одноковшовый (прямая и обратная механическая лопата, драглайн) и многоковшовый (цепной, роторный).

Экскаваторы цикличного действия последовательно выполняют операции копания и перемещения горной массы в ковше, поворачиваясь вокруг своей оси.

Многоковшовые экскаваторы непрерывного действия производят выемку и погрузку горной массы в результате движения ковшей по круговой траектории.

У механической лопаты ковш жестко скрепляется с рукоятью.

У драглайна ковш подвешивается к стреле на стальном канате.

Из экскаваторов с жесткой связью наиболее широко применяются экскаваторы карьерные гусеничные ЭКГ-5А, ЭКГ-8и, ЭКГ-12,5, ЭКГ-20, а также гидравлические (прямая и обратная лопата) ЭГ-8, ЭГ-12 и ЭГ-20.

Особенность гидравлического экскаватора - использование гидропривода рабочего оборудования, поворотной платформы и механизма хода.

Гидропривод обеспечивает одновременную подвижность стрелы, рукояти и ковша, большие усилия копания.

Экскаваторы вскрышные гусеничные ЭВГ-35/65, ЭВГ-15/40, ЭВГ-100/100 имеют стрелу и рукоять увеличенной длины и предназначены в основном для непосредственного перемещения породы в отвал.

Драглайны - шагающие экскаваторы типа ЭШ-10/60, ЭШ-15/90, ЭШ-100/100 - используются на карьерах для перевалки пород в выработанное пространство из забоев, расположенных как ниже, так и выше горизонта установки экскаватора.

При емкости ковша 4-10 м3 их используют для погрузки в автомобильный и железнодорожный транспорт.

При подводной добыче применяют грейферы - челюстный ковш подвешен на канатах.

Цепные многоковшовые экскаваторы имеют рабочий орган - ковшовую раму для направления цепи с ковшами.

Один конец рамы шарнирно закреплен на корпусе, другой подвешен на укосине и полиспастах.

Выемка породы из забоя производится ковшами емкостью 250-4500 л, которые прижимаются к забою массой рамы.

Передвигаются на железнодорожном, гусеничном или шагающем ходу.

Недостатки: сезонность работы, использование рабочего органа для перемещения породы по забою до пункта разгрузки обуславливает большой износ направляющих и ковшовой цепи, снижает усилие копания, увеличивает энергоемкость процесса.

Роторные экскаваторы имеют рабочий орган в виде роторного колеса диаметром от 2,5 до 18 м с ковшами, установленным на конце стрелы. Число ковшей изменяется от 6 до 12, а их емкость от 300 до 8000 л.

Марки экскаваторов - ЭРГ-1600 40/10-31 - 1600 - емкость ковша, л; 40 - высота черпания, м; 10 - глубина черпания, м; 31 - ход выдвижения стрелы, м.

Недостатки: сезонность работы, налипание на рабочий орган и конвейерные ленты влажных и вязких глин, большие динамические колебания роторной стрелы у крупных моделей.

Главным у многоковшовых экскаваторов является поточность всего комплекса процессов выемки, транспортирования, разгрузки и отвалообразования.

Но их применение возможно только на рыхлых породах и в теплое время года.

Колесные скреперы экономичны на выемке мягких и механически разрыхленных плотных и полускальных пород при дальности транспортирования до 0,5 км (до 2 км на россыпях).

Их недостаток - сезонность работы, резкое снижение производительности с увеличением длины транспортирования, кусковатости (более 40 см) и обводненности.

Бульдозеры характеризуются мобильностью, маневренностью, высокой проходимостью и простотой конструкции.

Используются для выемки пород на россыпях, строительных карьерах при дальности транспортирования 100-200 м.

Одноковшовые погрузчики имеют высокую мобильность, небольшие размеры, меньшую металлоемкость на 1 м3 емкости ковша и в 1,5-2 раза меньшую стоимость по сравнению с экскаваторами той же производительности.

Представляют собой колесное самоходное шасси с опускающейся стрелой, на конце которой шарнирно закреплен ковш. Работает по челночной схеме погрузки.

В табл.1. приведены максимальные показатели выемочно-погрузочного оборудования.

 

 

Таблица 1.

 

Оборудование Qк, м3 Н, м Пэ D, м L, м П, м3
Погрузочно-транспортирующие машины
Колесные скреперы   0,5*1 3-4 0,4    
Бульдозеры:            
гусеничные 15*2 0,7*1 7-8 1,5   1000*3
колесные 15*2 0,7*1 5-6 1,0   800*3
Одноковшовые погрузчики     6-7 2,0   1200*3
Выемочно-погрузочные машины с жестким закреплением рабочего органа
Прямые мехлопаты     12-16 4,0    
Обратные мехлопаты     7-8 0,8    
Цепные экскаваторы 4,5     0,4    
Роторные экскаваторы 6,5     0,5    
Выемочно-погрузочные машины с гибкой подвеской рабочего органа
Драглайны     8-10 2,0    
Канатные скреперы     2-3 0,4    
Грейферы     2-3 0,7    
             

Примечания: Qк - емкость ковша,

Н - высота уступа,

D - допустимый диаметр куска,

L - дальность перемещения породы,

П - паспортная производительность,

*1 - толщина стружки, *2 - объем призмы волочения, *3 - при дальности перемещения 5-7 м.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: