Основные принципы правильного и эффективного чтения





Самое главное — читая, задействовать как интеллект, так и эмоции. Важно, что вы делали до того, как сели читать, что вы делали во время чтения и, наконец, что вы будете делать после. В зависимости от всех этих обстоятельств вы затратите на чтение больше или меньше усилий (и, конечно, получите в конце различные результаты).

Перед тем как начать читать, определите, какого типа текст находится перед вами. Посмотрите внимательно на его заголовок, на подзаголовки — именно они передают основную идею автора. Определите на глаз длину текста и структуру: введение, утверждение, подтверждающие его примеры, заключение, дополнительная информация. Полезно также визуально представить себе всю структуру текста — с ее заголовками и т. д. — еще перед началом чтения. Это тренирует зрительную память и помогает правильно распределить внимание между частями текста. Во время чтения обращайте внимание на то, какую часть текста читаете, вспоминая при этом общий вид всей структуры документа. Представьте, что печатное слово отражается в вашей памяти в виде зрительного образа.

«Активное» чтение подразумевает, что в процессе чтения вы должны задавать себе вопросы по поводу прочитанного и искать на них ответы. Именно так осуществляется процесс осмысления информацией. Вспомните: ведь так поступаете и вы, когда вам очень важно вынести из чтения определенные знания и навыки. Вы должны выбрать самое главное, сконцентрироваться и проанализировать его. Только тогда прочитанное надолго осядет в вашей памяти, ибо это три составляющие для эффективного запоминания любой информации, в том числе и текстовой. Чуда здесь нет — есть только упорный труд и напрямую зависящий от него результат. Постарайтесь каждый раз вспоминать об этом, когда беретесь за чтение. Чтобы мозг не ленился, а работал на полную катушку, ему нужно давать четкие и недвусмысленные указания. Поэтому чем лучше вы сконцентрируетесь на задаче, тем лучше будет результат.

Очень важно также определить время и продолжительность чтения: например, 20 минут достаточно, чтобы прочитать пресс-релиз вашей фирмы или колонки деловых новостей. На серьезное чтение, которое подразумевает глубокое понимание, отведем 1 час. На чтение серьезной периодики (особенно из профессиональной сферы) вам потребуется что-то среднее, скажем, около 45 минут. Если вы заранее будете устанавливать приблизительную продолжительность чтения того или иного текста, то сможете лучше сконцентрироваться и распределять свое время.

Сделайте все возможное, чтобы читать в полной тишине и спокойствии. Вам нужно сосредоточиться, сесть поудобнее (обратите особое внимание на положение позвоночника), если потребуется, включить свет или пересесть поближе к окну. Теперь вы готовы плодотворно поглощать новую информацию.

 

Определите цель, с которой вы приступаете к чтению. Спросите себя, а что вам, собственно говоря, нужно от этой книги или статьи? Достаточно ли будет общих положений, идей и примеров, или же вам необходимо запомнить все до мельчайших подробностей? А если да, то как, когда и где вы собираетесь применять полученные сейчас знания?

Выберите соответствующий метод чтения сообразно вашим интересам и задачам. (Мы уже перечислили некоторые из них, а дальше рассмотрим каждый более подробно.) Иногда даже при чтении одного текста нам нужно применять последовательно сразу несколько различных «стратегий». Это очень эффективный прием, хотя и требует от читателя хорошего владения всеми такими методами. Те пять, что перечислила я, далеко не предел. Комбинируйте их, изобретайте свои собственные. Подойдите к этой задаче творчески, ведь работа каждого из нас, как и образ мышления, и образование, оставляет неизгладимый отпечаток на всем, что мы делаем. Помните, индивидуальный подход — самый эффективный, и не бойтесь экспериментировать.

Во время чтения сконцентрируйте внимание на достижении тех целей, которые поставили себе в начале чтения. С помощью зрительной памяти запоминайте образы ключевых слов и их положение в тексте. Используйте карандаш или маркер, ведь большинство книг и бумаг, которые мы читаем, далеко не так уникальны, не стоит печься об их сохранности больше, чем о том, как вы их понимаете.

После чтения не забудьте еще раз припомнить все то, о чем вы только что прочли. Исследования показывают, что это простое правило позволяет нам запоминать прочитанное в 2 раза (!) лучше. Но это не предел человеческих возможностей. Любой из нас может легко улучшить этот показатель, приучив себя вспоминать не только основные положения и идеи текста, но и менее заметные подробности. Это опять-таки послужит хорошей тренировкой для вашей памяти, что не замедлит сказаться на ее работе.

Беглое чтение

Иногда единственная цель, с которой мы беремся за книгу или статью — уяснить для себя ее основную идею. Все остальное нам либо не нужно, либо на него пока нет времени. Мы довольствуемся неким «скелетом» произведения, опуская все остальное. Когда известного американского актера Вуди Аллена спросили: «О чем написана "Война и мир" Толстого?», он ответил: «О России». Нельзя сказать, чтобы такой ответ был похвальным с точки зрения знания литературы, но он очень четко отражает особенности человеческой памяти.

В наши дни человек так загружен и перегружен информацией, что ему ничего не остается, кроме как научиться отделять действительно нужные ему сведения от второстепенных, без которых он вполне может обойтись. Для этой цели как нельзя лучше подходит беглое чтение, когда человек «скользит» взглядом по тексту, останавливаясь лишь на тех вещах, которые кажутся ему достойными внимания. Этой технике совсем несложно научиться: четко определите, что вы ищите в тексте, а затем пробегайте взглядом предложение за предложением, не замечая точек и прочих знаков препинания. Знаки препинания всегда тормозят процесс чтения, потому что мы привыкли на них задерживаться. Если же мы снизим количество таких мини-пауз, то сможем прочесть текст гораздо, гораздо быстрее. Чуть сложнее развить в себе другой навык — научиться видеть в тексте только значимые слова (основные части речи), опуская всевозможные предлоги, союзы, наречия и прилагательные. Вы наверняка уже обращали внимание на то, что максимальное количество смысла содержат только две части речи — существительные и глаголы. Попробуйте сфокусировать свое внимание только на них, и вы очень быстро получите общее представление о том, что читаете. Чтобы лучше запомнить, что именно вы вычитали из этого документа, сделайте паузу и постарайтесь припомнить все ключевые слова, которые вам там встретились. Прокомментируйте то, что прочли, еще раз «прокрутите» все в памяти, а потом повторите через несколько часов. Очень полезно повторять все перед отходом ко сну (за исключением тех случаев, когда человек смертельно устал). Во сне наша память продолжает работать, а мозг — обрабатывать и усваивать новую информацию.

Чтобы иметь возможность посмотреть на текст «с высоты птичьего полета», нам нужно научиться быстро пробегать его глазами — весь, целиком. Техника беглого чтения заставляет наш взгляд без устали двигаться вперед, в поисках смысла. Если вы уже проделывали подобные упражнения, то наверняка замечали, что мозг намного быстрее глаз. Мозг может предугадать, что ждет вас далее по тексту, а глаз — нет. Можно натренировать человеческий глаз таким образом, чтобы он мог считывать информацию как горизонтально, так и вертикально передвигаясь по тексту (вертикально мы проглядываем, например, газетные столбцы). Это позволит нам охватывать в единицу времени больший объем текста, большее количество слов, иными словами, значительно расширить свое периферийное зрение. При этом нужно руководствоваться железным правилом: никогда не перечитывайте только что прочитанное предложение, каким бы неясным ни показалось вам его значение. Продолжайте читать дальше, ищите объяснение в последующих предложениях, а не в предыдущих и помните, что у вас всегда есть возможность перечитать все заново. Уже прочитав все до конца и суммируя в голове всю усвоенную информацию, вы можете вернуться к основным положениям и снова заглянуть в текст.

Попробуйте теперь применить эти принципы в работе, например, читая еженедельный отчет или какую-либо профессиональную статью. Редакторы, постоянно вычитывающие чужие тексты, умеют сконцентрировать свое внимание таким образом, что замечают все неточности, ошибки стиля, повторы и неправильные употребления слов, хотя прочитывают текст очень бегло. Интересно отметить, что наибольшей эффективности при этом они добиваются тогда, когда прочитывают текст каждый раз только с одной конкретной целью, оставляя другие на потом (например, в первый раз редактор ищет орфографические ошибки, во второй раз — стилистические и т. д.). Точно по такому же принципу строятся и любые другие «проверки» текста.

Беглое чтение помогает сэкономить время и силы — самое ценное, что есть у любого работника. Оно помогает обрести уверенность в себе, так как человек понимает, что пропустить пару-тройку слов вовсе не значит ошибиться. И это действительно не ошибка, а настоящая стратегия, основанная на классических принципах выборочного внимания. Беглое чтение применяется очень широко: от изучения научно-исследовательских статей до груды бюрократических документов или газет. Беглое чтение помогает вам сортировать информацию, «пропалывать» текст, избавляя его от сорняков и оставляя только самое важное — суть. Не следует забывать, что восприятие прочитанной информации может быть как объективным, так и субъективным. Многие из нас почему-то относятся к печатному слову как к высокой Истине, которую нельзя ни оспорить, ни подвергнуть сомнению. Все как раз наоборот: вам нужно подходить к любому тексту свободно и творчески. Не задумывайтесь, если вам захочется бросить его, не дочитав, или заглянуть сразу в конец. Многие люди ощущают после этого какую-то смутную вину, как будто сделали что-то недозволенное, но это вовсе не так.

Беглое чтение может быть как первой, так и последней стадией изучения текста. Иногда нам достаточно быстро просмотреть текст, чтобы понять, что он нам не годится, или сразу усвоить из него какую-то нехитрую мысль. Иногда, впрочем, текст заслуживает гораздо более пристального внимания, а значит, после беглого чтения, во время которого основной упор делается на синтезе, должен наступить другой этап — аналитический. Это справедливо как для развлекательного чтения, так и для обучения и других серьезных форм восприятия печатного слова. Сначала мы выбираем из текста то, что нам кажется наиболее важным, а уже после наш мозг и наша память продолжают работу над усвоенным, интегрируя новую и старую информацию, обдумывая вопросы, которые этот процесс порождает.

Очень полезно записывать ключевые слова на отдельной карточке, которую вы будете держать на видном месте у края стола. Тем самым вы оставляете себе «подсказку», которая заставит вас снова и снова обращать внимание на ключевые моменты того текста, где вам они встретились, пока вы не включите эти новые идеи в свою повседневную практику или же пока в них не отпадет необходимость. Я знаю одного выдающегося хирурга, который с помощью этого простого метода значительно облегчил себе работу. Он уже не забывал, где он прочел ту или иную идею — они всегда были у него прямо перед глазами, так что он смог сконцентрировать свое внимание на их внедрении в свою работу. Эту же технику очень часто применяют для создания позитивной атмосферы. На дверях, стенах, у рабочих мест в офисе — везде развешиваются небольшие таблички, которые напоминают людям о целях их работы. Проводя в различных компаниях семинары по тренировке памяти, я обычно использую следующие «лозунги»: «Мы можем улучшить работу памяти в любом возрасте», «Мало понять, нужно закрепить навык регулярными упражнениями», «Хорошая память — это навык, которому вы всегда можете научиться». Когда я читала лекции по техникам чтения, у меня в аудитории висел плакат, где крупными буквами было написано: «ДА, Я МОГУ!»

 

Чтение и воображение


Этот метод заключается в том, что вы должны представить себе «иллюстрацию» любой идее, о которой вы в настоящий момент читаете. Мы уже знаем, что визуализация и запоминание зрительных образов прекрасно стимулирует память в целом. Было бы странно, если бы мы не использовали этот метод и при чтении. Некоторые виды текстов просто замечательно подходят для этого, например поэзия, художественная литература, диаграммы, таблицы, описания последовательных действий (в инструкциях и руководствах), кулинарные рецепты и т. д. Со временем, накопив некоторый опыт в этой области и развив как следует воображение и зрительную память, вы сможете представить в виде воображаемой «картинки» практически любой текст. При этом вы будете «видеть» образы не только отдельных слов на странице, но и смысла всего предложения или абзаца в целом.

Представьте себе, что ваш мозг — это кинокамера, которая снимает одну прочитанную сцену за другой, и так по порядку до самого конца. В результате вы запомните не печатный текст, в котором легко ошибиться или запутаться, а некий «фильм», в котором одно событие вызывает к жизни другое, так что забыть что-либо существенное практически невозможно. Если в тексте есть иллюстрации, внимательно рассмотрите их, вспомните, к какому именно месту в тексте они относятся, охарактеризуйте его (устный комментарий в сочетании со зрительным образом значительно повышает качество работы нашей памяти). Таким образом, вы будете останавливаться только на наиболее существенных моментах повествования, а значит, лучше запомните основные положения, которые хотел донести автор до своих читателей. Обращайте внимание также и на метафору, на то, с помощью каких образов он выражает свои мысли. Как говорится, ничего нового написать уже нельзя — все уже сказано. Однако выражать одни и те же мысли можно бесконечно различными способами, поскольку личный опыт каждого человека неповторим и индивидуален, а писатель пишет, как правило, базируясь именно на собственном опыте. Такой способ чтения очень полезно применять при чтении любого художественного текста — от рекламного лозунга до романов и рассказов. В рекламе (хоть она и относится к «низкому» жанру) иногда встречаются просто настоящие находки словообразования или словоупотребления. Если вдуматься, то какая интересная эта работа — создавать направленные ассоциации между различными продуктами, словами и зрительными образами! Ведь именно такие яркие и запоминающиеся ассоциации являются целью любой рекламной кампании.

Итак, в двух словах: в процессе чтения вам нужно вообразить себе образы, сцены, последовательность действий всего того, о чем вы читаете. Обращайте внимание на то, как связаны между собой персонажи повествования, в какой последовательности появляются в тексте. Задумайтесь, какие идеи они выражают и каково отношение к ним автора.

В конце постарайтесь мысленно воспроизвести весь прочитанный текст, опираясь на зрительные образы, которые вы запомнили (например, постарайтесь восстановить сложную идею или мысль, опираясь на пример, который ее иллюстрирует). Такая простая процедура представляет собой первый шаг из тех, которые совершенно необходимы для запоминания всего текста. Например, мы хотим быстро усвоить сложную философскую систему Декарта. С каким образом можно связать идею рационализма? Возьмем, к примеру, воск. Воск бывает и жидким, и твердым, в зависимости от обстоятельств. Однако на самом деле это одно и то же вещество, которое меняет внешний вид при определенной температуре. Итак, делает вывод французский философ, не следует доверяться чувствам, которые видят в воске два разных вещества. Единственный критерий истины — это разум, только ему может доверять человек. Вот такую идею можно изложить, просто вспомнив ассоциацию «Декарт — воск».

Любая яркая метафора сразу же привлекает внимание читателя и надолго остается в его памяти. Помните это, когда пишете статью или доклад, вам это тоже может пригодиться. Например, описывая какой-то сложный проект, можно провести такую ассоциацию: «Костяк — поддерживающая его мускулатура». Не сомневайтесь, теперь ваши слушатели будут запоминать всю структуру проекта целиком — сначала «скелет», а потом все второстепенные детали — «мышцы». Этот образ поможет им воспринять всю систему целиком как единый организм, а не просто как набор отдельных пунктов.

Шесть основных вопросов

Эту технику используют все журналисты. Вам нужно просто знать ответы на следующие вопросы: «Кто сделал Что, Где, Когда, Почему и Как?»

Читая, постарайтесь все время помнить, что вам нужно найти ответы на эти вопросы. Если вы вдруг встретили один из ответов, задержитесь на нем, уделите ему чуть больше внимания. Очень эффективно сочетать эту технику с предыдущей и подключать к запоминанию ответов свое воображение. Таким образом, вы запомните всего несколько основных «картинок», которые легко и в нужной последовательности сложатся в «фильм». Очень удобно читать так различные статьи, обзоры или газеты.

В последнюю очередь нужно проделать такую весьма важную процедуру: обратите внимание на тон повествования. Сделайте небольшую паузу и прокомментируйте прочитанное. Согласны ли вы с автором или у вас есть на этот счет свое собственное мнение? Такой комментарий и внутренний монолог не отнимут у вас много времени, зато будут способствовать глубокому и качественному усвоению новой информации. Концентрация внимания, комментарий и анализ — прекрасные помощники, каким бы видом мнемотехники или техники чтения вы ни пользовались. Помните о них и не забывайте отводить им достойное место в вашей практике.

Читаем «крупным планом»

В данном случае перед вами стоит цель найти в тексте те слова и фразы, которые указывают на намерения автора, на цели и задачи, которые он ставил перед собой, создавая этот документ. Согласно известному американскому психологу Бонни Мейер, автору многих работ по технике запоминания прочитанной информации, существует всего пять различных типов текстов: описание, отчет о результатах, проблема и ее решение, сравнение и, наконец, причина и ее следствие.

После того как вы уяснили себе предназначение этого текста, вы можете повторить его в виде одной фразы, в которую соберете все наиважнейшие ключевые слова. Например: «Нынешние холода вызваны большими маcсивами арктического воздуха, которые распространились по всему континенту вплоть до южных широт». Увидев ключевые слова, относящиеся к «причинно-следственному» типу текста, вы уже сразу, не сомневаясь, определяете цель и назначение всего документа. Особенно уместна такая техника при чтении рекламы или другой информации общего назначения.

 

Чтение для обучения


Эта техника представляет собой настоящую мешанину из многих других, некоторые мы уже рассмотрели выше. Интересно, что именно этому способу чтения и запоминания прочитанного отводится наибольшее место во всех учебных заведениях. Считается, что так студенты смогут лучше усваивать прочитанный материал. Комбинируя различные техники, мы гарантированно получаем хороший результат, потому что чем больше техник мы смешиваем, тем больше времени нужно отводить на обработку информации — обдумывание и анализ. Обучение — это соединение новых знаний со старыми путем тщательного и частого пересмотра и сравнения тех и других, что подразумевает довольно глубокий анализ и осмысление.

- Постарайтесь передать одной фразой общую идею всего текста.
- Перефразируйте все названия глав, частей и т. д. в форму вопросов, на которые нужно найти ответы.
- Прочтите текст достаточно бегло и быстро, обращая внимание только на ключевые моменты и идеи, которые и будут теми ответами, которые вы ищете.
- Повторите их вслух, чтобы лучше запомнить, потом запишите в виде кратких заметок.
- Перескажите себе содержание всего текста, опираясь на те заметки, которые делали по ходу чтения. Нарисуйте простую диаграмму или какую-нибудь другую схему, которая поможет вам «зацементировать» новую информацию в виде зрительного образа. Повторите все еще раз, перед тем как ложиться спать, потом через 12 часов, и еще раз — через 24 часа. Если хотите, чтобы новые знания отложились в памяти максимально надежно, продолжайте повторять изученное регулярно (каждый раз умножайте промежуток времени на два — 48 часов и т. д.).

Не забывайте, что мы хорошо помним лишь ту информацию, которую используем часто (или в настоящий момент). Если же этого не происходит, то она автоматически переходит на «чердак» нашей памяти, откуда извлечь ее уже несколько труднее. Впрочем, если мы изучали что-то по-настоящему хорошо, то это знание оставит в памяти столь глубокий след, что при необходимости мы даже через много лет сможем восстановить нужные навыки и умения. Именно поэтому лучшим вложением времени и средств для любого человека будет хорошее образование. Те, кто в юности много и усердно занимался, гораздо легче и лучше обучаются и в зрелом возрасте. С годами наша способность усваивать новое не растет, а падает, поэтому так важно приучить себя и свою память к постоянной работе и самоусовершенствованию. Всем нам приходится время от времени менять место работы, и на новом месте нас всегда поджидает масса новой информации, новых требований и т. п. Если вы быстро обучаетесь, не боитесь этого процесса, а даже находите в нем удовольствие, то переход на новую работу никогда не станет для вас проблемой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: