МОДЕРН
В конце XIX в начале XX в. в появляется совершенно новый современный стиль - модерн.
В различных странах приняты иные названия стиля "модерн": "арт нуво" (Art Nouveau) во Франции, Бельгии, югендстиль (Jugendstil) в Германии, сецессион (Sezession) в Австрии, либерти (Liberty) в Италии и др.
Основной признак - декоративность; основной мотив - вьющееся растение; основной принцип - уподобление рукотворной формы природной и наоборот. Появляется органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Фасады домов были несимметричны. Выразительные особенности интерьеров: изогнутые очертания карнизов, круглящиеся дверные и оконные проемы, богатый декор из резного дерева, цветного стекла, металла. Новейшие технико-конструктивные средства и свободная планировка были использованы для постройки зданий с подчеркнуто индивидуализированным обликом. Стиль "модерн" (франц. moderne - новейший, современный)
Модерн - cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocтиОбъeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы. Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй.
Ранний модерн – Силуэт зданий модерна чаще всего органичен благодаря введению (чаще всего не симметричному) крытых щипцовых завершений, рванных фронтонов, башенных выступов, с шатровым или купольным завершением, кованных решеток, венчающих конёк крыши. Освоенное производство прокатной стали и большеразмерного стекла позволило мастерам модерна вводить в композицию крупные светопроемы оригинальных форм с оконными проёмами и переплётами из гнутых металлических стержней. Широко применяются эркеры и балконы. Излюбленная гамма модерна – светло-жёлтая, сине-голубая, лиловая, бурая. Излюбленные архитектурные жанры (помимо особняков) – вокзалы, универмаги, музеи, многоэтажные доходные дома, офисы.
|
В позднем модерне преобладают чистые не декорированные объёмные формы (Х. Берлаге, С. Вагнер, Ф. Шехтель, И. Кузнецов). Линии и формы позднего модерна становятся «конструктивно ответственными».
Русский модерн – одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас "Дом Книги") на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Другой яркий пример - магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902-1903, арх. Г.В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф.И. Лидваль 1913-1914). В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор - Бржозовский С.А.).
Яркими примерами московского модерна являются знаменитые особняки Рябушинского и особняк З. Морозовой работы Ф.О. Шехтеля, особняк Миндовского и собственный дом архитектора Л.Н. Кекушева, доходный дом М.В. Сокол архитектора И.П. Машкова. Множество так называемых "доходных домов" начало века построены в стиле модерн.
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
|
Произведения живописи и скульптуры теряют свой самостоятельный характер, включаясь в общий ансамбль интерьера модерна. В живописи преобладающее значение получают панно, в скульптуре - рельефы. Целью архитектора, художника, скульптора становится создание синтетического, цельного произведения искусства. Эта тенденция проявляется и в рождении нового типа художника-универсала, объемлющего различные виды творческой деятельности (например, ван де Велде).
ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА
Направление в американской архитектуре, сложившееся в 1880-е годы в Северной Америке с центром в Чикаго. Характеризовалось стремлением к многоэтажности и вертикальности линий сооружений-небоскребов.
Наиболее выдающийся представитель направления - архитектор Луис Салливен. Обобщая идеи рационалистического направления в эстетике американского романтизма (Р.Эмерсон, Г.Торо, Х. Гриноу), Л. Салливен провозгласил "форма в архитектуре следует функции".
Развернувшееся в Чикаго после пожара 1871 года строительство выявило необходимость новых решений. Предшественником небоскреба Чикагской школой стало здание страховой компании, построенное в 1883-85 гг. в Чикаго Уильямом Ле Бароном Дженни (1832-1907). В нем архитектор основой многоэтажной конструкции сделал металлический каркас, облицованный кирпич[ом.
Архитекторы "чикагской школы" создавали здания, соединяющие ясность композиции целого с выразительной пластикой деталей, отражающей логику конструкции.
|
Примерами могут служить: в Чикаго - Монаднок билдинг (1891 г., Даниэл Х. Бернем (1846-1912), Джон Уэлборн Рут (1850-1891)), Рилайенс билдинг (1894, Д. Бернем, Ч.Этвуд), универмаг "Карлсон, Пири, Скотт" (1899-1904, Луис Салливен); в Нью-Йорке - Бейард билдинг (1898, Л. Салливен),; в Сент-Луисе - Уэйнрайт билдинг (1891, Д.Адлер, Л.Салливен).
Конструкция конторского здания "Рилайенс билдинг" представляла собой стальной каркас со стеклянным заполнением - прообраз небоскребов XX века. Конторские этажи решаются повторением одинаковых членений. Обычное для практики тех лет декорирование фасадов ордерами и аркадами здесь отсутствовало. Здание поражало современников новизной архитектурного образа.
10-этажное здание Уэйнрайт билдинг в Сент-Луисе стало наиболее заметным небоскребом, спроектированным Л.Салливеном. Здание имеет сплошной стальной каркас. Впервые стальной каркас в 10-этажном здании применил Уильям Ли Барон Дженни, построив в 1885 году здание страховой компании в Чикаго. Л.Салливен придал своему зданию двухэтажное основание, выше которого были подчеркнуты вертикальные элементы, а горизонтальные, образованные углублениями в стенах, сведены до минимума. Эти вертикальные ритмы перекрыты сверху глубоким декоративным фризом и выступающим карнизом.
Особенно примечательными являются прямоугольные "чикагские окна", каждое из которых представляло собой большое, жестко закрепленное оконное стекло, по обеим сторонам которого находились подвижные оконные рамы, открывающиеся подобно двверям. Элегантная простота верхних этажей в противоположность пышному декору первых двух, в которых находились окна, выполненные как витрины, с архитектурным декором, образующим богатые оконные рамы. Этот чугунный орнамент основан на на сочетании геометрических и растительных форм. Декоративное оформление магазина, особенно главного входа, представляет собой высшее достижение Салливена как разработчика архитектурного орнамента. 12-этажное здание Байярд билдинг (ныне Кондикт билдинг) в Нью-Йорке был украшен прессованной терракотой и чугунным орнаментом.
"Чикагская школа" распалась к середине 1890-х годов.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Развивавшаяся с середины Х1Х в. концепция функционализма основывалась на утверждкении зависимости формы от ее функции., Луис Салливен, идеолог "чикагской школы" в архитектуре США, довел эту идею до четкого афоризма - "форма следует функции". Классическая формула Витрувия: польза - прочность - красота,- была заменена линейной зависимостью, идущей в одном направлении - от функции к форме.
Для теоретиков, исследующих это направлени, хрестоматийным примером и первым воплощением идей функционализма стало здание фабрики обувных колодок фирмы "Фагус" в Альфельде - на - Лайне, построенное в Германии в 1913 г. по проекту Вальтера Гроппиуса и Адольфа Майера. Характерно описание этой постройки английским критиком и теоретиком искусства Н. Певзнером, где выделяется ее простота и прямоугольность, особо подчеркивается, что "впервые весь фасад задуман в стекле. Несущие опоры сведены к узким полосам стали".[1] Здесь функциональность здания утверждается через визуальные характеристики его формы. "Деловитость", "целесообразность" - эти образы являются основными признаками функционалистической архитектуры. Простота формы также имела определенное образное значение. Она стала переходным звеном, соединившим функционализм с одной из тенденций европейской художественной культуры начала ХХ в.
КОНСТРУКТИВИЗМ
Направление в советском искусстве 1920-х гг. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате, искусстве книги, художественном конструировании). Сторонники конструктивизма, выдвинув задачу "конструирования" окружающей среды, активно направляющей жизненные процессы, стремились осмыслить формообразующие возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций. Также хотели подчеркнуть эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши быта конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми (братья Веснины, М. Я. Гинзбург и др.) Эстетика конструктивизма во многом способствовала становлению советского художественного конструирования (А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др.)
НЕОКЛАССИЦИЗМ
В архитектуре неоклассицизма выделяют три основных периода. Первый, датированный началом 1910 - серединой 1920 годов, имел уклон на лаконичные и завершенные классические формы, которые были выдвинуты как антитез модерну и эклектике. (О. Перре и Т. Гарнье во Франции, П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоз в Австрии, Г. Асплунд в Швеции и др.) Второй период выпал на 1930 г. и характеризуется новыми проявлениями стиля – подчеркнуто огрубленными архитектурными формами, гипертрофированно-монументальными элементами. Эти принципы широко используются при строительстве зданий Германии и Италии для создания сооружений, пропагандирующих фашистскую идеологию. Третий период неоклассицизма начинается в конце 1950-х годов и преимущественно отражается на архитектуре США. (например, памятник А. Линкольну в Вашингтоне, 1914—22, архитектор Г. Бэкон) В ряде других стран в этот период начали применять новые, выработанные на основе модерна, конструктивные приемы, которые имели рационалистические тенденции. Наиболее значительное сооружение неоклассического направления в официальной и коммерческой архитектуре США — Линкольн-сентер в Нью-Йорке (60-е гг., архитекторы Ф. Джонсон, У. Харрисон, М. Абрамовиц, Э. Сааринен), здания которого образуют чёткое и симметричное обрамление прямоугольной площади.
Во всех странах основные направления стиля проявлялись по-разному. Так, если во Франции неоклассицизм нашел свое выражение в проектах общественных зданий, то в английской архитектуре он использовался при строительстве частных домов и усадеб. Различной была и манера исполнения – французский неоклассицизм имел тяжеловесные, подчас суровые формы, в Англии же наоборот, строения отличались изяществом и легкостью.