Показатели эффективности управления и подходы к их определению




Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». В широком смысле эффективность управления отождествляется с эффективностью функционирования системы в це­лом. В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обоб­щающие показатели и система частных показателей экономичес­кой и социальной эффективности.

Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются обобщающие показатели. До недавнего времени для характеристики экономической эффективности системы управления на государственном уровне среди других использовался обобщающий показатель — национальный доход (вновь созданная стоимость) за конкретный период времени, на уровне отрасли — показатель производительности труда, на уровне предприятия — прибыль.

Частных показателей экономической эффективности управления в широком смысле (организации в целом) очень много (более 60). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

степень выполнения заказов потребителей;

доля объема продаж фирмы на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности являются:

своевременность выполнения заказа;

полнота выполнения заказа;

оказание дополнительных услуг;

послепродажный сервис и др.

 

Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели.

Обобщающий показатель:

Эу = Д / З,

где Д - доходы организации; З - затраты на содержание аппарата управления.

Частные показатели:

доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат организации,

доля численности управленческих работников в общей чис­ленности работающих в организации,

норма управляемости (фактическая численность работаю­щих на одного работника аппарата управления) и др.

 

К частным показателям, характеризующим эффективность труда в сфере управления, также относятся:

1) снижение трудоемкости обработки управленческой ин­формации;

2) сокращение управленческого персонала;

3) сокращение потерь рабочего времени управленческого пер­сонала за счет улучшения организации труда, механизации и ав­томатизации трудоемких операций в сфере управления.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются: доля решений, принятых по предложе­нию работников трудового коллектива; количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения, и др.

К частным показателям социальной эффективности относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалификационный уровень кадров и т.п.

 

 

Остановимся более подробно на вариантах определения обобщающего показателя экономической эффективности управленческого труда.

Классический метод определения экономической эффективности включает отношение экономических результатов труда к затратам труда. Поскольку прямая оценка результатов труда в управлении ограничена, используется косвенная оценка, включающая определение удельного вклада работников в итоговые показатели деятельности аппарата управления, реализуемые в конечных результатах деятельности управляемого объекта.

Соотношение результативности управления Ру и удельных управленческих затрат У3 дает показатель для сравнительной оценки эффективности управления Эу.

Эу = Ру / У3.

В качестве первой составляющей показателя эффективности управления - результативности — можно рекомендовать два показателя: рост (прирост) производительности труда и соотношение темпов прироста производительности труда и фондовооруженности.

При сравнении систем управления преимущество отдается системе с более высоким показателем эффективности.

Возможны косвенные методы оценки эффективности изменений в системе управления. Один из них — балльный — предло­жен на основе анализа метода Феликса — Риггса.

Для отслеживания направления развития организация должна держать под контролем ряд факторов. Степень приближе­ния к планируемому состоянию по каждому параметру и будет Степенью достижения той или иной цели. Рассматриваемый подход позволяет получить суммарный итоговый индекс путем взве­шивания отдельных показателей при помощи экспертных оценок. Состав таких показателей определяется тоже экспертно, исходя из условий конкретной организации.

Процедура реализуется в виде матрицы целей и состоит из ряда шагов:

1) выделяются параметры (производственные критерии), которые в наибольшей степени определяют состояние организации. Для каждого критерия выбирается показатель (Кj), наилучшим образом характеризующий данный параметр;

2) однажды достигнутый по каждому критерию результат принимается за исходный уровень и предполагается, что по деся­тибалльной шкале этому результату соответствуют 3 очка;

3) определяется предельный результат, который может быть достигнут по данному параметру, и ему присваивается 10 очков;

4) так как допускается возможность ухудшения ситуации по отдельным критериям, то добавляются их значения, которым мо­жет быть приписано 0 очков;

5) проставляются значения производственных критериев, ко­торым соответствуют очки 1 - 2,4 - 9.

В результате шагов 2 — 5 формируется шкала возможных по­ложений организации по каждому из выбранных критериев;

6) каждому из принятых производственных критериев экс­пертным путем присваиваются веса значимости (WКj) в сумме, равной 100. Затем определяется ряд А - фактические значения исследуемого периода, выясняется, сколько очков (QКj) соответ­ствует каждому фактическому значению по шкале результатов. Эти очки формируют ряд В;

7) перемножение ряда В на веса дает ряд С, состоящий из оце­нок (QКj):

QКj Кj - WКj

Сумма значений оценок формирует индекс (It), который сравнивается с предшествующим значением (I0).

,

где значение оценки j- го критерия производства в момент времени

,

где значение оценки j-го критерия производства в базисный момент времени.

 

 

Если состояние объектов управления в организации задано графом «показателей состояния», отражающим степень достижения целей объектов по их элементам: «ресурсы» — «процесс про­изводства» — «продукт», тогда производственные критерии, выбранные в составе контролируемых параметров в методике оценки эффективности управления, могут рассматриваться как функция от изменения величин «показателей состояния»:

Kj=f(Δpj), i= 1, r, j= 1,n,

где Kj — производственный критерий;

Δpj — изменение величины «показателей состояния»;

i — индекс «показателя состояния»;

r — количество анализируемых «показателей состояния»;

j — индекс критерия производства;

n — количество контролируемых критериев производства.

Если согласно методике Феликса — Риггса текущее значение j -го критерия производства можно отобразить его оценкой Qkj, то величину эффективности управления (прирост эффективности от совершенствования функций управления) можно определить как разницу между суммарными значениями оценок, составляю­щими индекс It (на момент времени t после внедрения меропри­ятий по совершенствованию управления) и индексом I0 (на пер­воначальный момент анализа):

по формуле E= It-I0

где Е— величина эффективности управления.

Таким образом, предлагаемый подход к измерению результативности труда управленческих работников опосредованно, через параметры состояния производства, предполагает формирование системы показателей в зависимости от индивидуальных условий организации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: