Тема 5. Гражданское общество и государство. Государство в политической системе общества (2 часа)




1. Понятие и структура гражданского общества.

2. Политическая система общества: понятие, признаки, структурные элементы.

3. Государство и иные субъекты в политической системе общества.

4. Соотношение государства и церкви.

5. Понятие, структура и виды правового статуса личности.

6. Права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, разновидности.

 

Семинарское занятие проводится в интерактивной форме

Дискуссия на тему: Формирование гражданского общества в России.

Необходимо обозначить моменты, которые подлежат обсуждению (из материалов лекций). Каждый из студентов по очереди приводит аргументы в защиту каждой из позиций, свидетельствующих о существовании элементов гражданского общества. Можно также разделить студентов на две группы. Соответственно другая группа должна пытаться привести контраргументы, свидетельствующие о недостаточной воплощения в жизнь того или иного элемента гражданского общества. Выступление каждого учитывается при проставлении баллов за занятие.

Литература

1. Абдуллаев, М.И. Права человека и закон. Историко-теоретические аспекты. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 322 с.

2. Государство, общество, личность: проблемы совместимости / Под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. – М.: Юристъ, 2005. – 303 с.

3. Теория государства и права: учебник / под ред. В.Я.Кикотя, В.В. Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп – М.: ИД Форум, Инфра-М., 2008.- 624 с.

4. Теория государства и права. Учебник /под ред. М.Н. Марченко.- М.: ИКД ЗЕРЦАЛО-М, 2001.- 624 с.

 

Тема 6. Правовое государство (2 часа)

1. Историческое развитие идей о правовом государстве в философской и юридической науке.

2. Понятие и признаки правового государства: современная концепция.

3. Либеральное, социальное, социалистическое правовое государство: общие черты и различия.

4. Принцип разделения властей в правовом государстве. Характеристика ветвей государственной власти.

5. Правосудие и законность в правовом государстве.

6. Реализация принципов правового государства, разделения властей в России.

 

Литература

Нормативно-правовые акты

1. Декларация прав и свобод человека ООН 10 декабря 1948 г. Официальный сайт Организации объединенных наций (русский текст) // https://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm

2. Конституция РФ.

3. ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (с изм. от 18.07.2011. № 242-ФЗ) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.

4. ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (с изм. от 28.06.2009. № 127-ФЗ) «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.

5. Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. – № 52. – Ст. 1865.

Иные источники.

Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 03.03.2011 за 2010 год // Российская газета. – 2011. – 13 мая.

Основная литература

1. Абдуллаев М.И. Права человека и закон. Историко-теоретические аспекты. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. – 322 с.

2. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. – М.: Норма, 2008. – 448 с.

3. Государство, общество, личность: проблемы совместимости / Под общ. ред. Р.А. Ромашова, Н.С. Нижник. – М.: Юристъ, 2005. – 303 с.

4. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М., 2001. - 776с.

 

Тема 7.Правопонимание в юридической науке (2 часа)

1. Понятие права: разные аспекты.

2. Объективное и субъективное право.

3. Основные концепции правопонимания.

4. Особенности понимания права в современной отечественной юридической науке. Право и справедливость. Право и мера свободы.

5. Сущность права.

6. Значение правопонимания для профессионального юриста.

 

Семинарское занятие проводится в интерактивной форме

Дискуссия на тему: Концепции современного отечественного правопонимания.

Проведение дискуссии аналогично тем правилам, по которым предлагается проводить дискуссию по вопросу о формировании гражданского общества в России. Разница, однако, состоит в том, что в данном случае не идет речь о реализации тех или иных положений научных концепций в реальной жизни. Необходимо выделить группы студентов, которые призваны отстаивать положительные черты основных концепций правопонимания в отечественной науке, в частности, либертарно-юридической теории, нормативной концепции, интегративного подхода, естественно-правового и пр. Контраргументы других групп должны касаться, наоборот, изъянов в научных построениях. Соответственно студентам необходимо заранее выявить сильные и слабые стороны как «своей», отстаиваемой концепции, так и других научных подходов. Тезисы студентов по поводу сильных и слабых сторон концепций должны учитываться преподавателем, ведущим дискуссию, для наиболее полного и правильного проставления заработанных баллов.

Литература

1. Алексеев С.С. Право: Азбука, теория, философия: опыт комплексного исследования.- М.: Статус, 1999.- 712 с.

2. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков) - Изд., 2-е, доп. - М.: Право и государство, 2005.- 544 с.

3. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. – М.: Зерцало, 2008. – 452 с.

4. Нерсесянц В.С. Право и правовой закон: становление и развитие. / Под ред. В.В.Лапаевой. – М.: Норма, 2009.- 384 с.

 

Тема 8.Понятие и социальная ценность права. Право в системе социальных норм (4 часа)

1. Позитивное и естественное право: понятие, соотношение. Обычное право.

2. Признаки позитивного права.

3. Принципы права: понятие, классификация.

4. Правовые презумпции и аксиомы. Правовые дефиниции.

5. Социальная ценность права. Соотношение ценности и эффективности права.

6. Понятие, значение и классификация функций права.

7. Общая характеристика основных юридических функций права.

8. Понятие, признаки и виды социальных норм. Социальное регулирование.

9. Право и мораль: сходства, различия, взаимодействие.

10. Соотношение права и других социальных норм (обычаев, корпоративных норм, политических и религиозных норм).

11. Технические и технико-правовые нормы.

 

Семинарское занятие проводится в интерактивной форме

Ролевая игра на тему: Соотношение права и морали (на конкретных примерах).

Преподаватель по согласованию со студентами заранее определяет ситуацию, в рамках которой необходимо проводить деловую игру.

В качестве примера обозначим ситуацию с попыткой продать покупателю товар, который имеет «залежалый» характер, хотя по своим характеристикам полностью соответствует стандартам качества. Определяются несколько студентов, которые представляют продавцов-менеджеров, а также группа студентов, которые выступают в качестве потенциальных покупателей товара. Кроме того, следует определить группу студентов, которые будете выступать «штатными» арбитрами, смогут в ходе деловой игры приостанавливать её и задавать вопросы обеим сторонам, высказывать свои замечания.

Каждая из групп должна заранее четко определить, каким образом они будут действовать. Каждое действие они должны комментировать в плане регулирования: подпадает ли это под действие норм права и (или) морали. Арбитры совместно с преподавателем дают оценку действиям. Право совершения действий будет передаваться от покупателей к продавцам. Начинают покупатели, последние действие начинают продавцы.

Арбитры и преподаватель оценивают действия продавцов и покупателей в баллах (система оговаривается заранее). Оценивается правильность трактовки используемых норм, умение не выйти за рамки правовых и моральных требований.

По итогам игры побеждает та команда, которая набрала большее число баллов.

Литература

1. Алексеев С.С. Право: Азбука, теория, философия: опыт комплексного исследования.- М.: Статус, 1999.- 712 с.

2. Мальцев Г.В. Социальные основания права. - М.: Норма, 2007.- 800 с.

3. Нерсесянц В.С. Теория государства и права. – М.: Норма, 2007.- 272 с.

4. Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. – Казань, 2007. – 340 с.

Тема 9.Нормы права (2 часа)

1. Понятие нормы права. Признаки нормы права.

2. Соотношение нормы права и смежных правовых явлений.

3. Понятие и значение структуры нормы права. Гипотеза, диспозиция и санкция нормы права: понятие, разновидности.

4. Виды норм права.

5. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

6. Способы изложения норм права в статьях нормативного правового акта.

 

Семинарское занятие проводится в интерактивной форме

Разбор конкретных норм права.

Преподаватель определяет ряд норм права из наиболее известных (с учетом уровня подготовки студентов первого курса) федеральных кодексов (к примеру, Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.).

Перед студентами ставятся задачи: проанализировать указанные нормы с точки зрения их принадлежности к видам – регулятивные и охранительные, материальные и процессуальные, отраслевая принадлежность, по способам изложения, по методам регулирования, которые в них используются и т.д. Возможно, что студенты по очереди сами определяют критерии, по которым ту или иную норму можно классифицировать.

Далее студенты по очереди устанавливают элементы структуры нормы. Каждый из элементов должен быть классифицирован по всем возможным основаниям. Каждый из студентов может озвучить лишь одну классификацию. Если студент затрудняется с ответом, право голоса переходит к следующему.

Задача преподавателя – охватить всех студентов группы. Право голоса студенты получают в зависимости от того, в каком порядке они расположились в учебной аудитории. Каждый следующий не имеет права повторять предыдущего.

Литература

1. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков) - Изд., 2-е, доп. - М.: Право и государство, 2005.- 544 с.

2. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. - Саратов: изд. Саратовская государственная академия права, 2003 - 512 с.

3. Проблемы общей теории государства и права: Учебник для юридических вузов/ Под. Ред. И.И. Марченко. - М., 2003. - 832с.

4. Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. – Казань, 2007. – 340 с.

 

Тема 10.Правотворчество и нормативные правовые акты (4 часа)

1. Форма и источник права: понятие, виды, соотношение.

2. Понятие и принципы правотворчества. Соотношение правообразования, правотворчества и нормотворчества.

3. Виды правотворчества и их характеристика. Этапы правотворчества. Законотворческий процесс и его стадии.

4. Нормативный правовой акт: понятие, признаки, классификация.

5. Закон: понятие, признаки, виды.

6. Подзаконный нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды.

7. Действие нормативных правовых актов во времени.

8. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц.

9. Систематизация законодательства: понятие, разновидности.

10. Современные тенденции развития законодательства в России: гармонизация, специализация, унификация.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: