Введения в общую психологию




Ю. Б. Гиппенрейтер

 

Мо­е­му му­жу и дру­гу Але­к­сею Ни­ко­ла­е­ви­чу Ру­да­ко­ву по­свя­щаю

 

В учеб­ном по­со­бии рас­кры­ва­ют­ся ос­нов­ные по­ня­тия пси­хо­ло­ги­че­с­кой на­у­ки, ос­ве­ща­ют­ся ее ва­ж­ней­шие про­б­ле­мы и ме­то­ды. Кни­га, со­з­дан­ная на ос­но­ве кур­са лек­ций, чи­тав­ше­го­ся ав­то­ром в те­че­ние мно­гих лет на фа­куль­те­те пси­хо­ло­гии МГУ для сту­ден­тов 1 курс.а, со­хра­ня­ет не­при­ну­ж­ден­ность об­ще­ния с ау­ди­то­ри­ей, со­дер­жит боль­шое ко­ли­че­ст­во при­ме­ров из экс­пе­ри­мен­таль­ных ис­сле­до­ва­ний, ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры, жиз­нен­ных си­ту­а­ций. В ней уда­ч­но со­че­та­ют­ся вы­со­кий на­уч­ный уро­вень и по­пу­ляр­ность из­ло­же­ния фун­да­мен­таль­ных во­п­ро­сов об­щей пси­хо­ло­гии. ПРЕ­ДИ­СЛО­ВИЕ ко вто­ро­му из­да­нию

 

На­сто­я­щее из­да­ние "Вве­де­ния в об­щую пси­хо­ло­гию" по­л­но­стью по­в­то­ря­ет пер­вое 1988 г.

 

Пред­ло­же­ние пе­ре­из­дать кни­гу в ее пер­во­на­чаль­ном ви­де ока­за­лось для ме­ня не­ожи­дан­ным и вы­зва­ло не­ко­то­рые со­м­не­ния: воз­ни­к­ла мысль, что, ес­ли уж пе­ре­из­да­вать, то в из­ме­нен­ном, а глав­ное - до­по­л­нен­ном ви­де. Бы­ло оче­вид­но, что та­кая до­ра­бот­ка по­тре­бу­ет не­ма­ло сил и вре­ме­ни. Вме­сте с тем вы­ска­зы­ва­лись со­об­ра­же­ния в поль­зу ее бы­ст­ро­го пе­ре­из­да­ния: кни­га поль­зу­ет­ся боль­шим спро­сом и дав­но ста­ла ост­ро­де­фи­цит­ной.

 

Хо­чу очень по­бла­го­да­рить мно­гих чи­та­те­лей за по­ло­жи­тель­ные от­зы­вы о со­дер­жа­нии и сти­ле "Вве­де­ния". Эти от­зы­вы, спрос и ожи­да­ния чи­та­те­лей оп­ре­де­ли­ли мое ре­ше­ние со­г­ла­сить­ся на пе­ре­из­да­ние "Вве­де­ния" в его на­сто­я­щем ви­де и од­но­вре­мен­но взять­ся за под­го­тов­ку но­во­го, бо­лее по­л­но­го его ва­ри­ан­та. На­де­юсь, си­лы и ус­ло­вия по­з­во­лят осу­ще­ст­вить этот за­мы­сел в не очень от­да­лен­ном бу­ду­щем.

 

Проф. Ю. Б. Гип­пен­рей­тер Март, 1996 г.

 

На­сто­я­щее по­со­бие под­го­то­в­ле­но на ос­но­ве кур­са лек­ций "Вве­де­ние в об­щую пси­хо­ло­гию", ко­то­рый я чи­та­ла для сту­ден­тов 1 кур­са фа­куль­те­та пси­хо­ло­гии Мо­с­ков­ско­го уни­вер­си­те­та на про­тя­же­нии ря­да по­с­лед­них лет. Пер­вый цикл этих лек­ций был про­чи­тан в 1976г. и от­ве­чал но­вой про­грам­ме (ра­нее пер­во­курс­ни­ки изу­ча­ли "Эво­лю­ци­он­ное вве­де­ние в пси­хо­ло­гию").

 

За­мы­сел но­вой про­грам­мы при­на­д­ле­жал А. Н. Ле-он­ть­е­ву. Со­г­ла­с­но его по­же­ла­нию, в ввод­ном кур­се сле­до­ва­ло рас­крыть фун­да­мен­таль­ные по­ня­тия, та­кие как "пси­хи­ка", "со­з­на­ние", "по­ве­де­ние", "де­я­тель­ность", "бес­со­з­на­тель­ное", "ли­ч­ность"; рас­смо­т­реть ос­нов­ные про­б­ле­мы и под­хо­ды пси­хо­ло­ги­че­с­кой на­у­ки. Это, по его сло­вам, сле­до­ва­ло де­лать так, что­бы по­свя­тить сту­ден­тов в "за­гад­ки" пси­хо­ло­гии, про­бу­дить к ним ин­те­рес, "за­ве­с­ти мо­тор".

 

В по­с­ле­ду­ю­щие го­ды про­грам­ма "Вве­де­ния" не­од­но­крат­но об­су­ж­да­лась и до­ра­ба­ты­ва­лась ши­ро­ким со­ста­вом про­фес­со­ров и пре­по­да­ва­те­лей ка­фе­д­ры об­щей пси­хо­ло­гии. В на­сто­я­щее вре­мя ввод­ный курс ох­ва­ты­ва­ет уже все раз­де­лы об­щей пси­хо­ло­гии и чи­та­ет­ся в те­че­ние пер­вых двух се­ме­ст­ров. По об­ще­му за­мы­с­лу он в сжа­той и по­пу­ляр­ной фор­ме от­ра­жа­ет то, что сту­ден­ты за­тем под­роб­но и уг­луб­лен­но про­хо­дят в от­дель­ных раз­де­лах ос­нов­но­го кур­са "Об­щая пси­хо­ло­гия".

 

Глав­ная ме­то­ди­че­с­кая про­б­ле­ма "Вве­де­ния", на наш взгляд, со­сто­ит в не­об­хо­ди­мо­сти со­че­тать ши­ро­ту ох­ва­ты­ва­е­мо­го ма­те­ри­а­ла, его фун­да­мен­таль­ность (ведь речь идет о ба­зо­вой под­го­тов­ке про­фес­си­о­наль­ных пси­хо­ло­гов) с его от­но­си­тель­ной про­с­то­той, до­ход­чи­во­стью и за­ни­ма­тель­но­стью из­ло­же­ния. Как ни за­ман­чи­во зву­чит из­ве­ст­ный афо­ризм, что пси­хо­ло­гия де­лит­ся на на­уч­ную и ин­те­ре­с­ную, в пре­по­да­ва­нии он не мо­жет слу­жить ори­ен­ти­ром: не­ин­те­ре­с­но по­дан­ная на пер­вых ша­гах изу­че­ния на­уч­ная пси­хо­ло­гия не толь­ко не "за­ве­дет" ни­ка­ко­го "мо­то­ра", но, как по­ка­зы­ва­ет пе­да­го­ги­че­с­кая пра­к­ти­ка, бу­дет про­с­то пло­хо по­ня­та.

 

Ска­зан­ное де­ла­ет оче­вид­ным, что к иде­аль­но­му ре­ше­нию всех за­дач "Вве­де­ния" мо­ж­но прий­ти толь­ко ме­то­дом по­с­ле­до­ва­тель­но­го при­бли­же­ния, толь­ко в ре­зуль­та­те про­дол­жа­ю­щих­ся пе­да­го­ги­че­с­ких по­ис­ков. На­сто­я­щее по­со­бие сле­ду­ет рас­сма­т­ри­вать как на­ча­ло по­доб­ных по­ис­ков.

 

Моя по­сто­ян­ная за­бо­та со­сто­я­ла в том, что­бы де­лать из­ло­же­ние труд­ных, а ино­гда и весь­ма за­пу­тан­ных во­п­ро­сов пси­хо­ло­гии до­с­туп­ным и по воз­мо­ж­но­сти жи­вым. Для это­го при­хо­ди­лось ид­ти на не­из­бе­ж­ные уп­ро­ще­ния, ма­к­си­маль­но со­кра­щать из­ло­же­ние те­о­рий и, на­обо­рот, ши­ро­ко при­вле­кать фа­к­ти­че­с­кий ма­те­ри­ал - при­ме­ры из пси­хо­ло­ги­че­с­ких ис­сле­до­ва­ний, ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры и про­с­то "из жиз­ни". Они дол­ж­ны бы­ли не толь­ко ил­лю­ст­ри­ро­вать, но так­же рас­кры­вать, уто­ч­нять, на­по­л­нять смы­с­лом на­уч­ные по­ня­тия и фор­му­ли­ров­ки.

 

Пра­к­ти­ка пре­по­да­ва­ния по­ка­зы­ва­ет, что на­чи­на­ю­щим пси­хо­ло­гам, осо­бен­но мо­ло­дым лю­дям, при­шед­шим со школь­ной ска­мьи, очень не хва­та­ет жиз­нен­но­го опы­та и зна­ния пси­хо­ло­ги­че­с­ких фа­к­тов. Без этой эм­пи­ри­че­с­кой ос­но­вы их зна­ния, при­об­ре­та­е­мые в учеб­ном про­цес­се, ока­зы­ва­ют­ся весь­ма фор­маль­ны­ми и по­то­му не­по­л­но­цен­ны­ми. Ус­во­ив на­уч­ные фор­му­лы и по­ня­тия, сту­ден­ты слиш­ком ча­с­то за­труд­ня­ют­ся в их при­ме­не­нии.

 

Вот по­че­му обес­пе­че­ние лек­ций воз­мо­ж­но бо­лее со­лид­ным эм­пи­ри­че­с­ким фун­да­мен­том мне пред­ста­в­ля­лось со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мой ме­то­ди­че­с­кой стра­те­ги­ей дан­но­го кур­са.

 

Жанр лек­ций до­пу­с­ка­ет в рам­ках про­грам­мы не­ко­то­рую сво­бо­ду в вы­бо­ре тем и оп­ре­де­ле­нии объ­е­ма, от­во­ди­мо­го на ка­ж­дую из них.

 

Вы­бор тем лек­ций дан­но­го кур­са оп­ре­де­ля­ет­ся ря­дом со­об­ра­же­ний - их те­о­ре­ти­че­с­кой зна­чи­мо­стью, осо­бен­ной раз­ра­бо­тан­но­стью их в рам­ках со­вет­ской пси­хо­ло­гии, тра­ди­ци­я­ми пре­по­да­ва­ния на фа­куль­те­те пси­хо­ло­гии МГУ, на­ко­нец, ли­ч­ны­ми пред­поч­те­ни­я­ми ав­то­ра.

 

Не­ко­то­рые те­мы, осо­бен­но те из них, ко­то­рые до сих пор не­до­с­та­то­ч­но ос­ве­ще­ны в учеб­ной ли­те­ра­ту­ре, на­шли в лек­ци­ях бо­лее об­сто­я­тель­ную про­ра­бот­ку (на­при­мер, "Про­б­ле­ма са­мо­на­блю­де­ния", "Не­осоз­на­ва­е­мые про­цес­сы", "Пси­хо­фи­зи­че­с­кая про­б­ле­ма и др.). Ко­не­ч­но, не­из­бе­ж­ным след­ст­ви­ем яви­лось ог­ра­ни­че­ние кру­га рас-сма­т­ри­ва­ем.ых.тем. Кро­ме то­го, в по­со­бие вклю­че­ны лек­ции, чи­та­е­мые лишь в пер­вом се­ме­ст­ре 1 кур­са (т. е. не во­шли лек­ции по от­дель­ным про­цес­сам: "Ощу­ще­ние", "Вос­при­ятие", "Вни­ма­ние", "Па­мять" и др.). Та­ким об­ра­зом, на­сто­я­щие лек­ции сле­ду­ет рас­сма­т­ри­вать как из­бран­ные лек­ции "Вве­де­ния".

 

Не­сколь­ко слов о стру­к­ту­ре и ком­по­зи­ции по­со­бия. Ос­нов­ной ма­те­ри­ал рас­пре­де­лен по трем раз­де­лам, при­чем они вы­де­ле­ны не по ка­ко­му-ли­бо од­но­му, "ли­ней­но­му" прин­ци­пу, а по до­с­та­то­ч­но раз­ным ос­но­ва­ни­ям.

 

Пер­вый раз­дел пред­ста­в­ля­ет со­бой по­пыт­ку под­ве­с­ти к не­ко­то­рым ос­нов­ным про­б­ле­мам пси­хо­ло­гии че­рез ис­то­рию раз­ви­тия взгля­дов на пред­мет пси­хо­ло­гии. Та­кой ис­то­ри­че­с­кий под­ход пред­ста­в­ля­ет­ся по­лез­ным в не­сколь­ких от­но­ше­ни­ях. Во-пер­вых, он во­вле­ка­ет в глав­ную "за­гад­ку" на­уч­ной пси­хо­ло­гии - в во­п­рос о том, что и как она дол­ж­на изу­чать. Во-вто­рых, по­мо­га­ет глуб­же по­нять смысл и да­же па­фос со­в­ре­мен­ных от­ве­тов. В-треть­их, при­уча­ет кор­рект­но от­но­сить­ся к су­ще­ст­ву­ю­щим кон­крет­но-на­уч­ным те­о­ри­ям и взгля­дам, по­ни­мая их от­но­си­тель­ную ис­тин­ность, не­об­хо­ди­мость даль­ней­ше­го раз­ви­тия и не­из­бе­ж­ность сме­ны.

 

Во вто­ром раз­де­ле. рас­сма­т­ри­ва­ет­ся ряд фун­да­мен­таль­ных про­б­лем пси­хо­ло­ги­че­с­кой на­у­ки с по­зи­ций ди­а­ле­к­ти­ко-ма­те­ри­а­ли­сти­че­с­ко­го пред­ста­в­ле­ния о пси­хи­ке. Он на­чи­на­ет­ся со зна­ком­ст­ва с пси­хо­ло­ги­че­с­кой те­о­ри­ей де­я­тель­но­сти А. Н. Ле­он­ть­е­ва, ко­то­рая слу­жит за­тем те­о­ре­ти­че­с­кой ба­зой для рас­кры­тия ос­таль­ных тем раз­де­ла. Об­ра­ще­ние к этим те­мам осу­ще­ст­в­ля­ет­ся уже по "ра­ди­аль­но­му" прин­ци­пу, т. е. от об­щей те­о­ре­ти­че­с­кой ос­но­вы - к раз­ным, не обя­за­тель­но не­по­сред­ст­вен­но свя­зан­ным ме­ж­ду со­бой про­б­ле­мам. Тем не ме­нее они объ­е­ди­ня­ют­ся в три круп­ных на­пра­в­ле­ния: это рас­смо­т­ре­ние био­ло­ги­че­с­ких ас­пе­к­тов пси­хи­ки, ее фи­зи­о­ло­ги­че­с­ких ос­нов (на при­ме­ре фи­зи­о­ло­гии дви­же­ний), на­ко­нец, со­ци­аль­ных ас­пе­к­тов пси­хи­ки че­ло­ве­ка.

 

Тре­тий раз­дел слу­жит не­по­сред­ст­вен­ным про­дол­же­ни­ем и раз­ви­ти­ем тре­тье­го на­пра­в­ле­ния. Он по­свя­щен про­б­ле­мам че­ло­ве­че­с­кой ин­ди­ви­ду­аль­но­сти и ли­ч­но­сти. Ос­нов­ные по­ня­тия "ин­ди­вид" и "ли­ч­ность" здесь так­же рас­кры­ва­ют­ся с по­зи­ции пси­хо­ло­ги­че­с­кой те­о­рии де­я­тель­но­сти. Те­мам "Ха­ра­к­тер" и "Ли­ч­ность" уде­ле­но в лек­ци­ях от­но­си­тель­но боль­шое вни­ма­ние по­то­му, что они не толь­ко ин­тен­сив­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся в со­в­ре­мен­ной пси­хо­ло­гии и име­ют ва­ж­ные пра­к­ти­че­с­кие вы­хо­ды, но и наи­бо­лее со­от­вет­ст­ву­ют ли­ч­ным по­з­на­ва­тель­ным по­треб­но­стям сту­ден­тов: мно­гие из них при­шли в пси­хо­ло­гию, что­бы на­у­чить­ся по­ни­мать се­бя и дру­гих. Эти их стре­м­ле­ния, ко­не­ч­но, дол­ж­ны най­ти под­дер­ж­ку в учеб­ном про­цес­се, и чем рань­ше, тем луч­ше.

 

Мне ка­за­лось так­же очень ва­ж­ным зна­ко­мить сту­ден­тов с име­на­ми наи­бо­лее круп­ных пси­хо­ло­гов про­шло­го и на­сто­я­ще­го, с от­дель­ны­ми мо­мен­та­ми их ли­ч­ной и на­уч­ной био­гра­фии. Та­кое при­бли­же­ние к "ли­ч­но­ст­ным" ас­пе­к­там твор­че­ст­ва уче­ных очень спо­соб­ст­ву­ет соб­ст­вен­но­му вклю­че­нию уча­щих­ся в на­у­ку, про­бу­ж­де­нию эмо­ци­о­наль­но­го от­но­ше­ния к ней. В лек­ци­ях со­дер­жит­ся боль­шое ко­ли­че­ст­во об­ра­ще­ний к ори­ги­наль­ным тек­стам. зна­ком­ст­во с ко­то­ры­ми об­лег­че­но вы­хо­дом в из­да­тель­ст­ве МГУ се­рий хре­сто­ма­тий по пси­хо­ло­гии. Не­сколь­ко тем кур­са рас­кры­ва­ют­ся пу­тем пря­мо­го ана­ли­за на­уч­но­го на­сле­дия то­го или ино­го уче­но­го. Сре­ди них - кон­це­п­ция раз­ви­тия вы­с­ших пси­хи­че­с­ких функ­ций Л. С. Вы­гот­ско­го, те­о­рия де­я­тель­но­сти А. Н. Ле­он­ть­е­ва, фи­зи­о­ло­гия дви­же­ний и фи­зи­о­ло­гия ак­тив­но­сти Н. А. Бернш-тей­на, пси­хо­фи­зи­о­ло­гия ин­ди­ви­ду­аль­ных раз­ли­чий Б. М. Те­п­ло­ва и др.

 

Как уже от­ме­ча­лось, глав­ной те­о­ре­ти­че­с­кой кан­вой на­сто­я­щих лек­ций яви­лась пси­хо­ло­ги­че­с­кая те­о­рия де­я­тель­но­сти А. Н. Ле­он­ть­е­ва. Эта те­о­рия ор­га­ни­че­с­ки во­шла в ми­ро­воз­зре­ние ав­то­ра - со сту­ден­че­с­ких лет мне по­сча­ст­ли­ви­лось учить­ся у это­го вы­да­ю­ще­го­ся пси­хо­ло­га и за­тем мно­гие го­ды ра­бо­тать под его ру­ко­во­дством.

 

А. Н. Ле­он­ть­ев ус­пел про­смо­т­реть пер­вый ва­ри­ант этой ру­ко­пи­си. Его за­ме­ча­ния и ре­ко­мен­да­ции я по­ста­ра­лась ре­а­ли­зо­вать с ма­к­си­маль­ной от­вет­ст­вен­но­стью и чув­ст­вом глу­бо­кой бла­го­дар­но­сти.

 

Про­фес­сор Ю. Б. Гип­пен­рей­тер

 

Раз­дел 1 ОБ­ЩАЯ ХА­РА­К­ТЕ­РИ­СТИ­КА ПСИ­ХО­ЛО­ГИИ. ОС­НОВ­НЫЕ ЭТА­ПЫРАЗ­ВИ­ТИЯ ПРЕД­СТА­В­ЛЕ­НИЙ О ПРЕД­МЕ­ТЕ ПСИ­ХО­ЛО­ГИИ

 

Лек­ция 1 ОБ­ЩЕЕ ПРЕД­СТА­В­ЛЕ­НИЕ О ПСИ­ХО­ЛО­ГИИ КАК НА­У­КЕ

 

ЗА­ДА­ЧА КУР­СА.

 

ОСО­БЕН­НО­СТИ ПСИ­ХО­ЛО­ГИИ КАК НА­У­КИ. НА­УЧ­НАЯ И ЖИ­ТЕЙ­СКАЯ ПСИ­ХО­ЛО­ГИЯ. ПРО­Б­ЛЕ­МА ПРЕД­МЕ­ТА ПСИ­ХО­ЛО­ГИИ. ПСИ­ХИ­ЧЕ­С­КИЕ ЯВ­ЛЕ­НИЯ. ПСИ­ХО­ЛО­ГИ­ЧЕ­С­КИЕ ФА­К­ТЫ

 

Эта лек­ция от­кры­ва­ет курс "Вве­де­ние в об­щую пси­хо­ло­гию". За­да­ча кур­са - по­з­на­ко­мить вас с ос­нов­ны­ми по­ня­ти­я­ми и про­б­ле­ма­ми об­щей пси­хо­ло­гии. Мы ко­с­нем­ся так­же не­мно­го ее ис­то­рии, в той ме­ре, в ка­кой это бу­дет не­об­хо­ди­мо для рас­кры­тия не­ко­то­рых фун­да­мен­таль­ных про­б­лем, на­при­мер про­б­ле­мы пред­ме­та и ме­то­да. Мы по­з­на­ко­мим­ся так­же с име­на­ми не­ко­то­рых вы­да­ю­щих­ся уче­ных да­ле­ко­го про­шло­го и на­сто­я­ще­го, их вкла­да­ми в раз­ви­тие пси­хо­ло­гии.

 

Мно­гие те­мы вы бу­де­те изу­чать за­тем бо­лее под­роб­но и на бо­лее сло­ж­ном уров­не - в об­щих и спе­ци­аль­ных кур­сах. Не­ко­то­рые же из них бу­дут об­су­ж­де­ны толь­ко в этом кур­се, и их ос­во­е­ние со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мо для ва­ше­го даль­ней­ше­го пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го об­ра­зо­ва­ния.

 

Итак, са­мая об­щая за­да­ча "Вве­де­ния" - за­ло­жить фун­да­мент ва­ших пси­хо­ло­ги­че­с­ких зна­ний.

 

Ска­жу не­сколь­ко слов об осо­бен­но­стях пси­хо­ло­гии как на­у­ки.

 

В си­с­те­ме на­ук пси­хо­ло­гии дол­ж­но быть от­ве­де­но со­вер­шен­но осо­бое ме­с­то, и вот по ка­ким при­чи­нам. Во-пер­вых, это на­у­ка о са­мом сло­ж­ном, что по­ка из­ве­ст­но че­ло­ве­че­ст­ву. Ведь пси­хи­ка - это "свой­ст­во вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ной ма­те­рии". Ес­ли же иметь в ви­ду пси­хи­ку че­ло­ве­ка, то к сло­вам "вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ная ма­те­рия" ну­ж­но при­ба­вить сло­во "са­мая": ведь мозг че­ло­ве­ка - это са­мая вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ная ма­те­рия, из­ве­ст­ная нам.

 

Зна­ме­на­тель­но, что с той же мы­с­ли на­чи­на­ет свой тра­к­тат "О ду­ше" вы­да­ю­щий­ся древ­не­гре­че­с­кий фи­ло­соф Ари­сто­тель. Он счи­та­ет, что сре­ди про­чих зна­ний ис­сле­до­ва­нию о ду­ше сле­ду­ет от­ве­с­ти од­но из пер­вых мест, так как "оно - зна­ние о наи­бо­лее воз­вы­шен­ном и уди­ви­тель­ном" [8, с. 371].

 

'Во-вто­рых, пси­хо­ло­гия на­хо­дит­ся в осо­бом по­ло­же­нии по­то­му, что в ней как бы сли­ва­ют­ся объ­ект и субъ­ект по­з­на­ния.

 

Что­бы по­я­с­нить это, вос­поль­зу­юсь од­ним срав­не­ни­ем. Вот ро­ж­да­ет­ся на свет че­ло­век. Сна­ча­ла, пре­бы­вая в мла­ден­че­с­ком воз­рас­те, он не осоз­на­ет и не по­м­нит се­бя. Од­на­ко раз­ви­тие его идет бы­ст­ры­ми тем­па­ми. Фор­ми­ру­ют­ся его фи­зи­че­с­кие и пси­хи­че­с­кие спо­соб­но­сти; он учит­ся хо­дить, ви­деть, по­ни­мать, го­во­рить. С по­мо­щью этих спо­соб­но­стей он по­з­на­ет мир; на­чи­на­ет дей­ст­во­вать в нем; рас­ши­ря­ет­ся круг его об­ще­ния. И вот по­сте­пен­но из глу­би­ны дет­ст­ва, при­хо­дит к не­му и по­сте­пен­но на­ра­с­та­ет со­вер­шен­но осо­бое ощу­ще­ние - ощу­ще­ние соб­ст­вен­но­го "Я". Где-то в под­ро­ст­ко­вом воз­рас­те оно на­чи­на­ет при­об­ре­тать осоз­нан­ные фор­мы. По­я­в­ля­ют­ся во­п­ро­сы: "Кто я? Ка­кой я?", а поз­же и "За­чем я?". Те пси­хи­че­с­кие спо­соб­но­сти и функ­ции, ко­то­рые до сих пор слу­жи­ли ре­бен­ку сред­ст­вом для ос­во­е­ния внеш­не­го ми­ра - фи­зи­че­с­ко­го и со­ци­аль­но­го, об­ра­ща­ют­ся на по­з­на­ние са­мо­го се­бя; они са­ми ста­но­вят­ся пред­ме­том ос­мы­с­ле­ния и осоз­на­ния.

 

То­ч­но та­кой же про­цесс мо­ж­но про­сле­дить в мас­шта­бе все­го че­ло­ве­че­ст­ва. В пер­во­быт­ном об­ще­ст­ве ос­нов­ные си­лы лю­дей ухо­ди­ли на борь­бу за су­ще­ст­во­ва­ние, на ос­во­е­ние внеш­не­го ми­ра. Лю­ди до­бы­ва­ли огонь, охо­ти­лись на ди­ких жи­вот­ных, во­е­ва­ли с со­сед­ни­ми пле­ме­на­ми, по­лу­ча­ли пер­вые зна­ния о при­ро­де.

 

Че­ло­ве­че­ст­во то­го пе­ри­о­да, по­доб­но мла­ден­цу, не по­м­нит се­бя. По­сте­пен­но ро­с­ли си­лы и воз­мо­ж­но­сти че­ло­ве­че­ст­ва. Бла­го­да­ря сво­им пси­хи­че­с­ким спо­соб­но­стям лю­ди со­з­да­ли ма­те­ри­аль­ную и ду­хов­ную куль­ту­ру; по­я­ви­лись пись­мен­ность, ис­кус­ст­ва, на­у­ки. И вот на­сту­пил мо­мент, ко­г­да че­ло­век за­дал се­бе во­п­ро­сы: что это за си­лы, ко­то­рые да­ют ему воз­мо­ж­ность тво­рить, ис­сле­до-10

 

вать и под­чи­нять се­бе мир, ка­ко­ва при­ро­да его ра­зу­ма, ка­ким за­ко­нам под­чи­ня­ет­ся его вну­т­рен­няя, ду­шев­ная. жизнь?

 

Этот мо­мент и был ро­ж­де­ни­ем са­мо­со­з­на­ния че­ло­ве­че­ст­ва, т. е. ро­ж­де­ни­ем пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го зна­ния.

 

Со­бы­тие, ко­то­рое ко­г­да-то про­изош­ло, мо­ж­но ко­рот­ко вы­ра­зить так: ес­ли рань­ше мысль че­ло­ве­ка на­пра­в­ля­лась на внеш­ний мир, то те­перь она об­ра­ти­лась на са­му се­бя. Че­ло­век от­ва­жил­ся на то, что­бы с по­мо­щью мыш­ле­ния на­чать ис­сле­до­вать са­мо мыш­ле­ние.

 

Итак, за­да­чи пси­хо­ло­гии не­со­из­ме­ри­мо сло­ж­нее за­дач лю­бой дру­гой на­у­ки, ибо толь­ко в ней мысль со­вер­ша­ет по­во­рот на се­бя. Толь­ко в ней на­уч­ное со­з­на­ние че­ло­ве­ка ста­но­вит­ся его на­уч­ным са­мо­со­з­на­ни­ем.

 

На­ко­нец, в-треть­их, осо­бен­ность пси­хо­ло­гии за­клю­ча­ет­ся в ее уни­каль­ных пра­к­ти­че­с­ких след­ст­ви­ях.

 

Пра­к­ти­че­с­кие ре­зуль­та­ты от раз­ви­тия пси­хо­ло­гии дол­ж­ны стать не толь­ко не­со­из­ме­ри­мо зна­чи­тель­нее ре­зуль­та­тов лю­бой дру­гой на­у­ки, но и ка­че­ст­вен­но дру­ги­ми. Ведь по­з­нать не­что - зна­чит ов­ла­деть этим "не­что", на­у­чить­ся им уп­ра­в­лять.

 

На­у­чить­ся уп­ра­в­лять сво­и­ми пси­хи­че­с­ки­ми про­цес­са­ми, функ­ци­я­ми, спо­соб­но­стя­ми - за­да­ча, ко­не­ч­но, бо­лее гран­ди­оз­ная, чем, на­при­мер, ос­во­е­ние ко­с­мо­са. При этом на­до осо­бен­но под­черк­нуть, что, по­з­на­вая се­бя, че­ло­век бу­дет се­бя из­ме­нять.

 

Пси­хо­ло­гия уже сей­час на­ко­пи­ла мно­го фа­к­тов, по­ка­зы­ва­ю­щих, как но­вое зна­ние че­ло­ве­ка о се­бе де­ла­ет его дру­гим: ме­ня­ет его от­но­ше­ния, це­ли, его со­сто­я­ния и пе­ре­жи­ва­ния. Ес­ли же сно­ва пе­рей­ти к мас­шта­бу все­го че­ло­ве­че­ст­ва, то мо­ж­но ска­зать, что пси­хо­ло­гия - это на­у­ка, не толь­ко по­з­на­ю­щая, но и кон­ст­ру­и­ру­ю­щая, со­зи­да­ю­щая че­ло­ве­ка.

 

И хо­тя это мне­ние не яв­ля­ет­ся сей­час об­ще­при­ня­тым, в по­с­лед­нее вре­мя все гром­че зву­чат го­ло­са, при­зы­ва­ю­щие ос­мы­с­лить эту осо­бен­ность пси­хо­ло­гии, ко­то­рая де­ла­ет ее на­у­кой осо­бо­го ти­па.

 

В за­клю­че­ние на­до ска­зать, что пси­хо­ло­гия - очень мо­ло­дая на­у­ка. Это бо­лее или ме­нее по­нят­но: мо­ж­но ска­зать, что, как и у вы­ше­упо­мя­ну­то­го под­ро­ст­ка, дол­жен был прой­ти пе­ри­од ста­но­в­ле­ния ду­хов­ных сил че­ло­ве­че­ст­ва, что­бы они ста­ли пред­ме­том на­уч­ной реф­ле­к­сии.

 

Офи­ци­аль­ное оформ­ле­ние на­уч­ная пси­хо­ло­гия по­лу­чи­ла не­мно­гим бо­лее 100 лет на­зад, а имен­но в 1879 г.: в этом го­ду не­мец­кий пси­хо­лог В. Вундт от­крыл в г. Лейп­ци­ге пер­вую ла­бо­ра­то­рию экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии.

 

По­я­в­ле­нию пси­хо­ло­гии пред­ше­ст­во­ва­ло раз­ви­тие двух боль­ших об­ла­с­тей зна­ния: ес­те­ст­вен­ных на­ук и фи­ло­со-фий; пси­хо­ло­гия воз­ни­к­ла на пе­ре­се­че­нии этих об­ла­с­тей, по­э­то­му до сих пор не оп­ре­де­ле­но, счи­тать пси­хо­ло­гию ес­те­ст­вен­ной на­у­кой или гу­ма­ни­тар­ной. Из вы­ше­ска­зан­но­го сле­ду­ет, что ни один из этих от­ве­тов, по-ви­ди­мо­му, не яв­ля­ет­ся пра­виль­ным. Еще раз под­черк­ну: это - на­у­ка осо­бо­го ти­па. Пе­рей­дем к сле­ду­ю­ще­му пун­к­ту на­шей лек­ции - во­п­ро­су о со­от­но­ше­нии на­уч­ной и жи­тей­ской пси­хо­ло­гии.

 

Лю­бая на­у­ка име­ет в ка­че­ст­ве сво­ей ос­но­вы не­ко­то­рый жи­тей­ский, эм­пи­ри­че­с­кий опыт лю­дей. На­при­мер, фи­зи­ка опи­ра­ет­ся на при­об­ре­та­е­мые на­ми в по­все­днев­ной жиз­ни зна­ния о дви­же­нии и па­де­нии тел, о тре­нии и энер­ции, о све­те, зву­ке, те­п­ло­те и мно­гом дру­гом.

 

Ма­те­ма­ти­ка то­же ис­хо­дит из пред­ста­в­ле­ний о чи­с­лах, фор­мах, ко­ли­че­ст­вен­ных со­от­но­ше­ни­ях, ко­то­рые на­чи­на­ют фор­ми­ро­вать­ся уже в до­шко­ль­ном воз­рас­те.

 

Но ина­че об­сто­ит де­ло с пси­хо­ло­ги­ей. У ка­ж­до­го из нас есть за­пас жи­тей­ских пси­хо­ло­ги­че­с­ких зна­ний. Есть да­же вы­да­ю­щи­е­ся жи­тей­ские пси­хо­ло­ги. Это, ко­не­ч­но, ве­ли­кие пи­са­те­ли, а так­же не­ко­то­рые (хо­тя и не все) пред­ста­ви­те­ли про­фес­сий, пред­по­ла­га­ю­щих по­сто­ян­ное об­ще­ние с людь­ми: пе­да­го­ги, вра­чи, свя­щен­но­слу­жи­те­ли и др. Но, по­в­то­ряю, и обы­ч­ный че­ло­век рас­по­ла­га­ет оп­ре­де­лен­ны­ми пси­хо­ло­ги­че­с­ки­ми зна­ни­я­ми. 06 этом мо­ж­но су­дить по то­му, что ка­ж­дый че­ло­век в ка­кой-то ме­ре мо­жет по­нять дру­го­го, по­вли­ять на его по­ве­де­ние, пред­ска­зать его по­ступ­ки, учесть его ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти, по­мочь ему и т. п.

 

Да­вай­те за­ду­ма­ем­ся над во­п­ро­сом: чем же от­ли­ча­ют­ся жи­тей­ские пси­хо­ло­ги­че­с­кие зна­ния от на­уч­ных? Я на­зо­ву вам пять та­ких от­ли­чий. Пер­вое: жи­тей­ские пси­хо­ло­ги­че­с­кие зна­ния, кон­крет­ны; они при­уро­че­ны к кон­крет­ным си­ту­а­ци­ям, кон­крет­ным лю­дям, кон­крет­ным за­да­чам. Го­во­рят, офи­ци­ан­ты и во­ди­те­ли та­к­си - то­же хо­ро­шие пси­хо­ло­ги. Но в ка­ком смы­с­ле, для ре­ше­ния ка­ких за­дач? Как мы зна­ем, ча­с­то - до­воль­но праг­ма­ти­че­с­ких. Так­же кон­крет­ные праг­ма­ти­че­с­кие за­да­чи ре­ша­ет ре­бе­нок, ве­дя се­бя од­ним об­ра­зом с ма­те­рью, дру­гим - с от­цом, и сно­ва со­в­сем ина­че - с ба­буш­кой. В ка­ж­дом кон­крет­ном слу­чае он то­ч­но зна­ет, как на­до се­бя ве­с­ти, что­бы до­бить­ся же­ла­е­мой це­ли. Но вряд ли мы мо­жем ожи­дать от не­го та­кой же про­ни­ца­тель­но­сти в от­но­ше­нии чу­жих ба­буш­ки или ма­мы. Итак, жи­тей­ские пси­хо­ло­ги­че­с­кие зна­ния ха­ра­к­те­ри­зу­ют­ся кон­крет­но­стью, ог­ра­ни­чен­но­стью за­дач, си­ту­а­ций и лиц, на ко­то­рые они рас­про­стра­ня­ют­ся.

 

На­уч­ная же пси­хо­ло­гия, как и вся­кая на­у­ка, стре­мит­ся к обоб­ще­ни­ям. Для это­го она ис­поль­зу­ет на­уч­ные по­ня­тия. От­ра­бот­ка по­ня­тий - од­на из ва­ж­ней­ших функ­ций на­у­ки. В на­уч­ных по­ня­ти­ях от­ра­жа­ют­ся наи­бо­лее су­ще­ст­вен­ные свой­ст­ва пред­ме­тов и яв­ле­ний, об­щие свя­зи и со­от­но­ше­ния. На­уч­ные по­ня­тия чет­ко оп­ре­де­ля­ют­ся, со­от­но­сят­ся друг с дру­гом, свя­зы­ва­ют­ся в за­ко­ны.

 

На­при­мер, в фи­зи­ке бла­го­да­ря вве­де­нию по­ня­тия си­лы И. Нью­то­ну уда­лось опи­сать с по­мо­щью трех за­ко­нов ме­ха­ни­ки ты­ся­чи раз­ли­ч­ных кон­крет­ных слу­ча­ев дви­же­ния и ме­ха­ни­че­с­ко­го вза­и­мо­дей­ст­вия тел.

 

То же про­ис­хо­дит и в пси­хо­ло­гии. Мо­ж­но очень дол­го опи­сы­вать че­ло­ве­ка, пе­ре­чи­с­ляя в жи­тей­ских тер­ми­нах его ка­че­ст­ва, чер­ты ха­ра­к­те­ра, по­ступ­ки, от­но­ше­ния с дру­ги­ми людь­ми. На­уч­ная же пси­хо­ло­гия ищет и на­хо­дит та­кие обоб­ща­ю­щие по­ня­тия, ко­то­рые не толь­ко эко­но-ми­зи­ру­ют опи­са­ния, но и за кон­г­ло­ме­ра­том ча­ст­но­стей по­з­во­ля­ют уви­деть об­щие тен­ден­ции и за­ко­но­мер­но­сти раз­ви­тия ли­ч­но­сти и ее ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти. Ну­ж­но от­ме­тить од­ну осо­бен­ность на­уч­ных пси­хо­ло­ги­че­с­ких по­ня­тий: они ча­с­то сов­па­да­ют с жи­тей­ски­ми по сво­ей внеш­ней фор­ме, т. е. по­про­сту го­во­ря, вы­ра­жа­ют­ся те­ми же сло­ва­ми. Од­на­ко вну­т­рен­нее со­дер­жа­ние, зна­че­ния этих слов, как пра­ви­ло, раз­ли­ч­ны. Жи­тей­ские тер­ми­ны обы­ч­но бо­лее рас­плыв­ча­ты и мно­го­зна­ч­ны.

 

Од­на­ж­ды стар­ше­класс­ни­ков по­про­си­ли пись­мен­но от­ве­тить на во­п­рос: что та­кое ли­ч­ность? От­ве­ты ока­за­лись очень раз­ны­ми, а один уча­щий­ся от­ве­тил так: "Это то, что сле­ду­ет про­ве­рить по до­ку­мен­там". Я не бу­ду сей­час го­во­рить о том, как по­ня­тие "ли­ч­ность" оп­ре­де­ля­ет­ся в на­уч­ной пси­хо­ло­гии, - это сло­ж­ный во­п­рос, и мы им спе­ци­аль­но зай­мем­ся поз­же, на од­ной из по­с­лед­них лек­ций. Ска­жу толь­ко, что оп­ре­де­ле­ние это силь­но рас­хо­дит­ся с тем, ко­то­рое бы­ло пред­ло­же­но упо­мя­ну­тым школь­ни­ком.

 

Вто­рое от­ли­чие жи­тей­ских пси­хо­ло­ги­че­с­ких зна­ний со­сто­ит в том, что они но­сят ин­ту­и­тив­ный ха­ра­к­тер. Это свя­за­но с осо­бым спо­со­бом их по­лу­че­ния: они при об­ре­та­ют­ся пу­тем пра­к­ти­че­с­ких проб и при­ла­жи­ва­ний.

 

По­доб­ный спо­соб осо­бен­но от­чет­ли­во ви­ден у де­тей. Я уже упо­ми­на­ла об их хо­ро­шей пси­хо­ло­ги­че­с­кой ин­ту­и­ции. А как она до­с­ти­га­ет­ся? Пу­тем еже­днев­ных и да­же еже­ча­с­ных ис­пы­та­ний, ко­то­рым они под­вер­га­ют взро­с­лых и о ко­то­рых по­с­лед­ние не все­гда до­га­ды­ва­ют­ся. И вот в хо­де этих ис­пы­та­ний де­ти об­на­ру­жи­ва­ют, из ко­го мо­ж­но "вить ве­рев­ки", а из ко­го нель­зя.

 

Ча­с­то пе­да­го­ги и тре­не­ры на­хо­дят эф­фе­к­тив­ные спо­со­бы вос­пи­та­ния, обу­че­ния, тре­ни­ров­ки, идя тем же пу­тем: экс­пе­ри­мен­ти­руя и зор­ко под­ме­чая ма­лей­шие по­ло­жи­тель­ные ре­зуль­та­ты, т. е. в оп­ре­де­лен­ном смы­с­ле "идя на ощупь". Не­ред­ко они об­ра­ща­ют­ся к пси­хо­ло­гам с прось­бой объ­я­с­нить пси­хо­ло­ги­че­с­кий смысл най­ден­ных ими при­е­мов.

 

В от­ли­чие от это­го на­уч­ные пси­хо­ло­ги­че­с­кие зна­ния ра­ци­о­наль­ны и впол­не осоз­нан­ны. Обы­ч­ный путь со­сто­ит в вы­дви­же­нии сло­ве­с­но фор­му­ли­ру­е­мых ги­по­тез и про­вер­ке ло­ги­че­с­ки вы­те­ка­ю­щих из них след­ст­вий.

 

Тре­тье от­ли­чие со­сто­ит в спо­со­бах пе­ре­да­чи зна­ний и да­же в са­мой воз­мо­ж­но­сти их пе­ре­да­чи. В сфе­ре пра­к­ти­че­с­кой пси­хо­ло­гии та­кая воз­мо­ж­ность весь­ма ог­ра­ни­че­на. Это не­по­сред­ст­вен­но вы­те­ка­ет из двух пре­ды­ду­щих осо­бен­но­стей жи­тей­ско­го пси­хо­ло­ги­че­с­ко­го опы­та - его кон­крет­но­го и ин­ту­и­тив­но­го ха­ра­к­те­ра. Глу­бо­кий пси­хо­лог Ф. М. До­с­то­ев­ский вы­ра­зил свою ин­ту­и­цию в на­пи­сан­ных им про­из­ве­де­ни­ях, мы их все про­чли - ста­ли мы по­с­ле это­го столь же про­ни­ца­тель­ны­ми пси­хо­ло­га­ми? Пе­ре­да­ет­ся ли жи­тей­ский опыт от стар­ше­го по­ко­ле­ния к млад­ше­му? Как пра­ви­ло, с боль­шим тру­дом и в очень не­зна­чи­тель­ной сте­пе­ни. Ве­ч­ная про­б­ле­ма "от­цов и де­тей" со­сто­ит как раз в том, что де­ти не мо­гут и да­же не хо­тят пе­ре­ни­мать опыт от­цов. Ка­ж­до­му но­во­му по­ко­ле­нию, ка­ж­до­му мо­ло­до­му че­ло­ве­ку при­хо­дит­ся са­мо­му "на­би­вать шиш­ки" для при­об­ре­те­ния это­го опы­та.

 

В то же вре­мя в на­у­ке зна­ния ак­ку­му­ли­ру­ют­ся и пе­ре­да­ют­ся с боль­шим, ес­ли мо­ж­но так вы­ра­зить­ся, КПД. Кто-то дав­но срав­нил пред­ста­ви­те­лей на­у­ки с пиг­ме­я­ми, ко­то­рые сто­ят на пле­чах у ве­ли­ка­нов - вы­да­ю­щих­ся уче­ных про­шло­го. Они, мо­жет быть, го­ра­з­до мень­ше ро­с­том, но ви­дят даль­ше, чем ве­ли­ка­ны, по­то­му что сто­ят на их пле­чах. На­ко­п­ле­ние и пе­ре­да­ча на­уч­ных зна­ний воз­мо­ж­на бла­го­да­ря то­му, что эти зна­ния кри­стал­ли­зу­ют­ся в по­ня­ти­ях и за­ко­нах. Они фи­к­си­ру­ют­ся в на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре и пе­ре­да­ют­ся с по­мо­щью вер­баль­ных средств, т. е. ре­чи и язы­ка, чем мы, соб­ст­вен­но го­во­ря, и на­ча­ли се­го­д­ня за­ни­мать­ся.

 

Чет­вер­ное раз­ли­чие со­сто­ит в ме­то­дах по­лу­че­ния зна­ний в сфе­рах жи­тей­ской и на­уч­ной пси­хо­ло­гии. В жи­тей­ской пси­хо­ло­гии мы вы­ну­ж­де­ны ог­ра­ни­чи­вать­ся на­блю­де­ни­я­ми и раз­мыш­ле­ни­я­ми. В на­уч­ной пси­хо­ло­гии к этим ме­то­дам до­ба­в­ля­ет­ся экс­пе­ри­мент.

 

Суть экс­пе­ри­мен­таль­но­го ме­то­да со­сто­ит в том, что ис­сле­до­ва­тель не ждет сте­че­ния об­сто­я­тельств, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го воз­ни­ка­ет ин­те­ре­су­ю­щее его яв­ле­ние, а вы­зы­ва­ет это яв­ле­ние сам, со­з­да­вая со­от­вет­ст­ву­ю­щие ус­ло­вия. За­тем он це­ле­на­пра­в­лен­но варь­и­ру­ет эти ус­ло­вия, что­бы вы­явить за­ко­но­мер­но­сти, ко­то­рым дан­ное яв­ле­ние под­чи­ня­ет­ся. С вве­де­ни­ем в пси­хо­ло­гию экс­пе­ри­мен­таль­но­го ме­то­да (от­кры­тия в кон­це про­шло­го ве­ка пер­вой экс­пе­ри­мен­таль­ной ла­бо­ра­то­рии) пси­хо­ло­гия, как я уже го­во­ри­ла, офор­ми­лась в са­мо­сто­я­тель­ную на­у­ку.

 

На­ко­нец, пя­тое от­ли­чие, и вме­сте с тем пре­и­му­ще­ст­во, на­уч­ной пси­хо­ло­гии со­сто­ит в том, что она рас­по­ла­га­ет об­шир­ным, раз­но­об­раз­ным и под­час уни­каль­ным фа­к­ти­че­с­ким ма­те­ри­а­лом, не­до­с­туп­ным во всем сво­ем объ­е­ме ни од­но­му но­си­те­лю жи­тей­ской пси­хо­ло­гии. Ма­те­ри­ал этот на­ка­п­ли­ва­ет­ся и ос­мы­с­ли­ва­ет­ся, в том чи­с­ле в спе­ци­аль­ных от­рас­лях пси­хо­ло­ги­че­с­кой на­у­ки, та­ких, как воз­рас­тная пси­хо­ло­гия, пе­да­го­ги­че­с­кая пси­хо­ло­гия, па­то-и ней­роп­си­хо­ло­гия, пси­хо­ло­гия тру­да и ин­же­нер­ная пси­хо­ло­гия, со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия, зоо­пси­хо­ло­гия и др. В этих об­ла­с­тях, имея де­ло с раз­ли­ч­ны­ми ста­ди­я­ми и Уров­ня­ми пси­хи­че­с­ко­го раз­ви­тия жи­вот­ных и че­ло­ве­ка, с де­фе­к­та­ми и бо­лез­ня­ми пси­хи­ки, с не­обы­ч­ны­ми ус­ло­ви­я­ми тру­да - ус­ло­ви­я­ми стрес­са, ин­фор­ма­ци­он­ных пе­ре­гру­зок или, на­обо­рот, мо­но­то­нии и ин­фор­ма­ци­он­но­го го­ло­да и т.п.,- пси­хо­лог не толь­ко рас­ши­ря­ет круг сво­их ис­сле­до­ва­тель­ских за­дач, но и стал­ки­ва­ет­ся с но­вы­ми не­ожи­дан­ны­ми яв­ле­ни­я­ми. Ведь рас­смо­т­ре­ние ра­бо­ты ка­ко­го-ли­бо ме­ха­низ­ма в ус­ло­ви­ях раз­ви­тия, по­лом­ки или функ­ци­о­наль­ной пе­ре­гру­з­ки с раз­ных сто­рон вы­све­чи­ва­ет его стру­к­ту­ру и ор­га­ни­за­цию.

 

При­ве­ду ко­рот­кий при­мер. Вы, ко­не­ч­но, зна­е­те, что у нас в г. За­гор­ске су­ще­ст­ву­ет спе­ци­аль­ный ин­тер­нат для сле­пог­лу­хо­не­мых де­тей. Это де­ти, у ко­то­рых нет слу­ха, нет зре­ния, нет зре­ния и, ко­не­ч­но, пер­во­на­чаль­но нет ре­чи. Глав­ный "ка­нал", че­рез ко­то­рый они мо­гут всту­пать в кон­такт с внеш­ним ми­ром, - это ося­за­ние.

 

И вот че­рез этот чрез­вы­чай­но уз­кий ка­нал в ус­ло­ви­ях спе­ци­аль­но­го обу­че­ния они на­чи­на­ют по­з­на­вать мир, лю­дей и се­бя! Про­цесс этот, осо­бен­но вна­ча­ле, идет очень ме­д­лен­но, он раз­вер­нут во вре­ме­ни и во мно­гих де­та­лях мо­жет быть уви­ден как бы че­рез "вре­мен­ную лу­пу" (тер­мин, ко­то­рый ис­поль­зо­ва­ли для опи­са­ния это­го фе­но­ме­на из­ве­ст­ные со­вет­ские уче­ные А. И. Ме­ще­ря­ков и Э. В. Иль­ен­ков). Оче­вид­но, что в слу­чае раз­ви­тия нор­маль­но­го здо­ро­во­го ре­бен­ка мно­гое про­хо­дит слиш­ком бы­ст­ро, сти­хий­но и не­за­ме­чен­но. Та­ким об­ра­зом, по­мощь де­тям в ус­ло­ви­ях же­с­то­ко­го экс­пе­ри­мен­та, ко­то­рый по­ста­ви­ла над ни­ми при­ро­да, по­мощь, ор­га­ни­зу­е­мая пси­хо­ло­га­ми со­в­ме­ст­но с пе­да­го­га­ми-де­фе­к­то­ло­га­ми, пре­вра­ща­ет­ся од­но­вре­мен­но в ва­ж­ней­шее сред­ст­во по­з­на­ния об­щих пси­хо­ло­ги­че­с­ких за­ко­но­мер­но­стей - раз­ви­тия вос­при­ятия, мыш­ле­ния, ли­ч­но­сти.

 

Итак, обоб­щая, мо­ж­но ска­зать, что раз­ра­бот­ка спе­ци­аль­ных от­рас­лей пси­хо­ло­гии яв­ля­ет­ся Ме­то­дом (ме­то­дом с боль­шой бу­к­вы) об­щей пси­хо­ло­гии. Та­ко­го ме­то­да ли­ше­на, ко­не­ч­но, жи­тей­ская пси­хо­ло­гия.

 

Те­перь, ко­г­да мы убе­ди­лись в це­лом ря­де пре­и­му­ществ на­уч­ной пси­хо­ло­гии пе­ред жи­тей­ской, уме­ст­но по­ста­вить во­п­рос: а ка­кую по­зи­цию на­уч­ные пси­хо­ло­ги дол­ж­ны за­нять по от­но­ше­нию к но­си­те­лям жи­тей­ской пси­хо­ло­гии?

 

Пред­по­ло­жим, вы окон­чи­ли уни­вер­си­тет, ста­ли об­ра­зо­ван­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми-пси­хо­ло­га­ми. Во­об­ра­зи­те се­бя в этом со­сто­я­нии. А те­перь во­об­ра­зи­те ря­дом с со­бой ка­ко­го-ни­будь му­д­ре­ца, не­обя­за­тель­но жи­ву­ще­го се­го­д­ня, ка­ко­го-ни­будь древ­не­гре­че­с­ко­го фи­ло­со­фа, на­при­мер.

 

Этот му­д­рец - но­си­тель мно­го­ве­ко­вых раз­мыш­ле­ний лю­дей о судь­бах че­ло­ве­че­ст­ва, о при­ро­де че­ло­ве­ка, его про­б­ле­мах, его сча­стье. Вы - но­си­тель на­уч­но­го опы­та, ка­че­ст­вен­но дру­го­го, как мы толь­ко что ви­де­ли. Так ка­кую же по­зи­цию вы дол­ж­ны за­нять по от­но­ше­нию к зна­ни­ям и опы­ту му­д­ре­ца? Во­п­рос этот не празд­ный, он не­из­бе­ж­но ра­но или позд­но вста­нет пе­ред ка­ж­дым из вас: как дол­ж­ны со­от­но­сить­ся в ва­шей го­ло­ве, в ва­шей ду­ше, в ва­шей де­я­тель­но­сти эти два ро­да опы­та?

 

Я хо­те­ла бы пре­ду­п­ре­дить вас об од­ной оши­бо­ч­ной по­зи­ции, ко­то­рую, впро­чем, не­ред­ко за­ни­ма­ют пси­хо­ло­ги с боль­шим на­уч­ным ста­жем. "Про­б­ле­мы че­ло­ве­че­с­кой жиз­ни, - го­во­рят они, - нет, я ими не за­ни­ма­юсь. Я за­ни­ма­юсь на­уч­ной пси­хо­ло­ги­ей. Я раз­би­ра­юсь в ней­ро­нах, реф­ле­к­сах, пси­хи­че­с­ких про­цес­сах, а не в "му­ках твор­че­ст­ва".

 

Име­ет ли эта по­зи­ция не­ко­то­рые ос­но­ва­ния? Сей­час мы уже мо­жем от­ве­тить на этот во­п­рос: да, име­ет. Эти не­ко­то­рые ос­но­ва­ния со­сто­ят в том, что упо­мя­ну­тый на­уч­ный пси­хо­лог вы­ну­ж­ден был в про­цес­се сво­его об­ра­зо­ва­ния сде­лать шаг в мир от­вле­чен­ных об­щих по­ня­тий, он вы­ну­ж­ден был вме­сте с на­уч­ной пси­хо­ло­ги­ей, об­раз­но го­во­ря, за­гнать жизнь in vi­tro*, "разъ­ять" ду­шев­ную жизнь "на ча­с­ти". Но эти не­об­хо­ди­мые дей­ст­вия про­из­ве­ли на не­го слиш­ком боль­шое впе­чат­ле­ние. Он за­был, с ка­кой це­лью де­ла­лись эти не­об­хо­ди­мые ша­ги, ка­кой путь пред­по­ла­гал­ся даль­ше. Он за­был или не дал се­бе тру­да осоз­нать, что ве­ли­кие уче­ные - его пред­ше­ст­вен­ни­ки вво­ди­ли но­вые по­ня­тия и те­о­рии, вы­де­ляя су­ще­ст­вен­ные сто­ро­ны ре­аль­ной жиз­ни, пред­по­ла­гая за­тем вер­нуть­ся к ее ана­ли­зу с но­вы­ми сред­ст­ва­ми.

 

Ис­то­рия на­у­ки, в том чи­с­ле пси­хо­ло­гии, зна­ет не­ма­ло при­ме­ров то­го, как уче­ный в ма­лом и аб­ст­ракт­ном ус­ма­т­ри­вал боль­шое и жиз­нен­ное. Ко­г­да И. В. Па­в­лов впер­вые за­ре­ги­ст­ри­ро­вал ус­лов­но­реф­ле­к­тор­ное от­де­ле­ние слю­ны у со­ба­ки, он за­я­вил, что че­рез эти ка­п­ли мы в кон­це кон­цов про­ни­к­нем в му­ки со­з­на­ния че­ло­ве­ка. Вы­да­ю­щий­ся со­вет­ский пси­хо­лог Л. С. Вы­гот­ский уви­дел в "курь­ез­ных" дей­ст­ви­ях ти­па за­вя­зы­ва­ния узел­ка на па­мять спо­со­бы ов­ла­де­ния че­ло­ве­ком сво­им по­ве­де­ни­ем.

 

* В про­бир­ку (лат.)

 

О том, как ви­деть в ма­лых фа­к­тах от­ра­же­ние об­щих прин­ци­пов и как пе­ре­хо­дить от об­щих прин­ци­пов к ре­аль­ным жиз­нен­ным про­б­ле­мам, вы ни­г­де не про­чте­те. Вы мо­же­те раз­вить в се­бе эти спо­соб­но­сти, впи­ты­вая луч­шие об­раз­цы, за­клю­чен­ные в на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре. Толь­ко по­сто­ян­ное вни­ма­ние к та­ким пе­ре­хо­дам, по­сто­ян­ное уп­ра­ж­не­ние в них мо­жет сфор­ми­ро­вать у вас чув­ст­во "би­е­ния жиз­ни" в на­уч­ных за­ня­ти­ях. Ну а для это­го, ко­не­ч­но, со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мо об­ла­дать жи­тей­ски­ми пс<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: