Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша для детей 5-7 лет




Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет

 

После первого знакомства с блоками Дьенеша (рассмотри, поиграй, сделай постройку) дети получают следующие задания:

 

Ø Найди все фигуры такого же цвета (не такого же цвета), как эта (покажите, например жёлтую фигуру). Затем можно попросить ребёнка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т.д.).

 

Ø Дай мишке все синие фигуры, зайчику — жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

 

Ø Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине)?

 

Ø Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

 

Ø Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Также можно все фигурки охарактеризовать по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

 

Ø Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

 

Ø Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

 

Ø Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

 

Ø Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д...).

 

Ø Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д. Или выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

 

Ø Выложить три фигуры. Детям нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

 

Ø Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

 

Ø Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

 

Ø Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

 

Ø Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

 

Ø Игра «Поиск»

Ø Усложняя задание, предложите ребенку найти фигуры такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера.

 

Ø Игра «Змейка»

Ø Положите любую фигуру. От нее выстраивайте длинный ряд, словно змейку. Варианты построений могут быть такие:

Ø Строим, чтобы соседние фигуры не повторялись (по цвету, размеру, толщине).

Ø Соседние фигуры не должны повторяться по двум признакам – цвету и размеру,

 

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша для детей 5-7 лет

 

Ø С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4.

Ø Вопрос: где блоков больше и как их уравнять?

 

Ø Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

 

Ø Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Дети должны подобрать недостающие блоки.

 

Ø Детям предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

 

Ø Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

 

Ø Один ребенок убирает в коробку только прямоугольные блоки, а второй все красные, затем первый убирает только тонкие фигуры, а второй – большие и т.д.

 

Ø Распределить между двумя детьми за столом фигуры таким образом, чтобы одному достались все круглые, а второму все желтые блоки.

 

Ø Блоки складываются в два или три обруча. На пересечении двух кругов будут находиться блоки с пересекающимися свойствами. Например, сложите в первый обруч треугольные блоки, во второй – красные, в третий – квадратные. Дети убеждаются, что красные треугольные блоки нужно расположить на пересечении первого и второго обруча.

 

Ø Подобрать блоки по карточкам, где изображены их свойства:

Ø цвет обозначается пятном

Ø величина - силуэт домика (большой, маленький).

Ø форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

Ø толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

 

Ø Показать карточку с изображенным на ней одним свойством или несколькими. Например, если показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.

 

 

Игра «Найди клад»

Выкладываются 8 блоков, под одним из них ведущий (один из детей) прячет «клад» (монетку). Дети задают наводящие вопросы, а ведущий может отвечать только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (дети делают вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивают дальше про размер, форму и толщину). По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

 

 

Игра «Сколько?»

Материал: логические фигуры.

Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.

Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

 

Игра «Найди пару»

Материал: 2 комплекта карточек с символами свойств (без отрицания) 22 шт.

Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.

Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.

Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные - показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки... и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.

 

 

Игра «Садовники»

Блоки Дьенеша - прекрасный материал для замещения любых предметов. Пусть, например, мы решили поиграть в «садовников» и посадить красивые цветы на клумбах. Каждый «садовник» выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка. Возможно, клумба будет выглядеть так: большой красный круг, большой красный квадрат, большой красный прямоугольник. А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории... Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: