ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ




Положение о структурном подразделении – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений. 1

Представительства и филиалы являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. 2

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. При наличии типового положения индивидуальные разрабатываются на его основе.

Не существует нормативно установленных требований к содержанию положения о подразделении. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Основные задачи.
  3. Функции.
  4. Права и обязанности.
  5. Ответственность.
  6. Взаимоотношения.

Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.

Положения о структурных подразделениях визируются руководителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а также руководителями других структурных подразделений, с которыми данное подразделение взаимодействует в работе. 9

Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения и утверждаются руководителем организации. Положения о подразделениях могут утверждаться распорядительным документом (постановлением, приказом, распоряжением), если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением.

Обязательными реквизитами положения о структурном подразделении являются: наименование организации, наименование вида документа, дата и номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, подпись, визы согласования документа, гриф утверждения.

_____
1 Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 592 с.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая, статьи 1-453) от 30 ноября 1994 г. [по состоянию на 02 марта 2015 г.] – Статья 55.
3 Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 592 с.
4-8 Там же.
9 Делопроизводство: Образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.В. Галахов, И.К. Корнеев и др.; Под ред. И.К. Корнеева, В.А. Кудряева. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 456 с.

Дополнительная информация:

Раздел 2. Системы документации Часть 2.1. Система организационно-правовой документации ПОЛОЖЕНИЕ О КОЛЛЕГИАЛЬНОМ (ИЛИ СОВЕЩАТЕЛЬНОМ) ОРГАНЕ Положение о коллегиальном (или совещательном) органе– это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность коллегиальных (или совещательных) органов.1 Положения о коллегиальном (или совещательном) органе могут быть типовыми и индивидуальными. При наличии типового положения индивидуальные разрабатываются на его основе. Не существует нормативно установленных требований к содержанию положения о коллегиальном (или совещательном) органе. Текст положения может включать следующие разделы:
  1. Общие положения.
  2. Основные задачи.
  3. Функции.
  4. Права и обязанности.
  5. Ответственность.
  6. Взаимоотношения.
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей. Положения о коллегиальном (или совещательном) органе подписываются председателем и утверждаются руководителем организации. Положения о коллегиальном органе могут утверждаться распорядительным документом, если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением. Обязательными реквизитами положения о коллегиальном (или совещательном) органе являются:наименование организации, наименование вида документа, датаи номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, визы согласования документа, гриф утверждения. _____ 1 Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 592 с. 2-7 Там же. Дополнительная информация:
  • организационно-правовые документы;
  • реквизит документа.
  • бланк документа.
Запрещается воспроизведение или использование любых частей данного документа каким бы то ни было способом (графическим, электронным или механическим, включая изготовление фотокопий, запись, перенос на магнитную ленту или в системы хранения и поиска информации) без разрешения правообладателя – ООО "ТЕРМИКА". За получением разрешения следует обращаться по e-mail:market@termika.ru.
 
Раздел 2. Системы документации Часть 2.1. Система организационно-правовой документации ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ Штатное расписание– перечень должностей в учреждении (организации) с указанием их количества и размеров должностных окладов. 1 Форма штатного расписания (форма Т-3 в Альбоме форм первичной учетной документации) утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Эту унифицированную форму штатного расписания должны использовать все организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. Примечание:СогласноИнформации Минфина России N ПЗ-10/2012, с 1января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). Файл текстового процессора Microsoft Word, содержащий унифицированную форму Т-3, можно открыть здесь. Штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением) и содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. 2 При заполнении графы 4 количество штатных единиц по соответствующим должностям (профессиям), по которым предусматривается содержание неполной штатной единицы с учетом особенностей работы по совместительству в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, указывается в соответствующих долях, например 0,25; 0,5; 2,75 и пр. 3 В графе 5 "Тарифная ставка (оклад) и пр." указывается в рублевом исчислении месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу), тарифной сетке, проценту от выручки, доле или проценту от прибыли, коэффициенту трудового участия (КТУ), коэффициенту распределения и пр. в зависимости от системы оплаты труда, принятой в организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, коллективными договорами, трудовыми договорами, соглашениями с локальными нормативными актами организации. 4 В графах 6-8 "Надбавки" показываются стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, надбавки, доплаты, поощрительные выплаты), установленные действующим законодательством Российской Федерации (например, северные надбавки, надбавки за ученую степень и пр.), а также введенные по усмотрению организации (например, связанные с режимом или условиями труда). 5 При невозможности заполнения организацией граф 5-9 в рублевом исчислении в связи с применением в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации иных систем оплаты труда (бестарифная, смешанная и пр.) указанные графы заполняются в соответствующих единицах измерения (например, в процентах, коэффициентах и пр.) 6 Штатное расписание визируется руководителями подразделений, подписывается руководителем кадровой службы и главным бухгалтером, утверждается приказом (распоряжением), подписанным руководителем организации или уполномоченным им на это лицом. Изменения в штатное расписание вносятся приказом руководителя организации "О внесении изменений в штатное расписание". 7 _____ 1 Краткий словарь видов и разновидностей документов / Главархив, ВНИИДАД, М., 1974. 2 Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" – Пункт 1 Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. 3-6 Там же. 7 Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив; ВНИИДАД; Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин, Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В.Ларин, А.Н. Сокова. – М., 2003. – 90 с. Дополнительная информация:
  • организационно-правовые документы;
Запрещается воспроизведение или использование любых частей данного документа каким бы то ни было способом (графическим, электронным или механическим, включая изготовление фотокопий, запись, перенос на магнитную ленту или в системы хранения и поиска информации) без разрешения правообладателя – ООО "ТЕРМИКА". За получением разрешения следует обращаться по e-mail:market@termika.ru.
 
Раздел 2. Системы документации Часть 2.1. Система организационно-правовой документации ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Должностная инструкция– правовой акт, издаваемый в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий условия для его эффективной работы. 1 Должностная инструкция является документом, призванным содействовать правильному подбору и расстановке кадров, разделению и кооперации труда работников. В качестве инструмента для оценки результатов деятельности должностные инструкции используются при аттестации специалистов, должностных перемещениях, формировании резерва выдвижения на руководящие должности. 2 Должностные инструкции могут быть типовыми и конкретными. Типовые должностные инструкции разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений (например, Типовые должностные инструкции работников федеральных государственных архивов, утвержденные приказом Росархива от 7 октября 1998 г. № 65), и на их основе разрабатываются конкретные должностные инструкции. Должностные инструкции разрабатываются на все должности, которые предусмотрены штатным расписанием, кроме должности руководителя подразделения, деятельность которого регламентирует положение о подразделении. 3 Должностные инструкции разрабатываются на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37). При разработке должностных инструкций необходимо обеспечить единый подход к их построению, формулировке содержания разделов, последовательности их изложения. При этом они должны отражать весь круг должностных обязанностей, полномочий и ответственности работника, иметь четкие и краткие формулировки, быть гибкими и динамичными. Текст должностной инструкции, как правило, состоит из следующих разделов:
  1. Общие положения.
  2. Должностные обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.
  5. Взаимоотношения.
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей. Должностную инструкцию подписывает руководитель структурного подразделения и утверждает руководитель (заместитель руководителя) организации – куратор данного подразделения. Визируют должностные инструкции руководители заинтересованных подразделений и юридической службы (юрист), а также другие должностные лица, от действий которых может зависеть ее выполнение. Датой должностной инструкции является дата ее утверждения. 9 После утверждения должностная инструкция передается работнику, который проставляет на ней ознакомительную визу: С инструкцией ознакомлен, дата, подпись. Обязательными реквизитами должностной инструкции являются:наименование организации, дата, номер документа (при непосредственном утверждении руководителем), место составления, заголовок к тексту, визы согласования, подпись, гриф утверждения. _____ 1 Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив; ВНИИДАД; Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин, Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин, А.Н. Сокова. – М., 2003. – 90 с. 2 Типовые должностные инструкции работников федеральных государственных архивов, утвержденные приказом Росархива от 7 октября 1998 г. № 65. – Общие положения. 3 Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов: Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003. / Росархив; ВНИИДАД; Сост.: М.Л. Гавлин, А.С. Красавин, Л.В. Кузнецов и др.; Общ. ред. М.В. Ларин, А.Н. Сокова. – М., 2003. – 90 с. 4 Организация работы с документами: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 592 с. 5-9 Там же. Дополнительная информация:
  • регламентация деятельности службы документационного обеспечения управления;
  • организационно-правовые документы;
  • инструкция;
  • реквизит документа.
  • бланк документа.
Запрещается воспроизведение или использование любых частей данного документа каким бы то ни было способом (графическим, электронным или механическим, включая изготовление фотокопий, запись, перенос на магнитную ленту или в системы хранения и поиска информации) без разрешения правообладателя – ООО "ТЕРМИКА". За получением разрешения следует обращаться по e-mail:market@termika.ru.
 
Автор документа Адресат Альбом унифицированных форм документов Архив Архивное дело Архивный документ Архивный фонд Архивохранилище Аудиовизуальный документ Аутентичность (электронного документа) Безопасность информации Бланк документа Вид документа Видеодокумент Виза Визирование Включение документа в СЭД Владелец архивных документов Владелец сертификата ключа проверки электронной подписи Внутренняя опись Временное хранение архивных документов Временное хранение документов Выделение документов к уничтожению Выписка из документа Графический документ Гриф ограничения доступа к документу Гриф согласования Гриф утверждения Данные Дата документа Дело Делопроизводство Депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации Документ Документ временного срока хранения Документ постоянного срока хранения Документальный фонд Документационное обеспечение (управления), ДОУ Документирование Документированная информация Документооборот Документопоток Достоверность (электронного документа) Доступ к документу Дубликат документа Жалоба Заверенная копия документа Заголовок дела Защита информации Заявление Изобразительный документ Индекс дела Индивидуальный срок исполнения документа Информация Информация, составляющая коммерческую тайну (то же, что и секрет производства) Использование архивных документов Источник комплектования (архива) Кинодокумент Клише печати Ключ проверки электронной подписи Ключ электронной подписи Коммерческая тайна Комплектование архива Конвертирование (электронных документов) (то же, что и конвертация (электронных документов)) Контроль исполнения документов Конфиденциальность информации Копия документа Критерии экспертизы ценности документов Лист согласования (визирования) документа Лист-заверитель дела Место составления (издания) документа Метаданные Миграция (электронных документов) Номенклатура дел Носитель (документированной) информации Обеспечение сохранности документов Обращение гражданина Объединенный архивный фонд Объем документооборота Оперативное хранение документов Опись дел структурного подразделения Организацияa хранения архивных документов Отметка о заверении копии Отметка о наличии приложения Отметка о поступлении документа Отметка об исполнении документа и направлении его в дело Оттиск Официальный документ Оформление дела Оформление документа Первичная обработка документов (то же, что и экспедиционная обработка документов) Перечень документов со сроками хранения Печать Письма Письменная корреспонденция Письменный документ Плотность документопотока Подлинник документа Подлинный документ Подписание (документа) Подпись Пользование архивными документами Постоянное хранение документов Предварительное рассмотрение документов Предложение Пригодность для использования (электронного документа) Признаки заведения дела Регистрационно-учетная форма Регистрационный номер документа (то же, что и регистрационный индекс документа) Регистрация документа Режим хранения архивных документов Резолюция Реквизит документа Сертификат ключа проверки электронной подписи Система документации Система управления документами Система электронного документооборота Сканирование документа Служба делопроизводства Согласование документа Средства документирования Срок хранения документов Табель унифицированных форм документов Текст документа Текстовой документ Типовой срок исполнения документа Унифицированная форма документа, УФД Уничтожение документов Упорядочение архивных документов Управление документами Утверждение документа Фонд пользования (архива) Фондообразователь Фонодокумент Формирование дела Формуляр документа Фотодокумент Хранение документов Целостность (электронного документа) Экспедиционная обработка документов (то же, что и первичная обработка документов) Экспертиза ценности документов Электронная копия документа Электронная подпись Электронное дело Электронное сообщение Электронный документ Электронный документооборот Электронный образ документа Юридическая значимость документа Юридическая сила документа Полный список терминов >>   Запрещается воспроизведение или использование любых частей данного документа каким бы то ни было способом (графическим, электронным или механическим, включая изготовление фотокопий, запись, перенос на магнитную ленту или в системы хранения и поиска информации) без разрешения правообладателя – ООО "ТЕРМИКА". За получением разрешения следует обращаться по e-mail:market@termika.ru.  
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ
  • Федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (с изменениями на 28 июня 2014 г.)
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями на 31 декабря 2014 г.)
  • Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями на 24 ноября 2014 г.)
  • Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (с изменениями на 05 мая 2014 г.)
  • Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (с изменениями на 04 октября 2014 г.)
  • Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (с изменениями на 12 марта 2014 г.)
  • Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" (с изменениями на 21 декабря 2013 г.)
  НОРМАТИВНЫЕ АКТЫПРЕЗИДЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
  • Постановление Правительства от 15 июня 2009 г. № 477 "Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти" (с изменениями на 07 сентября 2011 г.)
  • Распоряжение Правительства РФ от 05 января 2005 г. № 5-р "Об утверждении перечней федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Росархиву, Роскультуре и Роспечати" (с изм. на 10 марта 2009 г.)
  • Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 "О трудовых книжках" (с изменениями на 25 марта 2013 г.)
  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениями на 30 января 2015 г.)
  • Указ Президента РФ от 06 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" (с изменениями на 23 сентября 2005 г.)
  • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации" (с изменениями на 14 декабря 2006 г.)
  • Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с изменениями на 28 мая 2015 г.)
  • Постановление Правительства РФ от 04 сентября 1995 г. № 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности" (с изменениями на 22 мая 2008 г.)
  • Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 358-р "О сохранности документов по личному составу высвобождаемых работников"
  ДОКУМЕНТЫФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
  • Приказ Минкультуры от 25 августа 2010 г. № 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"
  • Приказ Минкультуры России от 08 ноября 2005 г. № 536 "О Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти" (утратил силу на основании приказа Минкультуры России от 11 мая 2010 г. № 260)
  • Постановление Госкомстата России от 05 января 2004 г. № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"
  • Приказ Минфина России от 22 декабря 2003 г. № 117н "О трудовых книжках"
  • Постановление Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69 "Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек"
  • Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс "Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ"
  • Постановление Минтруда России от 26 марта 2002 г. № 23 "Об утверждении Норм времени на работы по документационному обеспечению управленческих структур федеральных органов исполнительной власти"
  • Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.
  • Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденный руководителем Росархива 6 октября 2000 г. (утратил силу на основании приказа Минкультуры России от 26 августа 2010 г. № 63)
  • Приказ Росархива от 19 января 1995 г. № 2 "Об утверждении примерного положения о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия"
  • Постановление Минтруда России от 25 ноября 1994 г. № 72 "Об утверждении межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по документационному обеспечению управления"
  • Приказ Росархива от 18 августа 1992 г. № 176 "О Примерном положении об архиве государственного учреждения, организации, предприятия"
  • Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. Одобрено коллегией Главархива СССР 27 апреля 1988 г. Приказ Главархива СССР от 25 мая 1988 г. № 33
  ГОСТЫ
  • ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов
  • ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения
  • ГОСТ Р 50922-2006. Защита информации. Основные термины и определения
  • ГОСТ 6.10.4-84. Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения
  • ГОСТ 6.10.5-87. Унифицированные системы документации. Требования к построению формуляра-образца
  • ГОСТ 17914-72. Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования
  • ГОСТ Р 34.10-2001. Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи (применение прекращено с 01 января 2013 г., взамен введен ГОСТ Р 34.10-2012)
  Запрещается воспроизведение или использование любых частей данного документа каким бы то ни было способом (графическим, электронным или механическим, включая изготовление фотокопий, запись, перенос на магнитную ленту или в системы хранения и поиска информации) без разрешения правообладателя – ООО "ТЕРМИКА". За получением разрешения следует обращаться по e-mail:market@termika.ru.
 
Раздел 3. Организация работы с документами Часть 3.1. Организация документооборота ДОКУМЕНТООБОРОТ Документооборот – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки.1 Следует отметить, что в этом определении упор делается на словах "движение документов", то есть их пути из одного подразделения или от одного сотрудника к другому. При этом порядок движения документа (их путь) предопределен принятым управленческим процессом в данной организации. Например, если руководитель организации требует, чтобы все полученные документы сначала докладывались ему и только он будет назначать исполнителя, путь движения документа будет многоступенчатым сверху вниз. Если же в организации четко проведено разделение функций между структурными подразделениями и сотрудниками, большая часть документов пойдет сразу же в отдел к исполнителям, то есть путь будет другой, значительно короче. Точно также от принятого в учреждении порядка распределения обязанностей и делегирования полномочий сотрудникам зависит движение документа при согласовании и подписании. Таким образом, документооборот зависит от системы управления, он вторичен по отношению к ней, но в то же время именно документооборот, отражая систему управления, позволяет ее наглядно увидеть.2 Несмотря на вторичность порядка движения документов по отношению к целям и задачам организации, документооборот рекомендуется нормировать и регулировать. Так, например, в разделе "3.1 Организация документооборота" Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ) предлагается закреплять порядок прохождения документов внутри организации в специальных технологических схемах, разработкой которых занимаются службы документационного обеспечения управления (ДОУ). В таких схемах должны найти отражение все этапы и пункты прохождения документной информации, сроки обработки и исполнения документов. В технологической цепочке обработки и движения документов выделяются этапы:
  • прием и первичная обработка поступающих в организацию документов;
  • предварительное рассмотрение и распределение документов;
  • регистрация документов;
  • контроль исполнения;
  • информационно-справочная работа;
  • исполнение документов, их составление, согласование, оформление;
  • отправка или направление в дело.
Каждый из вышеуказанных этапов может быть выполнен как в традиционной, так и автоматизированной технологии.3 Документооборот с использованием автоматизированной информационной системы (системы электронного документооборота) называют электронным документооборотом.4 Вследствие того, что документооборот отражает систему управления, позволяя ее наглядно увидеть, анализ документооборота крайне важен для совершенствования работы управленческого аппарата. При этом, проводя анализ документооборота, в качестве объекта исследования можно рассматривать отдельный документ, документопоток, документационный технологический процесс. Однако основополагающим объектом исследования и совершенствования можно назвать документопоток. Документопоток – это совокупность документов одного вида или назначения, имеющих единый маршрут.5 В каждой организации можно выделить следующие потоки документов:
  • поток входящей документации, состоящий из поступающих в организацию документов;
  • потоки внутренней документации, состоящие из документов, созданных в организации и не предназначенных к выходу за ее пределы;
  • поток исходящей документации, состоящий из документов, предназначенных для отправки в другие организации.
Документопоток характеризуется следующими основными параметрами:
  • содержанием или функциональной принадлежностью;
  • структурой;
  • режимом или цикличностью;
  • направлением;
  • плотностью.
Содержание документопотока характеризуется составом документов, входящих в него, и составом информации, закрепленной в этих документах. Структура документопотока описывается признаками, в соответствии с которыми может быть осуществлена классификация документов и их индексация, сформирована система научно-справочного аппарата по документам организации. В значительной степени структура документопотоков соответствует функционально-целевому назначению составляющих его документов. Режим или цикличность документопотока определяется изменением во времени его информационной нагрузки. Такие изменения обычно связаны с цикличностью планирования и подведения итогов работы, сезонным уменьшением деловой, политической и управленческой активности, внутренними ритмами работы организации. Направление документопотока зависит от содержания конкретного технологического звена обработки документов: регистрируемые и нерегистрируемые документы, документы, по которым осуществляется и не осуществляется контроль исполнения службой ДОУ и т.д. На направление документопотока влияет также способ оценки и удостоверения составляющих этот поток документов: согласование, утверждение, ознакомление и другие.6 Плотность документопотока измеряется количеством документов, проходящих через определенный пункт обработки за единицу времени.7 Количество документов всех потоков, независимо от способа создания, получения (доставки), т.е. включая факс, электронную почту, доставку курьером или посетителем, составит суммарный объем документооборота организации.8 Объем документооборота – это количество документов, поступивших в организацию и созданных ею за определенный период.9 Величина документооборота нужна для:
  • расчета эффективности применения средств автоматизации и механизации делопроизводства;
  • расчета необходимой численности делопроизводственного персонала;
  • определения загруженности службы ДОУ, в том числе секретаря руководителя и секретаря структурного подразделения.
В целом объем документооборота показывает загруженность всего управленческого аппарата, т.к. всем его работникам приходится иметь дело с документами.10 При подсчете документооборота рекомендуется отдельно учитывать документы и их копии, выражая это число дробью, где в числителе количество обрабатываемых в организации документов, а в знаменателе количество их копий. Например, 10814/15375. Подсчет ведется обычно по регистрационным формам входящих, внутренних (обычно по видам) и исходящих документов. При этом следует учитывать, что в большинстве организаций, как правило, учитывается лишь число зарегистрированных входящих документов, а документы, не подлежащие регистрации, редко подсчитываются, хотя их количество значительно превышает количество зарегистрированных документов. Внутренние документы также далеко не всегда регистрируются. Например, докладные и объяснительные записки, справки и т.п. и поэтому их количество точно подсчитать трудно.11 Кроме того, не учитывается движение копий документов, которые в средних и крупных организациях, еще не перешедших на автоматизированные системы делопроизводства, могут существенно увеличивать общее количество документов. Простейшая форма справки об объеме документооборота приводится в приложении 19 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденной приказом Минкультуры России от 08 ноября 2005 г. № 536. (утратила силу на основании приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 11 мая 2010 г. № 260). Возвращаясь к анализу документопотоков, можно отметить, что основными целями исследования документопотоков организации являются:
  • повышение эффективности управленческой деятельности;
  • ускорение движения документов в организации;
  • уменьшение трудоемкости обработки документов.12
Для анализа и фиксации движения документов достаточно простым и наглядным средством является составление графических оперограмм и маршрутно-технологических карт, в которых поэтапно отражаются операции, проводимые с документами, их исполнители, порядок выполнения операций. Маршрутно-технологические карты могут быть дополнены временными, а также финансовыми затратами на каждом этапе прохождения документов. Кроме оперограмм и маршрутно-технологических карт для наглядного представления, быстрого изучения порядка составления и обработки отдельных документов, а также обучения этому вновь принятого персонала с минимальными затратами могут быть использованы и другие методы наглядного представления движения документной информации: технологические цепочки, графики, схемы, документограммы и т.д. При необходимости также могут применяться и более сложные методы обработки собранных сведений, например, построение информационных моделей. После получения результатов анализа структуры документооборота можно проводить оптимизацию документооборота, рационализируя его. _____ 1 ГОСТ Р 7.0.8-2013. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - Введ. 2014-03-01. - М.: ФГУП "Стандартинформ", 2014. - Пункт 73. 2 Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). 4-е изд. испр. и допол. – М.: ООО "Журнал "Управление персоналом", 2003. – 408 с. 3 Кузнецов С.Л. Современные технологии документационного обеспечения управления: 2-ое издание, переработа<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: