ЯПОНИЯ(номеров билетов нет-сплошной текст)




Сначала в Японии парки обустраивались по типичному китайскому образцу – с рукотворными холмами, павильонами и характерной пейзажной трактовкой композиции. Но постепенно основные идеи Китая трансформировались в собственное направление садово-паркового искусства, с целой системой канонов.История садово-паркового искусства Японии насчитывает тридцать столетий. Она тесно связана с японской живописью – изображениями водопадов, озер, долин, гор, скал. Парк или сад предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроение у человека было главной целью японского ландшафта. Существенный отпечаток на садово-парковое искусство Страны восходящего солнца наложили естественно-природные условия. Это и влажный субтропический климат: местами с различным количеством осадков, солнечных дней и колебаниями температур. Это и своеобразный рельеф, явившийся основным элементом композиции, подчас рукотворный с разнообразными водными устройствами – прудами, речками и водотоками, скалами различной величины и формой, богатым ассортиментом древесных пород: вечнозеленых, хвойных, лиственных, красиво цветущих деревьев и кустарников. Древесно-кустарниковая растительность для оформления сада подбиралась очень тщательно. Почти отсутствовал цветочный декор. Вечнозеленая флора в саду являлась источником блаженства и покоя. Доминирующим элементом считалась сосна обыкновенная, ценившаяся за высокий стройный ствол, стойкость и ажурность кроны. В одиночной посадке, как солитер, она воспринимается на фоне газона акцентом и дает эффектное отражение в воде. Палитра хвойных многокрасочна: здесь и кедр, и ель, и можжевельник, и тис, и кипарис и др. то же можно сказать, и о лиственных, и о красиво цветущих породах: наряду с плодовыми весьма часто применяются рододендроны, магнолии, форзации. Реликтовое дерево гингко и камфорное дерево – не редкость. Японцы всегда любили вишню сакуру и персиковое дерево за красоту цветения в весенний период, клен за великолепную пурпурную осеннюю листву. Часто недалеко от дома высаживались банановые деревья специально, чтобы во время дождя слушать «музыку капель» и дополнять зрительные впечатления слуховыми.А лотосы на прудах — в особом почете. Однако предпочтение отдается ирисам, хризантемам и пионам. Вдоль аллей сплошь покрывающие склон холма стриженые кустарники создают зеленый фон, демонстрируя свои «прически» в виде шаров и кубов. Трудно представить японский сад без бамбука — «подлинного классика», а среди травянистых прочное место завоевали хосты с их сердцевидными элегантными листьями. Старинный японский сад не знал газона. Открытые пространства покрываются речным песком, украшенным бороздками, иногда со сложными узорами. Японцы не стремятся к яркому красочному антуражу своего сада. Он скорее одноцветен. Один из одобряющих штрихов природы — мох разных оттенков и одноцветный. Весь пейзаж строится на массе нюансов крон деревьев или побегов кустарников или их листвы. Японский сад (или парк) существует трех видов:

1) сад с холмами и водоемами;

2) плоский сад с водоемами и островами;

3) плоский сад без водоемов.

 

В японских трактатах по садово-парковому искусству рекомендовался следующий баланс территории дворцово-паркового ансамбля:

1) под здания — 40 % от общей территории;

2) под открытые пространства сада или парка —30%;

3) под закрытые пространства — 30%.

 

Создатели садов и парков стремятся к копированию природы, к естественному равновесию, гармонии свободного и заполненного пространств, предпочитают мягкость общего зеленого или серого тонов. В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни. А солистами служат каменные фонари, мосты, мощение из плит. Популярна в ландшафтном искусстве Японии теория контрастов, берущая свое начало с XIII в. В жизни существует контраст двух сил — активной и пассивной. Высокий камень — господствующее, активное начало, камень лежащий - пассивное. И они должны быть противопоставлены. Скажем, по теории контрастов высокий фонарь непременно ставится около низкого развесистого дерева. В Японии существовали в основном четыре типа садов:

1} императорские;

2) сады при монастырях;

3) миниатюрные садики при жилых домах;

4) сады чайных церемоний.

Первые сады появились в VII в.

По типу художественного воздействия на человека сад обычно сравнивали с пейзажем в живописи. И здесь и там нет определенной конкретности, но обязательно присутствует общая конструктивная схема: горы - "скелет" природы, вода - ее "кровь". Само соотношение горы-воды (по-китайски шань-шуй, то есть пейзаж) выражает главный и самый общий космогонический принцип, единство и противоположность двух начал - инь-ян. Положительное, светлое мужское начало ян олицетворялось горой или камнем, а отрицательное, темное женское начало - водой.

 

Сады японии, НАПРИМЕР

Сад Тэнрюдзи

Ярким примером садово-паркового искусства Японии является сад Тэнрюдзи близ Киото. Окрестности храма Тэнрюдзи с древности были так прекрасны, что их называли Хорай Сэнкё - страной вечной радости. Сад Тэнрюдзи разноплановый. Он включает и песчаный сад, и сад мхов, и композиции из камней. В центре сада расположен водоем в форме иероглифа «сердце». За этим озером поднимаются вверх деревья, которые позже переходят в естественный лес на склоне горы Арасияма. Именно этот склон служит фоном для всей панорамы сада.Главная достопримечательность сада Тэнрюдзи - группа камней, символизирующих водопад.

2. Сад Кэнрокуэн (Канадзава). Сад Кэнрокуэн является одним из прекраснейших образцов японского паркового искусства. Кэнрокуэн входит в тройку лучших ландшафтных садов страны, деля славу с парками Кайракуэн (в Мито) и Коракуэн (в Окаяме). Задуманный в 70-х годах XVII века как внешний сад замка Канадзава, он долгое время оставался частной собственностью клана Маэда. На претворение в жизнь всех задумок архитекторов ушло более 200 лет. Сад был открыт для посетителей в 1871г. Кэнрокуэн означает «сад шести качеств»: простора, уединения, духа древности, изобретательности, текущей воды и видов. В раскинувшемся на 10 га парке каждое дерево, ветвь, камешек в ручье были продуманы и художественно выверены. Каждый сезон парк встречает в новом наряде, меняя их, как актер театра Кабуки свои костюмы. Весной это пастельные облака цветов сливы и сакуры, как бы зацепившиеся за голые ветви деревьев, летом — все оттенки зелени, служащей изящным обрамлением для цветущих азалий, орошаемых самым древним в Японии фонтаном, осенью — пурпур увядающей листвы кленов и дзельквы, зимой — пышность снежного покрывала, сквозь которое прорываются укутанные соломой от мороза свечки растительности. В естественный пейзаж вкраплены изделия рук человеческих — каменные фонари, изящные мостики над водными потоками, чайные домики. Так, на берегу озера находится двуногий каменный фонарь, который называется Котодзи за его форму кобылки струнного инструмента кото. Но они не разрушают природного очарования, а лишь придают ему законченность.

 

По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома Дворцовые сады появились в Хейанский период (IX— XII вв.), который характеризуется утонченностью, небывалым развитием искусства. Сад приобретает изысканные формы и используется как для развлечений и придворных празднеств, так и для созерцания, размышления и отдыха. Подобно театральной декорации, его композиция строится фронтально и воспринимается как из дома, так и с воды. Искусство дворцовых садов сформировало специфический жанр со своими признаками и канонами. Сад при дворце имеет свою типологическую планировочную схему, его основу составляют озеро и остров. Дворцовые сады отличаются художественной завершенностью и лаконичностью.
Сады при дворцах, как правило, занимали достаточно большую площадь и предназначались для прогулок. В связи с этим неотъемлемой частью таких садов являлись следующие сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Все в этих садах располагало к созерцательности и размышлению. В дворцовых садах обычно имелись небольшие арочные мостики, пагоды, композиции из естественного камня. Как правило, важное значение в них имел эффект текущей воды. Лучшим вариантом был журчащий ручей, впадающий в озеро. Переходом через ручей служили дорожки из плоских камней или несколько деревянных мостиков. Материал и конструкция обязательно соответствуют функциональному назначению, способствуя формированию зрительного впечатленияСады при храмах создавались по принципу монохромной картины, все элементы которой соответствовали одному общему замыслу. Некоторые храмовые сады предназначались для созерцания из помещения. Часто при храмах создавались сады «паре сансуй» — так называемые сухие пейзажи, где горы и озера обозначаются строгой до аскетизма композицией из камней и песка. Такой вид сада появился в XII—XIII вв. вместе с дзэнским плоским садом, тоже небольшим по площади и иногда окруженным стеной. Главной целью и задачей храмовых и монастырских садов было пробудить постоянно обновляющееся ощущение сопричастности человека к жизни природы, а также стремление максимально приблизиться к ее ритму. Монахи прогуливались по саду, проникаясь меланхолическим настроением, достигали полной отрешенности от повседневной жизни.Если вы живете в коттедже или в частном доме, то можете создать сад у жилого дома. Как правило, при японском доме устраивался небольшой сад, который как бы расширял границы дома. Пространство его строилось с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. С разных точек зрения открывались новые перспективы, каждое растение и каждый камень занимали свое точно найденное место. Основным принципом создания сада у жилого дома была гармония всех элементов. Но при этом они не должны быть одинакового размера, а в их размещении не должно быть симметрии. Существовали сады, где главными элементами являлись мхи, камни или водоемы, определяющие цвет и композицию всех остальных составляющих. Б создании сада у жилого дома важную роль играет вода. Несколько водоемов могут соединяться водопадами или мостиками из толстых прямых досок, а также крупных камней, положенных на дно ручья. Как правило, в саду у жилого дома сажались лиственные и хвойные растения: сосна, слива, вишня, камелия, азалия, бамбук, клен, жимолость.
Хорошо, если сад будет иметь замкнутые контуры, например расположите его между стеной и забором. Во-первых, это будет соответствовать традиции, а во-вторых, не возникнет проблема стилевой связи с окружающей местностью. Такой садик может служить буфером между интерьером дома и участком. В таких случаях можно использовать характерные текстуры: плетеные бамбуковые изгороди, мох, гравий.
При создании сада у жилого дома помните, что светлые поверхности строений очень хорошо сочетаются с темными деревьями. В этом проявляется один из основных принципов в создании японского сада — принцип контраста: светлое и темное, большое и малое, широкое и узкое. Существует еще два не менее важных принципа, о которых полезно помнить: в малом добиваться большого, отличать главное от второстепенного.

Чайный сад.

Способы разбивки сада можно подразделить на четыре сильно различающихся категории: естественный пейзаж, подражающий природе, пейзаж, суть которого – уединение, сухой пейзаж, позволяющий ощутить воду там, где её нет, и сад плоский - сад хиранива. Для чайного сада хороша любая категория, если главное в ней - ваби. В слове родзи, которым по-японски называют чайный сад, присутствует иероглиф «дорога», т. к. саду первоначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному павильону. При этом родзи должен состоять из двух садов с различными по характеру пейзажами, называемых «внутренним родзи», расположенным перед павильоном, и «внешним родзи», разбиваемым перед воротами, ведущими во внутренний родзи. Если одна часть сада представляет собой, скажем, густую рощу, то желательно, чтобы другая часть расстилалась подобно полю, отображая прелесть сельской природы. Правда, современные чайные сады редко разделяются на внутренний и внешний, за исключением тех случаев, когда чайный сад устраивается в одной из зон большого парка. Ворота, расположенные на границе между внутренним и внешним родзи, являются традиционным элементом чайного сада, как и фонарь, и цукубаи («сидеть на корточках»), каменный сосуд для ритуального омовения, мати-аи – скамейка, на которой гости ожидают хозяина, устраивающего чайную церемонию. Эти элементы помогают погрузиться в чайное самадхи. Кроме того, проходя мимо них, люди невольно любуются садовым пейзажем.На самом деле, тяною начинается уже с момента вхождения в родзи, поэтому при его устройстве следует обратить самое пристальное внимание на создание в нём атмосферы естественности, являющейся необходимым признаком ваби. Тем или иным образом надо сделать так, чтобы при довольно большой фактической затрате труда не чувствовалось искусственности. Главным является то, что вообще свойственно для тяною – воздержание от роскоши, почитание мира и покоя, а отнюдь не пышное великолепие и состязание в оригинальности. Чрезвычайно важно и то, что родзи отделяет чайный павильон от обычного жилого пространства, становясь «дорогой вне бренного мира». Вход в павильон устраивается отдельно от жилых комнат, и гость, проходя по родзи, оценивая его прелесть, отряхает мирскую пыль, успокаивает своё сердце, погружается в состояние тяною. По-видимому, в этом покое суть чаепития.В настоящее время из-за тесноты земельных участков и высокой стоимости такого предприятия стало всё труднее устраивать традиционные родзи с обязательным чайным павильоном и скамейкой. Тем не менее при его создании нельзя пренебрегать старыми приёмами и знаковыми элементами сада, такими, как фонари, цукубаи, тобииси, которые специально укладываются неравномерно, чтобы сделать прохождение тесного садового пространства неспешным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: