ПЕРВОВОСХОЖДЕНИЕ НА ПИК МОСКВА

Утро выдалось ясным, безоблачным и тихим, но мы были измучены переходами предшествующих дней, и о восхождении в тот же день на пик «5183» не могло быть и речи. Трое из нас даже начали агитацию за немедлен­ное возвращение в Кштут: сделано много, время уже позднее — нужно спешить в Москву, к своим делам.

Приняли решение посвятить день изучению района юго-западной группы вершин и обследованию подходов к пику «5183». Нам с Мухиным не хотелось возвращать­ся к «мирной жизни», не попытавшись добиться победы еще над одним «пятитысячником». С целью разведки пути на вершину пика «5183» мы направились к его подно­жью, надеясь найти достаточно удобный выход на седло­вину между его вершиной и пиком Амшут; путь же от седловины к вершине казался нетрудным.

Выйдя в полдень, мы примерно через час по камням морен и галечнику бывшего русла потока подошли к ба­раньим лбам, сглаженным скалистым уступам, метров в двадцать высотою. В самой низкой части уступа с него ниспадал небольшой поток, скрытый ледяной оболочкой сосулек, придававших ему вид замерзшего водопада.

Сначала мы остановились перед этим препятствием, но, внимательно осмотрев каменную стену, обнаружили в ней узенький камин и, связавшись, стали осторожно под­ниматься по нему. К своему удивлению, мы довольно бы­стро преодолели подъем и увидели перед собой амфите­атр сглаженных скальных стен, над которыми оправа поднимались крутые фирны, уходящие к вершине пика «5183», слева — скалистый массив пика Амшут, а впере­ди виднелась седловина между этими вершинами. От сед­ловины поднимался фирновый склон северо-восточного гребня, по которому, как мы видели еще с вершины пика Энергия, был прямой путь на вершину. Попасть на седловину, — значит разрешить задачу восхождения на пик «5183».

Внимательно осмотрев скалы, мы заметили идущую слева вдоль стены амфитеатра крутую полку, переходящую выше стены в осыпь. Тогда мы поднялись по этой полке и в три часа дня уже стояли на седловине, на высоте около 4400 м. Перед нами на востоке предстали почти все главные вершины Фанских гор: Чимтарга, Энергия, Скальная стена, пик Черный, Малая Ганза, Большая Ганза, пик Красных Зорь. На переднем плане к северу от Скальной стены был виден перевал в верховье реки Apr, к югу — Двойной перевал. Внизу, километра на три, про­тянулся пройденный нами по пути к Двойному перевалу ледник; гребень, на котором мы стояли, отвесно обрывал­ся к этому леднику; наклонные плиты местами нависали над обрывом.

К северу от седловины гребень повышался и, стано­вясь все круче, поднимался к вершине Амшут; к югу, сразу от седловины, начинались фирны пика «5183», сползающие по крутому склону на запад в амфитеатр и постелено сходящие там на нет. На северо-востоке они нависали над обращенной в сторону ледника стеной, вре­мя от времени обрушиваясь вниз небольшими лавинами. Подъем по фирну близ седловины был не крут, по крайней мере, в нижней части, путь к вершине был ясен, и нам казалось, что от седла его можно пройти налегке за четыре-пять часов. Подъем от базы на седло занял у нас около трех часов, спуск займет значительно мень­ше, значит, весь подъем от базы до вершины может быть совершен за семь-восемь часов, а со спуском, по всей ве­роятности, понадобится не более 12 часов. Восхождение становилось вполне реальным. Сделав засечки, сложив тур и оставив в нем записку, мы отправились вниз. Через полчаса мы были уже у водопада, а еще через час — на своей базе.

Романов, Чернышев и Арсеньев, ходившие на водо­раздельный гребень между реками Амшут и Ахмат, что­бы сделать фотоснимки юго-западной группы с запада, вернулись немного раньше нас. После обеда долго обсу­ждали вопрос о восхождении на пик «5183»; взвесили все «за» и «против». Наконец, решили: завтра, если не испортится погода, не позднее шести часов утра идем на восхождение вчетвером, Романов остается на базе.

К началу седьмого часа утра, оставив спальные меш­ки и палатки и взяв с собой только легкие рюкзаки и альпинистское снаряжение, мы вышли из лагеря. Через сорок минут мы были у водопада; он почти полностью замерз: вода еле бежала подо льдом. По знакомому пути мы начали не торопясь, но довольно 'быстро подниматься и около девяти часов утра уже были на седловине.

Через полчаса, надев кошки и связавшись по двое, мы ступили на фирн. Мы с Мухиным шли впереди; за нами во второй связке Чернышев и Арсеньев. Первые сотни метров шли по твердому, обледенелому фирну, ме­стами гладкому, местами покрытому небольшими кальгаспорами. Скоро впереди показался массивный скальный выступ. Дальше можно было идти или вправо от скал к крутому фирну прямо в направлении вершины, или, тра­версировав пологий фирновый склон левее скал, выйти на северо-восточный снежный гребень и по нему продол­жать путь. Мы выбрали второй вариант — пошли по фир­новому склону, полого опускавшемуся к северо-востоку, увязая почти по колена в глубоком мягком снегу.

Перед выходом на гребень путь преградила широкая предкарнизная трещина. Ее можно было перейти по пере­кинувшемуся через нее снежному мостику, но прочность фирнового карниза, по которому легче всего было бы идти к вершине, была сомнительна.

С надежной страховкой товарищей я осторожно пере­сек трещину, почти ползком подобрался к краю карниза и заглянул вниз. Карниз нависал над страшным обрывом, уходившим вниз на несколько сот метров, но толщина его перегнувшегося за гребень фирнового покрова была до­статочной, и фирн, обледеневший в нижней части карни­за, прочно держался на скальном основании. Всей группе можно было без риска выходить на гребень.

Прямо перед нами на юге поднималась прекрасная вершина пика Сахарная голова. Эта белоголовая верши­на, действительно, прекрасна: она обрывается неприступ­ными скалами во все стороны и только на северо-западе соединяется с пиком «5183» узким крутым гребнем с не­большой промежуточной вершиной на нем. Единственный путь на вершину идет по этому гребню. Особенно труд­ным он будет, вероятно, на переходе от соединительного гребня к гребню самой вершины, где даже снег не дер­жится на крутых сглаженных скалах.

После короткого отдыха мы пошли вверх вдоль юж­ной стороны гребня. Склон становился все круче, но кальгаспоры помогали хорошо держаться на нем. Скоро мы подошли к очень крутому, совершенно гладкому ледяно­му склону метров в десять высотою, на котором при­шлось вырубить десятка два ступеней. За ним последовал небольшой скальный участок, который мы прошли, не сни­мая кошек.

Теперь мы снова попали на северный склон. Твердый фирн круто уходил вправо вниз на многие сотни метров; место было опасное: если споткнешься, то задержаться будет почти невозможно, а фирновый склон кончался скальным обрывом в 300-400 м высотой. Мы удвои­ли осторожность. К счастью, кошки хорошо держались на шероховатой поверхности фирна.

Обойдя снизу вторую скальную грядку, мы опять ста­ли подниматься к самому гребню, свисавшему на юг го­товыми сорваться вниз фирновыми массами. На крутом обледеневшем склоне нам пришлось вырубить еще десят­ка три ступеней и «лоханок». Так в несколько приемов мы вновь вышли на фирновый гребень и пошли по нему к скалам, выдерживая необходимое расстояние от края. Здесь было менее круто, нежели на склоне, идти было легче и менее опасно.

Вершины Фанских гор с юго-запада (панорама).

1 – Чимтарга; 2 – пик Энергия; 3 – Большая Ганза; 4 – Малая Ганза 5 –пик Чер­ный,

6 — пик Скальная стена; 7 — перевал Двойной

Фирновый гребень был недлинен: скоро мы подошли к скалам вершинного гребня, сняли кошки и поднялись на гребень, имеющий вверху ширину около метра. Он состоял из ряда небольших округлых «жандармов», повы­шающихся к юго-западу; мы брали их «в лоб» и только последний перед вершиной обошли по узкому карнизу с северной стороны. Путь по гребню был в общем не тру­ден, но при прохождении его требовалась большая осто­рожность. Он обрывался на юго-восток почти отвесными скалами и падал на северо-запад очень крутым обледе­нелым фирновым склоном не менее, чем на тысячу метров.

В 12 часов 40 минут дня мы уже стояли на высшей точке пика. На самой вершине негде было сложить тур, и мы использовали для этой цели маленькую площадку метра на полтора ниже высшей точки.

Нам очень понравилось это восхождение. Но как наз­вать вершину?

Кто-то предложил назвать ее «Москвой», в честь любимого родного города — сердца нашей Родины; все под­держали это предложение.

Вершина пика Москва (5183) с востока

Фото Б.А. Чернышева

Выполнили обычный ритуал: записку с нашей оцен­кой степени трудности восхождения, датой восхождения и именами первовосходителей спрятали в консервную бан­ку, которую заложили в каменный тур.

Пока Чернышев и Арсеньев выполняли эти обязан­ности, остальные занялись наблюдениями. Погода немного испортилась, начавшее затуманиваться еще с утра небо теперь было почти сплошь затянуто слоистыми облаками, исчезла ясность в планах, которую дает в горах боковое солнечное освещение. Надежды на хорошие снимки не оправдались.

С вершины пика Москва в секторе горизонта от севе­ра до востока были видны все пятитысячники централь­ной части главного хребта Фанского массива. Ни одна из средних вершин не выделялась своей высотой, их кон­туры сливались на высоте в 5000-5200 м в одну до­вольно ровную линию, только Ганза и Чимтарга стояли по флангам, не имея себе равных ни по высоте, ни по массивности.

На севере ближе всех Других вершин стоял суровый скалистый Амшут, за ним — стена Двойного пика и еще дальше — Сары-шах — массивная вершина, высотою не­многим менее пяти тысяч метров. Характерная особен­ность пейзажа северной половины горизонта — малая заснеженность склонов: куда ни взглянешь, всюду скалы и скалы, и только кое-где на них видны небольшие пятна снега.

На южной половине горизонта виднелись те же ска­листые вершины и гребни, но ущелья между ними были заполнены ледниками, а все пологие участки, углубления и морщины были покрыты снегом. От этого вершины вы­глядели гораздо красивее. Особенно хороша была пре­красная Сахарная голова, стоявшая невдалеке на юго-востоке, на фоне многочисленных менее высоких, но более снежных вершин. На юго-западе громоздились темные, сильно заснеженные пики в районе перевала Дукдон и урочища Сары-ходан. Лишь западный сектор горизонта был относительно свободен: за ущельем реки Вору лежа­ли спокойные гребни, едва ли превышающие четыре тыся­чи метров.

Итак вершина покорена, тур сложен, буссольные за­сечки сделаны, панорамы сфотографированы, — можно возвращаться. В половине второго немного озябшие мы начали спуск, точно придерживаясь пути восхождения, и к шести часам вечера вернулись в свой лагерь.

Расчет оказался верным: восхождение заняло немного менее двенадцати часов. За это сравнительно короткое время мы поднялись по вертикали на высоту больше, чем в полтора километра и успели спуститься обратно. После многодневных переходов и восхождений мы были уже хо­рошо тренированы и той усталости, которой сопровожда­лись наши первые восхождения, мы не чувствовали.

Наше второе путешествие было закончено интересным комбинированным восхождением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первовосхождением на пик Москва мы закончили свой второй поход в Фанские горы. Маршрутами этого похода были охвачены северная группа вершин Фа неких гор, центральная часть главного хребта от Малой Ганзы до пика Энергия и юго-западная группа.

Альпинистские итоги похода можно 'было признать вполне удовлетворительными. Нам не пришлось поднять­ся на вершины северной группы — Чапдару и пик «5304», но мы обследовали подступы к ним и установили, что путь к этим вершинам лежит через ущелье между Чапдарой и Замком.

Мы совершили первовосхождение на Малую Ганзу, высотой 5031 м, в главном хребте Фанских гор. Это вос­хождение, совершенное из долины реки Сурх-об по очень крутому ледяному склону, мы оценили по II-Б категории трудности. Той же оценки заслуживает сделанное нами восхождение на пик Энергия с перевала Чимтарга, по обледенелому северо-западному склону вершины, в вари­анте несколько более сложном, нежели первовосхожде­ние группы Казаковой в 1937 г.

Наиболее интересным восхождением этого года нам показалось первовосхождение на пик Москва (5183 м). Трудность этого восхождения мы оценили первона­чально по III-А категории (на что и указали в записке, оставленной на вершине), но позднее пришли к выводу, что было бы правильнее считать его восхождением II-Б категории трудности.

Во время похода нам пришлось преодолеть восемь перевалов высотой от 3600 до 4750 м, в том числе три перевала через главный хребет Фанских гор: перевал к северу от вершины Малой Ганзы (II-Б категории трудно­сти), перевал Всесоюзной академии архитектуры (I-А ка­тегории трудности) и перевал Чимтарга (подъем по ку­луару с востока, II-А категории трудности).

Значительно обогатились наши представления об оле­денении Фанского массива. При обследовании подходов к вершинам северной группы мы отметили ледники в се­верном цирке Чапдары, в верховьях реки Бай-ходжа, в ущелье между Чапдарой и Замком; на главном хребте были отмечены и в большей части пройдены ледники в верховьях реки Сурх-об, открытый при обработке мате­риалов походов 1937 г. северо-западный ледник Малой Ганзы, ледники между Замком и пиком Энергия.

Работа в юго-западной группе вершин дала наиболее значительные результаты. Здесь было прослежено на­правление хребтов от пика Энергия до пика Сахарная голова, определено положение последнего, уточнено место­положение пика Москва (5183 м), отмечено несколько ледников. Уточнено было также расположение ледников восточного цирка Чимтарги и верховьев Правого Зиндона, открыто озеро Верхнее Алло в верховьях Левого Зиндона и отмечены не показанные на картах Мутные озера у подошвы восточного склона Чимтарги и озеро Бирюзо­вое в бассейне правого верхнего притока реки Южный Казнок (верховья реки Apr).

Буссольные съемки и фотосъемки, производившиеся при обследовании, позволили внести новые значительные исправления и дополнения в карту Фанских гор, приняв­шую теперь вид, изображенный на схеме III. Из сравне­ния схем I, II и III можно судить о характере уточне­ний и дополнений, произведенных в результате обследо­ваний 1937 и 1939 гг.

Результаты работ 1939 г. дают основание считать аль­пинистское обследование основной, наиболее интересной, части Фанского массива законченным. Не освещенными остались лишь северный склон Замка, верхняя часть лед­ника Правый Зиндон и район Двойного пика между до­линами Амшут и Зиндон, не обследовались также флан­говые части главного Фанского хребта от пика «5170» до горы Газныч на западе и горы Зинах на востоке.

Сделанные нами и группой Казаковой восхождения, конечно, не являются наиболее трудными в Фанских го­рах и не исчерпывают возможностей интересных восхож­дений в этом районе. Ведь еще не покорены оба пятиты­сячника северной группы — Чапдара и пик «5304»; не
было восхождений на Замок и соседний с ним пик Чер­ный. Нетрудное восхождение на Замок, расположенный в центре вершин северной группы, должно быть исключи­тельно важным для изучения орографии Фанских гор, но может быть очень ценным и для геологического их изу­чения, если учесть наличие больших гранитных морен у подножья гигантской глыбы известняка, представляющей массив горы Замок.

Интересные задачи стоят перед альпинистами в юго-западной группе. Еще ждет своих покорителей прекрас­ная Сахарная голова; интересные и трудные скальные вос­хождения могут быть совершены здесь на пики Амшут, Двойной и Скальная стена. Для любителей-скалолазов большой интерес представят труднейшие восхождения на Чимтаргу, Ганзу и Энергию по южным скальным стенам. Можно рекомендовать также восхождения на фланговых отрезках Фанского хребта. На западном фланге осо­бенно интересно восхождение на Сары-шах, с которого должен открываться прекрасный вид на Чимтаргу и юго-западную группу; на восточном фланге очень инте­ресна и, по всей вероятности, очень трудна вершина в хребте Зинах высотою не менее 4500 м, белым клыком врезающаяся в небо.

III. Схема Фанских гор (с уточнениями А.С. Мухина по материалам походов 1937 и 1939 гг.)

Оглядываясь еще раз на пройденные нами маршруты, на казавшиеся неприступными, но покорившиеся челове­ку огромные снежные вершины, на бирюзовые и изумруд­ные озера, то затененные суровыми отвесными скалами, то окаймленные зарослями кудрявой березы и арчи, мы представляем себе недалекое будущее Фанских гор. Изви­вающиеся ленты дорог побегут по живописным ущельям, белые палатки альпинистских лагерей появятся на бере­гах озер Алаудин, легкие деревянные павильоны турист­ской базы раскинутся на Куликалонских озерах, краси­вые здания высокогорной климатической станции будут отражаться в прозрачных водах Искандер-куля. Пытли­вые, смелые, сильные советские люди, горячо любящие свою замечательную Родину, умеющие ценить ее исклю­чительные природные красоты, освоят этот чудесный уго­лок нашей необъятной страны.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев П.А. Таджикистан. Гос. изд-во Тадж. ССР, Сталинабад, 1947.

2. Вяткин В.Л. Городище Афрасиаб. Археологический очерк. Изд. Главнауки Наркомпроса Уз. ССР (Самарканд, 1926).

3. Вяткин В.Л. Памятники древностей Самарканда. Издание 3-е. Самарканд. 1933.

4. Гафуров Б. и Прохоров Н. Таджикский народ в борьбе за свободу и независимость своей родины. Очерки из истории тад­жиков и Таджикистана. Сталинабад, 1944.

5. Денике Б.П. Искусство Средней Азии. Центр. Издательство народов СССР. Москва, 1927.

6. Засыпкин Б.Н. Архитектура Средней Азии, изд. Академии архитектуры СССР. Москва, 1948.

7. Караулов Н.А. Белый уголь Таджикистана. Таджикско-Памирская экспедиция. Вып. 76. Изд. Академии наук СССР. Москва 1937.

8. Корженевский Н. На озеро Искандер-куль. Ежегодник Русского горного общества, 1911. Москва, 1915.

9. Маджи А.Е. К истории феодального Ходжента. Материалы по истории таджиков и Таджикистана. Сборник № 1. Сталинабад, 1945.

10. Массальский В.И. Туркестанский край. Россия. Полное географическое описание нашего отечества, т. 19, СПб., 1913.

11. Промптов Ю. Кухистан — страна гор. Гос. изд-во «Физ­культура и спорт», Москва, 1939.

12. Щукин И.С. и Гилярова М. А. Таджикистан. Материалы Гаджикско-Памирской экспедиции 1933 г., вып. XXIII. Ленинград, 1936.

13. Фаугдилайн В. Поездка к Зеравшанскому леднику. Еже­годник Русского горного общества, 1913, Москва, 1916.

14. Эстрин А.И. Об энергетическом использовании верховьев р. Зеравшана. Сб. «Проблемы Таджикистана», т.I. Изд. Академии наук СССР, Ленинград, 1933.

СОДЕРЖАНИЕ

От редактора................................................................................................... 3

Введение........................................................................................................... 4

Поход 1937 года

От Ленинабада до Искандер-куля............................................................... 11

Искандер-куль............................................................................................... 29

Первовосхождение на Ганзу......................................................................... 39

От Искандер-куля до Кштута....................................................................... 58

Восхождение на Чимтаргу............................................................................ 66

Итоги первого лета........................................................................................ 85

Поход 1939 года

От Самарканда до Кнпуга............................................................................ 90

От Кштута к озерам Алаудин..................................................................... 103

Первовосхождение на Малую Ганзу.......................................................... 117

В верховьях долины Зиндон..................................................................... 133

Первовосхождение на пик Москва............................................................. 146

Заключение.................................................................................................. 153

Использованная литература....................................................................... 158

1 Завальное происхождение озера Искандер оспаривается новейшими исследованиями, устанавливающими его моренное про­исхождение.

1 Михраб — ниша в стене мечети, обращенная в сторону Мекки, священного города мусульман.

1 Мазар — небольшое молитвенное здание над могилой мусуль­манского святого.

2 Ограда.

1 Сюзане — шелковая или бумажная вышитая занавесь.

2 Возвышенная средняя часть фасада здания со стрельчатой аркой портала.

3 Ганчевые — алебастровые.

1 Айван — открытая галерея.

2 Хауз — круглый или квадратный водоем, обязательный у каж­дой мечети.

1 Паранджа — женская одежда в виде халата без рукавов, скрывающая всю фигуру, с волосяной сеткой — чачваном, ниспадаю­щим со лба и закрывающим лицо.

2 Дехканин — крестьянин.

3 Мираб — арычный староста.

1 Богарные — неполивные.

2 Омач — первобытное земледельческое орудие, напоминающее деревянную соху.

3 Некоторые ученые считают, что столица Осрушны Бунджикет располагалась близ современного Пенджикента, где с 1930-х годов производятся раскопки древнего города.

1 Н. Корженевский. На озеро Искандер-куль. Ежегодник русского горного общества за 1911 год.

1 Макшеват — один из правых (орографически) притоков Фан-Дарьи.

2 Подробно о подъеме к пещере см. Ю. Промптов. Кухи-стан — страна гор. Гос. издат-во «Физкультура и спорт», Москва, 1939.

1 Летовка — временное летнее жилище.

1 Кулуар — крутая узкая расщелина в виде желоба в склонах высоких гор, по которой скатываются камни и снежные лавины.

1 Как мы узнали впоследствии, группа Е.А. Казаковой.

1 Пик «Красных Зорь», как мы узнали впоследствии.

1 Сырты — возвышенные, плоские водораздельные поверхности.

1 Б.И. Соболевский и др. Труды Тадж.-Пам. экспедиции, вып. 60.

1 «Шара-бара» — вещи, пожитки.

1 Бабай — старик.

1 Шурпа — похлебка.

1 «Кух Чимтарго» — гора Чимтарга.

1 Трикони — гвозди, которыми оковываются альпинистские бо­тинки.

1 Это был настоящий пик «5170».

1 Пустынный загар — черная или черно-бурая сплошная бле­стящая корка (1-2 мм толщины), покрывающая поверхность уте­сов, валунов и щебня в пустынях и защищающая породу, скрытую под ней, от выветривания.

1 См. сборник «Таджикско-Памирская экспедиция 1934 г.», стр. 208 и Труды Тадж.-Пам. экспедиций, вып. 60, М. — Л., 1936.

1 Худжра — жилая комната в медресе.

1 Афрасиаб — городище к северу от современного Самарканда, лет 200 назад названное Афрасиабом по имени одного из героев персидского эпоса.

1 Цитируется по книге Б. Денике «Искусство Средней Азии», Москва, 1927.

1 Тимпан — треугольное поле между стрельчатой аркой и пря­моугольным обрамлением портала.

1 Архитрав — нижняя балка, поддерживающая перекрытие и опирающаяся непосредственно на колонны.

1 Кальгаспоры, иначе называемые «кающимися», — высокие, стоящие под большим углом к поверхности фирнового поля пла­стинки обледенелого фирна своеобразной формы, напоминающие коленопреклоненные фигуры в белых саванах.