Дидактические речевые игры




Дети решают поставленную задачу, аргументируют свой ответ. Например, «Какой цветок тут лишний?», «Классифицируй домашних и диких животных» и т.п. Ребенок делает выбор, указывая признаки и отличительные особенности, устанавливает связи, сопровождает вывод конструктивными высказываниями.

 

Словесные речевые игры

Предметная среда уголка природы приобретает значение дидактического материала, позволяя ребенку освоить принципы словообразования и словоизменения, пополнить активный словарь новыми словами и понятиями. Так, комнатные цветы – лист – листик – листочек – листики – листья; фи-кус - хло-ро-фи-тум; полить – перелить – недолить; календарь погоды – морозная, дождливая, моросит, ливень, снегопад, метель, наледь, капель, проталина и т.п.

 

Игры – эксперименты

Игры – эксперименты с природным материалом (песок, глина, вода, снег, лед, камень, дерево) особенно важны в период дошкольного детства, С их помощью дети развивают сенсорное восприятие, формируют предпосылки к познавательно-исследовательской деятельности, расширяют знания об окружающем мире и, конечно, развивают важные свойства речи, Опытным путем, получив или не получив определенный результат в эксперименте, ребенок совершает для себя удивительное открытие, о котором он может и хочет рассказать. Рассказ, отражая путь к успешному результату или неудаче, будет состоять из цельных, связных высказываний, с верным грамматическим строением, интонационно окрашенных, содержательных, логичных, или, возможно, фантазийных с элементами речетворчества. Все это - важный шаг на пути к формированию компонентов монологической речи, развитию языкового чутья, адаптации в разных речевых ситуациях.

Итак, предметно-развивающая среда уголка живой природы способствует эффективному речевому развитию дошкольников. Разнообразие материалов, композиционные решения и комплексный подход при создании уголка обеспечат детям доступность понимания и активизируют речемыслительную деятельность, сформируют предпосылки к учебным действиям.

Ребенок учится находить и правильно выражать словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, объяснять наблюдаемое с помощью содержательных высказываний.

Развивается диалогическая речь через побуждение к общению, через систему вопросов – ответов, дидактических игр (материалом для них могут быть не только специальные пособия, но и любые предметы уголка, которые можно сравнить, выделить, классифицировать). Совершенствуется умение детей обозначать задачи, сопоставлять, делать выводы и простые умозаключения. Это создает предпосылки для формирования важных качеств связной речи – достоверность, действенность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать. Развитие монологической речи совершенствуется через упражнения в рассказывании, например об особенностях строения растений, выполнении своих трудовых действий через описание и сравнение объектов и явлений, аргументацией действий во время экспериментов и др.

Активный словарь с помощью уголка природы обогащается благодаря словам, обозначающим сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы, характеристики природных процессов, действий человека в окружающем мире.

Практическая часть

Создание инсталляции «Лесная полянка ранней осенью»: выбираем небольшое пространство рядом с уголком природы (можно 1х1 м) так, чтобы оно захватывало часть стены и пола. Оформляем пол – кладем коврики пестрых расцветок, бумажные и текстильные листья разных цветов (оранжевые, бордовые, желтые, золотистые), муляжи грибов и ягод «съедобные – несъедобные», настоящие шишки, пенек, корзинку с «лесными дарами». Вдоль стены и внутри композиции размещаем макеты деревьев (закрепленные, высотой до 1м, соответственно раскрашенные) с прикрепленными бумажными и текстильными листьями (береза, рябина, ель), фигурки диких животных (еж, лиса, волк и пр.). Стену декорируем изображениями перелетных птиц, иллюстрациями по теме. Тучка, сделанная из ваты, крепится на нитках к потолку или на двухсторонний скотч к стене. Снизу тучки, на нитях в несколько сантиметров, приклеиваем бумажные капельки. Можно варьировать содержание этой композиции с учетом возраста детей, изучаемых тем. Главное – ребенок может войти в такое пространство, присесть на пенек, «собрать грибы и шишки», рассмотреть детали, поиграть с фигурками, природным материалом. Так, находясь внутри композиции, ощущая себя в ином пространстве, ребенок оказывается в новой речевой ситуации.

Создание настольной диорамы «Новый год в зимнем лесу»: формируем диорамное пространство из подходящей коробки, устанавливая ее набок, открытой частью к себе. Оклеиваем коробку бумажными салфетками с зимними узорами или любой подходящей бумагой или тканью. Внутри посыпаем «пол» искусственным снегом, размещаем предметы: макет елочки, фигурки Деда Мороза и Снегурочки, диких животных (можно дополнительно сымитировать берлогу из ваты, внутрь которой поместить фигурку медведя). Заднюю стенку оклеиваем иллюстрацией на тему зимнего леса или украшаем вырезанными снежинками, серпантином и т.д. Чем насыщеннее предметное пространство диорамы – тем интереснее. Размер элементов композиции, размер фигурок и макетов выбирается с учетом возраста детей.

 

 

Список литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. М., 1999.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада. М., 1991.

4. Денисенкова Н.С. Как организовать окружающую среду// Дошкольное воспитание. 2003. №12.

5. Доронов С.Г. Пространство развития или «витрина»? // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2014. №4.

6. Скоролупова О.А. Введение в ФГОС дошкольного образования: Разработка образовательной программы ДОУ. М., 2014.

7. Ушакова О.С. Развитие речи. М., 2013.

8. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. М., 2013.

9. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь: Метод. Рекомендации. М., 2012.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: