Исправление нарушений звукопроизношения




Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,— этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Подготовительный этап

Цель этого этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех, звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка, т. е. воспитатель выделяет, что и как нарушено. Так, при правильном произнесении звука с боковые края языка плотно примыкают к верхним коренным зубам. Если же, например, у ребенка левый (правый) край языка опускается и пропускает воздушную струю вбок, воспитатель подбирает игровые упражнения для его укрепления

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы воспитатель мог контролировать его качество, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движений и положений органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов воспитателя малыш определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели», движения узкого кончика языка то к левому, то к правому углу рта — «Маятник» и т. п.) и подбирается картинка-образ (образ — наглядное представление о чем-либо. В данном случае картинка служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики). Название упражнения и картинку заносят в тетрадь ребенка.

Упражнения перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребенком. Для этого он должен уметь показывать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка, достигающегося путем тренировки.

Если у ребенка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью деревянного шпателя или ручки чайной ложки. Не всегда ребенок точно ощущает, где должен находиться в данный момент язык. Тогда воспитатель концом ручки чайной ложки проводит в этом месте (например, у бугорков за верхними резцами или у основания нижних резцов).

Воспитатель приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий и правильно называть их во время записи упражнения в тетради. Например, проводя упражнение «Качели», воспитатель сначала рисует в тетради ребенка качели, потом дает ряд последовательных инструкций: «Улыбнись, покажи зубы (проверяет, как выполнено), открой рот, подними широкий язык за верхние зубы, подержи его там (считает до трех), опусти широкий язык за нижние зубы, подержи его там (считает до трех), подними опять вверх (считает до трех)» и т. д. Ребенок выполняет чередование движений языка вверх-вниз под счет педагога. Потом педагог записывает это упражнение под диктовку воспитанника в его тетрадь рядом с изображением качелей. Если при этом ребенок допускает ошибку, воспитатель может показать ему нужное движение перед зеркалом.

Итак, картинка-образ дается ребенку для того, чтобы он знал, какое упражнение и как он должен выполнять, а подробная запись — для родителей, чтобы они могли правильно осуществлять контроль во время занятий дома. При таком выполнении упражнений у ребенка развиваются внимание, память, самоконтроль; он становится активным участником учебного процесса, заинтересованным в достижении положительного конечного результата.

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Последовательно даются следующие упражнения: для укрепления мышц щек — надувать щеки и удерживать в них воздух («Надуть два шарика»), втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте («Худенький Петя»); для выработки направленной воздушной струи — не надувать щек, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко», сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился.

Затем нужно научить ребенка образовывать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами (углы рта при этом прижаты к зубам). Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен (упражнение «Пропеллер»). При таком же положении губ ребенку предлагают положить между ними широкий кончик языка (можно «пошлепать» язык губами со звуками пя-пя-пя, тогда он станет распластанным), посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» — положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки с поднесенной ко рту тыльной стороны руки.

Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениями для выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук. Кроме упражнений, описанных на с. 25, можно использовать следующие: «Сделай бинокль» — соединить большой палец с указательным (остальные пальцы плотно примыкают друг к другу); «Сделай плетень» — соединить кисти рук тыльной стороной (локти стоят на столе) и переплести пальцы одной руки с соответствующими пальцами другой; «Шагаем через кочки» — большим пальцем захватить безымянный и мизинец, а указательный и средний поочередно «шагают через кочки» (разложенные на расстоянии 2—3 см друг от друга 5—6 счетных палочек), не задевая их, высоко поднимая «ноги» (пальцы). Важно, чтобы воспитатель и сам подбирал необходимый материал. Это могут быть настольные дидактические игры типа «Мозаики», различные игры с пальчиками.

Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре (особенно, когда проводятся упражнения на выработку координации движений), музыкальных занятий (особенно тогда, когда проводятся музыкально-ритмические движения).

Одним из видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребенка умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ему возможность слушать образец воспитателя и сравнивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом мы направляем его слуховое внимание на эти звуки, показываем разницу в их звучании и вырабатываем стимул для преодоления нарушения.

При замене ребенком одного звука другим проводят дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидактическим материалом служат картинки-символы (символ — предмет или действие, служащее условным знаком какого-либо понятия. В данном случае картинка-символ является обозначением звука, с которым работают на этапах постановки, автоматизации, дифференциации звуков, а также при анализе слов) (см. «Приложение»). Например, ребенок заменяет звук р звуком л. Ему дают картинку «Тигр», говорят: «Послушай, как тигр рычит: ррр». Затем дают картинку с изображением летящего в облаках самолета, говорят: «Самолет летит высоко в облаках, его почти не видно, но слышно, как он гудит: ллл». Далее воспитатель, прикрыв рот экраном, называет то звук р, то звук л, а ребенок молча показывает соответствующую картинку-символ (т. е. проводится дифференциация звуков на слух, по их акустическим признакам).

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков — сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно. Отработка опорных звуков предусматривает следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях.

Для звука с опорными будут являться звуки и, ф. Звуки с, и — одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится внизу. Отрабатывая звук и, мы добиваемся положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам. Звуки с, ф — одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук ф, мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука с.

Для ш опорными являются т, с. Звуки ш, т — одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится вверху. Отрабатывая т, мы добиваемся умения поднимать кончик языка к альвеолам. Звуки ш, с — одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая с, мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука ш.

Для л опорными являются т, ы (т дает подъем кончика языка к альвеолам, а ы — подъем средне-задней части языка к небу), для р — д и с (д отрабатывает подъем напряженного кончика языка вверх, с— направленную воздушную струю).

Таким образом, отрабатывая опорные звуки, мы уже на подготовительном этапе добиваемся их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает выработке хорошей дикции; приучаем ребенка выделять опорный звук в слогах, словах, фразах, что развивает его фонематический слух, дает практическое представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение». Все это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков .анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

К следующему этапу — постановке звука — можно переходить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное звучание от искаженного.

Постановка звука

Цель этого этапа—добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звукам

Различают три основных способа постановки звука.

Первый способ — по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука. Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук и (педагог контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате ставится звук с.

Второй способ — с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка воспитатель может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) или туго набитую ваткой длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук с, воспитатель плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.

Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки; подсказывающей воспитателю, что следует делать в том или ином случае, ему нужны определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять все намеченное.

Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, воспитатель на первых порах не говорит ребенку, какой звук хочет получить, а называет звукоподражание. Например, при постановке звука з педагог, создавая правильную артикуляционную базу, говорит ребенку: «Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы» чуть прикрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок и дай голос». Если ребенок выполнял все инструкции правильно, у него получится чистый звук з. (Если звук искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции.) Как только воспитатель услышит правильно произнесенный звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так позвени». Когда звук будет поставлен, воспитатель соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи и ты длительно звук з: ззз».

Для каждого звука, который ставит воспитатель, он должен подобрать предметную картинку-символ и перерисовать ее в тетрадь ребенка. Поскольку звук для ребенка — понятие абстрактное, картинка-символ должна по двум-трем параметрам соответствовать этому звуку, чтобы ребенку легче было их соотнести, а в дальнейшем и запомнить букву, обозначающую этот звук (см. «Приложение»).

Звукоподражание, которое мы соотносим с предметом (или животным, птицей), изображенным на картинке, также должно напоминать нужный звук. Например: ррр — рычит тигр, жжж — жужжит жук и т. п.

В названии предмета (животного, птицы) или действия, им производимого, должен быть соответствующий звук. Например: ч — кузнечик стрекочет, к — капли капают, в — вьюга воет и т. д.

Желательно, чтобы картинка-символ была соотнесена с движениями основных органов артикуляционного аппарата, подсказывала ребенку направление движений. Например: воздух из шланга насоса выходит вниз, и кончик языка опущен за нижние зубы (звук с), жук летит вверх, и кончик языка поднимается вверх (звук ж).

Картинку-символ ребенок раскрашивает. Воспитатель так подбирает цвет карандаша, чтобы в названии цвета тоже был данный звук или же чтобы цвет отражал какой-то артикуляционный признак звука. Например, для раскрашивания картинки с жуком (звук ж) ребенку предлагается желтый карандаш, картинки с тигром (звук р) — оранжевый, картинки с насосом (звук с) — синий (кроме наличия звука с в названии, этот цвет холодный, как и струя воздуха, образующаяся при артикуляции с).

Очень важно, чтобы изображение предмета на картинке по форме напоминало соответствующую букву (см. «Приложение»). Картинки-символы для каждого звука должны быть постоянными, чтобы не дезориентировать детей.

Таким образом, при постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву даже детям с тяжелыми нарушениями речи.

К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

Автоматизация звука

Цель данного этапа — добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (К новому материалу можно переходить, если усвоен предыдущий.)

При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, ы, о, у сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, ысы, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): ста, спа, сма, сны, ско, сфу и т. п. Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр. Приведем примеры.

«Здравствуй, пальчик!» Большой палец поочередно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги са, сы, со, су или др.

«Поиграй на пианино» (способствует быстрейшей автоматизации звука в слогах). Ребенок молча поочередно ударяет пальцами по столу (от большого пальца до мизинца и наоборот). Затем он проделывает то же, сочетая каждый удар с произнесением какого-то одного слога. Первоначальный темп выполнения медленный, постепенно он убыстряется. Далее удар каждого пальца сочетается с произнесением разных слогов.

«Закончи слово». Воспитатель заранее подбирает и раскладывает 6—8 картинок, названия которых заканчиваются слогами са, сы, со, су. Он произносит начало слова, а ребенок договаривает последний слог и берет картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает педагог Примерные картинки для игры: ли — са, ве — сы, ко — са, ча — сы, о — са, бу — сы, коле — со, колба — са и др.

Автоматизация звука в словах — это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове — в начале, середине, конце — подбирают по 20—30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т. е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных) Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребенку должно быть предложено не менее 60—90 картинок. В тетради ребенка на каждой странице воспитатель рисует по 6—8 картинок (см. рис. на с. 100) За одно занятие дается 10—16 слов, при этом каждое проговаривается 4—5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно). Например, воспитатель говорит: «Я сейчас нарисую сссанки. Что я нарисую?» — «Сссанки». «Что я рисую?» — «Сссанки». «Что я нарисовала?» — «Сссанки» «Какое слово мы напишем под картинкой?» — «Сссанки». (Воспитатель подписывает картинку печатными буквами, выделяя автоматизируемый звук определенным цветом.) «Что ты дома будешь раскрашивать?» — «Сссанки».

Описанная выше работа способствует активизации словаря ребенка, развитию фонематического слуха, формированию навыков звукового анализа слова.

Поскольку недостатки звукопроизношения иногда являются не самостоятельным дефектом, а частью другого, более сложного, нарушения речи, при автоматизации звуков в словах одновременно работают над уточнением и расширением словаря, над слоговой структурой слова. Поэтому при подборе картинок сначала надо предусматривать знакомые детям слова простой структуры типа: сани, Соня, сова, собака, затем — более сложной: самокат, салфетка, стакан, скамейка и т. д. Надо также следить, чтобы в составе слова не было звуков, которые ребенок произносит неправильно.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности, в какой они даны в тетради ребенка (см. с. 100) Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки.

Сначала воспитатель придумывает предложение, а ребенок повторяет его. Затем ребенок диктует предложение, а взрослый записывает его в тетради под картинкой. Например, со словами сани, Соня, сова составляются следующие предложения: Саня сломал свои сани. Соня сама ест суп. Сова сидит на сухом суку. Далее по наводящим вопросам ребенок сам придумывает предложение к картинке. Так, по картинке «Сад» воспитатель может спросить: «Где стоит скамейка?» Ребенок отвечает: «Скамейка стоит в саду». Постепенно дети овладевают умениями придумывать предложения с заданными словами, следить, чтобы в них входило больше слов с нужным звуком.

Необходимо приучать ребенка точно выражать свои мысли, составлять полные, распространенные предложения, разнообразные по содержанию и структуре. Полезно с этой целью предлагать ему сравнивать по два предложения, разных по составу. Вначале воспитатель сам придумывает их по одной и той же предметной картинке. Например: Сумка стоит на скамейке. Соня поставила сумку с капустой на скамейку. Затем предложения составляют и взрослый, и ребенок. Лучшее записывается в тетрадь. Так одновременно с автоматизацией звука в предложениях проводится работа над их структурой, над преодолением аграмматизмов в речи ребенка.

Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях воспитатель подбирает соответствующий материал. Иногда он вместе с ребенком сам придумывает чистоговорки. Например: «Са-са-са — у Сони длинная коса»,— говорит воспитатель. Потом он только называет слоги (са — са — са), а ребенок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления.

Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Воспитатель читает рассказ, потом задает ребенку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребенок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.

Дифференциация звуков

Цель данного этапа — учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.

Дифференциация изолированных звуков проводится с использованием картинок-символов. Например, при дифференциации з и ж ребенку рисуют в тетрадь такие картинки: на левой странице звонок, на правой жук. Вместе с воспитателем ребенок уточняет произношение этих звуков, при этом его внимание обращается на различия в положении органов артикуляции. Например: губы — при з — в улыбке, при ж — округляясь, слегка выдвигаются вперед; язык — при з — за нижними зубами, при ж — поднимается к бугоркам за верхние зубы; воздушная струя — при з — холодная, узкая, при ж — теплая, широкая. Далее воспитатель поочередно показывает картинки-символы, а ребенок: 1) называет соответствующие им звуки, 2) не называя звук, говорит, где находится при его произношении язык: вверху (жук), внизу (звонок). Таким образом, ребенок различает звуки, опираясь на их артикуляционные признаки.

Для дифференциации по акустическим признакам воспитатель называет поочередно звуки з, ж, прикрывая рот экраном, чтобы исключить зрительный контроль. Ребенок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку-символ.

Дифференциацию звуков в слогах проводят, используя игровые упражнения. Так, педагог говорит ребенку, что звоночки и жуки бывают разных размеров, поэтому они по-разному звенят (за..., зы..., зо..., зу...) и жужжат (жа..., жи..., жо..., жу...). Показывает на картинках разные звоночки и разных жуков, а ребенок произносит разные слоги, следя за правильным положением языка. Потом воспитатель произносит разные слоги (за, жи, жо, зу, зо и др.), а ребенок показывает соответствующие картинки-символы.

Закончив дифференциацию в слогах по артикуляционным и акустическим признакам, переходят к дифференциации звуков в словах. Сначала используются картинки, в названии которых имеется звук з или ж.

При дифференциации по акустическим признакам воспитатель берет картинку, называет ее, а ребенок показывает соответствующую картинку-символ. Если он выполнил это правильно, педагог перерисовывает картинку в тетрадь на страницу с соответствующим символом.

При дифференциации по моторным признакам ребенок переворачивает одну картинку за другой (из общей стопки), называет, говорит, какой в ней звук (з или ж), затем кладет под соответствующую картинку-символ.

Затем воспитатель называет слова, различающиеся одним дифференцируемым звуком, например: кожа — коза, лужа — луза. Ребенок должен найти соответствующие картинки и сказать, где звук з, а где ж.

После этого ребенку предлагаются картинки, в названиях которых имеются оба дифференцируемых звука — з и ж. Например: железо, зажигалка, железнодорожник, зажимы, жезл и др. Ребенок называет их, определяет, какой из двух звуков он произнес в слове первым.

Одновременно со всеми видами работы по дифференциации звуков ведется и словарная работа.

При дифференциации звуков в предложениях с отработанными ранее словами воспитатель вместе с ребенком составляет фразы, затем ребенок повторяет их. Далее они сообща придумывают потешки, в которых используются дифференцируемые звуки и слова с этими звуками (жа — за, жа — за, жа — за — идет жадная коза; зы — жи, зы — жн, зы — жи — на заводе . делают ножи; зу — жу, зу — жу, зу — жу — дает Зоя молока ежу). Подбираются стихотворения, рассказы, насыщенные нужными звуками, которые ребенок заучивает, пересказывает.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2—3 ребенка). Продолжительность занятия колеблется от 15 до 30 мин в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.)- Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчиненных общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет добиться воспитатель), содержание (игра, упражнение и т. п.) и заканчивается подведением ребенком итога по вопросам воспитателя. При подготовке к занятию педагог продумывает, какую дать инструкцию (немногословную, но четкую), как организовать то или иное упражнение (на что обратить внимание ребенка), как подвести итог.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т. д.) методы и приемы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка.

Вопросы и задания

1. Какие основные этапы работы по исправлению звукопроизношения вы знаете?

2. Назовите цель и содержание работы на подготовительном этапе.

3.Какие требования предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики?

Какие вы знаете упражнения для выработки направленной воздушной струи?

Какие игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики вы можете предложить детям?

Какие звуки называются опорными? Приведите примеры опорных звуков для звуков с, ш, л, р.

Назовите цель и содержание работы на этапе постановки звука.

Какие три основных способа постановки звуков вы знаете?

Как используются картинки-символы никакие требования к ним предъявляются?

Назовите цель и содержание работы на этапе автоматизации звука.

Как проводится автоматизация звука в слогах?

Как строится работа при автоматизации звука в словах?

Какой материал и как используется для автоматизации звука во фразовой речи?

Назовите цель и содержание работы на этапе дифференциации звуков.

По каким основным признакам проводится дифференциация изолированных звуков, а также звуков в слогах и словах? Приведите примеры

Дислалия

Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одной группы или нескольких), такое нарушение речи называется дислалией. Дислалии бывают функциональными и механическими.

Функциональная дислалия может возникать у детей чрезмерно возбудимых, е задержкой психического развития, а также в тете случаях, когда дефектное произношение маленького ребенка не только не исправляется, но даже культивируется: родители, окружающие подражают речи малыша, сюсюкая с ним, или когда речь живущих с ребенком взрослых имеет какие-то недостатки звукопроизношения.

Механическая дислалия может зависеть от нарушений костного и мышечного строения периферического речевого аппарата. Эти нарушения бывают врожденными и приобретенными. Врожденные дефекты периферического речевого аппарата: массивные и короткие подъязычные уздечки, изменения формы и относительной величины челюстей, патологическое расположение и форма зубов верхней и нижней челюстей. Необходимо учитывать, что эти дефекты чаще всего являются лишь пред располагающими к появлению нарушений звукопроизношения, поскольку у физически и психически здорового ребенка при правильном речевом воспитании в большинстве случаев находятся естественные возможности компенсации такого дефекта. Приобретенные дефекты периферического речевого аппарата возникают в результате челюстно-лицевых травм из-за раздробления костей и разрыва мышц (с последующими рубцами).

Как функциональная, так и механическая дислалии могут быть простыми (мономорфными)—когда у ребенка нарушена какая-то одна группа звуков, например, сигматизм, ротацизм, каппацизм, и сложными (полиморфными) — когда оказываются нарушенными несколько групп звуков, например, сигматизм и каппацизм, ротацизм, йотацизм и дефекты озвончения. При простой дислалии сначала исправляют звук — базовый для этой группы, а потом последовательно все остальные звуки. Например, в группе шипящих прежде всего исправляют звук ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж (путем озвончения ш), ч (соединяя звуки тш и произнося их в быстром темпе), щ (продвигая язык вперед). Чтобы ускорить работу по исправлению звуков этой группы, к постановке звука ж можно приступать уже на этапе автоматизации звука ш в конце слов, а к постановке звука ч — на этапе автоматизации звука ш в предложениях.

При исправлении сложной дислалии работу можно вести сразу над несколькими группами звуков, но соблюдая поэтапность внутри каждой группы. Однако не стоит брать для одновременной работы те группы звуков, артикуляция одной из которых является базой для другой, например, если, нарушены свистящие и шипящие, то к шипящим надо переходить после постановки свистящих (хотя бы с и з). Не стоит одновременно исправлять и те звуки, артикуляция которых прямо противоположна, например, у ребенка свистящие (с, з, ц) — боковые, а л он заменяет на двугубный в. При исправлении с бокового надо вырабатывать воздушную струю, идущую посередине языка, а при исправлении л — воздушную струю, идущую вбок. Лучше сначала поставить и ввести в речь с, з и на этапе автоматизации ц начать работать над л.

Чтобы было легче представить последовательность устранения дефектов у ребенка, страдающего сложной дислалией, приведем примерный план работы с ним.

У ребенка нарушены следующие группы звуков: свистящие с, з, ц — межзубные, л — двугубный, р — горловой. Исправление звуков может проводиться следующим образом.

I. Упражнения для выработки воздушной струи, идущей посередине языка (для с и р), упражнения для уточнения положения кончика языка за нижними зубами (для с), отработка звука и (опорный для с), отработка звука д (опорный для р)

II. Постановка звука с, упражнения для подъема кончика языка вверх (для рил),

III. Автоматизация звука с в слогах и словах, выработка кратковременной вибрации кончика языка с механической помощью от звука д (для р).

IV Автоматизация звука с в предложениях, постановка звука з, выработка длительной вибрации кончика языка с механической помощью (для р), отработка звука ы (опорный для л),

V. Автоматизация звука с в потешках, чистоговорках, стихотворениях, автоматизация звука з в слогах и словах, выработка умения начинать вибрацию кончика языка с механической помощью, а продолжать без нее.

VI. Автоматизация звука с при пересказах в самостоятельной речи, автоматизация звука з в предложениях, постановка звука ц, автоматизация звука р в изолированной позиции и в слогах.

VII. Автоматизация звука з в потешках, чистоговорках, стихотворениях, автоматизация звука ц в слогах, автоматизация звука р в словах, постановка звука л.

VIII. Автоматизация звука з в рассказах, самостоятельной речи, автоматизация звука ц в словах, автоматизация звука р в предложениях, автоматизация звука л в слогах.

IX. Автоматизация звука ц в предложениях, автоматизация звука р в потешках, чистоговорках, стихотворениях, автоматизация звука л в словах.

X. Автоматизация звука ц в потешках, чистоговорках, стихотворениях, автоматизация звука р при пересказах, в самостоятельной речи, автоматизация звука л в предложениях.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!