Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040100 (521100) – социальная работа к уровню профессиональной подготовленности бакалавра и организации практик студентов
Учебно-производственная практика в системе подготовки бакалавров социальной работы является важнейшим механизмом формирования профессиональных компетенций. Это обусловлено практико-ориентированным характером деятельности и необходимостью формирования профессионального сознания и самосознания. Рабочая программа учебно-производственной практики бакалавров социальной работы была разработана на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 040100 (521100) – социальная работа к профессиональной подготовленности студентов и требований к организации практик студентов:
«…7.1. Требования к профессиональной подготовленности бакалавра
Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.п. 1.2.-1.3. настоящего государственного образовательного стандарта, и с учетом итоговой аттестации выпускника.
В соответствии с квалификационными требованиями бакалавр должен знать:
* основные этапы и тенденции становления социальной работы как общественного института в России и за рубежом;
* понятия и категории, принципы и закономерности, формы и уровни социальной работы, специфику ее познания, прогнозирования, проектирования и моделирования;
* сущность, содержание, инструментарий, основные методы и виды технологий социальной работы;
* экономические, организационно-управленческие и ценностные аспекты социальной работы;
* основы социологического анализа;
* психологические основы социальной работы;
* основы педагогической теории и деятельности, основные формы и методы обучения и воспитания; проблемы педагогической работы в организациях, учреждениях и службах социальной работы;
* социально-медицинские основы здоровья;
* основы правового обеспечения социальной работы;
Бакалавр должен изучить опыт:
* практической работы в организациях, учреждениях и службах социальной защиты и обслуживания;
* организации и управления подразделениями учреждений и служб системы социальной работы;
* получения и обработки информации о системе социальной работы;
* проведения анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы;
* использования информационных технологий в органах и учреждениях социальной работы;
* участия в исследовательской работе, составления рефератов и написания адекватного уровня исследовательских работ;
Бакалавр должен владеть:
* основными методами социальной работы с различными группами населения и отдельными лицами;
* методами рациональной организации труда, принятия управленческих решений в органах и учреждениях социальной работы;
* методикой взаимодействия с государственными и негосударственными учреждениями и организациями, координации непосредственной контактной социальной работы, проведения консультационных мероприятий и профилактической работы с объектами социальной работы;
* методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;
* основными методами психолого-педагогической деятельности;
* методами образовательно-воспитательной работы в социальных организациях и службах».
«…6.5. Требования к организации практик
Продолжительность практик должна быть не менее 18 недель. Они проводятся в течение всего периода обучения в вузе: ознакомительная практика; учебно-производственная практика; производственная практика; исследовательская.
Практики, в соответствии с требованиями настоящего стандарта, проводятся в течение всего периода обучения в вузе в целях закрепления полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, овладения необходимыми профессиональными формами, методами, навыками и умениями в области социальной работы, приобретения опыта работы в организациях, учреждениях и службах социального обслуживания населения».
Основные компетенции, формируемые в течение ознакомительной практики:
Компетенции, формируемые образовательной программой | Индикаторы компетенций, отражающие их формирование в процессе учебно-производственной практики | |
1. | Способность и готовность к самостоятельному обучению в течение всей жизни, профессиональному и личностному развитию. | 1. Понимает характер социальной работы как вида профессиональной деятельности 2. Понимает общие отличия между государственными, муниципальными и негосударственными организациями и учреждениями социальной работы и социальной помощи. 3. Понимает отличия между характером деятельности социального работника и специалиста социальной работы 4. Имеет представление о сферах профессиональной деятельности специалиста социальной работы и основных клиентских группах социальной работы |
2. | Способность и готовность к ответственному поведению в соответствии с моральными нормами и нравственными ценностями | 5. Ведет себя в учреждениях и организациях социальной работы в соответствии с правилами посещения учреждений подобного типа. 6. Ответственно относится к практике как форме обучения по направлению и специальности. |
3. | Способность и готовность работать в коллективе | 7. Участвует в коллективной работе по подготовке и проведению благотворительной акции |
4.. | Способность и готовность привлекать ресурсы для решения проблем личности, группы, сообщества. | 8. Участвует в выборе благополучателя для благотворительной акции и аргументирует свой выбор. 9. Активно участвует в благотворительной акции, как акте социальной помощи. |
5.. | Готовность осуществлять профессиональную деятельность с учетом профессионально-этических норм | 10. Понимает и выделяет основные профессиональные ценности и этические нормы, которые составляют основу этики социальной работы |
Цель и задачи организации ознакомительной практики
Цель ознакомительной практики – формирование мотивации студентов специальности социальная работа к будущей профессиональной деятельности.
Задачи ознакомительной практики:
Задачи | Соответствие формируемым компетенциям | |
1. | Выяснить миссию и цели деятельности посещаемых организаций | 1,2 |
2. | Познакомится со структурой и направлениями деятельности организации | 1,2 |
3. | Выяснить какие категории граждан являются клиентами, благополучателями данного учреждения или организации, и каковы их особенности как клиентской группы | 1,2,4,10 |
4. | Выяснить особенности структуры и функционирования в зависимости от секторной принадлежности | 1,2 |
5. | Выяснить какие профессионально-этические нормы являются значимыми для сотрудников данной организации | 5, |
6. | Выяснить какие функции выполняет социальный работник и специалист социальной работы | |
7. | Принять участие в разработке и проведении благотворительной акции | 3,8,9,10,11 |
8. | На основании собранного материала подготовить эссе на тему: «Что такое социальная работа?» | 1,2,3,4, 5,6,7,9 |