Замена звуков р, р' другими звуками (параротацизмы)




Замена звука р звуком л.

Язык при звуке л, как и при р, поднят кверху, но кончик его, вместо того чтобы вибрировать, крепко прижимается к верхним резцам или к нёбу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторонам языка. Фразу Рому разбудил удар грома ребенок произносит так: «Лому лазбудил удал глома».

Замена звука р звуком j (и).

Когда ребенок произносит звук j вместо звука р, у него поднимается средняя часть спинки языка, т. е. язык выгибается дугой, а кончик остается внизу неподвижным. Такое положение языка легко увидеть, если предложить ребенку сказать несколько раз протяжно звукосочетание рррааа. У него будет получаться «jjjааа», мы заметим, что спинка языка поднимается, а кончик опущен. Звук j, которым заменяется р, в сочетании со звуком а дает я, в сочетании со — ё, сэ — е, су — ю. Вот почему воспитатели и родители при этом дефекте считают, что ребенок заменяет р на я, ё, е, ю. Ребенок говорит так: «Ему язбудил удай гьёма».

Замена звука р звуком ы.

При этой замене активную роль в артикуляции играет задняя часть спинки языка — она поднимается и оттягивается назад, а кончик языка опущен и оттянут в глубь рта. Чтобы увидеть положение языка ребенка, можно предложить ему, широко открывая рот, произнести слитно звукосочетание ара. Будет видно, что после звука а язык отодвигается назад и задняя часть его спинки поднимается вверх. Фраза Рому разбудил удар грома будет звучать так: «Ыому ыазбудил удаы гыома».

Замена звука р звуком г.

В артикуляции активное участие принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким нёбом — в этот момент слышится звук г, переходящий в х при опускании задней части спинки языка. Ребенок говорит: «Гхому гхазбудил удагх гхома».

Замена звука д звуком в.

 

При этой замене артикуляция звука р осуществляется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верхним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воздушная струя. Язык не принимает участия в произношении. Мы слышим: «Вому вазбудил удав гвома».

Исправление параротацизмов на подготовительном этапе идет одновременно в нескольких направлениях: различение на слух звука р и его заменителя, усвоение разницы в их артикуляции; овладение правильными движениями языка с помощью артикуляционной гимнастики, игровых приемов, подражания образцу.

Постановка звука р при замене его другими звуками осуществляется теми же приемами, что и при отсутствии. Однако надо учитывать такие особенности:

- при замене звука р звуком г необходимо, внимательно слушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычка вместо вибрации кончика языка;

- при замене звука р звуком в не следует вызывать р проторный, так как последний сходен с в по способу образования (при в образуется щель между нижней губой и верхними резцами, при р проторном образуется щель между кончиком языка и альвеолами) и ребенок может смешивать эти звуки.

Автоматизация звука р проводится так же, как и при его отсутствии (в словах, фразах, стихотворениях). Однако этим этапом работа по исправлению р при параротацизмах не заканчивается.

Необходимо провести дифференциацию звука р и ее заменителя, иначе при обучении письму может снова возникнуть замена р на л или j, ы, г, в.

Вопросы и задания

Нарушения каких звуков называются ротацизмами?

В чем отличие ротацизмов от параротацизмов?

Какие виды ротацизмов вы знаете?

Какие виды параротацизмов вам известны?

Каким этапом и почему заканчивается коррекционная работа при ротацизмах и параротацизмах?

Какие основные приемы исправления звука р вы знаете?

Каковы особенности проявления горлового произношения звука р и его исправления?

Каковы особенности проявления бокового произношения звука р и его исправления?

Каковы особенности носового произношения звука р и его исправления?

Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков р и j (по образцу таблицы на звук с). Продумайте наиболее рациональный способ коррекции р.

Подберите материал для дифференции звуков р и j в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков р и ы. Продумайте наиболее рациональный способ коррекции р.

Подберите материал для дифференциации звуков р и а* в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков риг. Продумайте наиболее рациональный способ коррекции р.

Подберите материал для дифференциации звуков р и г в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

Составьте сравнительную таблицу артикуляции звуков р и в. Продумайте наиболее рациональный способ коррекции р.

Подберите материал для дифференциации звуков р и в в слогах, словах, предложениях и стихотворениях.

Каппацизмы

Недостатки произношения заднеязычных звуков к, к', г, г', х, х' объединяются общим названием — каппацизмы. (Иногда их подразделяют на три группы: каппацизмы — нарушения звуков к, к', гаммацизмы — нарушения звуков г, г', хитизмы — нарушения звуков х, х'.)

К каппацизмам относятся отсутствие звуков к, к’, г, г', х, х' и их искажения (например, носовой или боковой или др.)

Если фонемы к, к’, г, г', х, х' заменяются другими фонемами, например: к — г (ког — «тот»), г — д (гном — «дном»), х — г (хата — «тата»), такие нарушения называются паракаппацизмами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: