Классный час «Пасха Красная»
Традиционно образовательные мероприятия, посвящённые Пасхе, построены в форме познавательной беседы. Предлагаю педагогам музыкальную презентацию, которая поможет в организации и проведении классного часа на пасхальной неделе «Пасха Красная» для учащихся 4 класса. Яркость и музыкальность повысят мотивацию учения, придадут беседе праздничное настроение.
Музыкальные файлы поспособствуют развитию познавательного интереса, активизации мыслительной деятельности на этапе слушания и анализа прослушанного, дадут возможность присутствующим почувствовать свою принадлежность к русской традиционной культуре. Мультимедийное пособие «Пасха Красная» облегчит демонстрацию зрительного ряда, придаст классному часу музыкальности. Кроме того, мультимедийные возможности презентации (викторина с триггерами «Что я знаю о Пасхе») позволят организовать активную проверку теоретических (практических) знаний, полученных на занятии. Советую использовать в процессе беседы толковый словарь, который поможет ребятам выяснить значение некоторых незнакомых слов. Пособие «Пасха Красная» можно использовать и в качестве «познавательной паузы» на пасхальном детском празднике.
Тип занятия
Классный час на пасхальной неделе.
Цель занятия
Обобщение (уточнение) знаний школьников о традициях русской Пасхи.
Задачи занятия:
- воспитание патриотических чувств и позитивного отношения к православным традициям русского народа, к народному творчеству;
- знакомство с утраченными пасхальными традициями русского народа, с произведениями русского музыкального фольклора;
- развитие умения внимательно слушать музыку, определять жанры музыки по фрагменту.
В ходе классного часа формируются: познавательный интерес, навыки самостоятельного мышления, способность рассуждать, выделяя главное, отстаивать собственное мнение. В процессе занятия развиваются музыкальные способности детей, обогащается словарный запас, формируются навыки межличностного общения.
Задачи мультимедийного пособия «Пасха Красная»
Обеспечить на занятии качественную и современную демонстрацию зрительного (музыкального) ряда, организовать активную проверку теоретических знаний, полученных в ходе занятия.
Необходимое оборудование и материалы
Компьютер, колонки, презентация «Пасха Красная».
Ход занятия:
Предварительная работа
Собрать и систематизировать информацию о празднике Пасхи, украсить класс «Пасхальной выставкой».
Вступительное слово учителя
«Почти ежедневно на нашей планете шумит какой-нибудь праздник или происходит ритуальное действо. Люди собираются вместе, чтобы отметить радостное событие, например Новый год, поучаствовать в карнавале или порадоваться богатому урожаю. Большинство старинных праздников – религиозные. Мы уже говорили с вами о Рождестве, Крещении, отмечаемых в России, и о Дне цветов или дне рождения Будды, отмечаемом в странах Азии.
У любого праздника – своя красота, свои обычаи, обряды и приметы. Немало их и в Пасху.
Давайте перенесёмся в прошлое нашей страны и познакомимся с некоторыми из них.
«…Малиновый звон над рекою плывет.
Служба пасхальная в храмах идет.
Слышно везде, раздается окрест:
«Христос воскрес!»
Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». День Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры – сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников! Наши предки говорили о нём «Пасха Красна».
Далее беседа о традициях праздника продолжается с использованием презентации «Пасха Красная».
СЛАЙД 1 «Главное меню» с управляющими кнопками.
СЛАЙДЫ2-7 «Народные традиции русской Пасхи»
Визуальный ряд для демонстрации произведений искусства, подчеркивающих особенности традиций русской Пасхи. Ребята внимательно рассматривают картинку, отвечая на вопросы учителя: «Какую пасхальную традицию вы видите на этом слайде? Что это за традиция? Что вы о ней слышали? Сохранилась ли она сейчас?». Затем «по щелчку» появляется сопровождающий текст в качестве уточнения (дополнения) знаний учащихся. Переход к следующему слайду по стрелке.
СЛАЙДЫ8-11 – «Музыкальные традиции русской Пасхи»
Знакомство учащихся с музыкальными традициями Пасхи, слушание: «Тропарь», «Колокольные звоны», «Пасхальный хоровод», «Волочебная» песня.