Подбор и изучение литературы




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению курсовой работы по дисциплине

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

Направление подготовки

Экономика»

Профиль

Экономика предприятий и организаций

Челябинск


Экономика предприятия (организации): Методические рекомендации по выполнению курсовой работы / Е.А. Постников. – Челябинск: ОУ ВО «Юж.-Урал. ин-т упр и экономики», 2016. – 19 с.

 

Экономика предприятия (организации): Методические рекомендации по выполнению курсовой работы: предназначены для обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика»; являются едиными для всех форм обучения.

 

© Издательство ОУ ВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2016

 

Введение

Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельной работы студентов в процессе овладения дисциплиной «Экономика предприятия (организации)». При написании курсовой работы студенты глубоко изучают важные и наиболее сложные проблемы экономики организации, учатся всесторонне анализировать явления и процессы, происходящие в организациях, делать на основе этого правильные научно-обоснованные теоретические и практические выводы.

Выполняя курсовую работу, студенты приобретают опыт работы с литературой: официальными документами, монографиями и коллективными работами, статьями из журналов и газет, статистическими сборниками. В процессе работы с разнообразными источниками студенты знакомятся с важнейшими и наиболее сложными теоретическими экономическими проблемами, учатся умению находить в источниках главные положения, относящиеся к раскрываемой теме, логично и четко излагать свои мысли, анализировать и сопоставлять различные взгляды и точки зрения, связывать общие теоретические положения с конкретной действительностью и делать верные выводы.

Студенты в процессе подбора литературы, работая с библиографическими каталогами, самостоятельно подбирая необходимую литературу, овладевают навыками научного исследования и самостоятельного письменного изложения важных теоретических проблем.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Таблица – Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Код компетенции Наименование компетенции Вид деятельности и проф. задачи Планируемые результаты Уровень освоения компетенции
ПК-1 способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов Расчетно-экономическая: - проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы Знать: – понятие и категории персонала предприятия; – особенности планирования численности основных рабочих; – основные показатели производительности труда; – виды и рычаги мотивации; – основные формы и системы оплаты труда; – понятие финансов предприятия; – элементы финансового механизма; – источники финансовых ресурсов предприятия; – виды цен на продукцию предприятия; – виды прибыли предприятия; – основные налоги, уплачиваемые предприятиями; – понятие финансовой отчетности; – состав годовой бухгалтерской отчетности российских предприятий; – основные формы безналичных расчетов; – задачи планирования финансов; – состав финансового планирования; – понятие амортизации; – способы расчета амортизационных отчислений; – показатели технического состояния основных средств; – показатели технико-экономических характеристик использования основных средств Пороговый
Знать: – понятие и категории персонала предприятия; – особенности планирования численности основных рабочих; – основные показатели производительности труда; – виды и рычаги мотивации; – основные формы и системы оплаты труда; – понятие финансов предприятия; – элементы финансового механизма; – источники финансовых ресурсов предприятия; – виды цен на продукцию предприятия; – виды прибыли предприятия; – основные налоги, уплачиваемые предприятиями; – понятие финансовой отчетности; – состав годовой бухгалтерской отчетности российских предприятий; – основные формы безналичных расчетов; – задачи планирования финансов; – состав финансового планирования; – понятие амортизации; – способы расчета амортизационных отчислений; – показатели технического состояния основных средств; – показатели технико-экономических характеристик использования основных средств; Уметь: – определять категории персонала предприятия. – определять явочное и среднесписочное число основных рабочих. – рассчитывать выработку, производительность труда, трудоёмкость. – определять форму оплаты труда для разных категорий персонала. – определять виды финансовых источников предприятия. – определять цены на продукцию. – определять рентабельность продаж и продукции. – определять сумму налогов от деятельности предприятия. – разделять средства предприятия на активы и пассивы. – определять наилучший вариант формы безналичных расчетов. – определять основные стратегические цели предприятия; – рассчитывать физический и моральный износ основных фондов; – рассчитывать амортизационные отчисления различными способами. – анализировать техническое состояние основных средств; – анализировать технико-экономические характеристики использования основных средств Базовый
Знать: – понятие и категории персонала предприятия; – особенности планирования численности основных рабочих; – основные показатели производительности труда; – виды и рычаги мотивации; – основные формы и системы оплаты труда; – понятие финансов предприятия; – элементы финансового механизма; – источники финансовых ресурсов предприятия; – виды цен на продукцию предприятия; – виды прибыли предприятия; – основные налоги, уплачиваемые предприятиями; – понятие финансовой отчетности; – состав годовой бухгалтерской отчетности российских предприятий; – основные формы безналичных расчетов; – задачи планирования финансов; – состав финансового планирования; – понятие амортизации; – способы расчета амортизационных отчислений; – показатели технического состояния основных средств; – показатели технико-экономических характеристик использования основных средств; Уметь: – определять категории персонала предприятия. – определять явочное и среднесписочное число основных рабочих. – рассчитывать выработку, производительность труда, трудоёмкость. – определять форму оплаты труда для разных категорий персонала. – определять виды финансовых источников предприятия. – определять цены на продукцию. – определять рентабельность продаж и продукции. – определять сумму налогов от деятельности предприятия. – разделять средства предприятия на активы и пассивы. – определять наилучший вариант формы безналичных расчетов. – определять основные стратегические цели предприятия; – рассчитывать физический и моральный износ основных фондов; – рассчитывать амортизационные отчисления различными способами. – анализировать техническое состояние основных средств; – анализировать технико-экономические характеристики использования основных средств; Владеть: – методами реализации основных управленческих функций; – методами формирования и поддержания этичного климата в организации; – методами управления операциями; – навыками деловых коммуникаций. Продвинутый
ПК-2 способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов Расчетно-экономическая: - проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы Знать: – показатели эффективности инвестиционного проекта; – структуру бизнес-плана Пороговый
Знать: – показатели эффективности инвестиционного проекта; – структуру бизнес-плана Уметь – оценивать эффективность инвестиционных проектов Базовый
Знать: – показатели эффективности инвестиционного проекта; – структуру бизнес-плана; Уметь: – оценивать эффективность инвестиционных проектов; Владеть: – методами управления операциями Продвинутый
ПК-5 способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений Аналитическая, научно-исследовательская: - анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом Знать: – понятие и направления организации современного предприятия; – этапы создания нового предприятия; – основные разновидности малых предприятий; – проблемы предпринимательской деятельности; – направления повышения конкурентоспособности; – этапы оценки конкурентоспособности продукции; – классификацию факторов конкурентоспособности; – организационно-правовые формы предпринимательской (коммерческой) деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ; – общеизвестные организационно-экономические формы предпринимательской деятельности; – понятие франчайзинга; – понятие и сущность основных фондов; – классификацию основных производственных фондов; – принципы построения логистических систем; – виды запасов; – методы управления запасами; – понятие и виды инноваций; – понятие и виды инвестиций Пороговый
Знать: – понятие и направления организации современного предприятия; – этапы создания нового предприятия; – основные разновидности малых предприятий; – проблемы предпринимательской деятельности; – направления повышения конкурентоспособности; – этапы оценки конкурентоспособности продукции; – классификацию факторов конкурентоспособности; – организационно-правовые формы предпринимательской (коммерческой) деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ; – общеизвестные организационно-экономические формы предпринимательской деятельности; – понятие франчайзинга; – понятие и сущность основных фондов; – классификацию основных производственных фондов; – принципы построения логистических систем; – виды запасов; – методы управления запасами; – понятие и виды инноваций; – понятие и виды инвестиций; Уметь: – правильно определять последовательность создания предприятия. – правильно определять типы конкуренции на рынке. – определять факторы конкурентоспособности продукции. – определять вид предпринимательской деятельности по различным признакам. – определять проблемы предпринимательской деятельности для различных сфер экономики. – относить средства предприятия к основным фондам. – рассчитывать различные виды стоимостных оценок ОПФ. – выявлять функции логистики. – проводить АВС-анализ; – определять оптимальную величину запасов. – осуществлять классификацию посредников при распределении товара. – классифицировать инвестиции. – анализировать источники финансирования инновационной деятельности. – оценивать эффективность инвестиционных проектов Базовый
Знать: – понятие и направления организации современного предприятия; – этапы создания нового предприятия; – основные разновидности малых предприятий; – проблемы предпринимательской деятельности; – направления повышения конкурентоспособности; – этапы оценки конкурентоспособности продукции; – классификацию факторов конкурентоспособности; – организационно-правовые формы предпринимательской (коммерческой) деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ; – общеизвестные организационно-экономические формы предпринимательской деятельности; – понятие франчайзинга; – понятие и сущность основных фондов; – классификацию основных производственных фондов; – принципы построения логистических систем; – виды запасов; – методы управления запасами; – понятие и виды инноваций; – понятие и виды инвестиций; Уметь: – правильно определять последовательность создания предприятия. – правильно определять типы конкуренции на рынке. – определять факторы конкурентоспособности продукции. – определять вид предпринимательской деятельности по различным признакам. – определять проблемы предпринимательской деятельности для различных сфер экономики. – относить средства предприятия к основным фондам. – рассчитывать различные виды стоимостных оценок ОПФ. – выявлять функции логистики. – проводить АВС-анализ; – определять оптимальную величину запасов. – осуществлять классификацию посредников при распределении товара. – классифицировать инвестиции. – анализировать источники финансирования инновационной деятельности. – оценивать эффективность инвестиционных проектов; Владеть: – методами реализации основных управленческих функций; – методами управления операциями. Продвинутый

 

Основные этапы выполнения курсовой работы и требования, предъявляемые к ее содержанию и форме

Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от правильной организации ее подготовки и написания, соблюдения требований, которые предъявляются цикловой комиссией учетно-экономических дисциплин к ее форме и содержанию. В течение семестра, в котором выполняется курсовая работа, студент должен самостоятельно или с помощью преподавателя из предложенного списка выбрать тему курсовой работы. По согласованию с преподавателем курсовая работа может быть выполнена по иной теме, нежели в предложенном списке.

Тема курсовой работы раскрывается на основе изучения подобранной литературы; официальных документов.

Курсовая работа должна иметь план, состоящий из введения, основной части (вопросов), заключения, списка использованной литературы, в отдельных случаях – приложение. Текст должен носить характер самостоятельного изложения в соответствии с планом курсовой работы. Не допускается дословное переписывание материала из одного источника.

Объем курсовой работы не менее 30 страниц компьютерного текста, шрифт – Times New Roman, 14, межстрочный интервал – полуторный.

Основные этапы работы студента над курсовой работой следующие:

- определение темы;

- составление плана;

- подбор и работа с литературой;

- подготовка текста и оформление работы;

- работа с рецензией и подготовка к защите.

 

Определение темы

Тематика курсовых работ включает в себя все темы, изучаемые по дисциплине «Экономика предприятия (организации)» (Приложение 1). При выборе темы из указанных номеров студенту в первую очередь следует ориентироваться на проблемы, изучение которых существенно расширяет его знания по экономике организации. Для студента заочной формы обучения важно, чтобы избранная им тема в той или иной степени была связана с его производственной или иной деятельностью, чтобы при выполнении работы можно было широко использовать конкретный фактический материал о деятельности своей организации.

 

Составление плана

После выбора темы необходимо изучить соответствующий раздел курса экономики по нескольким учебникам или пособиям. После уяснения содержания темы курсовой работы целесообразно составить предварительный план работы, который в дальнейшем согласовывается с преподавателем - руководителем, уточняется, дополняется. План – это основа, костяк работы, от его правильного составления во многом зависит структура, содержание, логическая связь частей курсовой работы. Поэтому качество плана оказывает существенное влияние на оценку работы.

План курсовой работы не следует перегружать большим количеством вопросов. План должен включать:

- введение,

- содержательную часть (3-4 наиболее важных вопроса, раскрывающих содержание темы),

- заключение.

Так, по теме курсовой работы «Качество и конкурентоспособность продукции (на примере ОАО «Макфа»)» можно рекомендовать следующий примерный план:

Введение

Глава 1. Качество и конкурентоспособность продукции: их взаимосвязь

1.1. Понятие качества, система показателей качества

1.2. Факторы конкурентоспособности продукции

1.3. Взаимосвязь качества и конкурентоспособности

1.4. Методы оценки конкурентоспособность продукции

1.5. Контроль качества продукции

1.6. Нормативно-правовая база регулирования качества продукции

Глава 2. Анализ влияние качества продукции на конкурентоспособность товара и предприятия

2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «Макфа»

2.2. Анализ качества и конкурентоспособности продукции ОАО «Макфа»

2.3. Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Макфа»

Заключение

Список литературы

 

Вопросы плана можно разбивать на более мелкие, уточняющие суть основного вопроса (но носящие самостоятельный характер).

Подбор и изучение литературы

После выбора темы, согласования плана работы с преподавателем-руководителем можно приступить к подбору необходимой литературы (не менее 15 источников).

Литература, необходимая для выполнения курсовой работы, подбирается студентами самостоятельно. Подбирая литературу, нужно учитывать время ее издания и стремиться использовать новейшие издания. Пренебрежение этим приводит к снижению качества работы.

Неотъемлемая черта курсовой работы – самостоятельность. От студента, начавшего изучать экономику, не требуется, чтобы в своей курсовой работе он открывал новые научные истины. Но он обязан судить о проблеме самостоятельно с точки зрения уже открытых в экономической науке истин и выражать эти суждения своими словами.

Чтобы хорошо понять книгу, статью, читать ее надо внимательно, вдумчиво, стараться запомнить существенное. Необходимо вести записи: выписки, тезисы (сжатое изложение основных мыслей прочитанного материала, носящее утвердительный характер), аннотации (очень краткое изложение содержания прочитанной работы), резюме (краткая оценка прочитанного, отражающая выводы, итоги), конспект. Удобным средством накопления материала для курсовой работы является конспектирование. Конспектирование способствует прочному усвоению изучаемого материала, помогает выработать навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими словами. Целесообразно составлять тематический конспект – конспект произведений по вопросам плана.

Выписывайте в первую очередь наиболее важные факты, примеры, определения, статистические данные с указанием источника, номера страницы.

Если по данной проблеме в экономической литературе ведутся дискуссии, необходимо уяснить точку зрения данного автора и определить свое отношение к дискуссионному вопросу.

Дополнительные данные можно найти в периодической печати. Источниками фактических данных являются также общие и отраслевые статистические сборники и справочники.

Список рекомендуемой литературы: учебник, учебные пособия, монографии и др., предлагаемые в данном методическом пособии, нуждаются в дополнении статьями из журналов, газет, статистическими сборниками, энциклопедическими справочниками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: