Рабочая программа
Первой младшей группы
На 2016-2017 учебный год
Составлена на основе примерной программы «От рождения до школы»
Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой
Воспитатель:
Пирогланова Анжела Гаджимурадовна
2016г.
Ст. Воровсколесская
Содержание:
1.Целевой раздел……………………………………………………………….………3
1.1Пояснительная записка…………………………………………………………….…3
1.2Возрастные особенности детей 2-3 лет………………………………………….….5
2.Содержательный раздел………………………………………………………….…7
2.1Учебный план по реализации основной общеобразовательной программы…………………………………………………………………….…………...8
2.2Перспективный план по взаимодействию с родителями…………………………9
2.3Комплексно-тематическое планирование по освоению детьми 2-3 лет образовательных областей…………………………………………………………….11
2.4Образовательная область « Физическое развитие»……………………………..11
2.5Образовательная область «Социально - коммуникативное развитии………………………………………………………………………………..…15
2.6Образовательная область «Познавательное развитие»……………………….…19
2.7Образовательная область «Речевое развитие»…………………………………….21
2.8Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»…………...23
3.Организационный раздел…………………………………………………………..26
3.1Организация жизни и воспитания детей……………………………………….…26
3.2Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий………………28
4.Список использованной методической литературы………………………….35
Целевой раздел.
Пояснительная записка
|
|
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 1 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель: Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
1. Укрепление здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, развитие двигательной и гигиенической культуры детей.
2. Развитие гуманистической направленности отношения детей к миру, воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
3. Развитие эстетических чувств детей, творческих способностей, эмоционально-ценностных ориентаций, приобщение воспитанников к искусству и художественной литературе.
4. Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей, самостоятельности и инициативы, стремления к активной деятельности и творчеству.
|
|
Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными
Документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Закон РФ «Об образовании».
• Типовое положение о ДОУ.
• Сан ПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО.
Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативным, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Возрастные особенности детей 2-3 лет.
|
|
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
|
|
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
Образовательный процесс реализуется в режиме пятидневной недели. Длительность пребывания детей во 1-й младшей группы: с 7.30 до 17.30.
Содержательный раздел
В данной рабочей программе запланированная работа, проводимая с детьми 2-3 лет в специально организованной деятельности по следующим образовательным областям:
· «Социально- коммуникативное развитие»
· «Познавательное развитие»
· «Речевое развитие»
· «Художественно- эстетическое развитие»
· « Физическое развитие»
Методики проведения непосредственно — образовательной деятельности по разным видам построены таким образом, что программные задачи могут быть реализованы на различном материале. Знания, умения и навыки, полученные детьми, рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Форма организации НОД как групповые, так и по подгруппам. При организации педагогического процесса осуществляется оптимальный отбор методов, средств, форм обучения. В практической деятельности применяются исследовательские и опытно-экспериментальные методы, позволяющие анализировать и прогнозировать педагогический процесс.
Работа с детьми организуется в следующих формах:
- Непосредственно образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми.
- Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включающие совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории дошкольного учреждения.
- Самостоятельная деятельность дошкольников. Педагоги создают условия для игровой, художественно-эстетической и физкультурной деятельности по интересам и желанию детей.
Домашние задания воспитанникам дошкольного учреждения не предусмотрены (п.2.12.11).
Предельно допустимая образовательная нагрузка не превышает установленных норм СанПиНа 2.4.1.1249-03 (не более 10 занятий в неделю по 10 минут с детьми 2-3 лет).
Во все виды НОД включаются пальчиковые упражнения с целью развития мелкой моторики пальцев рук, игры на развитие психических процессов, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы.
Физкультурные минутки проводятся с целью смены деятельности физической нагрузки на группы мышц с музыкальным сопровождением.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю. 2 занятия в спортивном зале, 1 занятие на прогулке.
Музыкальные занятия проводятся музыкальным руководителем.
Обучение заканчивается в мае. К этому времени дети овладевают знаниями, умениями и навыками согласно Основной общеобразовательной программе дошкольного образования детского сада № 9.
2.1Учебный план по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования детского сада №9 для 1-й младшей группы детей от 2до 3 лет.
По действующему СанПиН для детей 2-3 лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8-10 минут.
Базовая часть | В неделю | В месяц | В год | Примечания |
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. | Организация жизнедеятельности детей строится по основной общеобразовательной программе. | |||
Коммуникация. | ||||
Художественная литература | ||||
Художественное творчество Рисование Лепка | ||||
Физическая культура | ||||
Музыка | ||||
Общее количество |
2.2Перспективный план по взаимодействию с родителями.
Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров.
Младшая группа
МЕСЯЦ | МЕРОПРИЯТИЕ |
СЕНТЯБРЬ | 1.Родительское собрание: «Адаптация ребёнка в детском саду» 2.Памятка: «Условия необходимые для воспитания самостоятельности» 3.Индивидуальные беседы: «Прислушайтесь к совету! (типы семей)» 4.Советы медсестры: «Гигиена одежды вашего ребёнка» 5.Консультация: «Первый раз в детский сад» |
ОКТЯБРЬ | 1.Советы медсестры: «Профилактика гриппа и ОРВИ-золотые правила здоровья» 2.Консультация: «Развиваем самостоятельность» 3.Памятка: «Если ребёнок часто обманывает» 4.Индивидуальные беседы: «Как организовать домашние занятия по рисованию и лепке » 5.Оформление фотовыставки: «Осенние листочки» |
НОЯБРЬ | 1.Советы медсестры: «Помните-здоровье начинается со стопы!» 2.Консультация: «Воспитание гигиенических навыков и самостоятельности у детей 1 младшей группы» 3.Индивидуальные беседы: «Развиваем речь детей» 4.Анкетирование: «Развитие речи детей 3 года жизни в семье» 5.Рекомендации: «Формирование правильного звукопроизношения» 6.Оформление фотовыставки: «Я и моя мама» |
ДЕКАБРЬ | 1.Советы медсестры: «Профилактика гриппа» 2.Консультация: «Зачем нужно развивать мелкую моторику 3.Инструктаж: «Как вести себя при гололёде» 4.Папка-передвижка: «Зимушка-зима» 5.Анкетирование: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания» 6.Родительское собрание: « Возраст упрямства и строптивости. Итоги 1 полугодия.» |
ЯНВАРЬ | 1.Советы медсестры: «Правильное питание-основа здоровья» 2.Анкетирование: «Путь к здоровью ребёнка лежит через семью» 3.Консультация: «Сенсорное развитие в раннем возрасте» 4.Папка-передвижка: «Играем со снегом и познаём его свойства» |
ФЕВРАЛЬ | 1.Советы медсестры: «Одежда детей в помещении и на прогулке» 2.Консультация: «Как перестать кричать на ребёнка» 3.Поздравление для пап: «С любовью к папе» 4.Беседа: «Домашний игровой уголок, его безопасность» 5.Оформление фотовыставки: «Выходной вместе с мамой, вместе папой» 6.Анкетирование: «Мой ребёнок и музыка» |
МАРТ | 1.Советы медсестры: «Здоровая семья-здоровый малыш» 2.Консультация: «Какие игрушки купить ребёнку» 3.Анкетирование: «Ребёнок и игрушка» 4.Выставка: «Рисуем с папой мамин портрет» 5.Оформление фотовыставки: «Мы танцуем и поём» |
АПРЕЛЬ | 1.Советы медсестры: «Ветрянка –что это?» 2.Консультация: «Экологическое воспитание в семье» 3.Индивидуальные беседы: «Как научить ребёнка рисовать» 4.Оформление выставки детских работ 5.Беседа: «Музыкальность в раннем возрасте» |
МАЙ | 1.Советы медсестры: «Закаливание летом» 2.Оформление фотовыставки: «Вот какие мы большие!» 3.Родительское собрание: « Игра-путешествие по стране Сенсорики. Итоги года» 4.Консультация: «Положи своё сердце у чтения» |
2.3Комплексно-тематическое планирование по освоению детьми 2-3 лет образовательных областей