Анкета для выявления уровня школьной мотивации




  1. тебе нравится в школе или не очень?
  2. утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
  3. если бы учитель сказал, что завтра нужно приходить не всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
  4. тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  5. ты хотел бы, чтобы давали домашнее задание?
  6. ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  7. ты часто рассказываешь о школе родителям?
  8. ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  9. у тебя много друзей?
  10. тебе нравятся твои одноклассники?

Каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10 и отрицательные ответы на вопросы 4, 6, 8 оцениваются в три балла. Нейтральные ответы в 1 балл. Ответы, не совпадающие с ключом, оцениваются в 0 баллов.
Итоговый уровень:
25-30 б. – высокая школьная мотивация и учебная активность
20-24 б. – нормальная школьная мотивация
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но больше привлекают внеучебные мотивы
10-14 б. – низкая школьная мотивация
<10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Активные методы работы школьного психолога. – М., 1990.
  2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л.И.Божович. – М., 1996.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений/ Л.С.Выготский. – Т.3. – М., 1983.
  4. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.
  5. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М., 1991.
  6. Иванова А.И. Методика исследования способности к обучению/ А.И. Иванова.- М.: ИМАТОН, 1999.
  7. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми/ Дж. Лешли. – М., 1991.
  8. Мухина В.С. Детская психология/ В.С. Мухина. – СПб., 1992.
  9. Непомнящая Н. Становление личности ребёнка 6-7 лет/ Н. Непомнящая. – М., 1994.
  10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе/ Р.В.Овчарова. – М., 1996.
  11. Особенности психического развития детей 6-7 лет/ Под ред. А.Л. Венгера. – М., 1988.
  12. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И. Дубровиной.- М., 1988.
  13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И. Рогов.- М., 1995.
  14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома/ Н.В.Самоукина. – М., 1993.
  15. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии/ Г.А.Урунтаева, Ю.А Афонькина.– М., 1995.
  16. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя/ Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина. – М., 1993.
  17. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы/ Т.В.Чередникова. – СПб., 1996.
  18. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д.Б.Эльконин. – М., 1997.
  19. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В.В. Лебединского. – М., 1990.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А
Методика исследования обучаемости А. Ивановой
Данная методика построена на основе теоретических положений Л.С. Выготского относительно актуального и потенциального уровней развития ребенка. Задания, которые предлагаются ребенку, построены таким образом, что если он не может выполнить их самостоятельно, экспериментатор предлагает ему обучающую помощь. Способность ребенка принять эту помощь и сделать соответствующие выводы свидетельствует об уровне его обучаемости.
Таким образом, данная методика позволяет прогнозировать способность ребенка к обучению.
Материал: таблица с геометрическими фигурами и два набора карточек.
А) В таблице вразброс представлены:
- три геометрические фигуры: круги, квадраты и треугольники;
- двух размеров: большие и маленькие;
- четырех цветов: красные, желтые, зеленые и синие. Размер таблицы ≈36*24
Б) первый набор карточек включает в себя те же 24 фигуры, что и в таблице, только в разрезанном виде (размер карточки ≈6*8 см).
В) второй набор карточек (также разрезанных и того же размера) содержит:
- четыре геометрические фигуры: ромб, круг, треугольник и квадрат;
- двух размеров: большие и маленькие;
- трех цветов: красные, синие, зеленые.
Ход проведения: Данная методика проводится в три этапа.
I этап. Предварительная ориентировка
Экспериментатор издалека показывает ребенку карточки, сложенные в колоду, и говорит: «Эти карточки тебе надо будет разложить по группам, подходящие с подходящими». В это время ребенку дается таблица с геометрическими фигурами со словами «Но сначала посмотри эту таблицу, тут они все нарисованы и подумай как ты будешь это делать». Кроме этого более ничего не говорится и не объясняется, от вопросов ребенка уходим. В протоколе фиксируются все слова и действия ребенка. Через 30 секунд таблицу забираем и убираем. Больше в работе она никак не понадобится.
II этап. Основное задание
Включает в себя три задачи.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
Задача 1. Ребенку передается первый набор карточек, где геометрические фигуры трех форм и четырех цветов, и предлагается: «Разложи эти карточки подходящие с подходящими. Можешь сделать три или четыре группы». Таким образом, предлагаем ребенку разложить карточки либо по цвету, либо по форме. После этого в течение 30 секунд в протоколе фиксируются все действия ребенка. Если он пассивен и не приступает к работе или наоборот действует очень хаотично, то по истечении 30 секунд экспериментатор оказывает ему организующую помощь. Если пассивен, говорим: «Выложи несколько карточек на стол», если же хаотичен, то «не спеши, выкладывай карточки по одной». В протоколе отмечается какая организующая помощь была оказана. Еще 30 секунд ждем. Если ребенок вновь ничего не предпринимает, то даем первый обучающий урок. Обучать нужно, начиная с цвета.
Урок-подсказка № 1: Из карточек, лежащих на столе, выбираем две, отличающиеся только по цвету (например, красный и синий маленькие кружки). Выкладываем их перед ребенком и задаем вопрос: «Чем отличаются эти карточки, чем они не похожи?» Если ребенок молчит, отвечаем сами: «Они отличаются по цвету». После первого урока подсказки наблюдаем за ребенком, в протоколе фиксируем все его действия и высказывания.
Если после первого урока в течение 30 секунд ребенок не начал работать, даем второй.
Урок-подсказка № 2: Из остальных карточек, лежащих на столе, выбираем третью, сходную с одной из двух первых по цвету (например, большой красный квадрат). Задаем вопрос: «Куда мы положим эту карточку – сюда или сюда?» Если ребенок не отвечает, проговариваем сами, например: «Мы положим эту карточку сюда, потому что она тоже красная».
Затем снова молчим и 30 секунд наблюдаем за ребенком, заполняя протокол. Если он не приступает к заданию или выполняет его неправильно, даем третий урок.
Урок-подсказка № 3: Берем карточку того цвета, которого еще нет, кладем ее рядом с первыми двумя и говорим: «Сюда мы будем класть все желтые, сюда все синие, сюда все красные карточки».
В течение 30 секунд опять фиксируем действия ребенка. Если он все еще затрудняется, дальше даются 4-ый, 5-ый, 6-ой и так далее уроки-подсказки. Суть их в том, что экспериментатор берет из общей кучи карточку, кладет ее в нужную группу и поясняет, почему он сделал именно так.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
После того, как все карточки будут разложены, говорим: «Молодец, ты правильно разложил все карточки. Но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил вместе именно эти, а не другие». Все высказывания фиксируем в протоколе. Если ребенок не отвечает или ответил неправильно, сами делаем обобщающий вывод: «Мы разложили карточки по цвету: красные с красными, синие с синими, желтые с желтыми». Но в протоколе записываем то, что сказал ребенок.
Задача 2. После этого собираем все карточки, перемешиваем и подаем ребенку со словами: «А теперь разложи карточки иначе, тоже подходящие с подходящими, но по-другому – на 4 группы (или на три группы)». Если в первые 30 секунд ребенок пытается раскладывать карточки по тому же признаку, как и в первой задаче, то в протоколе это отмечается как проявление инертности. Далее работа ведется также, как в первой задаче. В конце обязательно делается обобщающая словесная формулировка, если не ребенком, то самим экспериментатором. В протоколе же фиксируются слова ребенка.
Задача 3. Снова собираются и перемешиваются все карточки и подаются ребенку со словами: «В последний раз разложи их по группам, подходящие с подходящими, но теперь так, чтобы получилось две группы». Далее все идет также, как и раньше. Отмечаем проявление инертности, если такое имеет место. В конце работы просим дать обобщаю формулировку: «Назови, какие карточки ты собрал вместе? Чем похожи карточки одной группы?»
III этап. Аналогичное задание
После выполнения второго этапа методики, убираем первый набор карточек. Предлагаем ребенку второй вариант карточек и говорим: «Ты уже научился складывать карточки по группам. Эти карточки тоже можно разложить на группы по разным признакам. Сделай это или расскажи, как это можно сделать?» В протоколе фиксируются время выполнения и результат самостоятельной деятельности ребенка. Наилучшим результатом является свободное перечисление всех трех признаков и обозначается как полный логический перенос в словесной форме. Если ребенок самостоятельно выделяет только два признака, то это будет частичный логический перенос в словесной форме. Если ребенок разложил все карточки по трем группам, но не смог словесно объяснить принцип раскладок, то это полный логический перенос в наглядно-действенной форме. Если ребенок выделяет только два признака, непосредственно работая с карточками, это будет частичный логический перенос
в наглядно-действенной форме. Если выделяется только один признак или вообще ни одного, значит логический перенос отсутствует.
Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А
Оценка результатов:
1. Ориентировка в материале (ОР) – активная - 0 баллов
– пассивная -1 балл
2. Восприимчивость к помощи (ВП) – за каждый урок в каждом задании – 1 балл
– за каждое проявление инертности – 1 балл
3. Логический перенос (ЛП):

  • за отсутствие обобщающей формулировки в конце каждой классификации – 1 балл;
  • полный перенос в словесной форме – 0 баллов;
  • частичный перенос в словесной форме – 1 балл;
  • полный перенос в наглядно-действенной форме – 2 балла;
  • частичный перенос в наглядно-действенной форме – 3 балла;
  • отсутствие логического переноса – 4 балла.

Показатель обучаемости (ПО) = ОР + ВП + ЛП =

В норме ПО должен быть равен 3 ± 2 (т.е. от 1 до 5 баллов). Такой показатель свидетельствует о высокой способности к обучению.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Бланк фиксации результатов по методике А.И. Ивановой

ФИО______________________ Дата_______ Возраст_______ Пол______

Протокол исследования

Этапы исслед - ия Тип задания Действия и высказывания обследуемого Время Оценка
1 Предва- рительная ориент - ка Работа с таблицей      
 
 
2 Основное задание 1 ЗАДАЧА 1 урок 2 урок Обобщающая формул-ка      
 
 
 
2 ЗАДАЧА 1 урок 2 урок Обобщающая формул-ка      
 
 
 
3 ЗАДАЧА 1 урок 2 урок Обобщающая формул-ка      
 
 
 
3 Аналоги-чное задание Работа со 2-м набором карточек      
 
 

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Ориентировка в материале (ОР) = _______ Восприимчивость к помощи (ВП) =_________ Логический перенос (ЛП) = ________ Показатель обучаемости (ПО) = ОР + ВП + ЛП = ___

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: