ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С УЧЕНИКОМ




Проблема Р.учителям Р.родителям Р.ученику
Заниженная самооценка Сверхчувствительное отношение к неудачам Повышенная тревожность · Создавать ситуацию успеха на уроке посредством выполнения учеником посильных для него заданий · Публично выделять достижения ученика, чтобы ребенок старался раскрываться · Поощрять за старание, даже если результат выполнения работы на невысоком уровне путем высказываний «Молодец», «Умница», «Старание налицо» · Избегать публичной критики · Корректно указывать на ошибки, желательно в беседе один на один.При невысокой оценке указывать на конкретные пробелы · Подсказывать стратегию общения с другими учителями, одноклассниками · Относиться мягко, не обсуждать и не осуждать способности ученика · Не требовать немедленного включения в деятельность   · Обратить внимание на психологический климат семьи · Уделять больше времени совместной деятельности с ребенком, поддерживать в его начинаниях · Создавать ситуацию успеха во внеучебных видах деятельности (бытовой, творческой, спортивной и т.п.), ориентируясь на способности и возможности ребенка · Давать посильные ответственные поручения, подкрепляя похвалой и не рассчитывая на идеальное выполнение. Оценивать не результат, а активность, старание · Включать в процесс обсуждения и принятия семейно-бытовых решений, повышая значимость мнения ребенка · Снизить уровень требовательности, ценность школьных отметок, уделяя внимание знанию и пониманию · Не пугать грядущими проблемами, не рисовать картинки с негативным разрешением ситуации, подбадривать и убеждать в позитивном исходе любой проблемной ситуации · Снижать значимость травмирующих событий (критика учителя, невнимание одноклассниц) · Научиться справляться со своим раздражением на ребенка или окружающих, общаться более спокойно · Хвалить и одобрять за конкретные поступки, действия · Предоставлять свободный режим, поощрять для активизации инициативы · Находить позитивные моменты в негативных ситуациях · Учить воспринимать промахи как руководство к самоизменению, а не как неудачи. · Разрешать ребенку ошибаться · Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей   · Хвалить себя за малейшие достижения. Можно завести «Дневник достижений» · Престать критиковать себя по пустяковым поводам · Позволять себе ошибаться, ведь на ошибках учатся · Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней · Записаться в театральный кружок, творческую студию, в которой можно будет перевоплощаться · Посещать подростковые клубы · Оказывать помощь слабоуспевающим · Стремиться проявлять инициативу, выступать с предложениями · Воспринимать неудачу как очередной урок, стимул к развитию  
Низкий групповой статус, замкнутость · Включать в общественные внутриклассовые мероприятия · Включать ученика в подгруппы для выполнения самостоятельных групповых домашних проектов · Развивать постепенно лидерские качества, поощряя активность, веря в ученика · Показывать публично свое доверие ученику · Развивать постепенно лидерские качества · Предоставлять самостоятельность · Включать в обсуждение множества вопросов дома, принимая в расчет мнение ребенка, повышая его статус · Приглашать в гости семьи с детьми · Согласно интересам заниматься в социально-актуальных секциях, кружках, активно проявляя себя во внешкольном коллективе · Интересоваться деятельностью классного коллектива, его интересами · Самому доброжелательно относиться к классу  
Внимание Слабая концентрация Отвлечения Легкость выполнения заданий + отвлекаемость · Применять приемы активизации внимания на уроке, руководить процессом управления внимания класса посредством грамотно построенного урока · Задавать вопросы, требующие размышления, давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект · Давать установки: «Здесь стоит быть особенно внимательным», «Пока я считаю до 5, настраиваемся слушать, понимать, запоминать», а также «Обратите внимание», «Обведите в рамку, поставьте рядом с абзацем «!,?» и т.п. · Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения · Учитывать тип темперамента и модальность восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический)   · Индивидуальные усложненные задания для проявления своей сообразительности. Задания должны быть в меру сложными и выполнимыми · Предложить составить опорную схему урока, параграфа · · При выполнении д/з устранять отвлекающие факторы – телевизор, радио, компьютер и т.п. Возможно, тихая мелодичная музыка · Устанавливать сроки для работы · Совместно с ребенком играть в развивающие игры, шахматы, головоломки     Обратить внимание на развитые способности ребенка, приобщать к достижению серьезных целей в учебе, спорте   · На уроке задавать вопросы учителю по теме занятия, принимать активное участие на уроке · Выполнять интересные упражнения для развития внимательности · Выделять в окружающих явлениях, предметах детали · Ставить для себя цель и сроки перед выполнением задания · При выполнении домашних заданий учитывать время переключения внимания и подстраиваться под свой мозговой ритм (30 минут работы-5-7 перерыв)  
Неорганизо-ванность · Управлять вниманием на уроке · Предлагать план занятия · При поручении составлять совместный поэтапный план, со средствами его реализации · Ставить сроки для и выполнения заданиям Контролировать выполнение, давая конструктивную оценку результата · Приучать к планированию времени · Следить за распорядком дня ребенка Периодически вести хронометраж распределения времени, помогать упорядочивать его · Следить за объемом и посильностью нагрузки ребенка в школе, секциях, студиях · Обсуждать минусы и последствия неорганизованности на доступных примерах Предлагать художественные произведения, в которых описываются организованные люди, например, великие полководцы Суворов, Кутузов, Наполеон · Ставить перед собой достижимые цели и намечать средства их реализации · Составлять список посильных дел на день, разбивать дела на этапы Обдумывать последствия своих действий
Сложности в запоминании информации · Обратить внимание на ведущий тип запоминания информации · Рекомендовать разбивать на смысловые части, пересказывать своими словами Помогать упражнения, развивающие память · Упражнения для развития памяти · Практиковать мнемотехнические методы запоминания · Материал разбить на смысловые части, составить план, запомнить опорные слова, пересказать текст своими словами · Придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску ·
Несамостоятельность Давать задания, поручения для самостоятельного выполнения, сначала легкие, постепенно повышая уровень сложности и ответственности · Стимулировать активность ребенка · Видеть в подростке взрослого человека · Снизить до разумных пределов контроль · Проявлять инициативу · Ставить интересные цели и стремиться их постепенно достигать без помощи взрослых
Пассивность · Заинтересовать в выполнении заданий, применять групповые методы обучения, включая его в группу успевающих учеников, чтобы он ощутил успех в группе и возможно перенес и индивидуальный план действий   · Наблюдать за способностями и стимулировать их   · Быть инициативным на уроках, чтобы заработать авторитет
Безответственность · Давать поручения, от которых будет зависеть деятельность класса · При систематическом невыполнении заданий, временно отказать во внимании · Показывать образец ответственности на своем примере · Подбирать мотивационные стимулы для следования обещаниям, согласно особенностям ребенка · Давать почувствовать дискомфорт от нарушения обещаний, невнимательного отношения родителей к его просьбам · Подарить домашнее животное, чтобы он заботился о нем · Показывать значимость мнения ребенка в семье для повышения его самооценки, таким образом, показывая свое доверие и уверенность в выполнении обязательств · Участвовать в общественных делах класса, школы · Добросовестно относиться к порученным делам · Выбирать для выполнения только достижимые задания


 

Приложение

Методика диагностика типа школьной мотивации

Опросник Айзенка

Диагностика учебной мотивации школьника



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: