Работа с беспокоящим воспоминанием. 4 глава




7. Как только возникает негативная реакция, прикасаемся к позитивному «якорю», «включая» ресурсное состояние.

8. Проверка. После объединения двух реакций, путем совмещения «якорей», можно попросить человека вновь пережить негативную ситуацию. Важно чтобы человек почувствовал, хватает ли ему данного ресурса. Если нет, то возвращаемся к четвертому шагу, находим еще один ресурс и повторяем процедуру, включая проверку.

9. Присоединение к будущему. Выясним у человека, какие события в его настоящем и будущем в чем-то схожи с негативной ситуацией. Эти события обычно и запускают нежелательную реакцию. Можно задать вопрос типа «Что первое вы видите, слышите или чувствуете, что позволяет вам опознать ситуацию подобного рода? ».

Находятся стимулы, вызывающие негативное переживание. Далее, человека просят представить ближайшее по времени событие, когда он может вновь столкнуться с подобными явлениями. Как только человек находит это событие, прикасаются к ресурсному «якорю». В результате стимулы «запускающие» негативное переживание, становятся стимулами, актуализирующими ресурсное состояние. В заключение человек находит в своем будущем еще несколько ситуаций, когда ему будет необходим внутренний ресурс. Как только он их находит, прикасаются к позитивному «якорю». Характеризуя процедуру якорения, важно отметить следующее. Эта процедура предполагает работу в паре с другим человеком. Можно делать ее и одному, но есть опасность, что вы «зациклитесь» на переживании негативной ситуации. Если вы используете данную процедуру применительно к себе, то первым желательно поставить позитивный «якорь». Лишь затем ставить негативный. Тогда в случае если вас начинают захлестывать отрицательные эмоции, то ресурсный «якорь» поможет справиться с ними.

И еще один момент. Эту процедуру желательно использовать, работая с негативными переживаниями средней интенсивности. С человеком происходят эффективные изменения если он получает полный доступ как к позитивным, так и к негативным переживаниям. По этой причине, работая с очень сильными отрицательными эмоциональными состояниями, мы будем подвергать людей страданиям. В этом случае есть другие, более щадящие способы изменения.

Как можно использовать информацию о «якоре» в повседневной жизни? Напомним, что «якорь» - это какой-либо стимул, вызывающий и стабилизирующий, удерживающий определенное субъективное состояние человека. Блестящим примером якорей являются сувениры. Мы привозим сувениры, возвращаясь из путешествия, интересной экскурсии, после важного мероприятия. Ставим их на видном месте. И теперь, как только этот предмет останавливает наш взгляд, сразу всплывает воспоминание о событии и оживают соответствующие переживания.

Аналогичную роль выполняют фотографии. Мы фотографируемся на память. Перелистайте свой семейный альбом, переберите фотографии и какая гамма чувств снова заиграет в вашей душе. Это часто помогает обрести внутреннее равновесие, особенно когда мы скучаем по близким нам людям или чувствуем себя одиноко. Иногда результатом консультации бывает рекомендация заглянуть в семейный альбом. Что интересно, это часто дает очень хороший психотерапевтический эффект. Фотография мощный позитивный «якорь». Ведь, как правило, мы фотографируемся будучи в хорошем расположении духа. Именно это состояние и воскрешает в нас фотография. Помните, что у вас в доме есть отличное психотерапевтическое средство, пользуйтесь им почаще.

Наверное, каждый замечал, как оживляются люди, говоря о своих любимых книгах. Наша домашняя библиотека это набор замечательных позитивных якорей. Психотерапия чтением художественной литературы существует уже много, много лет. Причем, не психологи открыли это средство. В разные времена, разные авторы даже составляли перечень книг, рекомендуемых при том или ином состоянии человека. Любители книг часто с большим удовольствием вспоминают, как они достали именно это издание. Чем оно отличается от других, сколько сил они потратили, чтобы приобрести то, что хотели. Все эти приятные переживания удачи становятся доступны человеку, когда он берет в руки книгу или, просто, смотрит на ее корешок в ряду других изданий.

Якорем, вызывающим позитивные переживания, может быть определенное место в квартире. Допустим, сидя на краешке дивана мы обычно вспоминаем приятные моменты своей жизни или мечтаем о будущем. На этом же месте мы читаем письма от друзей и близких или любим рассматривать коллекцию марок. Здесь же нас «захватывают» события интересных книг. В результате это место на диване становится мощным позитивным якорем. Когда вы садитесь там, то получаете доступ к множеству приятных переживаний. С этого места жизнь воспринимается как что-то интересное и увлекательное.

Хотелось бы порекомендовать не делать на месте, связанном с положительными переживаниями ничего, что можно назвать словом «негативное». Иначе ваш позитивный «якорь» станет и «якорем» на соответствующие негативные состояния. Пользуйтесь своим благоприятным местом в квартире осторожно и дозированно. Например, если у вас «кислое» настроение, то можно сесть и посидеть на любимом краешке дивана. Ваше настроение изменится, вы обнаружите, что мир все же хорош. Но если вы десять раз на дню в плохом настроении присаживаетесь на это место, то в результате оно станет «якорем» именно на ваше «кислое» настроение. Важно, чтобы количество и сила позитивных переживаний на краешке дивана в сумме превосходили негативные переживания на этом месте. Лишь тогда оно будет вашим ресурсом.

Интересно, как работает «якорь» на место у детей. Например, малыш пошел в школу. За письменным столом он делает свои первые домашние задания. Они либо не получаются, либо получаются не так красиво, как хотелось бы. И это продолжается все первые месяцы учебы. Да еще папа подойдет, сделает замечание или мама прикрикнет, чтоб не крутился на стуле. В итоге место за письменным столом становится «якорем» на неудачу и плохое настроение. То-то дети так не хотят садиться за уроки.

Чтобы не получать такого результата, желательно место за письменным столом предварительно сделать позитивным «якорем». Пусть ребенок, сидя на этом стуле, послушает интересную сказку или историю. Лучше, если это будет история о школе, но совсем не обязательно.

Пусть он сделает что-то за письменным столом, именно то, что он хорошо умеет делать. Пусть ребенок переживет ощущение успеха, радость от похвалы и внимания взрослых. В результате, садясь за уроки, он будет получать доступ ко всем позитивным, ресурсным состояниям.

Иногда в доме появляются места, провоцирующие возникновение отрицательных эмоций или деструктивного поведения.

Однажды я был в гостях и заметил странную особенность у хозяина дома. Он старался не садиться в одно из двух кресел около телевизора. Я поинтересовался в чем дело и он пожаловался, что в этом кресле начинает испытывать сильное беспокойство. После непродолжительного разговора выяснилась причина. Несколько месяцев назад он провожал своего отца в санаторий на отдых. Посадил его в самолет, попрощался и уехал домой. А в вечернем выпуске новостей услышал, что с самолетом произошла авария. Это очень сильно его потрясло. Ведь прошло всего несколько часов как они расстались с отцом. Хотя буквально в следующей фразе диктор сказал, что жертв нет и все закончилось благополучно, но эмоциональный шок человек уже успел испытать.

Это событие быстро забылось. Видимо, произошло то, что в психоанализе называется «вытеснением». Но осталось место, где человек его испытал. Кресло перед телевизором превратилось в мощный якорь, вызывающий тревожное состояние. Интересно, что содержание события хозяин дома не осознавал. Он потерял доступ к содержанию, но за счет якоря у него сохранилось эмоциональное переживание всего случившегося.

Другой пример, на консультацию пришел человек с жалобой на повышенное влечение к алкоголю. По всем признакам мужчина относился к числу редко выпивающих. Сам же он считал, что у него «повышенное влечение к алкоголю». Мы стали выяснять: как часто его тянет выпить, когда возникает это желание, где обычно он вспоминает о спиртном. В итоге оказалось, что тяга к алкоголю появляется вечером, перед ужином, когда он находится на кухне и сидит на одной из трех табуреток. Еще оказалось, что когда к ним приходят в гости родственники, то хозяин раздвигает кухонный стол и садится на табурет возле холодильника. В этих случаях он заведует спиртным. Именно на данном табурете возле холодильника ему приходится сидеть в последнее время, так как они с женой сделали на кухне небольшую перестановку мебели.

Интересно, что человек не пьет в действительности, но уже больше месяца борется с желанием это сделать. Место за столом стало якорем, порождающим деструктивную реакцию. И окажись мужчина менее устойчив в своих личностных ценностях, этот якорь мог спровоцировать начало регулярного употребления алкоголя. Вероятно, человек и сам без помощи психолога справился бы со своей проблемой. Но сколько же сил ему понадобилось бы затратить на эту борьбу со своим желанием. Хочется еще раз напомнить, значительно легче устранить стимул вызывающий деструктивное поведение, чем пытаться изменить само поведение.

В приведенном примере есть одна важная деталь. У мужчины стремление к алкоголю возникало только вечером. Утром он спокойно завтракал перед работой и даже не вспоминал о спиртном. Фактически его желание было связано с еще одним, кроме места, якорем. Как это не странно звучит, но часто в роли якоря выступает время. Человек спокойно работает всю неделю. Но вот наступают выходные и с поразительной регулярностью возникает желание выпить.

Это связано со своеобразной культурной традицией. А любая культурная традиция представляет из себя сложную последовательность поведенческих стереотипов. Запускается данная последовательность определенным набором стимулов. Их то и можно назвать якорями. Они вызывают и стабилизируют определенное состояние или реакцию у человека. Оговоримся, что культурные традиции, конечно, не сводятся к стереотипным реакциям. Просто, мы их рассматриваем именно с этой, интересующей нас точки зрения.

Время является якорем огромного количества разнообразных поведенческих реакций. Например, наш трехразовый прием пищи в день ни что иное как стереотип определяемый временем. Очень часто люди, даже не испытывая голода, едят потому, что, допустим, обеденный час подошел. Но еще само наше желание что-нибудь съесть определяется отнюдь не потребностью организма, а якорем трехразового питания.

Точно таким же якорем является время нашего сна. Подходит определенный вечерний час и нас начинает «морить» сон. И человек ложится спать. Но каждый, наверное, замечал, что если вы пропустите свой привычный час засыпания, то часто сон как рукой снимает. Человек может еще какое-то время заниматься своими делами, пока не наступит действительная усталость и физиологическая потребность организма не уложит его в постель.

Одного буддийского монаха спросили о сущности просветленного образа жизни. И он ответил: «Когда я голоден, я ем, когда устаю - ложусь спать». Этот, казалось бы, банальный ответ в действительности имеет глубокий смысл. Просветление или сатори, как говорят в дзен-буддизме, это состояние, в котором человек свободен от всех искусственно навешенных якорей. Он следует своим действительным желаниям. Недаром сатори имеет еще и другое название «кэнсе», что переводится как «постижение своей собственной природы».

Есть такое выражение «освобождение от земных пут». Ему придают очень разный смысл, но обычно сходятся в том, каков результат освобождения. Люди достигают душевного покоя, умиротворения, прекращаются тягостные внутренние метания и вечное недовольство собой. Можно сказать, что «земные путы» это и есть якоря, которыми человек буквально весь «увешан». Если присмотреться, то окажется, что люди заякорили, практически, каждый шаг в своей жизни. Все, что человек делает, он делает исходя из каких-то стандартов, норм и правил. Последствия такого положения просто катастрофичны.

В огромном числе случаев наше поведение и переживания определяются действующим в данный момент якорем, а не естественными потребностями и не природой человека. В этом случае внутренний разлад неизбежен. Самое трагичное - люди даже не осознают причин своего дискомфорта. Часто они стремятся еще точнее следовать должному, общепринятому, воспроизведя стандарт совершенно не соответствующий их собственной сущности.

«Освобождение от пут» в данном случае означает освобождение от стереотипных, автоматизированных форм реагирования. Иными словами, происходит освобождение от якорей, буквально манипулирующих нашим поведением, нашими желаниями, переживаниями, настроениями, симпатиями, антипатиями и т. д. Человек начинает жить, следуя велениям своей собственной природы. Он ест, когда голоден и спит, когда устает. Исчезает извечный внутренний конфликт.

Но вернемся вновь к разговору о времени в роли якоря тех или иных состояний человека. Каждому знакомо чувство усталости в конце рабочего дня. Однако, если возникает необходимость остаться еще на несколько часов, то часто усталость быстро проходит и люди работают. Существует якорь на утомление в конце дня.

Другой пример из этой же области. Обычно, перед выходными в конце рабочей недели снижается производительность труда и чувство усталости нередко сопровождает человека в течение всего последнего дня работы. В случае же если люди работают, допустим, по пятнадцать дней без выходных, как при вахтовом методе, картина меняется. Очень часто утомление начинает ощущаться в последние дни работы, а не на пятый-шестой как при обычной продолжительности рабочей недели. Это указывает на то, что последний день рабочей недели является якорем на развитие состояния усталости.

Хорошо известно как тягостно бывает работать оставшиеся несколько дней до отпуска. Кажется, что отдохнуть совершенно необходимо. Но случись отложить отпуск и обычное рабочее ощущение быстро возвращается. Здесь мы имеем дело с тем же явлением.

Есть необычные мало известные якоря, определяющие некоторые значимые события в жизни человека. Например, если сравнить возраст вступления в брак, рождения детей, серьезных заболеваний и глубоких психических кризисов у родителей и детей, то часто поражает совпадение сроков. Могут быть совершенно разные причины побудившие человека принять то или иное решение. События бывают продиктованы разными жизненными ситуациями. Но они происходят у детей приблизительно, в том же возрасте, что и у родителей.

Если ребенка спросить, что он будет делать, когда вырастет, то вы обязательно получите какой-то ответ. Малыш мысленно найдет на линии своей будущей жизни место именуемое «я вырос» и изложит определенный прогноз развития событий. У каждого человека есть представление о своем будущем. Существует как бы линия судьбы. Вот на ней-то и стоят вехи-якоря, отмечая время свершения важнейших событий.

Люди действительно планируют свою жизнь на десятилетия вперед. А в качестве образца этих планов выступает реальная жизнь родителей или тех, кто их заменяет. Причем человек стремится реализовать свой план. И если что-то не происходит, то возникает ощущение внутреннего дискомфорта. Все значимые события отмечены на нашей линии жизни. Нам трудно смириться если что-то не случается. В этом случае очень часто причина дискомфорта не осознается.

Ощущение дискомфорта, недовольство собой может иногда сопровождать нас годами до тех пор, пока не произойдет то, что запланировано. Однако далеко не все осуществляется. Причем одно несбывшееся накладывается на другое несбывшееся, а в итоге мы все хуже и хуже относимся к своей собственной жизни. Понятно, что наступает момент, когда неудовлетворенность судьбой становится слишком тяжким грузом для человека. Этот момент проявляется как очередной жизненный кризис.

В период кризиса люди меняют свои отношения к важнейшим событиям личной истории. Происходит переоценка ценностей. В контексте нашего изложения это можно назвать освобождением от якорей. Кризис приводит к очищению от иллюзий, неадекватных надежд, чуждых нам планов. Данный процесс, часто, бывает субъективно тяжелым. Наши воздушные замки, оказывается, способны переломить хребет даже очень сильным. Порой, за свое освобождение человек готов заплатить фантастически высокую цену - жизнь!

А избавляемся-то мы всего лишь от якорей - очень прочных условно-рефлекторных связей. Ведь, если что-либо не сбылось, значит это просто не соответствует нашей внутренней природе. Жизнь всегда лучше определит, какую из наших любимых сказок о будущем можно сделать реальностью. Стоит ли так дорого расплачиваться за очередную недосказанную историю! Раз мы дышим и двигаемся, значит можно сочинить еще десятки подобных вещей.

Пока люди не научились прорываться сквозь «цепи» якорей к своему действительному внутреннему миру, как это ни печально, но они не способны выбирать свою судьбу. По этому поводу очень емко высказался один интересный мыслитель: «Человек ничего не делает со своей жизнью, с ним все случается. Случается так же, как выпадает дождь, тает снег, ветер поднимает пыль».

Обсуждая тему «Якоря и судьба» хотелось бы остановиться еще на одном интересном наблюдении. Иногда возраст смерти родителей и их детей как-то фатально совпадает. Еще чаще дети сильно болеют в том возрасте, который соответствует возрасту смерти родителей. Речь идет о том, что существует такой феномен, как якорь на смерть.

В истории психологии описан следующий случай. Дело было еще в начале двадцатого века. Однажды на прием к врачу пришла бабушка и стала жаловаться на недомогание. Врач, мужчина средних лет, внимательно ее осмотрел, но ничего не нашел, кроме обычных изменений организма, свойственных возрасту. Беседуя с посетительницей желая ее приободрить и успокоить, он сказал роковую фразу: «Живите спокойно, бабушка, вот я помру, тогда уж и ваш черед будет». Через несколько месяцев он неожиданно скончался. Когда старушка узнала об этом, якорь сработал и ее не стало через два дня. К сожалению, авторитет врача, вопреки его желанию, послужил основой очень мощного якоря который и оказал такое роковое воздействие.

Кто может быть более авторитетным для ребенка, чем его родители. Они образец для подражания в детстве, их жизнь - это наш ориентир и в зрелые годы. Как бы мы ни относились к своим родителям, данный механизм подражания сохраняется навсегда. Иногда это очевидно, но чаще скрыто за слоем многообразных событий личной жизни. Порой подражание обретает форму отрицания, когда человек отталкивается от опыта родителей и делает все наоборот. Но и в этом случае он воспроизводит лишь негативный слепок того же самого опыта.

Якорь на окончание своего бытия можно, что называется, «снять». И огромное число людей, живущих дольше своих родителей, яркий тому пример. Что может снять якорь на смерть? Другой более актуальный, а значит более сильный якорь, если он помещен в будущем по времени позже, чем год ухода из жизни кого-либо из родителей. Например, через год любимая внучка пойдет в школу. Кто же кроме меня будет водить ее через все дороги, а потом помогать делать уроки, если родители все время находятся на работе. Это, конечно, повод чтобы прожить еще несколько лет. А там может еще что-то важное появится. Так и живет человек, черпая и черпая из своей сокровищницы все новые и новые резервы. И беда нас настигает ни тогда, когда вдруг покажется дно колодца жизни. Никому еще не удавалось вычерпать его. Беда приходит, если мы отворачиваемся от своего источника. Вот тогда действительно можно умереть от жажды, стоя по горло в реке жизни.

Механизм якорения играет важную роль в межличностных отношениях. Люди часто не осознают, к какому важному результату порой приводит простое прикосновение друг к другу. Наверное, каждый наблюдал, как маленький ребенок ударившись, бежит к маме в объятия, надеясь получить облегчение. И действительно получает. Как это происходит? Родители обычно прикасаются к маленьким детям, оказывая им какую-то помощь. Например, во время кормления, меняя испачканные пеленки или одежду, неся малыша на руках, когда он устает. Или, просто, ласкают его, выражая свою любовь. Во всех этих случаях прикосновение связано с массой положительных переживаний. В результате прикосновение становится мощным позитивным якорем.

Кроме того, прикосновение, тактильные ощущения в первые годы жизни играют ведущую роль в развитии психики ребенка. Дело в том, что в этом возрасте другие познавательные процессы, такие как память, мышление еще не достаточно развиты. Они, как говорится, пока не «созрели». Поэтому освоение, познание окружающего мира идет через ощущения, этот наиболее сформировавшийся процесс к моменту рождения. Ребенок получает впечатления, на их основе развивается психика и все это сопровождается положительными переживаниями. Причем, тактильные ощущения, ощущения возникающие при движении тела, действительно играют ведущую роль в формировании психики ребенка первые годы жизни. Ведь, если тихо и темно, то слуховые и зрительные впечатления, просто, отсутствуют, но ощущения прикосновения и движения присутствуют всегда. А флагманом развития психики, как правило, является наиболее функционально и информационно загруженный канал. Вот почему прикосновение у малышей само по себе является мощным позитивным якорем.

Когда ребенок испытывает боль, внутренний дискомфорт, то прикосновение родителей, их объятия оказываются очень эффективной помощью. Они запускают множество положительных эмоциональных переживаний. В результате негативная эмоция просто «гасится», и внутреннее благополучие оказывается восстановленным.

Иногда прикосновение может сыграть с людьми злую шутку. Например, приходит жена домой расстроенная после работы. Муж успокаивает ее, обнимает за плечи. После ужина, интересного фильма, в домашнем кругу мрачные мысли уходят, неприятные переживания рассеиваются. Женщина чувствует себя замечательно, видя внимание и заботу супруга. И вот перед сном он снова обнимает ее за плечи и срабатывает негативный якорь. Настроение жены резко ухудшается, она снова в расстроенных чувствах.

Будьте осторожны с прикосновениями, когда ваши близкие в плохом настроении, испытывают дискомфорт или болезненные ощущения. Не стоит пытаться «погасить» конфликт между супругами при помощи интимной близости. Вы рискуете поставить негативный якорь и потерять куда больше, чем надеетесь приобрести. Прикасайтесь друг к другу, когда вы в хорошем расположении духа. И тогда вас, в буквальном смысле, будет притягивать ваш партнер, а вы соответственно его. В этом случае людям, просто, хорошо и комфортно, когда они рядом. И не удивительно, ведь каждый стал для другого самым настоящим позитивным якорем. Это, конечно, звучит несколько утилитарно, и, тем не менее, прием достаточно эффективен для поддержания хороших взаимоотношений.

Еще один утилитарный прием. Допустим, вам нравится, когда ваш супруг прибывает в шутливом расположении духа. Но уж больно редко это с ним случается. А как счастливы все домашние в такие моменты. Вы можете буквально приложить руки к увеличению вашего счастья. Прикоснитесь к нему в этот момент. Появится своеобразный якорь, вызывающий соответствующее состояние. В другой раз вы можете, например, попросить его рассказать какую-нибудь веселую историю и прикоснуться соответствующим образом. Ваше прикосновение позволит супругу получить доступ к шутливому расположению духа. Если он почувствует, что данное состояние сейчас будет уместно, то легко в него войдет. Вы как бы предлагаете ему вариант поведения. Люди часто и рады были бы посмеяться, да, вот беда, иной раз забывают как это делается.

Подобным якорем уместно пользоваться не чаще одного, двух раз в день. Если в момент прикосновения человек испытывает какие-то иные сильные переживания, то ваш якорь не сработает. Скорее всего, вы получите новый якорь на новое состояние. Якоря имеют особенность ослабевать по своей способности вызывать соответствующее состояние. Это происходит, если ими часто и неуместно пользоваться. Велика вероятность, что актуальное состояние человека сотрет ваш якорь. Как уже говорилось, якорь можно «накачивать» энергией соответствующего состояния, когда последнее самопроизвольно возникает.

Все знакомы с поговоркой: «Утро вечера мудренней». В нашем контексте она означает, что ночь стирает все негативные якоря. То, что «сковывало» нас вечером и мешало решить проблему, нивелируется в течение ночного сна. Это относится к якорям, сила которых невелика. Утром вариативность нашего поведения, способов реагирования обычно больше чем вечером, что и позволяет найти приемлемые решения.

В психологическую консультацию иногда обращаются семейные пары с жалобой на поселившуюся в доме скуку. Их совместная жизнь из радостной и увлекательной постепенно превратилась во что-то бледное и неинтересное. В итоге обсуждения часто выясняется, что причина всему - стереотипность поведения. Люди, просто, перестали делать что-либо новое в своих взаимоотношениях. Их жизнь вращается в кругу нескольких десятков одних и тех же форм поведения. Естественно, становится скучно.

В этом случае хороший эффект может дать возвращение супругов к своим же собственным, но забытым типам взаимоотношений. С одной стороны, они уже всем этим владеют, осталось только пользоваться. А с другой, данные формы поведения связаны с периодом, когда жизнь была интересной, многообразной и о скуке еще не было и речи. В последнем случае само поведение является якорем состояния, некогда доступного, но ныне утерянного.

Еще один способ изменений связан с конструированием новых форм совместной супружеской жизни. Люди выясняют, чтобы они могли сделать, будучи вместе, из того, что они никогда ранее не делали. Как иначе провести выходные, чем можно заняться вечером, кроме сидения у телевизора и т. д. Если супруги согласны, то можно предложить им разыграть какую-либо воображаемую ситуацию. Например, одна пара выбрала ситуацию «мы готовимся покорять Эверест». Они нашли и прочитали все, что было известно об этой вершине. Изучили необходимое снаряжение для покорения горных вершин. Научились читать карты и пользоваться необходимыми приборами. Записались в туристический клуб и тем самым обрели новый круг знакомых. В итоге супруги действительно покорили одну из заснеженных горных вершин, но, правда, ниже чем Эверест.

Воображаемая ситуация, конечно, далеко не всегда приводит к таким практическим последствиям. Например, другая пара решила разыграть подготовку к длительной совместной поездке в Англию. Они перечитали множество книг по истории страны, не пропустили ни одного из английских фильмов. С совершенно новой целью еще раз сходили в театр на спектакли по пьесам В. Шекспира и Б. Шоу. И, наконец, они достаточно уверенно стали говорить на английском. Супруг, кроме того, начал читать английских авторов в подлиннике.

Если люди выбирают ситуацию типа: «мы завели собаку» или «у нас появился котенок», то обычно в итоге животное действительно появляется в доме. Это желательно учитывать при выборе предмета увлечений. Ведь не всегда условия позволяют держать дома собаку. В этом случае можно заняться изучением жизни аквариумных рыбок или особенностями выращивания кактусов. На худой конец, если уж очень нравятся крупные животные, то можно познакомиться с жизнью африканских бегемотов. Вряд ли придет в голову идея содержать это животное в домашних условиях.

Правда, однажды был очень забавный случай с маленьким сыном в одной семье. Они все вместе разыгрывали ситуацию «мы едем в Африку». И вот как-то малыш узнал из передачи по телевизору, что есть карликовые бегемоты. Вечером он встретил родителей после работы с таким счастливым лицом, что они забеспокоились: уж не отдала ли бабушка новогодний подарок раньше времени. Дело было перед праздником. Но все оказалось оригинальнее, сын стал упрашивать их завести дома карликового бегемота. Он долго убеждал взрослых, что полтора метра в длину это совсем мало. В итоге они сошлись на покупке большой надувной игрушки.

Другой способ изменить стереотипное поведение - попросить супругов пожить некоторое время, общаясь без помощи слов. Допустим, муж стучит пальцем по запястью руки, пытаясь показать, что пора обедать. А жена бежит включать телевизор, думая, что началась очередная серия фильма. Он подходит к экрану и указывает на рекламу продуктов питания. А жена, улыбаясь, дотрагивается до своих сережек, таких же как у девушки на экране. Он стучит себя по животу, она согласно кивает, да, потолстел.

Отказ от использования слов в общении делает очевидным, что наше сообщение может пониматься по-разному. Причем партнер реагирует в сообщении на то, что созвучно его состоянию, интересам, устремлениям, наконец, его представлениям о мире. Слово это такой же знак, как и жест. В обыденном сознании существует иллюзия, будто слова всегда имеют один и тот же смысл. В действительности они, как и жесты, очень по-разному понимаются нашими партнерами. За каждым словом, обычно, стоит многообразие личностных смыслов.

Жестовая коммуникация требует пристального внимания к реакции партнера. Это разрушает распространенный стереотип общения, когда люди абсолютно не обращают внимания на то, как их поняли. В общении без слов становится очевидным, что смысл вашего сообщения заключен в реакции на него собеседника. А совсем не в ваших представлениях о том, что вы хотите сказать.

И еще одна важная особенность этой безмолвной игры. Если человек не получает нужной реакции в ответ на свое обращение, то он вынужден сделать что-то другое. Как-то по-другому изложить свое сообщение. Человек должен изменить свое собственное поведение, чтобы получить результат.

Люди умудряются повторять десятки раз одно и то же, хотя это и не приносит эффекта. Так, мама говорит малышу: «Не стучи, не стучи, не стучи». А он все стучит и стучит. Она вкладывает в свою просьбу один смысл, а ребенок - совсем другой. При этом он ей наглядно и громко демонстрирует, как понято ее высказывание. Но мама продолжает стереотипно повторять одно и то же. А ведь существует множество способов изменить поведение сына. Достаточно, например, показать за окном проезжающую машину. Да, мало ли еще как!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: